Инструменты денежно - кредитной политики




Министерство образования и науки Республики Казахстан

Казахско-Американский университет

Реферат

По дисциплине: Государственное регулирование экономики

Тема: «Инстурмента реализации денежно-кредитной политики государства »

Выполнила: Райханова Ш.Ж

Студентка ФЭП-УиА (13)-4С(3)

Проверила: Мирзалиева С.С

Алматы 2015

 

 

Содержание

Введение
1. Инструменты денежно - кредитной политики
2. Денежные агрегаты
3 Валютное регулирование и контроль
4. Управление золотовалютными активами
Заключение
Список использованной литературы

 

 

Ввидение

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.
Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.
Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика; и другие.
Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.
Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.

Инструменты денежно - кредитной политики

Денежно-кредитная политика (ДКП) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

В экономической политике в зависимости от целевой направленности выделяют следующие виды ДКП:

Жесткая ДКП – денежно-кредитная политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы с помощью инструментов ДКП.

Гибкая ДКП – денежно-кредитная политика, направленная на поддержание на определенном уровне процентной ставки.

Инфляционное таргетирование – ДКП, направленная на поддержание на определенном уровне индекса инфляции.

Денежно-кредитная экспансия – ДКП, направленная на расширение денежной массы в стране.

Денежно-кредитная рестрикция – ДКП, направленная на уменьшение денежной массы в стране.

Выбор вариантов ДКП зависит от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост связан с инфляционными ожиданиями, то уместна жесткая ДКП.

Главная цель денежно-кредитной политики – регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, создание условий достижения устойчивого роста производства, стабильного уровня цен, высокого уровня занятости и баланса внешнеэкономической деятельности.

Инструменты денежно-кредитной политики.

Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке страны. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объёмов депозитов. Они различаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочным вкладам они ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняют специализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенный процент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов. Банки могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных обстоятельств, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако, это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получить пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки рефинансирования уровень избыточных резервов сокращается. Чем выше Центральный Банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.Другим инструментом ДКП является изменение учетной ставки (ставки рефинансирования), по которой Центральный Банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объём заимствований у Центрального Банка сокращается, а, следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по выдаче ссуд. Изменение учетной ставки Центральным Банком можно рассматривать как индикатор политики Центрального Банка. К примеру, повышение ставки рефинансирования сигнализирует о начале ограничительной ДКП.Операции на открытом рынке – широко используются в странах с развитым рынком ценных бумаг. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг. Когда Центральный Банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно, в банковскую систему поступают дополнительные деньги «повышенной мощности», и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты. Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае Центральный Банк, например, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок.

2. Денежные агрегаты.

ДЕНЕЖНЫЙ АГРЕГАТ - показатель количества денег или финансовых активов, классифицируемых как денежная масса (их ликвидность близка к единичной).

В экономической теории выделяются следующие агрегаты денежной массы:

M0 - наличные деньги;

М1 - финансовые активы, которые могут быть немедленно задействованы для осуществления расчетов (наличные деньги и вклады до востребования);

М2 - образуется путем сложения агрегата М и наиболее распространенных видов срочных вкладов;

М3 - образуется путем учета агрегата М и некоторых видов крупных срочных вкладов и срочных соглашений об обратном выпуске (депозитные сертификаты, облигации госзаймов);

L — наиболее широкий из всех денежных агрегатов, обобщающий все денежные средства и финансовые активы.

Состав денежных агрегатов неодинаков в различных странах.

Центральный банк РК ведет расчеты денежных агрегатов M0, М1, М2, М3, где:

М0 - наличные деньги;

M1 -М0 плюс средства на paсчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, страховых компаний, депозиты до востребования населения в Сбербанке и др. коммерческих банках;

М2-М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке;

М3-М2 плюс сертификаты и облигации госзайма.

Денежные агрегаты представляют собой иерархическую систему: каждый последующий агрегат включает в свой состав предыдущий. Между собой денежные агрегаты отличаются не только по составу денежной массы, но и по уровню ликвидности. Самой высокой ликвидностью обладает денежный агрегат М0 (наличные деньги), ликвидность M1 ниже, чем М0, но выше, чем М2, поскольку вклады до востребования должны быть возвращены вкладчику по его заявлению, а срочные вклады могут использоваться банком по своему усмотрению в течение всего срока вклада и возвращаются вкладчику только по истечении этого срока.

На протяжении большей части XX в, (до 90-х гг.) агрегат M1 рассматривался как наиболее точный измеритель денежной массы. Однако в настоящее время с развитием кредитных отношений стала более очевидной зависимость ключевых параметров национальной экономики от агрегата М2, который и рассматривается в настоящее время как важнейший объект денежно-кредитной политики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: