самоуправления в гражданском процессе




План занятия

1. Основания участия органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском процессе.

2. Правовое положение органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском процессе.

3. Возбуждение дела органом государственной власти, органом местного самоуправления в суде первой инстанции.

4. Заключение органа государственной власти, органа местного самоуправления по гражданскому делу.

5. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления в апелляционной, кассационной, надзорной инстанции.

Рекомендуемая литература: [83].

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Дайте сравнительную характеристику институтов участия в гражданском процессе органов власти.

2. Вправе ли представитель органа государственного управления изменить исковое требование, отказаться от иска и каковы последствия этих действий?

3. Как распределяется бремя доказывания между лицами, участвующими в деле, возбуждаемом по инициативе государственных органов, органов местного самоуправления?

4. В чем отличие заключений по гражданскому делу, получаемых от эксперта, прокурора, органов государственной власти, органов местного самоуправления?

5. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 8. Представительство в суде

План занятия

1. Представительство в гражданском процессе.

2. Понятие, виды и признаки процессуального представительства в суде.

3. Субъекты судебного представительства.

4. Объём полномочий представителя.

5. Порядок оформления полномочий представителя.

Рекомендуемая литература: [82, 144].

Задания

1. Составьте таблицу «Виды представительства» (табл. 4).

Таблица 4

Виды Понятие Основания Представитель Порядок оформления полномочий Полномочия
Законное          
Договорное          
По назначению суда          
Общественное          

 

2. Составьте доверенность на ведение дела в суде: а) с общими полномочиями; б) со специальными полномочиями.

На занятии проводится деловая игра. Студенты делятся на 3 команды и отвечают на вопросы, задаваемые преподавателем. Игра состоит из 4 этапов.

1 этап «Знание понятий» – проверяется знание основных понятий по теме (представительство, представитель, представляемый, доверенность).

2 этап «Перечисление» – необходимо перечислить как можно больше вариантов по заданным вопросам (признаки представительства; виды представительства; кто может быть законным представителем; кем может быть заверена доверенность представителя; общие полномочия представителя; специальные полномочия представителя).

3 этап «Специальные вопросы» – необходимо ответить на вопросы для контроля самостоятельной работы.

4 этап «Решение задач».

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Сформулируйте понятие судебного представительства. Назовите его характерные признаки и его отличия от представительства в гражданском праве.

2. В чем заключается значение судебного представительства?

3. Какие виды отношений возникают в рамках судебного представительства? Назовите субъектов этих отношений.

4. Назовите виды судебного представительства.

5. Какие существуют основания возникновения судебного представительства? На какие группы они подразделяются?

6. Какие специальные ограничения на осуществление судебного представительства установлены для законных представителей?

7. Назовите лиц, которые могут быть представителями в суде, и лиц, которым закон запрещает участвовать в гражданском процессе в качестве представителей.

8. Кто из субъектов гражданского процесса может выступать в качестве представляемого (доверителя)?

9. Каковы полномочия представителя? Приведите примеры общих и специальных полномочий представителя. Какие общие полномочия лиц, участвующих в деле, относятся к специальным полномочиям представителя?

10. Какими самостоятельными (не зависящими от наличия указания в законе и волеизъявления представляемого) правами обладает представитель в гражданском процессе?

11. Каков порядок оформления полномочий представителя? Укажите специфику оформления полномочий законных представителей, адвокатов, лиц, назначаемых представляемыми непосредственно в ходе судебного заседания.

12. Назовите виды доверенностей на осуществление представительства в суде. Какие категории представителей не нуждаются в доверенности для осуществления специальных полномочий?

13. Какие формы участия представителя в рассмотрении гражданского дела в суде принято различать на практике? Дайте их разграничение.

14. По каким категориям гражданских дел представитель не может полностью заменить представляемого во время судебного разбирательства? Чем это обусловлено?

15. При каких условиях возможно назначение представителя судом? Кто может выступать в качестве представителя, назначаемого судом?

16. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 9. Доказывание в гражданском процессе

План занятия

1. Сущность судебного доказывания.

2. Понятие предмета доказывания.

3. Факты, не подлежащие доказыванию.

4. Распределение обязанностей по доказыванию.

5. Относимость и допустимость доказательств.

6. Оценка доказательств в гражданском процессе.

7. Обеспечение доказательств. Основания к обеспечению доказательств.

Рекомендуемая литература: [13, 17, 18, 91, 94, 99, 102, 117, 131, 167].

Задание

Составьте определение суда об обеспечении доказательства.

Темы докладов и эссе

1. Бремя и обязанность доказывания.

2. Адвокат как субъект собирания доказательств в гражданском процессе.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Назовите источники предмета доказывания?

2. Каким образом суд отражает в решении по делу общеизвестность тех или иных фактов?

3. В чем заключается преюдициальность фактов, установленных приговором по уголовному делу, для разрешения гражданских споров?

4. Что такое доказательственные факты и чем они отличаются от доказательств?

5. Какие презумпции преобладают в российском праве? Назовите известные вам правовые презумпции.

6. Что является критериями оценки доказательств, собранных по делу, при вынесении решения суда?

7. Существуют ли доказательства, которые имеют преимущество перед другими доказательствами?

8. В каких случаях возможно применение мер обеспечения доказательств?

9. Возможно ли обжалование определения об обеспечении доказательств?

10. Каковы основания освобождения от доказывания?

11. Опишите правило о преюдициальности судебных постановлений.

12. Решите задачи по теме из практикума [3].

Тема 10. Доказательства в гражданском процессе

План занятия

1. Понятие судебного доказательства и средства доказывания.

2. Классификация доказательств.

3. Объяснение сторон.

4. Свидетельские показания.

5. Письменные доказательства.

6. Вещественные доказательства, порядок их представления, хранения и исследования.

7. Заключение эксперта.

8. Аудио и видеозаписи, как доказательства.

Рекомендуемая литература: [64, 93, 103, 153– 155, 170, 200].

Задания

1. Составьте таблицу «Первоначальные и производные доказательства в гражданском процессе» (табл. 5).

Таблица 5

Источники доказательств Первоначальные Производные
Объяснения сторон и третьих лиц    
Показания свидетелей    
Письменные доказательства    
Вещественные доказательства    
Аудио- и видеозаписи    
Заключение эксперта    

 

2. Составьте ходатайство о назначении и проведении экспертизы.

Проводится работа в малых группах по отдельным видам доказательств.

Тема доклада

Оценка судом достоверности заключения эксперта.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Назовите средства доказывания. Является ли перечень средств доказывания исчерпывающим?

2. Что такое доказательственные факты и чем они отличаются от доказательств?

3. Являются ли доказательством заключение органа опеки и попечительства по делу о воспитании детей?

4. К какому виду доказательств можно отнести данные, полученные с помощью компьютера, и почему?

5. Возможно ли проведение эксперимента в гражданском процессе?

6. По жилищному спору к исковому заявлению была приложена копия ордера. Используя знания о классификации доказательств, определите, что это за доказательство.

7. Возможно ли привлечение к рассмотрению гражданского дела специалиста?

8. Может ли быть допрошено в качестве свидетеля должностное лицо организации, в деле по иску к этой организации?

9. В чем состоит отличие повторной экспертизы от дополнительной?

10. Обязательно ли указание срока подготовки экспертного заключения в определении суда о назначении экспертизы?

11. В чем отличие комплексной и комиссионной экспертизы?

12. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 11. Иск

План занятия

1. Понятие иска.

2. Право на иск и право на его предъявление.

3. Виды исков.

4. Элементы иска и их значение.

5. Встречный иск.

6. Обеспечение иска.

Рекомендуемая литература: [49, 53–55, 63, 100, 106, 123].

Задание

По конкретной задаче составьте исковое заявление, определив:

а) предмет и основания иска;

б) вид иска;

в) подсудность (родовую и территориальную);

г) цену иска и государственную пошлину.

2. Составьте возражения ответчика на иск.

3. Составьте встречный иск.

Темы докладов и эссе

1. Преобразовательные иски.

2. Групповые и косвенные иски.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Что такое иск? Дайте разграничение материально-правового и процессуального понятий иска.

2. Разграничьте понятия «иск» и «исковое заявление».

3. Что понимается под основанием иска? Как соотносятся понятия «основание иска» и «доказательства»?

4. Что понимается под предметом иска? Как соотносится предмет иска и предмет спора?

5. Дайте процессуально-правовую классификацию исков. В чем заключается практическое значение указанной классификации?

6. В чем состоит специфика косвенных (производных) исков?

7. Каковы особенности субъектного состава в исках о защите неопределенного круга лиц?

8. Какова роль суда при совершении сторонами распорядительных действий?

9. Приведите конкретные примеры встречных исков по каждому из оснований, предусмотренных ст. 138 ГПК РФ.

10. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 12. Судебные расходы. Судебные штрафы

План занятия

1. Понятие и виды судебных расходов.

2. Государственная пошлина.

3. Издержки, связанные с рассмотрением гражданского дела.

4. Освобождение от уплаты судебных расходов.

5. Отсрочка или рассрочка уплаты судебных расходов и уменьшение их размера.

6. Распределение судебных расходов сторонами и их возмещение.

7. Судебные штрафы.

8. Вопрос о гражданской процессуальной ответственности.

9. Виды и основания ответственности при рассмотрении гражданского дела.

Рекомендуемая литература: [139, 152, 160, 163, 164, 172, 176, 205].

Тема доклада

Гражданская процессуальная ответственность.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Из чего складываются судебные расходы?

2. Что такое пропорциональная государственная пошлина?

3. Приведите примеры взыскания простой государственной пошлины.

4. Если истец уменьшил исковые требования, то подлежит ли возврату внесенная государственная пошлина?

5. Относятся ли к судебным издержкам расходы по проведению выездных заседаний суда?

6. Какой принцип положен в основу освобождения от уплаты государственной пошлины и сумм, подлежащих выплате свидетелям, экспертам и специалистам?

7. Как определяется размер государственной пошлины, если исковое заявление состоит из имущественного и неимущественного требований?

8. Как решается вопрос об уплате государственной пошлины, если истец был от нее освобожден и суд удовлетворил его требования?

9. Адвокат оказывал услугу бесплатно. Может ли суд взыскать сумму, составляющую оплату юридической помощи?

10. Из каких средств (личных или принадлежащих организации, государству) подлежит взысканию штраф, если он был наложен на должностное лицо?

11. Можно ли обжаловать определения суда по вопросам, связанным с судебными расходами?

12. Может ли организация, подавшая иск в защиту «чужих» прав, тре-бовать возмещения расходов на оплату услуг представителя, нанятого ею?

13. Как и кем возмещаются расходы на проведение экспертизы?

14. Что означает возмещение расходов на услуги представителя в разумных пределах?

15. Подлежат ли возмещению судебные расходы ответчика истцом в случае, если иск удовлетворен частично?

16. Как доказываются обстоятельства, перечисленные в ст. 90 ГПК РФ как основания для рассрочки или отсрочки уплаты государственной пошлины?

17. Возмещаются ли судебные расходы третьим лицам?

18. Как возмещаются судебные расходы в случае прекращения производства по делу?

19. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 13. Процессуальные сроки

План занятия

1. Понятие и виды процессуальных сроков.

2. Течение процессуальных сроков.

3. Исчисление процессуальных сроков.

4. Сроки, определенные законом.

5. Восстановление пропущенного срока.

6. Сроки, определенные судом.

7. Продление срока.

Рекомендуемая литература: [174, 182].

Задания

1. Составьте схему «Виды процессуальных сроков» с конкретными примерами из ГПК РФ.

2. Выпишите из ГПК РФ все сокращенные сроки рассмотрения гражданского дела.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Что такое процессуальный срок?

2. Какие виды процессуальных сроков существуют в гражданском процессе?

3. С какого момента начинается течение срока подготовки гражданско-го дела к судебному разбирательству?

4. Когда заканчивается течение срока рассмотрения гражданского дела?

5. В какой срок подлежит рассмотрению гражданское дело в случае передачи его на новое рассмотрение по первой инстанции в связи с отменой первоначального решения суда?

6. Включается ли в общий срок рассмотрения гражданского дела время, истекшее с момента приостановления производства по нему до его возобновления?

7. Каковы правовые последствия истечения установленных законом сроков рассмотрения гражданских дел? Является ли данное обстоятельство основанием к окончанию производства по гражданскому делу?

8. Включаются ли в процессуальные сроки, определяемые периодом времени, выходные и праздничные дни?

9. С какого момента начинается течение срока на подачу апелляцион-ной жалобы на решение суда, если в судебном заседании была оглашена только резолютивная часть решения?

10. Какой суд рассматривает вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока?

11. Допускается ли совершение процессуальных действий до разрешения судом вопроса о восстановлении срока на его совершение?

12. Допускается ли самостоятельное обжалование определения суда о восстановлении процессуального срока (об отказе в восстановлении процессуального срока)?

13. Каковы правовые последствия пропуска судом процессуального срока, установленного законом?

14. Допускается ли законом возможность восстановления пропущенно-го процессуального срока, предоставленного судьей для исправления недостатков заявления?

15. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 14. Судебные извещения и вызовы

План занятия

1. Вызовы в суд и другие извещения суда.

2. Особенности уведомлений судом граждан и организаций, находящихся за границей.

Рекомендуемая литература: [51, 86, 114, 124].

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. В чем отличие понятий «извещение» и «вызов»?

2. Какое значение имеет извещение лиц, участвующих в деле? Каковы правовые последствия неизвещения?

3. Раскройте понятие «надлежащее извещение».

4. Назовите допустимые способы извещения лиц, участвующих в деле. Отличаются ли они от способов извещений?

5. Раскройте форму и содержание судебной повестки.

6. Каков установленный законом порядок вручения повестки?

7. Каковы правовые последствия отказа принять повестку?

8. Как осуществляется информирование участника, место нахождения которого неизвестно?

9. Каковы правовые последствия неявки по вызову? Каковы последствия неявки извещенных лиц?

10. Что может считаться уважительной причиной неявки по вызову?

11. Назовите и раскройте особенности уведомлений судом граждан и организаций, находящихся за границей.

 

Тема 15. Приказное производство

План занятия

1. Понятие приказного производства (судебного приказа).

2. Основания приказного производства (документы).

3. Предъявление заявления.

4. Определение подсудности и вида производства.

5. Разрешение заявления по существу.

6. Отмена судебного приказа.

7. Сроки в приказном производстве.

Рекомендуемая литература: [80, 137, 169].

Задания

1. Составьте заявление о выдаче судебного приказа, взяв за основу ситуацию из задачи.

2. Составьте проект судебного приказа.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. В чем состоит сущность судебного приказа?

2. Назовите требования, по которым выдается судебный приказ. Что их объединяет?

3. Возможно ли непринятие судьей заявления о выдаче судебного приказа?

4. Назовите требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления о выдаче судебного приказа и самого судебного приказа.

5. Является ли взыскание по судебному приказу бесспорным?

6. Назовите особенности приказного производства (в сравнении с исковым).

7. Каков порядок вынесения судебного приказа?

8. Может ли мировой судья исправить недостатки судебного приказа после его вынесения?

9. Возможно ли по требованиям, на основании которых выдается судебный приказ, исковое производство?

10. Назовите действия суда после вынесения судебного приказа.

11. Возможно ли обжалование судебного приказа в апелляционном, кассационном и надзорном порядке?

12. Каков порядок отмены судебного приказа?

13. В чем состоит значение судебного приказа?

14. Какие процессуальные сроки действуют в приказном производстве?

15. Каков порядок извещения лица, участвующего в деле, если это лицо пребывает в местах лишения свободы?

16. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 16. Медиация в гражданском процессе

План занятия

1. Понятие медиации.

2. Особенности примирительной процедуры в зарубежных странах.

3. Порядок примирительной процедуры в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

Рекомендуемая литература: [62, 76, 88, 147, 156, 206].

Задание

Составьте проект внесения изменений в действующий закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров». Варианты:

а) обязательное примирение (по каким делам оно должно быть);

б) дополнительные требования к медиатору;

в) бесплатная медиация;

г) создание инструкции о взаимодействии судов и медиаторов.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Что значит медиация?

2. Опишите историю развития института медиации в мире и в Российской Федерации.

3. Опишите особенности медиации в зарубежных странах.

4. Перечислите принципы медиации в РФ, раскройте содержание каждого из них.

5. Каковы требования, предъявляемые к медиаторам?

6. Что такое саморегулируемая организация медиаторов?

7. Опишите порядок медиации в РФ.

8. Какова практика медиации в РФ?

9. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 17. Возбуждение гражданского дела

План занятия

1. Порядок предъявления иска и последствия его несоблюдения.

2. Исковое заявление и порядок исправления его недостатков.

3. Принятие искового заявления.

4. Отказ в принятии искового заявления.

5. Возвращение искового заявления.

6. Оставление искового заявления без движения.

Рекомендуемая литература: [12, 32, 101, 196].

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Какие документы должны быть приложены к исковому заявлению?

2. Сколько копий искового заявления истец должен представить в суд при подаче иска?

3. В какой срок судья решает вопрос о возбуждении гражданского дела?

4. Допустим ли отказ в принятии искового заявления (возвращение искового заявления) по основаниям, не предусмотренным ГПК РФ?

5. Допускается ли обжалование определения судьи об оставлении искового заявления без движения?

6. Какие меры по обеспечению иска Вам известны?

7. В каком порядке исполняется определение суда об обеспечении иска?

8. Возможен ли отказ в принятии искового заявления по п. 2 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ по спору, связанному с воспитанием детей?

9. Допускается ли возврат судьей искового заявления в соответствии с ч. 2 ст. 136 ГПК РФ в случае неустранения истцом (заявителем) в установленный судьей срок недостатков искового заявления без вынесения соответствующего определения?

10. Может ли недееспособное лицо подать заявление в суд?

11. Вправе ли гражданин подать заявление об оспаривании нормативного правового акта, не затрагивающего его права и свободы?

12. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 18. Подготовка дела к судебному разбирательству

План занятия

1. Подготовка гражданских дел как стадия гражданского процесса.

2. Задачи стадии подготовки.

3. Объём и содержание процессуальных действий по подготовке дела к судебному разбирательству.

4. Предварительное судебное заседание.

5. Назначение дела к слушанию.

Рекомендуемая литература: [15, 16, 29, 32, 107, 183].

Задание

Определите, какие действия судьи, перечисленные в ст. 150 ГПК РФ, направлены на достижение каждой из задач стадии подготовки.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. Назовите понятие и признаки стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

2. Является ли стадия подготовки дела обязательной и почему?

3. Установлены ли законом сроки проведения подготовки дела к судебному разбирательству? Какие факторы влияют на продолжитель-ность подготовки?

4. Возможны ли на стадии подготовки отказ в принятии искового заявления, возвращение искового заявления, оставление заявления без движения?

5. Как соотносятся понятия «цель подготовки» и «задачи подготовки»?

6. Какие задачи стадии подготовки являются обязательными?

7. Что значит уточнение обстоятельств, имеющих значение для дела?

8. Каким образом определяется закон, подлежащий применению и устанавливаются правоотношения сторон?

9. Что означает для судьи разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участниках процесса?

10. Как выполняется задача представления необходимых доказательств?

11. Какие действия предпринимает судья для примирения сторон в стадии подготовки?

12. Равнозначны ли понятия «примирение сторон» и «заключение сторонами мирового соглашения»?

13. С какого действия начинается и каким заканчивается подготовка дела к судебному разбирательству?

14. Являются ли исчерпывающими перечни подготовительных действий, закрепленные в ст. 149, 150 ГПК РФ?

15. Разъясните содержание каждого процессуального действия судьи, совершаемого в стадии подготовки дела.

16. В чем проявляется действие принципов диспозитивности и состязательности в стадии подготовки дела к судебному разбирательству?

17. Что понимается под соединением и разъединением исковых требований? Какие виды соединения исков Вы знаете? Назовите критерии, по которым возможны соединение и разъединение исковых требований.

18. Является ли проведение предварительного судебного заседания обязательным по любому гражданскому делу?

19. Когда возникает необходимость в проведении предварительного судебного заседания?

20. Какими правами наделены судья и стороны во время предварительного судебного заседания?

21. Влияет ли проведение предварительного судебного заседания на общий срок рассмотрения дела?

22. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 19. Стадия судебного разбирательства

План занятия

1. Общая характеристика судебного разбирательства как стадии гражданского процесса.

2. Порядок в судебном заседании.

3. Этапы судебного разбирательства.

4. Отложение разбирательства по гражданскому делу.

5. Приостановление разбирательства по делу.

6. Окончание рассмотрения дела без вынесения судебного решения.

7. Протокол судебного заседания, замечания на протокол, порядок их рассмотрения.

Рекомендуемая литература: [32–36, 40, 175, 184, 197].

Задание

Проводится деловая игра. Ситуация для деловой игры выбирается из практикума с учетом обязательного участия в деле сторон, третьих лиц, прокурора, органов государственной власти или местного самоуправления, свидетелей, эксперта.

Подготовка к деловой игре

Преподаватель за 4–5 дней до начала занятия собирает учебную группу, объявляет о предстоящем ее проведении, разъясняет ее цель, задачи, условия, время и порядок ее проведения. Студенты знакомятся со сценарием деловой игры. Распределяются роли: судья, секретарь судебного заседания, прокурор, истец, ответчик, их представители, третьи лица, свидетели, эксперт. Несколько студентов из группы назначаются экспертами, их цель – следить за правильным совершением всеми участниками деловой игры процессуальных действий. Самовыдвижение студентов на роли приветствуется.

В процессе подготовки студенты (с учетом распределения ролей) должны составить проекты процессуальных документов.

Перед проведением игры преподаватель проводит установочное занятие – проверяет готовность студентов, при необходимости консультирует. Студенты ориентируются на творческий, деловой подход к проведению деловой игры, необходимость разрешения всех возникающих в процессе игры вопросов только в процессуальных формах, предусмотренных ГПК РФ.

Примерный план проведения деловой игры

1. Преподаватель объявляет тему, проверяет явку студентов, выделяя тех, кто получил роли, проверяет их готовность, проводит краткий инструктаж. Затем слово предоставляется судье.

2. Судья, председательствующий в судебном заседании, открывает заседание суда, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению.

3. Секретарь докладывает о явке лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса. Суд устанавливает личность явившихся и проверяет полномочия должностных лиц и представителей.

4. Судья удаляет свидетелей из зала заседания, объявляет состав суда, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права заявлять ходатайства и отводы, разъясняет всем лицам, участвующим в деле их права и обязанности.

5. Судья докладывает существо дела, выясняет, поддерживает ли истец исковые требования, признает ли иск ответчик, не желают ли стороны заключить мировое соглашение, после чего приступает к объяснениям лиц, участвующих в деле.

6. Лица, участвующие в деле, дают объяснения в следующем порядке: прокурор, истец, его представитель, третье лицо, выступающее на стороне истца и не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора; ответчик и его представитель, третье лицо, выступающее на стороне ответчика, третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора.

7. Судья поочередно вызывает для допроса свидетелей, выясняя у каждого из них, в каких отношениях свидетель находится со сторонами. Свидетель излагает свои показания в форме свободного рассказа, затем ему задаются вопросы в порядке, предусмотренном ГПК РФ. Судья вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент.

8. Суд приступает к исследованию письменных доказательств, которые оглашаются и предъявляются всем лицам, участвующим в деле, для ознакомления.

9. Суд исследует вещественные доказательства.

10. Оглашается заключение эксперта и проводится допрос эксперта.

11. Лица, участвующие в деле, участвуют в судебных прениях в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

12. Суд удаляется в совещательную комнату, после возвращения оглашает принятое решение и объявляет заседание закрытым.

Разбор деловой игры и подведение ее итогов

Преподаватель поочередно предоставляет слово экспертам для дачи ими заключений. Эксперт оценивает готовность студентов к деловой игре, их активность и компетентность, соответствие действий участников игры гражданскому процессуальному кодексу. Кратко анализирует действия участников игры, отмечая положительные и отрицательные стороны, дает им оценку. Учитывается активность студентов, знание ими материального и процессуального права, умение принимать правильные, основанные на нормах права, решения, владение тактическими приемами поведения в процессе (с учетом процессуальной роли каждого участника игры).

Второй эксперт дополняет первого. Он может согласиться с ним либо высказать иную точку зрения, дать собственную оценку действиям участников игры.

Преподаватель подводит итоги проведенного занятия, кратко анализирует заключения экспертов. При этом обращает внимание на полноту достижения студентами целей деловой игры, на недостатки и положительные стороны, высказывает свое мнение относительно дальнейшей активизации деловой игры, способствующей повышению ее результативности.

Студентам предоставляется возможность высказать свои впечатления от деловой игры и мнение о том, что в перспективе может способствовать совершенствованию этого вида занятий.

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы

1. В чем отличие предварительного судебного заседания от судебного заседания суда первой инстанции?

2. Назовите понятие и признаки стадии судебного разбирательства.

3. Почему судебное разбирательство является главной стадией гражданского процесса?

4. Как реализуются принципы гласности и открытости в стадии судебного разбирательства?

5. Охарактеризуйте порядок в судебном заседании.

6. Какие существуют обрядовые правила проведения судебного заседания?

7. Раскройте основания, условия и порядок использования видеоконференцсвязи в судебном заседании.

8. Какие законодательные лакуны и коллизии существуют в регулировании использования видеоконференцсвязи?

9. Дайте характеристику статусу председательствующего в судебном заседании. Какова его роль на различных этапах судебного разбирательства?

10. Что значит культура гражданского судопроизводства?

11. Может ли представитель стороны быть удален из зала судебного заседания? Каковы правовые последствия его удаления?

12. Назовите составные части судебного заседания.

13. Какие вопросы разрешаются председательствующим в подготовительной части судебного заседания?

14. Как устанавливается личность явившихся в судебное заседание? Какие дополнительные вопросы выясняет судья в отношении свидетелей, экспертов, должностных лиц?

15. Какие права и обязанности разъясняет председательствующий переводчику? Какие права и обязанности разъясняются лицам, участвующим в деле?

16. Как разрешаются ходатайства лиц, участвующих в деле?

17. Каковы последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле?

18. Каковы действия суда, если после доклада председательствующего стороны заключают мировое соглашение или ответчик заявляет встречный иск?

19. Что учитывается судом при определении продолжительности перерыва, отложения разбирательства дела?

20. Подлежит ли обжалованию определение суда об отказе в принятии к производство встречного иска?

21. Назовите общие правила исследования доказательств в суде. Что необходимо предпринять, если сторона заявляет о недостоверности доказательства?

22. Опишите порядок допроса свидетеля. Чем отличается допрос несовершеннолетнего свидетеля?

23. Какие доказательства оглашаются в судебном заседании?

24. Опишите порядок исследования вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей.

25. Назовите этапы оценки заключения эксперта.

26. Каковы основания назначения дополнительной и повторной экспертизы?

27. Каков статус специалиста в гражданском процессе? Назовите его права, обязанности, раскройте вопрос об ответственности специалиста в гражданском процессе.

28. Какие общие и отличительные черты имеют эксперт и специалист?

29. Опишите судебные прения в судебном заседании.

30. Какие вопросы разрешаются судом в совещательной комнате?

31. В каком случае возможно возобновление судебного заседания?

32. Что означает особое мнение судьи при вынесении решения?

33. Как объявляется решение суда?

34. Что должно быть отражено в протоколе судебного заседания?

35. Опишите процессуальный порядок составления протокола.

36. Опишите основания и процессуальный порядок отложения рассмотрения дела.

37. Каковы основания приостановления производства по делу? Являются ли перечни ст. 215, 216 ГПК РФ исчерпывающими?

38. В чем отличие приостановления производства по делу от отложения рассмотрения дела?

39. Как устанавливается наличие оснований для возобновления производства по делу? Какие обязанности в связи с этим возлагаются на суд?

40. Назовите формы окончания производства по делу без вынесения решения.

41. В чем отличие прекращения производства по делу от оставления без рассмотрения?

42. В случае замены ненадлежащего ответчика и прекращения в последующем гражданского дела возможно ли повторное обращение в суд с иском к первоначальному ответчику?

43. Возможно ли обжалование определения суда о прекращении производства по делу в связи с заключением сторонами мирового соглашения или отказа истца от иска?

44. Имеет ли ответчик право на возмещение расходов на оплату услуг представителя в случае оставления без рассмотрения искового заявления на основании абзаца восьмого ст. 222 Гражданского процессуального кодекса РФ?

45. Каковы особенности стадии судебного разбирательства по делам, возникающим из трудовых, семейных и публичных правоотношений?

46. Подготовьтесь к проверочной работе по вопросам 35–40 (диктант по основаниям для таких определений).

47. Решите задачи по теме из практикума.

Тема 20. Постановления суда первой инстанции

План занятия

1. Понятие и виды судебных постановлений.

2. Сущность и значение судебного решения.

3. Требования, предъявляемые к судебному решению.

4. Содержание судебного решения.

5. Устранение недостатков судебного решения вынесшим его судом.

6. Законная сила судебного решения.

7. Исполнение судебного решения.

8. Определения суда первой инстанции.

Рекомендуемая литература: [5, 13, 54, 105, 162, 168, 180, 186].

Задание

Составьте схему «Виды судебных постановлений».

Вопросы и задания для контроля самостоятельной работы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: