Тема 2. Благосостояние населения и распределение доходов




Уровень благосостояния населения зависит от следующих факторов:

1. размер фактического потребления материальных благ и услуг

2. развитость потребностей в них

3. условия развития и удовлетворения физич., духовных и соц. потр-тей

4. субъективное восприятие человеком уровня своего благополучия

Первые 2 фактора обуславливают статистические характеристики благосостояния и отражают уровень потребления населения.

3-ий фактор обуславливает имеющиеся возможности его изменения, занятость и условия труда, оплата труда и доходы, условия быта, имущественную обеспеченность и характер жилища, развитие социальной инфраструктуры и условий досуга, здоровье и образование населения.

Уровень жизни – количественная категория, а качество жизни – качественный показатель.

Благосостояние населения представляет собой сложную социально-экономическую категорию, качественно и количественно, объективно и субъективно отражающую достигнутый уровень потребления и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей.

Доходы и их виды

Доходы населения – совокупность полученных домашними хозяйствами денежных средств и полученных и/или произведенных натуральных благ за определенный период времени.

ü Совокупный доход включает полученные д/х ден. ср-ва и натуральные блага, а также бесплатные и льготные услуги, оказанные населению

ü Первичный доход образуется в результате трудовой и предпринимательской деятельности, к нему относится з/п, доход от продажи результатов труда (напр. фермерское хоз-во), личное потребление рез-тов труда, предпринимательский доход, доход на собств-ть и капитал

ü Вторичные доходы образуются в результате передачи части дохода от одних лиц другим лицам в ден. и неденежных формах, к нему относятся бесплатные или частично бесплатные услуги и денежные выплаты (пенсии, стипендии), передаваемые доходы (наследство, алименты), рисковые доходы, заемные доходы (кредиты банков, предприятий или частных лиц)

Способы распоряжения доходами:

a) Мобильные доходы – доходы, которым население распоряжается по собственному усмотрению, без к-л ограничений

b) Иммобильные доходы – неденежные поступления, получаемые от гос-ва, предприятий и некоммерч. орг-ций, оказывающих услуги населению и они имеют целевое назначение

a. - видимые доходы опред. индивидуально для каждого получателя и соотв-но м.б измерены

b. - невидимые доходы предст. собой затраты на содержание госуд. и негос. (коммерч.) орг-ций, оказывающих бесплатные услуги населению

Зарплата

Доход от предпринимательской деятельности

Социальные трансферты – выплаты гражданам из гос. бюджета или спец фондов, не связ. с непосредств. рез-ми труда, предприн. деят-ти или доходами от собств-ти; направлены на поддержание соц-уязвимых слоев населения, на обеспечение общедоступности соц-знач. благ, на повышение рав-ва стартовых возм-тей населения.

Существует своеобразная форма соц. трансфертов – натуральная – беспл. соц. услуги.

Номинальные доходы характ-т уровень ден. доходов без учета налогов и цен на потребит. блага.

Располагаемые доходы предст. собой номинальные доходы за вычетом налогов и др. обязат. платежей, которые м.б направлены на потребл-е и сбереж-е.

Реально-располагаемые доходы – реальная покупат. спос-ть ном доходов

Индекс потреб. цен –показатель, хар-щий в целом измен-е стоимости потр. корзины Т и У, приобретаемых населением

Дифференциация доходов населения – различия в уровне доходов на душу населения и распределение населения по уровню доходов по группам.

Негат. последствия диф-ции:

а) снижение спроса => уменьш. производства

б) замедление развития наукоемких, высокотехнологичных, интересных с т.зр. формир-я конкур. преимуществ отраслей промышленности

в) потеря трудового потенциала

г) расширение соц. базы теневой экономики

д) соц. нестаб-ть в обществе

Диффер-ция ден доходов нас-я опред-ся влиянием 2х факторов:

1. Различия в оплате труда

2. Различия иждивенческой нагрузки между получателями доходов

Потребит корзина – набор опр. объема и структуры матер и дух благ и услуг

Виды корзины:

Прожит. минимум – мин. набор прод. пит., непродовольств Т и У, необход. для сохр. здоровья человека и обеспечения жизни

Минимальная корзина – отлич. значит большим разнообразием Т и У

Рациональная – ориент. на средний класс и отраж. предст. о его потреб. поведении

Потребительский бюджет предст. собой стоимостную оценку объема и структуры потребления матер. благ и услуг, включая налоги.

Понятие и измерение бедности

Бедность - состояние отсутствия достаточных ресурсов для обеспечения образа жизни, приемлемого в данном общ-ве и являющ. привычным для значит. части населения.

Осн. подходы к устан. границ бедности:

1) Нормативный (абсол.) – базир-ся на нормах потребления благ и услуг

2) Относит. – когда категория бедных отн. опред. долю насел. (10-15%)

3) Стратификационный – к бедным относят людей, объективно ограниченных в возм-ти самообеспеч-я (инвалиды, сироты, беженцы)

4) Депривационный – бедные опр-ся исходя из признака «лишений», т.е исключит-ти из жизни стандартов данного общ-ва

Показатели, характ-щие бедность:

§ Распространенность (число бедных в абс. и относ. выражении)

§ Глубина (сумма дефицитов расходов, кот-ую надо предост. бедным для достиж. ими границ бедности)

Государственная социальная защита населения – система отношений «индивид – гос-во и семья – гос-во», возникающая по поводу обеспеч-я гос-вом гарантированного миним. ур-ня жизни насел-я, необх. для его норм воспроизв-ва в усл. воздействия соц. рисков.

Социальные гарантии - границы реализации соц. прав граждан, признанные общ-вом необходимыми и возможными с учетом достигнутого уровня и наличия ресурса для их реализации и установлен. в виде норм нац. законодат-ва.

Сущ-т так наз. госуд. миним. соц. стандарты – это установл. органом гос. власти на опред. период времени мин нормативы и нормы, отражающ. важнейшие потр-ти человека в мат благах и услугах, гарантирующ. соответствующ. уровень их потребл-я и предназнач. для опр-ния обязат. минимума бюджетных расходов на указанные цели.

Сюда входят: - ден. доходы населения

- наиб. массовые виды пособий и выплат населению

- нормы и нормативы обеспеч-ти ими нас-я

- нормы и норм-вы матер., кадрового, технич. и финанс. обеспеч-я госуд. и муницип. учреждений в соц. сферах

Соц. поддержка – установл. гос-вом и регулир. нормами права система обеспечения всем членам общ-ва уровнем благосостояния, соответствующ. удовл-ю важнейших потребностей на миним-допустим. уровне. Она включает мин. доходы и мин. стандарты условий труда, систему нормального жизнеобеспечения общ-ва.

Социальное страхование – установл. гос-вом и регулируем нормами права система предоставления ден. ср-в работникам или их семьям в связи с наступлением в их жизни опред. ситуаций или событий, вследствие таких соц. рисков, как утрата трудоспос-ти, утрата источника дохода, а также это система предост-я услуг по охране здоровья работников в связи с наступл. или профилактикой наступления соц. риска потери трудоспособности.

Социальная помощь – система предоставления ден. средств, специализированных соц. услуг и спец. соц. выплат, связанных с облегчением условий существования разл. видов жизнедеятельности конкретных лиц или групп:

а) принцип горизонтальной справедливости в распределении (предост. одинак. помощи индивидам, находящ. в одинаковом положении)

б) принцип вертикальной эффект-ти распред-я (состоит в рационализации расходов гос-ва за счет оказания соц. помощи как по заявительному типу, так и на основе разл. критериев, предусматр. тщательную оценку доходов)

Занятость и безработица

Под занятостью принято понимать общественно полезную деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую, как правило, трудовой доход.

Экономический смысл занятости – потребность в доходе. Социальный смысл – потребность в самовыражении, реализация навыков и умений, приобретение социального статуса и прочее. Главные соц. аспекты для общества в целом:

1. реализация права на труд и удовлетворение потребностей в труде

2. повышение уровня жизни и обеспечение достойных условий существования

3. развитие личности и повышение профессионального уровня

4. формирование предпосылок для социального роста и повышения социального статуса

Связано со следующими процессами и явлениями:

1) динамика трудовых ресурсов по уровню образования

2) динамика отраслевой структуры занятости

3) специфика труда различных социально-демографических групп

4) специфика социальных установок и мотивация труда

5) мера трудового участия

6) заинтересованность в более квалифицированном труде

Политика занятости – совокупность прямых и косвенных мер воздействия на сферу занятости. К основным принципам политики занятости в социально-ориентированной экономике можно отнести:

· сбалансированное сочетание полной и эффективной занятости. Полная занятость –

состояние занятости, при которой работой обеспечены все нуждающиеся в ней и желающие работать. Эффективная занятость – занятость, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, развитие личности, рост образовательного и профессионального уровня работника на основе роста общественной производительности труда.

· добровольность труда и гармонизация прав и обязанностей человека в трудовой сфере

· равная ответственность гражданина и государства за возможность иметь работу, обеспечивающую достойную жизнь.

· свободный перелив рабочей силы между сферами приложения труда, отраслями, профессиями и территориями

· трудовая мотивация, основанная на предприимчивости и заинтересованности в высокопроизводительном труде

Модели обобщающей государственной практики политики занятости:

I. Европейская. Строится на системе повышения производительности труда, что влечет за собой сокращение числа занятых при одновременном росте доходов работающих. Предусматривает большие объемы пособий для безработных

II. Скандинавская модель. Основывается на обеспечении высокого уровня занятости со средним уровнем оплаты труда. Ориентирована на высокую государственную поддержку рынка труда.

III. Американская модель. Предусматривает создание рабочих мест, не требующих высокой производительности для значительной части экономически-активного населения. Безработица при этом формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низким доходом.

«Государственная политика в области содействия занятости населения» - государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную продуктивную и свободно избранную занятость. Направлена на:

o развитие трудовых ресурсов

o повышение их мобильности

o защита национального рынка труда

o создание условий обеспечивающих достойную жизнь и достойное развитие человека

o поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемая в рамках законности, содействия развитию их способности к производительному творческому труду.

o осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

o предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы.

o поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Активная политика предполагает реализацию правовых, экономических и организационных мер по повышению уровня занятости. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через гос службу занятости. Проведение активной политики осуществляется путем разработки и реализации специальных федеральных и региональных программ занятости. Федеральная служба по труду и занятости создана в 1991 г, входит в минздрав; федеральный орган исполнительной власти РФ. Осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы; осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права, законодательство о занятости населения, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулированию коллективно-трудовых споров.

Задачи:

ü анализ рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу

ü разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения

ü консультирование ищущих работников.

ü учет незанятых граждан и оказание им помощи в трудоустройстве

ü обучение безработных новым специальностям

ü территориальное перераспределение рабочей силы

ü поддержка рабочих мест для тех категорий граждан, которые не могут быть трудоустроены другим путем

ü содействие предпринимательству и самозанятости

ü выплата пособий по безработице, стипендий в период обучения и оказание мат помощи безработным

ü осуществление компенсационных выплат по сдерживанию массовой безработицы

ТК РФ закрепляет требования обязательного письменного трудового контракта между наемным работником и работодателем; устанавливает жесткие правила выплаты зарплаты, либерализует порядок увольнения наемных работников, повышает требования к руководящему составу а так же урезает профсоюзов в части препятствия увольнения работников.

Трудовое ресурсы – часть населения, способная участвовать в трудовых отношениях и производить материальные блага или услуги. Состоят из трудоспособного населения в трудоспособном возрасте и занятых в экономике моложе и старше трудоспособного возраста.

Трудовые ресурсы = население трудоспособного возраста – неработающие инвалиды 1 и 2 группы трудоспособного возраста – неработающие льготные пенсионеры + работающие подростки + работающие пенсионеры.

Занятые в экономике – работающие по найму и не по найму, занятые на семейных предприятиях, домашних хозяйствах и личном подсобном хозяйстве.

Занятое население делится по видам экон. деятельности:

· наемные работники

· работодатели

· члены производственных кооперативов

· работники, не классифицируемые по статусу.

по режимам занятости:

· полная занятость

· полная рабочая неделя

· неполная рабочая неделя

· неполный рабочий день

вынужденная частичная занятость возникает, когда работники находятся в принудительных отпусках или вынужденно работают неполное рабочее время и не получают полную зарплату по экономическим причинам. Частичная и неполная занятость влечет за собой т.н. «неформальную» занятость (люди, лишенные полноценного заработка на основном месте работы вынуждены искать 2 или 3 место работы и делают это неофициально).

по отраслям (изменение отраслевой структуры занятости связано со структурной перестройкой экономики и сопровождает эк-соц сферу каждого развивающего общества)

Сущность виды и последствия безработицы

Безработица – это ситуация в экономике, при которой часть ЭАН не имеет возможности применить свою рабочую силу.

В экономическом смысле безработица отражает несоответствие на рынке труда между относительно большим преобладанием рабочей силы и спроса на нее.

Согласно стандартам МОТ к безработным относятся все лица трудоспособного возраста, которые в течение учетного периода были без работы, активно е искали и были готовы немедленно приступить к ней.

Уровень безработицы – это отношение безработных к общему объему трудовых резервов или ЭАН. Фрикционная (текущая) безработица – связана с естественным процессом смены и поиска новой работы, требующего времени 1-4 месяца (носит естественный характер). Циклическая – вызвана общим.

 

ПРОПУСК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: