Основание административной ответственности военнослужащих внутренних войск МВД России




Они определяются ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Дисциплинарный устав). Нормы принципиального характера по данному вопросу закреплены в ст. 2.5 КоАП РФ.

В указанных нормативных правовых актах отражены характерные черты дисциплинарной ответственности военнослужащих, относящиеся к ее основаниям, дисциплинарным взысканиям, дифференциации полномочий субъектов дисциплинарной власти по их применению, производству по дисциплинарным проступкам и исполнению дисциплинарных взысканий.

Законодательством предусмотрены два вида оснований дисциплинарной ответственности военнослужащих: дисциплинарный проступок; административное правонарушение.

 

Общим основанием дисциплинарной ответственности военнослужащих является дисциплинарный проступок. Он определяется в ст. 28.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» как противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. В этом понимании дисциплинарный проступок органично связан с воинской дисциплиной, представляющей собой важнейший основополагающий принцип военной службы. Ее смысл в строгом и точном соблюдении всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников) (п. 1 Дисциплинарного устава).

Из определения понятия дисциплинарного проступка вытекает, что его отграничение от пограничных или смежных, частично совпадающих с ним преступлений и административных правонарушений обязательно предполагает выявление их специфических признаков, закрепленных законодательством. При этом имеются в виду такие административные правонарушения, которые сами по себе законом не признаются основанием дисциплинарной ответственности военнослужащих.

Административные правонарушения, влекущие ответственность военнослужащих, в ст. 2.5 КоАП РФ подразделены на две группы. К первой группе отнесены административные правонарушения, за совершение которых военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. В КоАП РФ субъекты таких административных правонарушений определены в общей форме, но их виды не конкретизированы. Они должны быть обозначены в федеральных законах и иных нормативных правовых актах. регламентирующих прохождение военной службы военнослужащими и их статус.

Ко второй группе отнесены административные правонарушения (по установленному перечню), за совершение которых военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, например, за административные правонарушения. предусмотренные главами 12, 15. 16 и т.д. КоАП РФ.

Среди оснований дисциплинарной ответственности выделяются грубые дисциплинарные проступки. К ним относятся: нарушение установленных правил взаимоотношений между военнослужащими; самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (за исключением офицеров); неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или лечебного учреждения; отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени; уклонение от обязанности военной службы: нарушение правил: несения боевого дежурства (боевой службы), пограничной службы, караульной службы, внутренней службы, патрулирования в гарнизоне, несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности; умышленное уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование имущества или использование военного имущества; нарушение правил обращения с оружием, взрывчатыми веществами и предметами, представляющими повышенную опасность; нарушение правил пользования транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия; административное правонарушение, за которое военнослужащий в соответствии с КоАП РФ песет дисциплинарную ответственность, и др. (ст. 28.2).

Дисциплинарный арест является крайней мерой дисциплинарного воздействия. Заключается в содержании военнослужащего в условиях изоляции на гарнизонной либо войсковой (корабельной) гауптвахте. Применяется к военнослужащему лишь в исключительных случаях и только за совершенный им грубый дисциплинарный проступок. Назначается на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение, то дисциплинарный арест может быть применен только в том случае, когда за такое административное правонарушение КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста. В этом случае срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение КоАП РФ. Дисциплинарный арест за грубый дисциплинарный проступок, совершенный в период отбывания дисциплинарного ареста, назначается путем частичного или полного сложения сроков ареста, но не должен превышать 45 суток. Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда.

Существенной особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является необычная, достаточно обширная, сочетаемая с особенностями их статуса система дисциплинарных взысканий. К ним относятся: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; дисциплинарный арест.

Характерным для дисциплинарной ответственности военнослужащих является то, что полномочия субъектов дисциплинарной власти четко определены в том, какие именно дисциплинарные взыскания может налагать тот или иной субъект к военнослужащим в зависимости от их воинских званий, а в отношении офицеров — их принадлежности к соответствующим составам. Учитывается также прохождение военной службы по призыву или по контракту. Например, на солдат и матросов могут налагаться взыскания: выговор; строгий выговор, лишение солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля; лишение нагрудного знака отличника; досрочное увольнение в запас солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту.

На высших офицеров: выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в должности. Хотя установлен запрет на соединение одного взыскания с другим за один и тот же проступок, тем не менее, признаваемое одним взысканием снижение в воинском звании на одну ступень с переводом на низшую должность сочетает в себе два, выделяемых в качестве самостоятельных, взыскания.

Командир дивизии, командир корпуса (эскадры), командующий армией (флотилией), командующий войсками округа, фронта, группой войск, флотом в отношении подчиненных им солдат, матросов, сержантов и старшин пользуются правом налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Важной чертой дисциплинарной ответственности военнослужащих выступает также порядок приведения в исполнение дисциплинарных взысканий, установленный применительно к каждому виду.

В соответствии со ст. 47 ДУ ВС РФ военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. От степени вины зависит вид налагаемого на правонарушителя дисциплинарного взыскания (ст. 50 ДУ ВС РФ).

Военнослужащий, который привлекается к дисциплинарной ответственности, вправе давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка – с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всœеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также вправе участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

Исходя из конституционного принципа презумпции невиновности военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности такого военнослужащего толкуются в его пользу, что соответствует положению ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации. То, что доказано сомнительно, небесспорно, недостоверно, не должна быть истолковано во вред военнослужащему, привлекаемому к дисциплинарной ответственности.

Обязанность доказывания факта нарушения военнослужащим воинской дисциплины, за ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ последний привлекается к дисциплинарной ответственности, лежит на его командире (начальнике). Запрещается перелагать обязанность доказывания на военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, т. е. требовать от него представления и поиска доказательств в обоснование выдвигаемых им версий, тех или иных положений под угрозой нежелательных для него последствий.

Довольно часто на практике деятельность многих командиров (начальников) по поддержанию воинской дисциплины со стороны вышестоящего командования оценивается по количеству правонарушений в подчиненной им воинской части (подразделении), что является противоправным. Здесь крайне важно учитывать, что исходя из статьи 8 ДУ ВС РФ командир (начальник) не несет дисциплинарной ответственности за правонарушения, совершенные его подчиненными, за исключением случаев, когда он скрыл правонарушение или не принял необходимых мер в пределах своих полномочий по предупреждению правонарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

Военнослужащий не должна быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности, т. е. одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в т.ч. в случае отказа в возбуждении в отношении его уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действии (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Обстоятельствами, исключающими дисциплинарную ответственность военнослужащего, называются обстоятельства, при наличии которых деяния указанных лиц, внешне подпадающие под признаки воинского дисциплинарного проступка, но совершенные для защиты правоохраняемых интересов и интересов военной службы, не образуют воинского дисциплинарного проступка.

К обстоятельствам, исключающим дисциплинарную ответственность, ст. 28.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» относит˸

– исполнение обязательного для военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, приказа или распоряжения командира;

– необходимую оборону;

– причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;

– крайнюю крайне важность;

– обоснованный риск для достижения общественно полезной цели;

– физическое или психическое принуждение.

Указанные обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность, не содержат состава дисциплинарного проступка, поскольку являются общественно полезными и правомерными, поощряются общественной моралью, а причиненный при таких обстоятельствах вред компенсируется социально оправданными последствиями совершенного деяния. Действуя при указанных обстоятельствах, военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, преследует общественно полезные цели, выполняет моральный долг перед обществом. Законодательное закрепление обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность, признание действий, совершенных при этих обстоятельствах, правомерными стимулирует участие военнослужащих в борьбе с правонарушениями и способствует их уважению к законам.

Не допускается привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности в ряде случаев. К ним относятся˸

– отсутствие события воинского дисциплинарного проступка;

– отсутствие состава воинского дисциплинарного проступка;

– совершение воинского дисциплинарного проступка вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики;

– повторное привлечение за один и тот же воинский дисциплинарный проступок;

– истечение срока давности совершения воинского дисциплинарного проступка;

– отмена или признание утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ военнослужащим было нарушено;

– исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с его увольнением с военной службы (отчисление гражданина, призванного на военные сборы, с военных сборов или окончание военных сборов).

Как указал Верховный Суд Российской Федерации, привлечение военнослужащего к административной ответственности исключает его дисциплинарную ответственность за это же административное правонарушение, за ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он уже понес соответствующее наказание.

При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительность определяется исходя из последствий нарушения воинской дисциплины˸ незначительный размер ущерба или вреда. Законодательство не содержит их перечня или указаний на признаки, позволяющие судить о малозначительности дисциплинарных проступков. Очевидно, это такие нарушения воинской дисциплины, которые не представляют большого общественного вреда и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба государственным, общественным интересам либо непосредственно гражданам, а также интересам военной службы.

Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. Применять дисциплинарные взыскания могут только прямые начальники, а также начальник гарнизона и военный комендант гарнизона – в предусмотренных ст. ст. 75 – 79 ДУ ВС РФ случаях (за исключением дисциплинарного ареста͵ который применяется только судьей гарнизонного военного суда).

Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, перечислены в п. 2 ст. 28.4 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и зависят от установленной государством меры ответственности за дисциплинарный проступок. К ним относятся˸

– выговор;

– строгий выговор;

– лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;

– лишение нагрудного знака отличника;

– предупреждение о неполном служебном соответствии;

– снижение в воинской должности;

– снижение в воинском звании на одну ступень;

– снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;

– досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;

– отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования;

– отчисление с военных сборов;

– дисциплинарный арест.

Вышеприведенный перечень является исчерпывающим, а дисциплинарные взыскания в нем приведены в порядке возрастания степени строгости˸ от выговора – наименее строгого дисциплинарного взыскания до дисциплинарного ареста – наиболее строгого.

Дисциплинарные взыскания бывают подразделœены на две следующие группы˸ а) дисциплинарные взыскания, приведение в исполнение которых не требует совершения каких-либо дополнительных, кроме самого наложения взысканий, т. е. выражения принятого решения (его объявления), действий; б) дисциплинарные взыскания, приведение в исполнение которых требует совершения каких-либо дополнительных, кроме самого наложения взысканий, действий.

Применение дисциплинарных взысканий, указанных в первом случае, сводится, по существу, к объявлению взысканий, т. е. применение их совпадает по содержанию совершаемых при этом действий с наложением взысканий. К ним относятся выговор и строгий выговор.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания должна быть выражено (объявлено) в устной или в письменной форме (в письменном приказе, в предписании).

Учитывая зависимость оттого, оглашается принятое решение о наложении дисциплинарного взыскания или нет, дисциплинарные взыскания бывают подразделены на две следующие группы:

а) дисциплинарные взыскания, объявляемые лично виновному;

б) дисциплинарные взыскания, объявляемые виновному в присутствии других военнослужащих (относящихся к названным в ДУ ВС РФ составам военнослужащих).

Право выбора одного из двух указанных способов объявления о наложенном дисциплинарном взыскании принадлежит, как правило, командиру (начальнику), который объявляет о наложенном взыскании. При этом, он должен учитывать, прежде всœего, предусмотренные ДУ ВС РФ правила объявления взысканий, а также степень общественной опасности проступка и личные качества виновного. Действующими нормативными правовыми актами не запрещено наложение более строгих дисциплинарных взысканий, минуя более мягкие.

Дисциплинарные взыскания исходя из состава действий, которыми взыскания приводятся в исполнение (реализуются), и длительности срока, в течение которого они приводятся в исполнение, бывают классифицированы на следующие группы:

а) дисциплинарные взыскания, приводимые в исполнение однократным действием (к примеру, лишение нагрудного знака отличника);

б) дисциплинарные взыскания, приводимые в исполнение в течение предусмотренного в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» или ДУ ВС РФ срока путем совершения совокупности определенных действий (к примеру, дисциплинарный арест).

Дисциплинарные взыскания по характеру неблагоприятных социально-правовых последствий их применения для виновных бывают классифицированы на следующие группы:

а) дисциплинарные взыскания, применение которых влечет неблагоприятные последствия морального характера (к примеру, выговор, строгий выговор, лишение нагрудного знака отличника);

б) дисциплинарные взыскания, применение которых влечет ограничение некоторых прав, предоставляемых военнослужащим (к примеру, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег);

в) дисциплинарные взыскания, применение которых влечет для виновного ограничение нематериальных благ (к примеру, ограничение свободы при применении дисциплинарного ареста);

г) дисциплинарные взыскания, применение которых неблагоприятно отражается (или может отразиться) непосредственно на условиях и порядке прохождения виновным военной службы (к примеру, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; отчисление с военных сборов; снижение в воинском звании, снижение в должности, предупреждение о неполном служебном соответствии).

Применение дисциплинарных взысканий дифференцировано по составам военнослужащих и формам прохождения ими военной службы (по призыву или по контракту), что позволяет обеспечить возможность индивидуального подхода при определении наказания, применяемого к конкретному военнослужащему. Следующие дисциплинарные взыскания могут применяться:

– лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег и лишение нагрудного знака отличника – к солдату, матросу, сержанту или старшине, проходящему военную службу по призыву;

– предупреждение о неполном служебном соответствии – к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту на воинской должности (должности), и гражданину, призванному на военные сборы;

– снижение в воинском звании на одну ступень и снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности – к солдату, матросу, сержанту или старшине и гражданину, призванному на военные сборы в качестве солдата͵ матроса, сержанта или старшины;

– досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта – к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за исключением высших офицеров и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования;

– отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования – к курсанту военного образовательного учреждения профессионального образования;

– отчисление с военных сборов – к гражданину, призванному на военные сборы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: