Задания для самостоятельной работы:
1) Коэффициент эластичности спроса на товары группы А равен 1, товары группы Б – 2, товары группы В – 0.
Дифференцируйте продукты по группам и присвойте следующим группам продуктов соответствующий коэффициент эластичности:
· репетиторские услуги (с понижением цены на данную услугу спрос не меняется);
· пошив вечерних платьев (с понижением цены на данную услугу спрос не меняется);
· пошив рабочей одежды на заказ (с понижением цены на единицу изделия на 10% объем спроса повышается на 20%);
· выпечка кондитерских изделий на дому (с понижением цены на единицу изделия на 10% объем спроса возрастает на 15-25%);
· шоколад (с понижением цены на 20% спрос возрастает на 20%);
· услуги СТО (с понижением цены на 10% спрос увеличивается на 10%).
Расшифруйте значения эластичности спроса и охарактеризуйте перечисленные товары (услуги) по коэффициенту эластичности:
А) товар, для которого характерен высокоэластичный спрос;
Б) товар, для которого характерен равномерно эластичный спрос;
В) товар неэластичного спроса.
Обоснуйте, в каких случаях и по какой причине спрос изменяется в зависимости от цены, а в каких случаях – не меняется. Укажите причины, например, отсутствие потребности и т.п.
2) Если бы рынок был идеальным, то спрос потребителей постепенно перераспределялся бы в пользу более конкурентоспособной компании. Однако в реальности имеют место разнообразные рефлексивные эффекты, которые искажают фактическое положение дел. В экономической литературе наиболее часто характеризуются два из них:
А) рефлексивный механизм первого уровня, сформулированный Дж. Соросом: для рынков важно не то, как есть на самом деле, а то, как люди думают.
Б) Рефлексивный механизм второго уровня, сформулированный А. Долгиным: для рынков важно не то, что люди думают, а то, куда устремляется большинство.
Раскройте сущность этих утверждений (в качестве вспомогательного материала можете использовать статью Е. Балацкого «Экономика брендов», приведенную ниже в списке литературы).
3) Маркетолог-аналитик проводит анализ конкурентоспособности товаров A, B, C по следующим критериям (параметрам качества) (табл. 5).
Параметр качества (p) | Товар A | Товар B | Товар C | Вес параметра по степени значимости (k) |
дизайн | ||||
цена | ||||
надежность | ||||
гарантийное обслуживание | ||||
Итого |
Единица измерения – баллы – 1 – низший балл, 10 – высший балл.
Распределите вес параметра по его значимости для вас как для потребителя, например, дизайн – 0,1 и т.д. В сумме весы параметров должны составить 1 или 100%.
Присвойте балльную оценку параметрам качества и рассчитайте показатель конкурентоспособности по каждому товару по формуле:
,
Где Ʃ – сумма параметров качества;
n – количество параметров;
i – товар;
p – параметр качества;
k - вес параметра
Критерии оценки
Критерии | Оценка | Зачет |
все задачи решены, сделаны выводы по каждой из задач | Отлично | Зачтено |
задачи решены верно, нет выводов по каждой из них | Хорошо | |
2 задачи из 3 предложенных решены правильно, нет выводов по решенным задачам | Удовлетворительно | |
задачи не решены | Неудовлетворительно | Не зачтено |
Закрытые тесты с одним вариантом ответа
1. Территория, на которой происходит обмен товаров и услуг, называется:
a) Размером рынка;
b) Долей рынка;
c) Сегментом рынка;
d) Нишей рынка.
Правильный ответ – a)
2. Множество продавцов и покупателей какого-либо однородного товара формируют рынок:
a) Монополистической конкуренции;
b) Чистой конкуренции;
c) Монополию;
d) Нет правильных ответов.
Правильный ответ – b)
3. Товар среднего качества по относительно доступной цене характеризуется конкурентным преимуществом:
a) По цене;
b) По качеству;
c) По дифференциации товаров;
d) Нет правильных ответов;
Правильный ответ – a)
4. Под маркетингом понимается комплекс мероприятий, призванный:
a) Выяснить потребности рынка;
b) Осуществлять поставку товаров и услуг;
c) Учитывать рентабельность деятельности;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
5. Реклама предприятия, его успехов, достоинств, которая создает в обществе образ, вызывающий доверие к самому предприятию и выпускаемым товарам, называется:
a) Фирменной рекламой;
b) Товарной рекламой;
c) Брендом;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – a)
6. Товары, величина спроса на которые может снизиться при росте доходв покупателей, называются:
a) Товарами низшей категории;
b) Нормальными товарами;
c) Товарами повседневного спроса;
d) Производственными товарами.
Правильный ответ – a)
7. Какие условия понимаются стабильными при построении кривой спроса:
a) Неизменность уровня доходов покупателей;
b) Неизменность полезности данного товара;
c) Неизменность цен на другие товары, продающиеся в то же самое время и доступные тому же кругу покупателей;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ – d)
8. Показатель реальной конкурентоспособности продукта традиционно рассматривается как отношение:
a) Качества к цене;
b) Качества к рекламе;
c) Качества и полезности;
d) Имиджа и полезности.
Правильный ответ – a)
9. Состояние рынка, характеризуемое соотношением спроса и предложения, уровнем инвестиционной и предпринимательской активности, динамикой цен, зазывается:
a) Конъюнктурой рынка;
b) Сегментом рынка;
c) Долей рынка;
d) Эластичостью спроса и предложения.
Правильный ответ – a)
10. Современная теория конкурентоспособности, нашедшая отражение в работах М. Портера, предполагает действие на рынке следующих основных факторов:
a) Соперничество между конкурирующими на рынке продавцами, стремление фирм из других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей,
b) Возможность и степень легкости появления на рынке новых конкурентов,
c) Рыночная сила в переговорном процессе, которой обладают поставщики сырья и комплектующих изделий, рыночная сила в переговорном процессе, которой обладают покупатели готовой продукции;
d) Все вышеуказанные ответы верны.
Правильный ответ
Тема 4: План производства: его место и роль в структуре бизнес-плана инвестиционного проека
Вопросы для проведения фронтального экспресс-контроля
1. Типы производства.
2. Достижимая нормальная мощность и номинальная максимальная мощность.
3. Эффект масшатаба как фактор снижения издержек на единицу продукции.
4. Классификация производственных технологий. Капиталоемкость и трудоемкость как определяющие факторы при выборе технологии производства.
5. Соответствие оборудования требованиям выбранного технологического процесса как фактор минимизации инвестиционных затрат.