Тема 6. Орфоэпические нормы, их динамика.




Задания для самостоятельной работы студентов

заочной формы обучения

Тема 1. Язык как система. Элементы языковой системы. Язык и речь.

Задания

Подготовить ответы на контрольные вопросы:

– Структурные и коммуникативные свойства языка. Системность языка. Язык как знаковая система.

– Основные единицы языка.

– Уровни языка.

– Соотношение языка и речи.

– Коммуникативные аспекты речи.

– Функции языка.

– Формы существования языка.

– Литературный язык, его основные признаки.

Тема 2. Русский язык: его историческое изменение и современное состояние.

Задания

1. Подготовить ответы на контрольные вопросы:

– Основные этапы становления русского языка.

– Формы существования современного русского языка: литературный язык, просторечие, социальные и территориальные диалекты.

– Характеристики современного русского литературного языка.

– Устная и письменная разновидности литературного языка.

– Современная языковая ситуация.

2. Приведите примеры взаимодействия литературного языка с просторечием, жаргоном, территориальными диалектами.

 

3. В отрывке из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» найдите диалектизмы. Попробуйте объяснить их значение.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник.

- А приваду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

- Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

- Куда править?

- К Черному яру. Спробуем возле энтойкарши, где надысь сидели.

Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.

- Не будет, батя, дела… месяц на ущербе.

- Серники захватил?

- Ага.

- Дай огню.

Старик закурил, поглядывая на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.

Тема 3. Культура речи как особая лингвистическая дисциплина.

Задания

1. Подготовить ответы на контрольные вопросы:

– Понятие «культура речи». Основные аспекты и уровни культуры речи.

– Как соотносятся норма и система языка? В чем состоит специфика языковых норм?

– Виды языковых норм.

– Языковой стандарт и языковая личность.

– Речевой этикет.

– Что подразумевают под понятием коммуникативная компетенция?

 

2. Подобрать примеры текстов различных функциональных стилей русского литературного языка.

 

3. Подготовить презентацию своей профессии (сочинение, портфолио, слайд-шоу, видеоролик и т. п.).

 

Тема 4. Общеязыковые нормы на современном этапе развития русского языка.

 

Задания

1. Составить таблицу, отражающую виды языковых норм и их суть (с примерами).

 

2. Проанализировав коммуникативные качества своей речи, составьте свой речевой портрет.

Письменно ответьте на вопросы.

1. Правильность речи:

− Какие нормы литературного языка я чаще нарушаю?

− Что мешает моей речи быть правильной?

− Какие способы развития правильности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

2. Эффективность речи:

− Что мешает моей речи быть эффективной?

− Какие способы развития эффективности речи для меня являются наиболее действенными? Почему?

3. Уместность речи:

− Что мешает моей речи быть уместной?

− Какие способы развития уместности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

4. Богатство речи:

− Какие средства повышения уровня богатства речи я использую?

− Какие способы повышения уровня богатства речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

5. Точность речи:

− Что мешает моей речи быть точной?

− Какие способы развития точности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

6. Чистота речи:

− Что мешает моей речи быть чистой?

− Какие способы развития чистоты речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

7. Логичность речи:

− Что мешает моей речи быть логичной?

− Какие способы развития логичности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

8. Выразительность речи:

− Какие средства выразительности я использую?

− Что мешает моей речи быть выразительной?

− Какие способы развития выразительности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

9. Речевой этикет:

− Какие средства повышения уровня этикета речи я использую?

− Какие способы развития этикетности речи для меня являются наиболее эффективными? Почему?

 

Тема 5. Культура письменной речи. Орфографические нормы.

Задания

1. Определите принципы написания выделенных букв:

1. Ж и знь, ш е лк, шосс е, э к замен, ане к дот, с а пог, ст а кан, вещ ь, брош ь, дал е кий, ш и рокий.

2. Подж е г дом – услышать о подж о ге; к а мпания – к о мпания; об е жать – об и жать; о рел – О рел.

3. И з дать, без ы дейный, ва нн ая, з десь, с ы грать.

 

2. Вставьте, где нужно, недостающие буквы.

Б…дриться, прин…сти, перегруп…ировка, мас…овый, клас…ика, оп…озиция, компрмис…ный, парал…ель, метал…ический, профес…иональный, экспресс…ивный, именин…ик, юн…аи, изгнан…ик, гол…андец, грам…аттика, кор…ектор, корал…, горилл…а, стел…аж, фин…, ап…етит, кор…упция, ат…аше, искус…тво, гал…ерея, дес…ерт, пер…он, ок…упация, вз…скательный, кросс…, трас…а, кол…едж, пред…юльский, мед…нститут, под…грать, без…мянный, ц…ганский, ц…тата, ц…пленок, уча…ствовать, кон…юктура, трех…язычный, сверх…серьезный, из…ян, контр…мера, раз…уверить, контр…наступление, меж…областной, двух…актный, с…агитировать, ненавис…ный, прекрас…ный, учас…ник, блю…це, бесчес…ный, завис…ник, пас…бище, счас…ливый, страс…ный, опс…ность.

3. Разделите следующие существительные на 2 группы - пишущиеся слитно и через дефис.

Под/отдел, лже/Дмитрий, сверх/прибыль, секретарь/референт, пол/лимона; контр/удар, Жан/Жак/Руссо, тепло/ход, северо/восток, перекати/поле, перво/курсник, Ростов/на/Дону, койко/место, социал/демократия, пила/рыба, пол/день, проф/организация, зав/кафедрой, данс/клуб, масс/медиа, разно/травье, пол/Москвы.

4. Составьте каталожные карточки для 5 орфографических словарей (на выбор студента).

Тема 6. Орфоэпические нормы, их динамика.

Задания

1. Выпишите слова с сочетанием ЧН в следующем порядке: 1) сочетание ЧН произносится как [ШН]; 2) сочетание ЧН произносится в соответствии с написанием; 3) допускается двоякое произношение сочетания.

Бесконечный, беспорядочный, будничный, булочная, вербовочник, взяточник, войлочный, гречневый, горничная, девичник, десятикпеечный, закусочная, Ильинична, игрушечный, конечно, конечный, копеечный, коричневый, Лукинична, молочный, нарочно, порядочно, порядочный, прачечная, пустячный, сердечный (друг), сердечный (удар), скворечник, сливочный, скучно, троечница, Фоминична, яблочный, яичница.

 

2. Дополните графу «Правильный вариант» таблицы, используя слова для справок:

Слова для справок: агрЕссор, алфавИт, баловАть, бан[д’э]роль, блеклый, бытиЕ, вероисповЕдание, горькА, грУбы, закУпоривать, клАла, клАли, прИданы, прожитА.

 

Вид трудности Правильный вариант Неправильный вариант
Произношение звука [э] или [о] на месте буквы Е под ударением а[ф’э]ра а[ф’о]ра
Произношение твердого и мягкого согласного в заимствованных словах перед буквой Е [р’э]льс [рэ]льс
Правильная постановка ударения в именах существительных договОр дОговор
Правильная постановка ударения в кратких прилагательных, кратких страдательных причастиях, глаголах в прошедшем времени прАвы прнятА взялА правЫ прИнята взЯла
Правильная постановка ударения в глаголах звонИт звОнит

3. Укажите непроизносимые согласные в приведенных словах.

Безвозмездный, грустный, гувернантка, завистливый, звездный, квартирантка, костлявый, крепостной, поздний, праздник, прелестный, совестно, солнце, счастливый, студентка, устный, участливый, хлесткий.

4. Расставьте ударение в слова. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям:

а) агент, агрономия, аналог, аргумент, алфавит, арест, бензопровод, боязнь, валовой, вербовщик, верование, ветеринария, вечеря, визави, гастрономия, генезис, диспансер, документ, добыча, договор, досуг, дремота, духовник, жалюзи, жерло, завидно, завсегдатай, заговор, задолго, заказник, знамение, знахарь, значимость, изредка, индустрия, каталог, квартал, коклюш, кулинария, кладовая, крашение, кремень, ломота, маркетинг, мышление, некролог, немота, нормировать, обеспечение, озвучение, ознакомление, отрочество, отсвет, приданое, принудить, процент, псевдоним, пуловер, ремень, симметрия, селянин, статуя, столяр, таможня, танцовщик, украинец, умерший, упрочение, факсимиле, щавель, электропривод;

 

б) августовский, валовой, грошовый, грушевый, губчатый, единовременный, избалованный, килограммовый, красивее, кухонный, ломовая, оптовый, переходный, погнутый, премированный, подростковый, примкнутый, сливовый, тигровый, титульный, языковой (относится к словесному выражению мыслей (система), языковый (орган во рту (колбаса);

 

в) вчистую, втридорога, завидно, задолго, издавна, издалека, издали, издревле, искони, исконно, наверх;

 

г) балансировать, баллотировать, баловать, бередить, взбодрить, закупорить, звонить, кашлянуть, копировать, маркировать, обезуметь, облегчить, плесневеть, пломбировать, премировать, подбодрить, принудить, принять, присовокупить, рассердиться, убыстрить, уведомить, упомянуть, усугубить, формировать, черпать.

 

5. Из произведений художественной литературы подобрать строки с ассонансом и аллитерацией.

Для справки:

Ассонанс (от лат. assonare – звучать в лад) – повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков.

Аллитерация (от лат. al – к, при и litera – буква) – повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стихотворному, особую звуковую и интонационную выразительность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: