Свойства психически устойчивой личности




Оптимизм. Жизнерадостные люди наиболее психически устойчивы, что позволяет им более легко переносить неприятные ситуации в случае их возникновения.

Контроль. Экспериментально установлено, что люди с высоким уровнем локус-контроля, видящие большинство событий как результат их собственного воздействия и, следовательно, обладающие чувством контроля над собственной жизнью, отличаются более высоким уровнем стрессоустойчивости.

Самооценка. Наличие адекватной самооценки позволяет индивидуумам низкое количество событий интерпретировать как стрессовое, а в случаях подобной интерпретации более легко с ними справляться, поскольку, считая себя способными, они проявляют высокую активность по их разрешению.

«Неустойчивое равновесие». В физике существует термин «динамическое равновесие», смысл которого заключен в том, что состояние равновесия достигается за счет быстрых переходов из одного равновесного состояния в другое.

Принцип неустойчивого равновесия в биологическом и социальном аспектах сформулировал Э.С. Бауэр (1935 г.):

- человек как биологическая система должен постоянно совершать работу;

- чтобы работа была эффективна, человек как система должен постоянно взаимодействовать с внешней средой, реализуя в ней свои действия и взамен поддерживая и накапливая энергопотенциал системы.

С социально-философской позиции равновесие в духовно-душевной сфере заключается в соответствии между ценностными установками личности и ее поступками. Достижение состояния равновесия между стремлениями к достижению и избеганию, стабильности и риску, непредсказуемости и контролю способствует развитию личности в процессе индивидуации и предохраняет от саморазрушения.

На основании вышеизложенного возможно констатировать - основными условиями формирования психически здоровой личности являются следующие составляющие:

- индивидуальные качества личности (оптимизм, контроль, самооценка, «неустойчивое равновесие»), приобретаемые как в процессе воспитания субъекта, так и в ходе самостоятельного осмысления субъектом бытия и себя в нем;

- социально обусловленная ситуация развития: наличие положительного эмоционального фона в родительской семье;

- биофильная ориентация значимых взрослых;

- способность взрослых, занимающихся непосредственно воспитанием ребенка, предъявлять ему требования, соответствующие его индивидуальным и возрастным особенностям;

- характер взаимоотношений ребенка с матерью;

- характер супружеских взаимоотношений в родительской семье.

Считается, что взрослый психически здоровый индивид обладает стремлением к «внутренней цели», которой подчиняет все свои действия и поступки («постулат сообразности» по В.А. Петровскому).

Выделяют следующие уровни проявления «постулата сообразности»:

- гомеостатический — стремление к устранению конфликтов во взаимоотношениях со средой, установлению некого «равновесия»;

- гедонический, или гедонистический, — стремление к удовольствию в виде интеллектуального эстетического или чувственного наслаждения (например, эпикурейцы) или страдания (крайний вариант — мазохизм, на бытовом уровне — «позиция жертвы»);

- прагматический — максимализация узкопрактических целей.

Для развития и формирования полноценной личности необходимо сочетание определенных благоприятных психолого-педагогических условий. К таким условиям возможно отнести:

- наличие положительного эмоционального фона в семье;

- биофильную ориентацию значимых взрослых;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей при формировании системы требований; равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением;

- наличие продуманной и соблюдаемой системы поощрений и наказания.

Основные условия формирования психически здоровой личности:

1.Наличие положительного эмоционального фона: развитие ребенка в среде, исполненной радости, формирует радостное восприятие жизни, способность быть и осознавать себя счастливым.

2.Личность значимого взрослого: биофильная ориентация (Э. Фромм) у взрослых, окружающих ребенка, способствует формированию и у него ориентации на жизнь. «Лучшее, что могут сделать родители для своих детей, — быть счастливыми» (пословица).

3.Предъявление требований к воспитаннику с учетом возрастных и индивидуальных особенностей: несоответствующие возрастным и индивидуальным особенностям требования значимых взрослых «погружают» ребенка в ситуацию неуспеха, которая при длительном сохранении приводит к деформации личности.

4.Равномерное чередование психофизического напряжения с расслаблением: ситуации «напряжения» побуждают к преодолению, действию, формируя активную жизненную позицию, веру в собственные силы, накоплению успешных стратегий взаимодействия с внешней средой. Ситуации «расслабления» создают возможности для отдыха, анализа достижений, постановки новых целей.

5.Строго продуманная и соблюдаемая система поощрений и наказаний: прогнозируемость ситуации — отсутствие почвы для возникновения неврозов. Кроме того, соблюдение воспитателями системы наказаний формирует у воспитанника адаптивные формы поведения, а поощрений — мотивацию достижения.

На основании вышеизложенного разумно сделать следующий вывод. В основе структуры личности лежит синтез ее двойственной природы: как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности и некой духовной сущности, проявляющей себя в данных отношениях и создающей при этом взаимодействии ситуацию взаимовлияния. Развитие и становление личности подвергается неоднозначному, противоречивому воздействию со стороны общества в процессе ее социализации: с одной стороны, формирование человеческого в человеке, а с другой — деформация пробужденного человеческого начала в случае неадекватных, лишенных индивидуального подхода способов воздействия на него.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение понятия «социальное отчуждение».

2.С какими науками связана наука «Психология социального отчуждения»? Чем вызвана данная взаимосвязь?

3.Что является предметом изучения дисциплины «Психология социального отчуждения»?

4.Раскройте взаимосвязь понятий «норма», «девиация», «патология».

5.Какое поведение считается девиантным? Дайте обоснование вашего суждения. Укажите на связь данного понятия с понятием нормы и ее видами.

6.Какие трудности возникают при диагносцировании девиантного поведения? Чем они вызваны?

7.Раскройте понятие «поведенческая патология».

8.Каким образом проявляются дезадаптация, ориентированная вовне, и дезадаптация, ориентированная «на себя». В чем их принципиальное отличие?

9.Как соотносятся понятия «девиантное поведение» и «психическое здоровье»? Перечислите и охарактеризуйте уровни психического здоровья.

10.Сочетание каких условий необходимо для формирования психически и психологически здоровой личности?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: