Технологическая карта урока по ФГОС
Предмет: История
Класс: 5
Тема урока: Греко- персидские войны
Количество часов на изучение темы: 2 часа (14 февраля и 16 февраля)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
Выявить причины Греко- персидских войн
Формулировка плана урока и постановка учебной задачи
Сформулировать представление об основных сражениях Греко- персидских войн
Ответить на проблемный вопрос: Причины победы греков Греко- персидской войне
Итоги Греко-персидских войн и как они повлияли на дальнейшее развитие Древней Греции и Персии
Систематизация и контроль знаний.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества.
Активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Способность представить результат деятельности перед группой и классом
Способность дать устный и письменный ответ на ответ на основе систематизации знаний
Аргументация своего мнения
Аргументация учебного сотрудничества
Познавательные УУД:
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности
Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале.
Рефлексия способов и условий действий
Личностные УУД:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности
Самоопределение
Смыслообразование.
Регулятивные УУД
Принятие учебной задачи, сформированной вместе с учителем.
Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата
Составление плана и последовательности действий
Самостоятельное выделение и осознание учащимися усвоенного материала.
Оценка результатов работы
Самооценка и прогнозирование результатов
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: индивидуальная и групповая
Межпредметные связи: история, литература, география
Основные понятия, используемые (изучаемые) на занятии:
Марафон, экспансия, стратег, триера
Условия реализации урока и оборудование урока:
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/popular/edu/43_2.html (дата обращения: 12.02.2017).
Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры https://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke (Дата обращения 12.02.2017)
ТЕСТ 6. ГРЕКО - ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ https://istoriya-otvet.ru/testy-po-istorii/9-testy-po-istorii-drevnego-mira-5-klass/67-test-6-greko-persidskie-vojny-variant-2.htm
(Дата обращения 12.02.2017)
Учебная литература
Учебник Вигасин А.А.
Всеобщая история. История Древнего мира: 5 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций /А.А.Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая;
Под ред. А.А. Искандерова - М., Просвещение, 2014.
Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)
Сорокина Е.Н. Поурочные разработка по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. -М.: ВАКО, 2016- 208 С.- (В помощь школьному учителю).
Оборудование
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАБОТА В ГРУППАХ «ОСНОВНЫЕ СРАЖЕНИЯ ГРЕКО - ПЕРСИДСКИХ ВОЙН».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТАБЛИЦА ГРЕКО - ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ЛИСТОЧКИ С НЕЗАКОНЧЕННЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 КЛАСТЕР НА ТЕМУ ГРЕКО – ПЕРСИДСКИЕ - ВОЙНЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ТЕСТЫНА ТЕМУ ГРЕКО - ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ
Ход урока:
Этап урока (название, время, цель) | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |||
Предметные | УУД (универсальные учебные действия) | ||||||
I Организационный этап Цель: включение учащихся в учебную деятельность. | Проверяет готовность к уроку. Проверка отсутствующих на уроке. | Проверить свою готовность к уроку (тетрадь, ручку, учебник, дневник). | Сообщают о готовности к уроку. | - | Коммуникативные УУД: Планирование учебного сотрудничества; | ||
II Мотивационный этап Цель: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Составить 2 – 3 предложения по описанию греческих и персидских воинов на основе иллюстраций из учебника стр.161-169 | Работа с иллюстративным материалом учебника. Составляют описание греческих и персидских воинов, используя рисунки параграфов 34- 35 стр. 161-169 . | Появление у учеников первичного понимания что такое Греко- персидские войны | Регулятивные: Принятие учебной задачи, сформированной вместе с учителем. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества Личностные Формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности | ||
III Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи). Цель: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действ | Учитель организует работу с настенной картой (прикрепляется магнитами к середине учебной доски) | На какой территории возникло Персидское государство? - Основные направления завоевательных походов персов? Какие государства завоевала Персидская держава? Как звали самого могущественного персидского царя? Формулируется ПЛАН УРОКА 1 Причины Греко- персидских войн 2 Основные сражения Греко - персидских войн 3 Причины победы греков в Греко- персидской войне (проблемный вопрос) | Обучающиеся показывают на карте и дают пояснения. | Формулировка плана урока и постановка учебной задачи | Личностные УУД: Самоопределение Смыслообразование. Познавательные УУД: Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний Самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Коммуникативн ые: Активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата Составление плана и последовательности действий. | ||
IV Изучение нового материла. Решение учебной задачи (проблемного вопроса) Цель: подвести учащихся к пониманию поставленной задачи | 1 пункт плана Индивидуальная форма работы(Работа с учебником) 2 пункт плана Групповая форма работы (работа с учебником) Приложение 1 РАБОТА В ГРУППАХ «ОСНОВНЫЕ СРАЖЕНИЯ ГРЕКО - ПЕРСИДСКИХ ВОЙН». а) Инструктаж Учитель проводит деление класса на 3 группы – команды, выборы капитанов команд. Команды выбирают одно из сражений и выполняют задания(план рассказа каждой группы о выбранном с сражении + аргументация сражения как решающего в ходе греко – персидских войн) б) Деятельностный этап Помощь учителя в выполнении заданий в) Презентационный этап Корректировка ответов выступления обучающихся Оценка учителем 1. работы класса 2. работы каждой команды 3. работы капитанов команд 4. индивидуальной работы учащихся 3 пункт плана Индивидуальная форма работы: (Работа с учебником) | 1 пункт плана Выделяют причины греко-персидских войн, прослеживая по карте походы персидского войска и отмеченные места сражений а) Инструктаж Выполнение инструкций учителя обучающимися. б) Деятельностный этап - Составить развернутый план рассказа о выбранном сражении каждой команде - Привести наибольшее количество аргументов в пользу того, что выбранное каждой командой сражение сыграло решающую роль в победе над персами. в) Презентационный этап Выступление представителей от каждой группы с выполненным заданием . 3 пункт плана Сформулировать 3 причины победы греков в борьбе с персидской державой | 1 пункт плана . Выделить не менее 2 причин греко-персидских войн на основе приведенной в параграфе карты и текстов учебника. а) Инструктаж Обучающиеся делятся на 3 группы - команды выбирают капитанов команд и одно из сражений б) Деятельностный этап Команды выбирают одно из сражений, готовят о нем рассказ, убеждая класс, что именно это сражение сыграло решающую роль в победе греков над персами, стараясь привести больше доказательств в свою пользу в) Презентационный этап Выбор представителей от каждой группы с целью презентации выполненных заданий 3 пункт плана Формулируют причины победы греков над персами. | Получение полных систематических знаний по поставленной проблеме . | Познавательные УУД: Анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний; Регулятивные УУД: Самостоятельное выделение и осознание учащимися усвоенного материала. Оценка результатов работы Коммуникативные УУД: Способность представить результат деятельности перед группой и классом | ||
V Подведние итогов уроков. Осмысление нового материала. Решение проблемного задания. | Таблица Греко-персидские войны. Приложение 2 2 Итоговая беседа 3 «Опиши по рисунку» - задание в учебнике стр. 169 4 Решение проблемного вопроса: Подходит к концу наш урок и следует ответить на поставленную проблемную задачу 5 Работа с терминами 6 Самостоятельная работа (тест) 2 варианта Приложение 5 | 1 Заполнить таблицу по графам - дата - место сражения - результат Докажите, опираясь на ход битвы, что Мильтиад был опытным и талантливым полководцем.? Как личные качества спартанцев проявились в трагических событиях Фермопильской битвы? -В чем проявился героизм трехсот спартанцев и царя Леонида? 3 Бой в Саламинском проливевоенные корабли персов и греков. Как происходили в древности морское сражение? 4 В чем причины победы греков над персами? 5 Дать определение терминам: Марафон, экспансия, стратег, триера 6 Вопросы (Приложение 5) | Заполнение таблицы обучающимися Ответы обучающихся на поставленные вопросы Ответы обучающихся 4 Ответы (предполагаемые) -. Греки мужественно сражались за свою Родину. -. На время войны греческие государства объединили свои силы в борьбе с врагом. -Войско персов состояло из наемников, в любой момент они могли отказаться от выполнения боевой задачи. - Проявился незаурядный талант Фемистокла. 5 Самостоятельная работа обучающихся со словарем учебника 6 Самостояятельное выполнение заданий на оценку | Обобщение и систематизация знаний по теме греко- персидские войны. | Личностные УУД: Смыслообразование . Регулятивные УУД: Самооценка и прогнозирование результатов Коммуникативные. УУД: Способность дать устный и письменный ответ на ответ на основе систематизации знаний | ||
VI. Рефлексия Цель: закрепить полученные знания и умения. | Учитель дает задание по рефлексии Приложение 3. Листочки с незаконченными предложениями. Итак, подводим итог нашего урока. Перед вами листочки с незаконченными предложениями. Выберите 1 любое предложение и продолжите его. | "После урока мне захотелось…"; "Сегодня я узнал …"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я научился…"; "Меня удивило…" | Выполнение задания по рефлексии. Индивидуальная работа | Систематизация знаний по теме греко-персидские войны | Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Аргументация учебного сотрудничества Познавательные УУД Рефлексия способов и условий действий | ||
VII Домашнее задание Цель: обсудить и записать домашнее задание.. Опрос домашнего задания | Домашнее задание записывают в дневники. Выставление оценок Учитель с начала по желанию, затем из списка журнала вызывает учеников(2-3 человека) к доске и спрашивает основное содержание параграфов. Затем собирает теради/ листочки с выполненным письменным домашним заданием- кластером и к следующему уроку приносит проверенное домашнее задание с оценкой. | Выучить параграфы 34-35, и составить кластер по теме «Греко-персидские войны», Приложение 4 выделить в нем следующие смысловые блоки: 1. Причины войны 2. Сухопутные сражения 3. Морские сражения 4. Итоги греко-персидских войн Добросовестное выполнение домашнего задания учениками. | Запись домашнего задания в дневник Ученики отвечают устно параграф и организованно передают на стол учителя выполненное письменное домашнее задание с последних парт на первые. | Систематизация и контроль знаний. | Личностные УУД: Смыслообразование. Регулятивные УУД: Самооценка и прогнозирование результатов. | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 РАБОТА В ГРУППАХ «ОСНОВНЫЕ СРАЖЕНИЯ ГРЕКО- ПЕРСИДСКИХ ВОЙН».
1 группа- команда Марафонская битва (параграф 34, пункт 2, стр.161-164)
2 группа- команда Бой в Фермопильском ущелье (параграф 35, пункт 3, стр.166-167)
3 группа- команда Саламинское сражение (параграф 35, пункт 4, стр. 167-169)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТАБЛИЦА ГРЕКО- ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ
Источник Сорокина Е.Н. Поурочные разработка по всеобщей истории. История Древнего мира. 5 класс. -М.: ВАКО, 2016- 208 С.- (В помощь школьному учителю).
.
Дата | Место сражения | Результат |
490 г. до н. э. | Марафон | Победа греков |
480 г. до н. э. | Фермопильское ущелье | Победа персов |
480 г. до н. э. | Саламинский пролив | Победа греков |