Лекция 3. Специфика оценки социального отчуждения личности. Основные причины возникновения социального отчуждения личности




Существуют следующие виды подходов к оценке поведенческой нормы социализации:

- социальный;

- психологический;

- психиатрический;

- этнокультуральный;

- возрастной;

- тендерный;

- профессиональный.

Социальный подход базируется на представлении об общественной опасности-безопасности, акцент делается на внешних способах адаптации. При психологическом подходе отклоняющимся от нормы, девиантным, признается поведение, мешающее личностному росту или ведущее к саморазрушению личности. В этнокультуралъном — понятие «норма» рассматривается сквозь призму традиций общества, в котором находится индивид. При возрастном — анализируется соответствие поведения представлениям о норме в какой-либо возрастной группе. В основе гендерного подхода лежат традиции поло-ролевого поведения в данной культуре. В основе профессионального — идея о существовании в рамках каждой профессии определенного стиля поведения.

Как видно, смысл, который может вкладываться в понятие «норма», достаточно вариативен и зависит от теоретической позиции, с которой осуществляется оценка. Однако существует феноменологический подход, который позволяет учитывать все возможные позиции диагностики отклонений от нормы. К основным принципам феноменологического подхода относят:

- принцип интенциональности (понимание, а не объяснение);

- принцип «Эпохе», или принцип воздержания от преждевременного суждения;

- принцип беспристрастности и точности описания;

- принцип контекстуальности (проблема должна рассматриваться и решаться в контексте ситуации).

Следовательно, при определении какого-либо поведенческого акта как девиантного необходимо быть весьма осторожными и учитывать как личностные, национальные, профессиональные, возрастные особенности данного индивида, так и специфику социальной ситуации, в контексте которой происходило данное явление.

Также как и позиции, в оценке девиаций разнообразны и подходы, объясняющие причины их возникновения. Однако прежде чем исследовать данные подходы, необходимо определиться с терминологией, на которой они базируются, а именно: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек — «...продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт».

Индивид — человек как единичный представитель некоего целого биологического или социального; «...отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами».

Индивидуальность — совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других. Об индивидуальности можно говорить на биологическом, психологическом, социальном уровнях.

Исследование содержания понятия личность и ее составляющих имеет многовековую традицию, берущую истоки в античной философии.

Личность (от лат. persona, pezsonalitas) — устойчивая система социально-значимых черт, характеризую­щих индивида как члена общества или общности, — является объектом изучения психологии, социологии, философии.

В психологии под личностью подразумевается, как правило, некое ядро, интегрирующее начало. В зависимости от того, в чем именно оно усматривается, выделяют следующие теории личности: психодинамические (Фрейд), аналитические (Юнг, Адлер), когнитивно-поведенческие (Скиннер, Келли), психобиологические (Шелдон), биосоциальные (Олпорт, Роджерс), психосоциальные (Хорни, неофрейдисты), экзистенциально-гуманистические (Маслоу, Роджерс).

В социологии личность рассматривается с позиции той социальной системы, в которую она включена, и тех социальных функций, ролей, которые она в ней выполняет. К. Маркс в связи с этим писал, что определенные человеческие роли вытекают отнюдь не из человеческой индивидуальности вообще, а детерминированы социальной структурой общества.

В рамках философии, воспринимающей личность, прежде всего, как этический феномен, акцент ставится на разрешении вопросов: кто и что такое человек? какое место в мире он занимает? может ли он создать самого себя и свою жизнь?

В античной философии исследовалась проблема несовпадения реального поведения человека и его «сущности», в связи с этим были подняты вопросы долга, вины и ответственности. Однако если в древнегреческой философии личность рассматривалась «как отношение», то в христианстве она понимается как особая сущность, «индивидуальная субстанция», синоним нематериальной души. Начиная с философии нового времени практически все интерпретации личности так или иначе сводятся к дуальным противоположностям: между Я и не-Я (Фихте), природы и духа (Гегель), воли и представления (Шопенгауэр), жизни и духа (романтизм), сознательного и бессознательно (романтизм, психоанализ), наличного бытия и существования (Кьеркегор, современный экзистенциализм).

В процессе развития философского знания уточнялись отдельные вопросы исследования личности: биологические и социальные детерминанты, степени свободы и несвободы по отношению к природе, самому себе, обществу.

Говоря о личности, прежде всего, следует иметь в виду, с одной стороны, индивида как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности, а с другой — как некую духовную сущность, проявляющую себя в этих отношениях и создающую при этом взаимодействии ситуацию взаимовлияния. Таким образом, личность предстает как органическое целое, в качественно-превосходной степени не равнозначное понятию человека, поскольку «...далеко не каждый человек является личностью, хотя каждый человек, есть потенциальная личность. Человек становится личностью в любви и творчестве, в служении высшим ценностям». Кроме того, понятие личности не совпадает и с понятием индивидуальности: «Биологически и психологически яркая индивидуальность не есть личность... ибо личность есть в первую очередь понятие этического, аксиологического порядка, в то время как в индивидуальности выражается лишь психико-физиологическая оригинальность». С позиции Левицкого сущность личности составляют основные четыре характеристики. Первая: единство сознания, заключающееся в способности человека осознавать не только мир, но и самого себя. Вторая: внутренняя свобода, потому что только человек может противопоставить свою силу воли не только окружающему миру, но и собственным влечениям. Третья: своеобразие и незаменимость, заключающиеся в персональности духовного бытия. Четвертая: направленность на абсолютные ценности, поскольку сама идея «ценности», в отличие от благ, доступна только личности.

Субъективно для индивида личность выступает как его Я (образ-Я, Я-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обеспечивающая единство и тождественность его личности и обнаруживающая себя в самооценке, в чувстве самоуважения, уровне притязаний. Образ-Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем и каким бы хотел быть в будущем, если бы сумел. Я-концепция, следовательно, является важным структурным элементом психологического облика личности, возникающим в результате общения и деятельности. Становление Я-концепции, обусловленное социально-культурным контекстом, происходит в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми. В результате данного обмена субъект, по словам Маркса, «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует, образы своего Я. Процесс социализации поддерживает определенные черты в каждом индивиде в соответствии с типом личности, наиболее адекватным для данной культуры.

С понятием личность тесно связаны понятия самосознание, рефлексия, сознание.

Самосознание — целостная оценка самого себя (своего знания, нравственного облика, идеалов, ценностей и критериев), на основании которой человек выделяет себя из окружающего мира, определяя свое место в нем. По Канту, человек становится личностью благодаря именно самосознанию, которое, отличая его от животных, позволяет подчинять Я нравственному закону.

Рефлексия — форма теоретической деятельности человека, направленная на самопознание и осмысление себя, своих действий и их законов. В рефлексии проявляются стороны личности:

- психологическая — способность осознания собственной тождественности;

- моральная — свобода выбора разумного существа.

Сознание — способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы данного воспроизведения на разных его уровнях.

С позиции социологии сознание рассматривается как духовная жизнь общества в совокупности всех ее форм.

В психологии — совокупность чувственных и умственных образов конкретного индивида, у которого присутствует четкое представление о том, кто он есть и кем является.

С позиции философского материализма сознание есть форма высокоорганизованной материи, заключающаяся в психическом отражении действительности как осознании объективного бытия через призму субъективизма.

На ранних ступенях развития философии не было строгого деления идеальное — материальное. Первым это сделал Платон, вычленив понятие идеального как некой противоположности чувственно-предметному: как для всего космоса нус (ум) является силой, способной осознавать самого себя, так и в индивидуальной душе человека ум созерцает самого себя, регулируя поведение человека. Таким образом, в античности разум предстает как обобщение действительно существующего мира.

В средние века сознание понимается как надмировое начало — Бог. В философии нового времени большое влияние на разработку проблемы сознания оказали Р. Декарт и Б. Спиноза. Первый обратил внимание на момент самосознания, рассматривая при этом сознание как непространственную субстанцию. Второй в своем материалистическом учении определил сознание как один из атрибутов природы. Во французском материализме сознание трактовалось как функция мозга и отражение действительности; в немецком классическом идеализме сделан акцент на творческой активности сознания; Гегель рассматривал сознание с позиции его социально-исторической природы как субъективный дух, определяемый духом объективным. С понятием «сознание» связано понятие бессознательное.

Идея о бессознательном восходит к учению Платона о познании-воспоминании. Своему отождествлению с психофизиологической деятельностью мозга бессознательное обязано Декарту. Лейбниц, четко сформулировав концепцию о бессознательном, низвел, тем не менее, его до низшей формы душевной деятельности, «океана темных перцепций» (восприятий). Д. Гартли, дав строго материалистическое объяснение, связал бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывал бессознательное с вопросом о чувственном познании. В романтизме бессознательное, наконец, после долгих лет «унижения» и «непонимания» возвели на пьедестал глубинного источника творчества. Шопенгауэр создал иррационалистическое учение о бессознательном. Гартман, продолжив учение Шопенгауэра, возвеличил бессознательное до универсального принципа, некой основы бытия. С девятнадцатого столетия бессознательное начали изучать в психологическом аспекте. Так, в 1824 году Гербарт предложил рассматривать бессознательное, как место, в которое вытесняются из сознания идеи, не теряя, однако, в результате данного вытеснения своих динамических свойств и продолжая оказывать влияние на сознание. Шарко, воздействуя на бессознательное при помощи гипноза, открыл его психическую деятельность патогенного характера, происходящую помимо сознания индивида. Фрейду обязана закрепившаяся за бессознательным репутация «свалки», на которую сознание выбрасывает (вытесняет) воспоминания, мысли, желания, не совпадающие с социокультурными нормами. Юнг расширил представление о бессознательном, введя, кроме личного, понятие коллективного бессознательного. В советской психологии бессознательное изучали Д.Н. Узнадзе, И.М. Сеченов и И.П. Павлов, B.C. Poтенберг. Акцент в данных исследованиях ставился на психофизиологических аспектах, анализе снов и гипнотических состояний, а также явлениях автоматизма в разных сферах деятельности.

Таким образом, в широком смысле, бессознательное определяется как совокупность психических процессов, операций, состояний, происходящих вне сознания субъекта. Данное понятие применяется в философии, психологии, психиатрии для характеристики индивидуального и группового поведения, цели и последствия которого не осознаются. Глубоко исследовался вопрос о взаимоотношении сознательного и бессознательного, бессознательного и иррационального, а также проявлении и взаимодействии данных составляющих с внешним миром. Термин «иррациональное» происходит от латинского irrationalis — неразумный, бессознательный, находящийся за пределами разума, алогичное.

Относительно причин возникновения девиантного поведения существует три вида теорий. В основе каждой из них лежат определенные теоретические концепции о сущности природы девиаций.

К первому виду относят теории физических типов (Ч. Ломброзо, В. Шелдон, Э. Кретчмер). Их общая предпосылка: люди, имеющие определенный тип физической конституции, склонны к антисоциальным поступкам. Однако, как показывает история, данная закономерность не является стопроцентной и в криминальной практике найдется много примеров, когда ужасающие преступления совершали люди с ангельской внешностью.

Второй вид — психоаналитические теории. В их основе лежат работы 3. Фрейда. Основная идея: возникновение девиаций является результатом нарушения защитного механизма между бессознательным и сознанием. Нарушение защиты обусловлено внутри-личностными конфликтами, происходящих в сознании индивида между Я и бессознательным, или между сверх-Я и бессознательным.

Третий вид — социологические (или культурологические) теории. Проблемы в адаптации возникают из-за нарушения в процессе социализации индивида (социализация — процесс усвоения индивидом потребностей, мотивов, ценностных ориентации, норм поведения, принятых в обществе, к которому он принадлежит). Если социализация прошла успешно, то нормы общества становятся нормами индивида. Э. Дюркгейм выделил явление, которое назвал аномией — состояние отсутствия норм. Суть данного явления заключается в том, что личность не имеет ориентиров в выборе линии нормативного поведения.

Роберт К. Мертон дополнил и несколько изменил концепцию Э. Дюркгейма. Его нововведения выразились в идее, что причиной возникновения девиаций является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Он также разработал типологию поведения личностей по их отношению к целям и средствам:

- конформист — принимает цели и средства общества;

- новатор — принимает цели общества, но стремится их достигнуть неинституциональными средствами;

- ритуалист — абсолютизирует средства, «забывая» при этом цели, для достижения которых собственно все и начиналось;

- изолированный тип — игнорирует как одобряемые обществом цели, так и средства (например, алкоголи, наркоманы, бомжи);

- мятежник — стремится создать новую систему норм и новые средства их достижения.

В любой личности в разных пропорциях присутствуют все перечисленные типы. Соответственно принадлежность к какому-либо из них должна осуществляться на основании доминирующей составляющей. Если же рассматривать значимость данных типов для социума, то выделить более важный практически невозможно, поскольку каждый из них играет свою роль. Например, конформисты обеспечивают стабильность общества, мятежники — его развитие.

Контрольные вопросы:

1.Какие виды подходов к оценке поведенческой нормы социализации вы знаете?

2.Дайте определение феноменологическому подходу. Перечислите принципы данного подхода.

3.Докажите универсальность феноменологического подхода относительно оценки девиаций.

4.Дайте определения понятиям: «человек», «индивид», «личность». Как соотносится с ними понятие «индивидуальность»?

5.В чем отличие подходов к личности в философии, социологии, психологии?

6.Раскройте понятия: «сознание», «рефлексия», «самосознание», «бессознательное». Что их объединяет?

7.Какие идеи лежат в основании теорий, в рамках которых объясняются причины возникновения девиаций?

8.На чем основана типология личностей К. Мертона? Дайте характеристику каждому из типов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: