Русское музыкальное искусство Средневековья




Музыка эпохи Средневековья

Музыкальное искусство Средневековья развивалось более 1000 лет. Это напряженный и противоречивый этап эволюции музыкального мышления - от монодии (одноголосия) к сложнейшей полифонии. В эпоху Средневековья усовершенствовались многие европейские музыкальные инструменты, сформировались жанры как церковной, так и светской музыки, сложились известные музыкальные школы Европы: нидерландская, французская, немецкая, итальянская, испанская и т.д.

В Средние века было два основных направления в развитии музыки: церковная музыка и светская, развлекательная. При этом светская музыка порицалась религией, считалась "дьявольским наваждением".

 

Церковная музыка

Церковной музыке принадлежит важная роль в истории европейского музыкального искусства: вплоть до 17 в. церковь оставалась главным центром муз. профессионализма. В рамках церковной культуры были созданы величайшие художественные ценности, формировались важнейшие музыкальные жанры, с церковью связано развитие теории музыки, нотописи, педагогики. Для истории европейской культуры очень важен процесс взаимодействия церк. и светского искусства, взаимовлияние и взаимообогащение параллельно развивающихся церк. и светских жанров

В эпохе Средневековья выделяют несколько отдельных периодов. Музыка раннего Средневековья, с 457 г.н.э. до 800-х гг.н.э., носит чаще всего исключительно религиозный характер.

Церковная музыка Раннего Средневековья представлена следующими жанрами:

 

· Григорианский хорал - одноголосное религиозное песнопение на латыни, четко регламентированное, исполнялся хором, некоторые разделы – солистом.
В Раннесредневековье литературное Григорианское пение считалось певческим стилем римского происхождения и определялось как «римское пение» (cantus romanus или cantilena romana). Как жанр, григорианский хорал сложился в результате переработки и отбора церковных напевов местной католической церковью, в частности папой Григорием I, прозванным Великим. Согласно преданию, он составил круг строго канонизированных песнопений, распределённых в пределах церковного года; Название было присвоено католическим богослужебным песнопениям через 300 лет после смерти Григория I.

Основным источником текстов григорианского пения служила Библия. Григорианское пение является строго одноголосным, независимо от того, исполняется ли песнопение одним певцом или хором. Одноголосие не только способствовало лучшему восприятию текста, но и символизировало полное единение чувствований и помыслов верующих.

В соответствии с предписанием о недопущении женщин к участию в богослужебном пении хорал исполнялся только мужчинами.

*Хорал – церковное хоровое пение.

· Антифон (от греч. antiponos - звучащий в ответ, вторящий) - песнопение, исполняемое поочерёдно двумя хорами или солистом и хором.

По происхождению антифон связан с древнегреческой трагедией, в которой хор в большинстве случаев делился на два полухория. Распространившись сначала в Италии, антифон вскоре стал одним из важнейших типов раннехристианских песнопений в европейских странах. Обычно чередовались мужской и детский хоры, позднее, в католической церкви - пение священника, части хора и целого хора.

· Респонсорий (позднелат. responsorium, от лат. respondeo — отвечаю)

В католическом богослужении повторяющаяся строфа (рефрен), которую община поет в ответ на строфу, исполненную солистом (священником), а также обозначение самого песнопения, складывавшегося из чередования реплик солиста и хора. Таким образом, респонсорий родствен антифону, где чередуются два хора или две части хора.

Респонсорий применялся в христианском богослужении с древнейших времен.

· Литургическая драма - первоначально пасхальное или рождественское богослужение 9-13 веков, где григорианские хоралы чередовались с неканонизированными мелодиями-тропами. Литургии исполнялись хором, партии персонажей - солистами. Л. Д. получила широкое распространение в Германии, Англии и Франции. Отд. сцены стали объединяться, разрастаться и постепенно сформировались в большие представления - рождественские и пасхальные циклы. Тенденция к демократизации Л. д., проникновение в неё мирского начала противоречили общему характеру литургич. службы и политике духовенства. Указом папы римского Иннокентия III (1210) представления в церквах были запрещены. Л. д. стали разыгрываться на паперти, перед храмом (полулитургическая драма), а затем (12-13 вв.) и на гор. площадях. Л. д. становится всё более светским представлением, а связь её с католич. обрядом - условной. В 12 в. это уже пышное представление с богатыми декорациями, костюмами. Содержание его - не собственно библейские тексты, а свободная их интерпретация. Появление таких литургич. и полулитургич. драм даёт право считать Л. д. одним из важных факторов зарождения нового жанра драматического искусства – мистерии.

* Литургия (греч. leitoyrgia, от leitos - общественный, всенародный и ergon - дело, обязанность) - важнейшее богослужение православной церкви, соответствующее мессе в католической и протестантской церкви.

*тропы - вставки в канонизированные напевы.

· Мистерия(от греч. mystnrion — таинство, тайна) - драматическое представление на религиозные сюжеты, жанр западно-европейской средневековой религиозной драмы 14-16 вв. Сформировался на основе литургической драмы, со временем переместившейся из церкви на городскую площадь. Развитие жанра связано с расцветом средневековых городов в 14-15 вв. Мистерии были составной частью городских празднеств. Исполнителями обычно были горожане, ремесленники. Тематика и содержание мистерий отражали характерную для того времени борьбу религиозного и мирского начал. Библейские и евангельские сюжеты сочетались в них с реалистичными, шуточными, иногда и натуралистическими сценами, религиозная мистика - с житейским реализмом, набожность - с богохульством. Эпизоды из Библии и Евангелия перемежались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми сценками.

Постепенно развлекательность, красочность представления стали превалировать над его религиозным содержанием. Комическое начало в мистериях, их пародийность (часто высмеивалось духовенство), демократизм вызвали недовольство со стороны церковных и светских властей, особенно во времена Реформации. Против мистерий как религиозного жанра выступали и деятели гуманистического движения. К середине 16в. мистерии были запрещены почти во всех странах Западной Европы.

 

Вплоть до 9 в. церковное пение было одноголосным. В 768 г.н.э. на французский престол взошел Карл Первый (Великий), ознаменовав начало новой вехи в европейской истории в целом и музыки в частности. Христианская церковь взялась за унификацию существующих на тот момент направлений григорианского пения и создание единых норм литургии.

В 9-11 вв. появляется новый, двухголосный тип пения - органум.

 

· Органум (от греч. organon — инструмент, орудие) – Общее название ранних видов европейского многоголосия (кон. 9 - сер. 13 вв.). Первоначально органумом назывался только сопровождающий голос, позднее термин стал обозначением типа многоголосия. В широком смысле к органуму относят всё раннее средневековое многоголосие; в узком - начальные, строгие его формы (параллельное движение квартами и квинтами, также с добавлением их октавных расширений). Первые образцы письменно зафиксированного органума обнаружены на территории Франции.

 

В 12-13 вв. развивается трех- и четырехголосное пение, появляется дискант, рондель, гокет и др. типы.

 

· Дискант (позднелат. discantus, от лат. dis- — приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus — пение) - Новая форма многоголосия в средневековой профессиональной музыке, возникшая примерно в 12 в. во Франции. Получила наименование по названию верхнего голоса, сопровождавшего основную мелодию (григорианский напев) в противоположном движении.

· Рондель - многоголосный жанр зрелого и позднего Средневековья, опирался на авторскую мелодию (в отличие от канонизированного хорала), которая исполнялась в импровизационной манере солистами, вступавшими по очереди (ранняя форма канона)

*Рондо (итал. rondo, франц. rondeau, от rond — круг) - форма на основе повторяющегося рефрена.

· Гоке́т (hoketus, hoquetus, hochetus — латинизированные формы франц. hoquet —икота) - техника многоголосной композиции. Суть техники состоит в том, что мелодическая линия рассекается на отдельные звуки или группы звуков, которые распределяются по разным голосам или инструментам, отчего исполнение становится прерывистым, как бы заикающимся.

 

На основе многоголосия в 13-14 вв. развиваются крупные хоровые церковные жанры - мотет и месса.

 

· Месса (франц. messe, от позднелат. missa, от лат. mitto — посылаю, отпускаю; итал. messa, нем. Messe, англ. mass) - хоровое музыкальное произведение, предназначенное для литургии. Общей музыкальной основой мессы в средние века служил григорианский хорал. Сначала месса была одноголосной, но в 14 веке появляются многоголосные обработки отдельных частей.

Mесса как богослужение совершается на латинском языке. Символический смысл мессы связан с обрядом "превращения хлеба и вина в тело и кровь Иисуса". Разделы мессы, в которые входят молитвы - читаются, разделы с песнопениями поются соло и хором. Песнопения в мессе делятся на ординарий (постоянные части) и проприй (части, изменяемые в зависимости от литургического времени или праздника).

 

К ординариуму относятся:

1) Kyrie eleison (Господи, помилуй) – одна из древнейших молитв, известная еще в дохристианскую эпоху. Неоднократно встречается в Ветхом Завете.
2) Gloria (Gloria in excelsis Deo - Слава в вышних богу)
3) Credo (Credo in unum Deum - Верую во единого бога)
4) Sanctus (Sanctus dominus Deus Sabaoth - Свят господь бог Саваоф) и Benedictus (Benedictus qui venit in nomine Domini - Благословен грядущий во имя бога)
5) Agnus Dei (Agnus Dei, qui tollis peccata mundi - Агнец божий, взявший на себя грехи мира).

 

К проприуму относятя:

1) Интроит (introitus - букв. вступление, вход) - антифон, исполняющийся в то время, когда священник идёт к алтарю, т.е. входной антифон.
2) Градуал (позднелат. graduale, от лат. gradus – ступень) – ответный псалом со стихом перед Евангелием. Является респонсорием.
3) Alleluja (греч. alliloyyia от др.-евр. Халлелуйя - хвалите бога) – так же респонсорий, напев восторженного, ликующего характера, со свободным мелизматическим распеванием гласных, исполняемый на слог «А».

Временами вместо этого песнопения вводится Тракт (лат. tractus – непрерывный) – псалом, исполняемый солистом в периоды покаяния и скорби.

4) Офферторий (позднелат. offertorium, от лат. offero – подношу) – антифон, песнопение на приготовление даров (пресуществление хлеба и вина).

5) Коммунио (communio - букв. соучастие, общность) – причастный антифон, песнопение, исполняемое во время причастия*.

*Евхаристия (греч. — благодарение, от εὖ — добро, благо и χάρις — почитание, честь) - Таинство, в котором верующему под видом хлеба и вина преподается истинное Тело и истинная Кровь Господа.

*Среди великих композиторов 15–17 вв., писавших мессы – Гийом Дюфаи, Жоскен де Пре, Джованни Палестрина и Томас Луис де Виктория. В 18 в., во времена Баха, Моцарта и Гайдна, на музыку мессы сильное влияние оказывала опера, в структуру музыкальных номеров вводились развернутые сольные части, добавлялись новые разделы. Подобные монументальные мессы и реквиемы есть у Бетховена, Шуберта, Берлиоза, Дворжака, Верди и Форе (19 в.), у Пуленка, Кодаи и Стравинского (20 в.).

 

В эпоху Возрождения месса являлась наиболее крупным и монументальным жанром муз. искусства. Виднейшие композиторы различных национальных школ - английской, нидерландской, римской, венецианской, испанской - создавали в огромном количестве мессы для хора a cappella, где средствами полифонии "строгого стиля" с использованием приёмов имитации выражали глубочайший мир человеческих переживаний – скорбно - лирических, экспрессивно-драматических, ликующе-восторженных, возвышенно-созерцательных. Таким образом, музыка месс по содержанию оказалась шире их канонического литургического текста.

 

На рубеже 17 в., с развитием профессиональной светской музыки месса уступила ведущее положение опере, но продолжала существовать наряду с ней.

Многие композиторы 18 в. в различных странах обращались к жанру мессы. Возникали новые разновидности жанра, например, коронационная, торжественная, заупокойная - траурная месса (реквием).

Одним из величайших созданий в жанре торжественной М. является месса h-moll И. С. Баха (1733) – произведение глубокого философско-этического содержания и непревзойдённого полифонического мастерства.

 

· Мотет (франц. motet, от mot — слово; лат. motetus; англ. motet, итал. motetto, нем. Motette) - жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции, с 13 в. по сер. 16 в. оставался важнейшим жанром западно-европейской духовной и светской многоголосной музыки. Первоначально мотет был близок к органуму; он представлял собой двухголосное муз. произведение, в котором мелодия григорианского хорала полифонически соединялась с другими мелодическими линиями. В период Средневековья мотеты были, как правило, многотекстовыми, т.е. в разных партиях звучали разные тексты, как церковные, так и светские, случалось даже – на разных языках.

 

В отличие от средневекового, ренессансный мотет писали только на церковный текст, единый для данного произведения. Однако и в этой форме сохранялась неодновременность произнесения слов в разных голосах – чаще всего это являлось результатом широкого применения имитаций, подобная особенность стала характерным признаком жанра мотета.

В эпоху барокко, когда большое распространение получают инструментальные жанры, роль мотета переходит к кантате, т.е. к вокально-инструментальной форме, но и чисто вокальный мотет продолжает свое существование. История мотета насчитывает около семи веков, и в области западной церковной музыки этот жанр уступает по значению только мессе.

*Образцы мотетов можно найти в сочинениях Перотина, Гийома де Машо, Гийома Дюфаи, Якоба Обрехта, И.С.Баха, В.А.Моцарта, Ф.Мендельсона, И.Брамса и др.

 

Светская музыка

Светская музыка Средневековья была, в основном, музыкой бродячих музыкантов и отличалась свободой, индивидуализированностью и эмоциональностью. Также светская музыка была частью куртуазной, рыцарской культуры феодалов. Поскольку кодекс предписывал рыцарю изысканные манеры, щедрость, великодушие, обязанности служить Прекрасной Даме, эти стороны не могли не найти своего отражения в песнях трубадуров и миннезингеров.

Исполняли светскую музыку мимы, жонглеры, трубадуры или труверы, менестрели (во Франции), миннезингеры, шпильманы (в германских странах), хоглары (в Испании), скоморохи (на Руси).

Трубадуры (французское troubadours, от окс. trobar — слагать стихи) или, как их еще часто называют, менестрели — это поэты и певцы 11-13 веков эпохи Средневековья, расцвет их творчества приходится на 12 век. Искусство трубадуров возникло в южной части Франции, его главным центром была область Прованс. Трубадуры были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Они были преследуемы за критику церкви. Конец их искусству положил альбигойский крестовый поход в 1209-1229 годах.
Искусству трубадуров было родственно творчество труверов. Появившись в южных областях Франции при тех же исторических условиях, что и музыка трубадуров, лирические произведения труверов имели много общего с ней. Более того, труверы находились под прямым и очень сильным влиянием поэзии трубадуров, что было обусловленно интенсивным литературным обменом.

*Адам де ла Аль - известный французский трувер. Из произведения Адама де ла Аля до наших дней дошли тридцать шесть одноголосных песен, более восемнадцати jeux partis (так назывались песни-диалоги с куртуазным содержанием), шестнадцать рондó и пять политекстовых мотетов.

 

Благодаря тому, что музыка была одной из наук и преподавалась в Университетах, феодалы и знатные люди, получившие образование, могли применять свои знания и в искусстве. Таким образом, музыка развивалась и в придворной среде. В противовес христианскому аскетизму, рыцарская музыка воспевала чувственную любовь и идеал Прекрасной Дамы. *Среди знати как музыканты были известны: граф Пуатье, герцог Аквитании, Жан Бриенский – король Иерусалима, Пьер Моклэр – герцог Бретани, Тибо Шампанский – король Наварры.

 

 

Основные черты и особенности светской музыки Средневековья:

1) опирается на фольклор, в отличи от церковной исполняется не на латыни, а на родных языках и диалектах.

2) среди бродячих артистов нотация не используется, музыка является устной традицией (позднее в придворной среде развивается музыкальная письменность).

3) основная тема - образ человека во всем многообразии его земной жизни, идеализированная чувственная любовь.

4) одноголосие - как способ выражения индивидуальных чувств в стихотворно-песенной форме.

5) вокально-инструментальное исполнение, роль инструментов еще не очень высока, инструментальными были, в основном, вступления, интермедии и коды.

6) Разнообразная мелодика, но канонизировання ритмика, - в этом сказывалось влияние церковной музыки. Имелось 6 разновидностей ритма (ритмических модусов), и каждый из них имел строго образное содержание.

Труверы, трубадуры и миннезингеры, играющие куртуазную рыцарскую музыку, создали свои оригинальные жанры:

· "Ткацкие" и "майские" песни – романсы.

· Рондо - форма на основе повторяющегося рефрена.

· Баллада - текстомузыкальная песенная форма.

· Виреле - старофранцузская стихотворная форма с трёхстрочной строфой (третья строка укорочена), одинаковой рифмовкой и с припевом.

· Героический эпос ("Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелунгах").

· Песни крестоносцев (песни Палестины).

· Канцона (у миннезингеров назывались - альба) - любовная, лирическая песня.

Благодаря развитию городской культуры в 10 - 11 вв. светское искусство стало развиваться активней. Странствующие музыканты все чаще выбирают оседлый стиль жизнь, заселяют целые городские кварталы.

В 12 - 13 вв. бродячие музыканты возвращаются к духовной тематике. Исполнение на местном языке и огромная популярность этих исполнителей позволила им принимать участие в духовных представлениях в соборах Страсбурга, Руана, Реймса. Камбре. Со временем некоторые странствующие музыканты получили право на организацию спектаклей в замках знати и при дворах Франции, Англии, Сицилии и других стран.

В это же время среди бродячих музыкантов появляются беглые монахи, странствующие школяры, выходцы из низших слоев духовенства – ваганты и голиарды.

Оседлые музыканты образуют в средневековых городах целые музыкальные цеха - "Братство святого Жюльена" (Париж, 1321 г.), "Братство святого Николая" (Вена, 1288 г.). Целями этих объединений были защита прав музыкантов, сохранение и передача профессиональных традиций.

В 13-16 вв. формируются новые жанры, которые далее развиваются уже в эпоху Ars Nova*:

· Мотет (от франц. – «слово») - многоголосный жанр, отличается мелодическим несходством голосов, интонировавших одновременно разные тексты, иногда даже на разных языках, мог быть как светского содержания, так и духовного.

· Мадригал (от итал. – «песня на родном языке», т.е. итальянском) - любовно-лирические, пасторальные песни.

· Качча (от итал. – «охота») - вокальная пьеса на тему охоты.

* Арс Нова (лат. ars nova — новая техника, новое искусство) — период в истории западноевропейской — главным образом, французской и итальянской — музыки. Приблизительно совпадает с XIV веком.

Русское музыкальное искусство Средневековья

Эпохой древнерусского музыкального искусства принято называть исторически очень большой отрезок времени, охватывающий более восьми столетий, с момента возникновения Русского государства (IX в.) до петровских реформ (конец XVII в.).

Она подразделяется на несколько этапов, которые совпадают с общеисторической классификацией: а) Киевская Русь, б) Новгород и другие города в борьбе с монголо-татарским нашествием, в)централизация феодальных княжеств вокруг Москвы. Каждый из этапов имеет свои ярко выраженные особенности музыкальной культуры. Вместе с тем они объединены принципиально общими чертами.

Развитие русского музыкального искусства до XVII в. происходило в двух противостоящих друг другу областях — народной и церковной музыки.

 

 

НАРОДНАЯ МУЗЫКА

К числу древнейших видов народного искусства принадлежали обрядовые и трудовые песни. Практически все события жизни человека — рождение, детские игры, свадьба, проводы зимы, весенний сев, сбор урожая и т. д. — сопровождались пением и плясками. В народной среде выделился слой профессиональных музыкантов — скоморохов, которые ходили от одной деревни к другой, пели, играли на музыкальных инструментах, устраивали представления. Иногда они нанимались на службу к какому-нибудь князю, иногда в своих путешествиях становились также и купцами. Так, например, к числу первых принадлежал киевский сказитель Боян, воспетый в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» и одноименной опере М. И. Глинки. Фигура этого легендарного сказителя встает перед нами и во вступительных строках «Слова о полку Игореве» — замечательного памятника древнерусской литературы XII в.:

Из скоморохов-купцов выделялся новгородский гусляр Садко, послуживший прообразом главного героя оперы Н. А. Римского-Корсакова. Уже в наши дни археологи при раскопках в Новгороде нашли множество музыкальных инструментов, принадлежавших когда-то скоморохам. Среди них есть духовые — свистулька, сопель, дуда, труба, рог, а также один из предшественников народной скрипки — гудок.

 

Русская народная музыка, как хоровая, так и инструментальная, в те времена не записывалась, она передавалась по традиции от поколения к поколению. Русское культовое пение записывалось особыми знаками, получившими название знамен, из которых самыми распространенными были крюки. Поэтому древние музыкальные рукописи называют знаменными или крюковыми. Их расшифровка составляет одну из сложных и увлекательных задач современной науки. Крюковые рукописи XI—XVI в большинстве своем еще не расшифрованы. В начале XVII в. были введены в практику киноварные пометы — специальные значки, выполненные красной краской; они дают возможность сравнительно точно переводить напевы этой эпохи на современную нам систему нотной записи.

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

 

Музыка православных народов Востока (преимущественно греков) и славян, в отличие от католической и протестантской, была исключительно вокальной. Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены.

Исключение составляло только искусство игры на колоколах, получившее развитие в разнообразных формах простого звона, перезвона, трезвона и т. д. Колокола среднего и большого размера часто получали собственные имена: из них особенно известны «Царь-колокол» (Московский Кремль), «Сысой», «Лебедь», «Баран» (Ростовский Кремль).

Круг русских церковных песнопений заимствован из Византии в 10 в. вместе с принятием христианства по византийскому образцу. Византийское влияние определило характер развития русской церковной музыки на первом этапе; в дальнейшем ведущее значение в ней приобрели художественные принципы русской культуры. Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Тексты песнопений записывали на церковно-славянском языке.

Церковная музыка входила во все виды православного богослужения. Церковное пение служило образцом высшего профессионализма, воплощалось в самых различных формах в практической и теоретической системе, которая получила название «система осмогласия», т. е. чередования групп напевов по периодам в восемь недель. Древнерусские песнопения — стихиры, тропари, кондаки — по вдохновению, профессионализму исполнения и силе художественного выражения не уступают ансамблям древнерусского зодчества, фрескам Феофана Грека и Андрея Рублёва.

 

ХОРОВАЯ МУЗЫКА XVII в.

 

Высокого уровня достигла музыкальная, особенно хоровая, культура нашей страны в XVII в. Наряду с развитием традиционных видов музыкального искусства в это время в России бурно протекает процесс замены старых форм и жанров новыми. Обязательное дотоле одноголосие уступает место многоголосным сочинениям. Нотная запись вытесняет крюковую и возникает стиль «партесного пения» (пение по нотам кантов и хоровых концертов). Последние представляли собой важную переходную ступень от церковной к профессиональной светской музыке.

Содержание кантов было самым разнообразным: раздумья о жизни и смерти, картины природы, восхваление выдающихся исторических личностей, выражение различных человеческих чувств — любви, скорби, торжества и т. п. Пели их маленьким вокальным ансамблем на три голоса, причем в областях близ Москвы обычно без инструментального сопровождения, а на Украине и в Белоруссии такое пение сопровождалось часто игрой на бандуре, колесной лире, скрипке и других инструментах.

 

Самой сложной формой русского музыкального искусства XVII в. считается «духовный концерт для хора». Слово «концерт» обозначает «соревнование», или на языке той эпохи — «борение». Иногда из общего числа певчих выделялся ансамбль солистов, которые пели попеременно с большим хором. В других случаях одна хоровая партия как бы вступала в спор с какой-либо другой — альты с дискантами, тенора с басами или же высокие детские голоса с низкими мужскими (вариантов противопоставления было очень много). Но чаще всего композиторы той поры сочиняли концерты, в которых состязались несколько хоров между собой.

 

При исполнении концертов певчие обычно выстраивались похорно в каком-либо помещении (дворцовом зале, храме) или на открытом воздухе; один хор на небольшом расстоянии от другого. Хоровое звучание охватывало слушателей со всех сторон, создавая впечатляющий стереофонический эффект, тогда он именовался антифонным пением (дословно «противо-звук»). Композиторы 2-й половины XVII в. Н. П. Дилецкий, В. П. Титов и другие писали свою музыку для состава 3 четырехголосных хоров. Встречаются произведения и для более значительного числа голосов, вплоть до 24, т. е. для 6 четырехголосных хоров.

 

Музыкальные инструменты Средневековья

 

Духовые — это древнейший вид музыкальных инструментов, пришедший в Средневековье из античности. Однако в процессе развития и становления средневековой западной цивилизации сфера применения духовых инструментов очень расширяется: одни, как, например, олифант, являются принадлежностью дворов благородных сеньоров, другие — флейты — находят применение как в народной среде, так и в среде профессиональных музыкантов, третьи, такие как труба, становятся исключительно военными музыкальными инструментами.

Флейта (fluûte) – один из древнейших духовых во Франции. Наиболее древние флейты были найдены на территории Франции в галло-романском культурном слое (I—II вв. н. э,). В большинстве своем они костяные. До XIII в. флейта обычно двойная, причем трубки могут быть как одинаковой, так и разной длины. Играли на флейтах обычно менестрели, жонглеры, причем зачастую их игра предваряла появление торжественной процессии или какого-нибудь высокопоставленного лица.

Волынка (coniemuese) - французское название этого инструмента происходит от латинского corniculans (рогатый). Ни ее внешний вид, ни использование в средневековой Франции не отличались от известных нам традиционных шотландских волынок.

Рога и рожки (соrnе) - эти духовые инструменты мало отличаются друг от друга по конструкции и употреблению. Их делали из дерева, вываренной кожи, слоновой кости, рога и металла. Диапазон звучания рогов не широк, однако охотники XIV в. играли на них незамысловатые мелодии, составленные из определенных сигналов


Олифант (alifant) — огромный рог с металлическими кольцами, сделанными специально, чтобы его можно было подвешивать к правому боку его владельца. Олифанты делали из бивней слона. Использовали на охоте и во время военных действий для подачи сигнала о приближении врага. Отличительной чертой олифанта является то, что принадлежать он мог только владетельному сеньору, в подчинении которого находятся бароны.

Труба (trompe) — труба была исключительно военным музыкальным инструментом. Она служила для поднятия в войске боевого духа, для сбора войск.

Орган (orgue) — клавишно-педальный инструмент с набором нескольких десятков труб (регистров), приводимых в звучание нагнетаемым мехами воздухом.

В средние века, пожалуй, большее распространение имел другой тип этого инструмента — ручной орган (orgue de main). В основе это — «флейта Пана», приводимая в звучание с помощью сжатого воздуха, который поступает в трубы из резервуара с отверстиями, закрываемыми клапанами.

Ручные органы получили большое распространение у странствующих музыкантов, которые могли петь, аккомпанируя себе на инструменте. Звучали они на городских площадях, на деревенских праздниках, но никогда - в храмах.

Ударные - хотя барабаны и были известны еще со времен Древнего Египта, в раннее Средневековье пользовались ими мало. Лишь со времени крестовых походов упоминание о барабанах (tambour) становится регулярным, причем начиная с XII в. под этим названием фигурируют инструменты самых разнообразных форм: длинные, сдвоенные, бубны и т. д. К концу XII в. этот инструмент, который звучит на поле брани и в пиршественном зале, уже привлекает внимание музыкантов.


Бубны и барабаны сопровождают не только пение, выступления труверов, — их берут в руки и странствующие танцоры, актеры, жонглеры; женщины танцуют, сопровождая свои танцы игрой на бубнах. Бубен (tambour, bosquei) при этом держится в одной руке, а другой, свободной, в него ритмично ударяют. Иногда менестрели, играя на флейте, аккомпанировали себе на бубне или барабанчике, который они укрепляли на своем левом плече при помощи ремня. Менестрель играл на флейте, сопровождая ее пение ритмическими ударами в бубен, которые он производил головой.

Другим видом ударных музыкальных инструментов, распространенным в средние века во Франции, был тимбр (tymbre, cembel) — две полусферы, а позднее — тарелки, из медных и других сплавов, использовавшиеся для отбивания такта, ритмического сопровождения танцев.

 

К средневековым ударным инструментам относятся и колокольцы (chochettes). Распространены они были очень широко, колокольчики звучали во время концертов, их пришивали к одежде, подвешивали к потолку в жилищах, — не говоря уже об использовании колоколов в церкви.

Турецкие колокольчики — военный музыкальный инструмент — также родился в Средневековье.

В XII в. большое распространение получила мода на колокольчики или бубенчики, пришитые к одежде. Такая мода была признаком принадлежности к высокой феодальной знати мелкому дворянству и буржуазии ношение колокольчиков было запрещено. Но уже в XV в. колокольчики остаются только на одежде шутов. Оркестровая жизнь этого ударного инструмента продолжается и по сей день.

Струнные

Виола (vièle)— самый благородный и самый сложный для исполнителя инструмент. В XIII в. на виоле было пять струн. При этом струны натягиваются как на «конек», так и прямо на деку. Звучала виола не громко, но мелодично.

К середине XIV в. во Франции форма виолы приближается к современной гитарной, что, вероятно, облегчало игру на ней с помощью смычка.

В XV в. появляются виолы больших размеров — виолы де гамба. Играли на них зажав инструмент между колен. К концу пятнадцатого столетия виола де гамба становится семиструнной. Позднее виолу де гамба сменит виолончель. Все виды виол были очень широко распространены в средневековой Франции.

Жиг (gigue, gigle) напоминает он по форме виолу, но только не имеет перехвата на деке. Жиг — любимый инструмент менестрелей. Исполнительские возможности этого инструмента были значительно бедные, чем у виолы, но он требовал и меньшего мастерства исполнения. Судя по изображениям, музыканты играли на жиге как на скрипке.

Рюбер (rubère) — струнный смычковый инструмент, напоминающий арабский ребаб. По форме похожий на лютню, рюбер имеет только одну струну, натянутую на «коньке» (рис. 29), таким он изображен на миниатюре в рукописи из аббатства св. Власия (IX в.). По свидетельству Жерома Моравского, в XII — XIII вв. рюбер — уже двухструнный инструмент, он используется в ансамблевой игре, причем всегда ведет «нижнюю» басовую партию. Жиг, соответственно, — «верхнюю».

Монокорд (monocorde) — струнный смычковый инструмент, послуживший прародителем контрабаса, — является некоей разновидностью рюбера, поскольку он тоже использовался в ансамбле, как инструмент, задающий басовый тон.

Струнные щипковые

Античная лира — это струнный инструмент с тремя-семью струнами, вертикально натянутыми между двумя стойками, укрепленными на деревянной деке. Струны лиры либо перебирали пальцами, либо играли на ней с помощью резонатора.

Ситар (cithare) — шестиструнный щипковый инструмент. В средние века ситар был треугольной формы (имел форму буквы «дельта» греческого алфавита) и число струн на нем варьировалось от двенадцати до двадцати четырех.

 

 

Арфа (harpe) — ее изображения встречаются уже в Древнем Египте. У греков арфа — лишь вариация ситара, у кельтов она называется самбук. Форма арфы неизменна: это инструмент, на котором струны разной длины натянуты на раму в виде более или менее открытого угла. Древние арфы — тринадцатиструнные, настроенные в диатонической гамме. Играли на арфе либо стоя, либо сидя, двумя руками и укрепив инструмент так:, чтобы его вертикальная стойка находилась у груди исполнителя.



Античный псалтерион (psalterion) — струнный инструмент треугольной формы, отдаленно напоминающий наши гусли. Играющий держал его у себя на коленях и перебирал пальцами или плектром двадцать одну струну (диапазон инструмента — три октавы). Изобретателем псалтериона по легенде считается царь Давид.

Сифония (chifonie) — западный вариант русской колесной арфы. Но кроме колеса с деревянной щеточкой, которая при вращении ручки касается трех прямо натянутых струн, сифония снабжена еще клавишами, которые также регулируют ее звучание. Клавиш на сифонии семь, расположены они на конце, противоположном тому, на котором вращается колесо. Играли на сифонии обычно два человека, звук же инструмента был, по свидетельству источников, гармоничный и тихий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: