и просьбами к сотворенному




 

1 - Принесение клятвы, когда клянутся не Аллахом:

Клятва («халф») есть подтверждение того или иного суждения или заявления особым образом с упоминанием того, кого желает возвеличить дающий клятву. Что же касается возвеличения, то право на это имеет лишь Аллах, поэтому никем иным клясться недопустимо.

Вследствие этого все ученые сходились на том, что клясться можно только Аллахом, Его именами или же атрибутами, и ничем иным клясться недопустимо[26], ибо такие клятвы есть не что иное, как многобожие, на что указывают слова Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передавшего, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Поклявшийся не Аллахом впал в неверие или многобожие" (Этот хадис приводят Ахмад, ат-Тирмизи и ал-Хаким),

- и это - многобожие малое. Если же тот, кто дает клятву, возвеличивает того, кем он клянется до степени поклонения ему, то подобная клятва будет уже большим многобожием. Так обстоит дело сегодня с поклоняющимися могилами, которые боятся и возвеличивают покойников больше, чем они боятся и возвеличивают Аллаха, так как если такого человека попросят поклясться тем, кого они возвеличивают из покойных, он согласится сделать это только в том случае, когда говорит правду, а если его попросят поклясться Аллахом, то он может принести и ложную клятву.

Итак, клятва есть возвеличивание того, кем клянутся, что можно делать только по отношению к Аллаху; кроме того, подобные клятвы надо уважать и не следует давать их слишком часто. Аллах Всевышний сказал:

"Не повинуйся же всякому клянущемуся много, презренному..." ("Калам", 10),

- а также:

"Охраняйте же ваши клятвы!" ("Трапеза", 89.)

Это значит: клянитесь только по необходимости и не давайте ложных клятв, так как обилие и лживость клятв свидетельствует о пренебрежении к Аллаху и отсутствии должного почтения к Нему, что противоречит полному единобожию.

В одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"С тремя не заговорит Аллах, и не очистит их и для них уготовано мучительное наказание", - а далее там говорится, что он сказал: "...и с человеком, который сделал Аллаха предметом своей торговли. Такой не покупает, не поклявшись Им, и не продает, не поклявшись Им" (Этот хадис приводит ат-Табарани).

Угрозы, обращаемые против тех, кто клянется слишком часто, свидетельствуют о том, что запретно, ибо необходимо уважать имя Аллаха и чтить Его, слава Ему.

Точно также запретной является ложная клятва, ибо она гибельна (имеется в виду, что она приводит давшего ее к греху, а, следовательно, и к огню, и это такая клятва, о которой дающий ее заведомо знает, что она ложна), а Аллах говорил о том, что лицемеры дают ложные клятвы, зная о том, что лгут.

Все вышеизложенное можно кратко выразить следующим образом:

1 - Запретно клясться не Аллахом, а, например, честью, Каабой или Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо это - проявление многобожия.

2 - Запретно сознательно давать ложную клятву Аллахом, ибо она приводит человека к гибели.

3 - Запретно часто клясться Аллахом, даже если эти клятвы и правдивы, за исключением тех случаев, когда это не вызвано необходимостью, ибо подобное свидетельствует о пренебрежении к Аллаху, слава Ему.

4 - Можно клясться Аллахом по необходимости и лишь в том случае, если клятва правдива.

2 - Тавассуль достижение (расположения) довольства Аллаха посредством чего либо. Тавассуль здесь подразумевает поиски близости к чему-либо, что же касается слова "василя", употребленного в нижеследующем аяте, то оно означает средство приближения. Аллах Всевышний сказал: "...ищите средства приближения к нему..." ("Трапеза", 35.)

Это значит: ищите близости к Нему, слава Ему, с помощью покорности Аллаху и следования тому, что угодно Ему.

Тавассуль можно подразделить на два вида:

Вид первый представляет собой тавассуль, дозволенный Шариатом, который, в свою очередь, подразделяется на несколько подвидов:

Подвид первый: обращение с просьбой к Аллаху Всевышнему посредство использования Его имен и атрибутов, как повелел это сам Всевышний Аллах, сказав:

"У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним и оставьте тех, которые не веруют в Его имена. Воздаться им в будущем за то, что они делают!" ("Преграды", 180.)

Подвид второй: обращение с просьбой к Аллаху Всевышнему посредством своей веры и своих праведных дел, совершаемых самим человеком, обращающимся подобным образом, как сказал об этом Всевышний, имея в виду обладающих верой:

"Господь наш! Мы слышали зовущего, который звал к вере: "Мол, уверуйте в Господа вашего!" И мы уверовали. Господь наш! Прости же нам (то есть ради нашей веры) наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас с праведниками" ("Семейство Имрана", 193).

А в одном из хадисов приводится рассказ о троих людях, которые не могли выйти из пещеры, где они находились, из-за того, что упавший обломок скалы загородил выход, и тогда они обратились с просьбой к Аллаху, помочь им ради праведных дел, после чего Аллах облегчил их положение и они смогли выбраться наружу (это является кратким содержанием хадиса, который приводят ал-Бухари и Муслим).

Подвид третий: обращение к Аллаху Всевышнему с помощью произнесения слов свидетельства, как сделал это Йунус, мир ему:

"И воззвал он во мраке: "Нет божества, кроме Тебя, хвала Тебе..." ("Пророки", 87).

Подвид четвертый: обращение к Аллаху Всевышнему с помощью заявления о своей слабости, беспомощности и ощущения потребности в Аллахе, как сказал об этом Айуб, мир над ним, мир ему:

"Постигла меня беда, а Ты - милосерднейший из милосердных!" ("Пророки", 83.)

Подвид пятый: обращение к Аллаху путем обращения к живым праведникам, как сделали это сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время неурожая, попросив его, чтобы он обратился к Аллаху за них, а когда он умер, то они стали обращаться с такими же просьбами к его дяде Аббасу, да будет доволен им Аллах, и он делал для них то же самое (Этот хадис приводит ал-Бухари).

Подвид шестой: обращение к Аллаху с помощью признания в совершении греха:

"Сказал он: "Господи! Я поступил несправедливо с самим собой. Прости же мне!" ("Рассказ", 16.)

Вид второй: недозволенный тавассуль. Здесь имеется в виду обращение с просьбой к Аллаху посредством каких-либо иных путей помимо шести вышеперечисленных, например, обращение к покойным с просьбой о том, чтобы они вознесли свои мольбы к Аллаху за человека или были заступниками за человека перед ним, обращение с просьбой к Аллаху ради высокого положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, перед Аллахом, а также обращение к Аллаху ради плоти какого-либо сотворенного или сана, или святости его, а подробнее это изложено ниже:

1 - Недопустимо просить покойных о том, чтобы они возносили мольбы к Аллаху за человека:

Этого нельзя делать потому, что покойный просто не в состоянии сделать того, что он мог сделать при жизни. Точно также нельзя просить их о посредничестве или заступничестве перед Богом, так как Умар ибн ал-Хаттаб, Муавийа ибн Абу Суфйан и другие сподвижники и табиун обращались во время неурожая с просьбой о ниспослании дождя и заступничестве к тем, кто был жив, например, к Аббасу и Йазиду, но они не делали ничего подобного ни у могилы Пророка,, да благословит его Аллах и приветствует, ни у могил других людей. Они нашли себе замену в лице других, а именно - Аббаса и Йазида, а Умар сказал: "О Боже, раньше мы обращались к Тебе через нашего Пророка и Ты посылал нам дождь, а теперь мы обращаемся к Тебе через дядю нашего Пророка, пошли же нам дождь!" - и они стали поступать таким образом потому что поступать по старому, не нарушая установлений шариата, для них оказалось невозможным.

При этом, если бы подобное было дозволено, ничто не могло бы помешать им приходить к могиле Пророка, (да благословит его Аллах и приветствует), и просить его о помощи[27], однако их отказ от подобных поступков свидетельствует о недопустимости обращения к покойным с просьбами о вознесении мольбы к Аллаху или о заступничестве, ведь, поистине, если бы обращения к живым и покойным с подобными просьбами ничем не отличались друг от друга, то они никогда не отказались бы от обращений к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и не стали бы обращаться к тем, кто ниже его, кем бы они ни были.

2 - Недопустимо обращаться к Аллаху, прося Его сделать нечто ради высокого положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или кого-нибудь иного перед Ним.

Что касается хадиса, где говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если будете просить Аллаха о чем-либо, просите Его сделать это ради того положения, которое я перед Ним занимаю, ибо, поистине, положение мое у Аллаха велико!" - то это недостоверный хадис. Ни одна из достоверных мусульманских книг не приводила его, и никто из авторитетных мухаддисов никогда не приводил его ни в одном из соответствующих сборников[28], а поскольку нет ничего, что подтверждало его подлинность, то подобные действия являются недопустимыми, ибо правильность тех или иных видов поклонения может быть подтверждена только с помощью ясных и достоверных доказательств из Корана и хадисов.

3 - Недопустимо обращаться с просьбой к Аллаху именем сотворенного или ради плоти его.

Этого нельзя сделать потому, что Аллах не говорил о том, что просьбы именем чего-нибудь сотворенного или ради плоти какого-либо сотворенного могут послужить причиной для ответа, и не узаконил этого для своих рабов.

В Коране и хадисах приводятся все виды тавассуля, через кого или посредством чего обращаться с просьбой к Аллаху. Это то, что мы перечислили в шести пунктах дозволенного тавассуля. Другой вид тавассуля, помимо этих шести, не дозволяется, поскольку нигде в Коране и в хадисах не приводятся такие образцы мольбы и тавассуля как "О Аллах! Ради Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, ради ангелов, ради Трона или Курси, ради Каабы, ради авлияъ или ради устазов или шейхов прости меня, помилуй меня, дай мне то-то или то-то". Раз нигде в двух источниках Шариата такой образец не упоминается, выдумывать от себя, как обращаться с просьбой к Аллаху или посредством кого или чего, и вводить туда какое-то новшество из своих соображений мы просто не имеем права.

Дело в том, что дуа, мольба и обращение с просьбой и как это делать являются поклонением, как об этом говорится в хадисе

"Дуа, мольба является поклонением" (Этот хадис приводит ат-Тирмизи),

а вопрос поклонения таков, что вводить в него какое-либо изменение, будь то убавлением или добавлением, не разрешается в отличие от мирских вопросов, где мы имеем права что угодно делать по своему усмотрению, с учетом своих интересов, не выходя за рамки Шариата.

Относительно обращения с просьбой о помощи («исти'ана») и спасения («истигаса») сотворенному:

Обращение за помощью: под этим подразумевается обращение с просьбой о помощи и поддержке в том или ином деле.

Просьба о спасении: здесь имеется в виду обращение с просьбой о спасении от того или иного бедствия.

Обращения с просьбой о помощи и спасении к сотворенному могут быть двух видов:

Первый вид - это обращение к сотворенному с просьбой о помощи и спасении в таких делах, где он может помочь, что является допустимым, ибо Всевышний сказал:

"И помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности..." ("Трапеза", 2.)

А рассказывая о Мусе, мир ему, Всевышний сказал:

"И взывал к нему (к Мусе) о помощи тот, что из его окружения, против того, кто из врагов" ("Рассказ", 15).

Так человек обращается к своим друзьям с просьбой о спасении во время военных действий, ибо оказание помощи в подобных случаях по силам сотворенному.

Второй вид - это обращение к сотворенному с просьбой о помощи и спасении в таких делах, где может помочь лишь Аллах, например, обращение с такими просьбами к покойным или обращение к живым с просьбами о помощи в том, что посильно одному лишь Аллаху, например, если речь идет об излечении больных, изгнании печалей и отвращении вреда. Подобные обращения недопустимы, ибо они являются не чем иным, как большим многобожием. Сообщается, что при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был один лицемер, сильно досаждавший правоверным, и в конце концов один из них сказал: "Пойдемте и попросим Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спасти нас от этого лицемера", - а когда они обратились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с такой просьбой, он ответил им:

"Поистине, просить о спасении следует не меня, а одного лишь Аллаха!" (Этот хадис приводит ат-Табарани).

Из этого следует, что он, да благословит его Аллах и приветствует, отвергал допустимость того, чтобы к нему обращались с подобными словами, хотя и сам мог оказать помощь в этом случае. Дело же было в том, что таким образом он оберегал единобожие и преграждал путь тому, что впоследствии могло привести к многобожию и стать предлогом для оправдания проявлений многобожия; он дал такой ответ, соблюдая приличия и проявляя скромность перед Господом и чтобы предостеречь мусульманскую Умму от всего того, что может привести ее к многобожию в словах и делах. Но если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поступил таким образом при жизни и речь шла о том, что было в его силах, то как же можно обращаться к нему с просьбами о спасении после его смерти и требовать от него того, что под силу одному лишь Аллаху?[29] Таким образом, если подобное является недопустимым, когда речь идет о самом Пророке, да благословит его Аллах и приветствует, то тем более недопустимым является это, когда дело касается других, которые намного ниже рангом.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

О ТЕХ УБЕЖДЕНИЯХ, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ

ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ В ОТНОШЕНИИ ПОСЛАННИКА,

ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ,

ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ И ЕГО СПОДВИЖНИКОВ

 

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: О необходимости любви к Посланнику и почитания его и запретности преступать границы дозволенно- го в восхвалении его. Объяснение положения Про- рока, да благословит его Аллах и приветствует.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: О необходимости проявлять покорность к Пророку и следовать его примеру.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: О законности благословения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и приветствий, адресуемых ему.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: О достоинствах членов семьи Пророка и о том, как следует воздавать им должное без излишней сухости и без излишнего проявления своих чувств.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ: О достоинствах сподвижников Пророка и тех убеждениях, которых следует придерживаться в отношении их.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ: О запретности поношения сподвижников и имамов правильного пути.

 

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

О необходимости любви к Посланнику и почитания его и запретности преступать границы дозволенного

в восхвалении его. Объяснение положения Пророка,

да благословит его Аллах и приветствует.

1 - О необходимости любви к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и почитания его.

Прежде всего Рабу следует любить Аллаха Всемогущего и Великого, так как подобная любовь является одним из величайших видов поклонения, а Всевышний сказал:

"А те, которые уверовали, сильнее любят Аллаха" ("Корова", 165),

ибо Он является Господом, который оказывает милости своим рабам в виде всех форм явных и скрытых благодеяний. А после любви к Аллаху Всевышнему необходимо любить Его Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, ибо не кто иной как он призвал людей к Аллаху, познакомил их с Ним, уведомил их о Его законе и объяснил им его положения. Все благо, которого достигли правоверные в мире этом и в мире вечном, пришло к ним через этого Посланника, и никто не сможет войти в рай, если не будет повиноваться ему и следовать ему, да благословит его Аллах и приветствует. Сообщается в хадисе, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Сладость веры человек может ощутить лишь в том случае, если он объединяет в себе три качества: если он любит Аллаха и Посланника Его больше, чем все остальное, если он любит другого человека только ради Аллаха и если он также не желает возвращаться к неверию, от которого его спас Аллах, как не желает он быть ввергнутым в огонь" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

Любовь к Посланнику является необходимым следствием любви к Аллаху Всевышнему и занимает в жизни верующего второе место после любви к Богу, и о любви к нему, да благословит его Аллах и да приветствует, и необходимости ставить ее превыше любви ко всем, кроме любви к Аллаху Всевышнему, сам он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так:

"Не уверует никто из вас, пока не полюбит меня больше, чем своих детей, и родителей и всех остальных людей" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

В другом же хадисе говорится о том, что правоверный должен любить Посланника даже больше, чем самого себя. Сообщается, что однажды Умар ибн ал-Хаттаб сказал:

"О Посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего остального за исключением самого себя!" Услышав это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, нет, Умар, пока ты не полюбишь меня больше, чем самого себя!" - и Умар сказал ему: "А сейчас я люблю тебя больше, чем самого себя!" - а он сказал: "Теперь да, о Умар" (Этот хадис приводит ал-Бухари).

Это говорит о том, что любовь к Посланнику обязательна и она должна быть сильней любви ко всему иному, кроме любви к Аллаху, ибо она является необходимым следствием любви к Нему, и она является любовью в Аллахе и ради Аллаха. Она усиливается в сердце правоверного настолько, насколько усиливается в нем любовь к Аллаху, и уменьшается настолько, насколько уменьшается его любовь к Нему, и каждый, кто любит Аллаха, любит в Аллахе и любит ради Него.

В свою очередь любовь к Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, требует от человека почитания и уважения его, следования ему, предпочтения сказанного им, словам любого другого человека, а также проявления почтения к его Сунне.

Выдающийся ученый Ибн ал-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: "Всякое проявление любви и почитания к кому-либо из людей дозволено, если только оно исходит из любви Аллаха и проявления Им уважения к нему, так обстоит дело и с любовью к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и с почитанием его, ибо источником ее является совершенная любовь и уважение и к Тому, кто его послал, и к нему со стороны Пославшего его. Поистине, члены его общины любят его, потому что Аллах любит его, они почитают и уважают его, потому что и Аллах проявил к нему уважение, и это свидетельствует о любви к самому Аллаху и является одним из требований ее.

Речь идет о том, что Аллах окутал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, любовью и уважением со стороны, и поэтому ни один человек не любил и не почитал другого так, как любили и почитали Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его сподвижники, да будет доволен ими Аллах. Приняв Ислам, Амру ибн ал-Ас сказал: "Поистине, раньше не было для меня человека ненавистнее его", - но после принятия Ислама он полюбил его больше всех и стал почитать его больше всех. Он сказал: "И если бы меня попросили описать его вам, то я бы не смог этого сделать, ибо я его так почитаю, что из уважения к нему не смел много смотреть на него ".

Обращаясь к курайшитам, Урва ибн Мас'уд (один из посланцев курайшитов), который был послан для ведения худайбийских переговоров с Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "О люди, меня послали к Хосрою, к императору и к разным другим владыкам, но я не видел, чтобы кого-нибудь из них его приближенные почитали бы так, как сподвижники Мухаммада почитают Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует! Клянусь Аллахом, их почтение настолько сильно, что не позволяет им даже пристально взглянуть на него, и если он хочет сплюнуть, то стараются, чтобы его слюна обязательно попадала на руку кого-либо из них и он растирает его по своему лицу и груди, а когда он совершает омовение, то они готовы сражаться друг с другом, чтобы получить немного той воды, которую он использовал для этого"[30].

2 - О запретности преступать границы дозволенного в вос­хвалении его.

Преступание границ («гулювв»): здесь имеется в виду излише­ства и проявления чрезмерности. Аллах Всевышний сказал:

"Не излишествуйте в вашей религии..." ("Женщины", 171),

- и это значит: знайте меру.

Что же касается слова "итраъ'", которое приводится в хадисе, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит:

"Не проявляйте по отношению ко мне итраъ, как проявили христиане по отношению к Исе сыну Марьям...", то оно передает значение неумеренности и лживости в восхвалении. Если говорить о том, как бывает переступание границ в отношении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то в данном случае имеется в виду переступание меры допустимого, то есть тот случай, когда его ставят выше положения раба и Посланника Аллаха, наделяя его теми или иными чертами божества, обратившись с мольбой и просьбами о спасении непосредственно к нему и поклявшись его именем, забывая об Аллахе.

Итраъ, то есть чрезмерное восхваление Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выражается в том, что к общепринятым формам восхваления добавляется нечто излишне, что было запрещено им, да благословит его Аллах и приветствует, так как он сказал:

"Чрезмерно не восхваляйте меня, как делали это христиане, восхвалявшие сына Марйам, я всего лишь раб, так что говорите: "Раб Аллаха и Посланник Его" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

Это значит: не восхваляйте меня, говоря нечто не соответствующее действительности, и не преступайте границ в этом восхвалении подобно христианам, которые проявили неумеренность, начав приписывать Исе, мир ему, божественные качества; говоря обо мне, припишите мне те черты, которые приписал мне мой Господь, и говорите: "Раб Аллаха и Посланник Его".

Сообщается в хадисе, что когда один из его сподвижников сказал ему:

"Ты - наш господин", - Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, возразил этому человеку: "Господином является лишь Аллах Благой и Всевышний!", - а когда они сказали: "Ты - самый достойный и великий из нас", - он сказал: "Говорите свое, что хотите говорить, но не давайте шайтану использовать вас" (Этот хадис приводит Абу Дауд, опираясь на хороший иснад).

Передают, что однажды некие люди обратились к нему так: "О Посланник Аллаха, о лучший из нас и сын лучшего из нас, о господин наш и сын нашего господина!", - на что он сказал:

"О люди, говорите то, что хотите говорить, но не дайте шайтану прельстить вас! Я - Мухаммад, раб Аллаха и Посланник Его, и я не хочу, чтобы вы поднимали меня выше того места, на которое поставил меня Аллах, Всемогущий и Великий!" (Этот хадис приводят Ахмад и ан-Насаи).

Хотя Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и являлся наилучшим и наиблагороднейшим из всех творений Аллаха, он не любил, чтобы люди восхваляли его, используя такие выражения как "Ты - наш Господин", "Ты - лучший из нас", "Ты - самый великий из нас", "Ты - самый достойный из нас", и запрещал им подобное, уводя их подальше от излишеств и чрезмерности по отношению к нему, выступая тем самым в защиту единобожия и перекрывая пути, которые могли бы вести к многобожию. Он направлял их к тому, чтобы говоря о нем, они упоминали лишь два его качества, указывающие на достижение рабом наивысшего положения и вместе с тем не заключающие в себе ни излишеств, ни опасности для веры, а именно - раб Аллаха и Посланник Его. Он не любил, когда люди начинали предпринимать попытки превознести его выше того места, на которое поставил его Аллах Всемогущий и Великий и которое Ему было угодно предназначить для него, однако многие люди нарушали его запрет, да благословит его Аллах и приветствует, и стали взывать к нему со словами мольбы и просьбами о спасении и заступничестве, они стали клясться его именем и просить у него того, что в состоянии дать один лишь Аллах, и именно это происходит на мавлидах и на праздниках, устраиваемых по случаю дня его рождения, и встречается в словах различных хвалебных од и песен о Пророке, а происходит это только потому, что люди перестали понимать разницу между тем, как следует относиться к Аллаху, и тем, как следует относиться к Посланнику.

Выдающийся ученый Ибн ал-Кайим пишет в одной из своих касыд, в которой все полустишия заканчиваются буквой "нун", следующее:

"Аллаху принадлежат такие права,

Которыми никто больше не обладает.

И у раба Его свои права,

Но эти два вида прав отличны друг от друга.

Не превращайте же два права в одно,

Забывая о разнице и отличиях!"

3 - Объяснение положения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Не лишним будет объяснить, какое положение занимает Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовав для этой цели те слова похвалы, с которыми обращался к нему сам Аллах и, упомянув о том месте, которое Он ему предназначил, и быть убежденным в этом.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, занимает высокое положение, к которому привел его Аллах, он является рабом Аллаха, Его Посланником и Его благодеянием по отношению ко всему сотворенному. Он - самое лучшее из всего сотворенного, он является Посланником Аллаха ко всем людям, а также и к джиннам, он - самый достойный из Посланников и последний из Пророков, после которого Пророков уже не будет. Аллах раскрыл ему грудь, возвысил его поминание и сделал уделом тех, кто воспротивился его велениям, позор и бесчестие. Он занимает место достохвальное, о котором говорил Аллах Всевышний:

"...может быть, приведет тебя твой Господь к месту достохвалному!" ("Ночное путешествие", 79.)

Здесь речь идет о том месте, к которому приведет его Аллах для заступничества за людей в день Воскресения для ускорения отчета, чтобы Господь освободил их от бедственного положения, в котором они окажутся. И все стоящие на махшаре (место собрания в Судный День) будут его хвалить. Это место предназначено только для него, да благословит его Аллах и приветствует, и похвалил тех, кто при нем говорил тихо. Всевышний сказал:

"О вы, которые уверовали! Не поднимайте своих голосов выше голоса Пророка и не обращайтесь к нему громко с речью, как обращаетесь друг к другу, чтобы не оказались тщетными ваши дела, а вы и не узнаете об этом. Те, которые понижают свой голос у Посланника Аллаха, - это те, сердца которых испытал Аллах для богобоязненности. Им - прощение и великая награда. те, которые вызывают тебя из комнат позади, большая часть их не разумеет. Если бы они потерпели, пока ты выйдешь к ним, это было бы лучше для них. Поистине, Аллах - Прощающий, Милосердный!" ("Комнаты", 2-5.)

Имам Ибн Касир, да помилует его Аллах, сказал: "В этих аятах Аллах дал наставление своим правоверным рабам относительно того, как им следует относиться к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и указал, что они должны уважать и чтить его и не говорить при нем, да благословит его Аллах и приветствует, громче, чем он сам. Аллах Преславный и Всевышний запретил обращаться к Посланнику по имени, как обращаются к другим людям, и говорить: "О Мухаммад!" - и указал, что обращаться к нему надо так, чтобы по этому обращению было ясно, что человек обращается к Посланнику и Пророку, поэтому следует говорить: "О Посланник Аллаха!" или: "О Пророк Аллаха!" - и Аллах Всевышний сказал:

"Не делайте обращения к Посланнику среди вас таким же, как обращение вами друг к другу" ("Свет", 63).

Ведь и сам Аллах, обращаясь к нему, говорит:

" Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно " ("Сонмы", 56).

Однако для восхваления его нельзя придумывать ни времени и ни способа определенного, на которые нет определенного указания в Коране и Сунне, а то, чем занимаются устроители мавлидов или праздников, выделяющие особый день, который они считают днем рождения Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, для восхваления, есть не что иное как греховное нововведение.

Возвеличивать Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, значит возвеличить Сунну его, быть убежденным в необходимости действовать в соответствии с нею и считать, что она занимает второе место после священного Корана, поэтому необходимо почитать ее и следовать ей как следуют Корану, ибо Сунна есть откровение, полученное от Аллаха Всевышнего, как сказал об этом сам Всевышний:

"И говорит он не по пристрастию. Это - только откровение, которое ниспосылается" ("Звезда", 3-4).

По этой причине недопустимо вселять в души людей сомнения в Сунне и умалять ее значение, или вносить в нее поправки, или объявлять слабыми ее иснады[31] или толковать ее, не обладая соответствующим знанием и сдержанностью. Тем не менее в наше время участились нападки невежд на Сунну Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, особенно со стороны не определившихся юнцов, не преодолевших еще начальных стадий обучения, которые принялись объявлять те или иные хадисы правильными или слабыми и порочить их передатчиков только на основании того, что они вычитали из книг. Такие действия представляют собой великую опасность как для них самих, так и для всей мусульманской Уммы (общины), и им следовало бы страшиться Аллаха и придерживаться определенных рамок.

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

О необходимости проявлять покорность к

Пророку и следовать его примеру.

 

Повиноваться Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, следует исполняя то, что он велел делать, и отказываясь от того, что он запрещал, и только это сообразуется со смыслом свидетельства о том, что он - Посланник Аллаха. Аллах Всевышний повелел повиноваться ему во многих аятах. В одних аятах в сочетании с Ним, как, например, в этом:

"О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику..." ("Женщины", 59),

- и в других аятах, отдельно, как например, в нижеследующих аятах:

"Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху" ("Женщины", 80),

- а также:

"...и повинуйтесь Посланнику, - может быть, вы будете помилованы!" ("Свет", 56).

Иногда же Он угрожает тем, кто ослушается Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Так, например, Всевышний сказал:

"Пусть берегутся те, которые нарушают его приказ, чтобы их не постигло испытание или не постигло их наказание мучительное!" ("Свет",63).

Это значит, что сердца таких людей будут охвачены искушением и они утратят веру, или же впадут в лицемерие, или в ересь, или подвергнутся мучительному наказанию в мире этом, так как будут убиты, или окажутся в заточении или на них обрушится еще какое-нибудь испытание еще в этой жизни. Что же касается повиновения Пророку и следования ему, то Аллах указал, что благодаря этому раб может снискать любовь Аллаха и заслужить прощение своих грехов, ибо Всевышний сказал:

"Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи" ("Семейство Имрана", 31).

Аллах сделал повиновение Пророку следованием по правильному пути, а ослушание его - заблуждением, ибо Всевышний сказал:

"И если будете ему повиноваться, то пойдете по прямой дороге" ("Свет", 54).

Всевышний также сказал:

"Если же они не ответят тебе, то знай, что они следуют только за своими страстями. А кто более сбит с пути, чем тот, кто последовал за своей страстью без руководства Аллаха? Поистине, Аллах не ведет прямым путем людей неправедных!" ("Рассказ", 50).

Аллах Преславный и Всевышний поведал людям, что Пророк является хорошим примером для Уммы своей, сказав:

"Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и последний день и поминает Аллаха много" ("Сонмы", 21).

Ибн Касир, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: "Этот священный аят является важной основой, свидетельствующей о необходимости следования примеру Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в его словах, делах и обстоятельствах. Поэтому Всевышний Аллах повелел людям следовать примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, именно в тот день, когда союзные племена выступили против него в битве за Медину, и он проявил терпение, выдержку, присутствие духа и старание, ожидая облегчения от своего Всемогущего и Великого Господа, да пребудут над ним благословения и мир до самого дня воскресения.

Аллах упомянул в Коране о необходимости повиноваться Посланнику и следовать его примеру около сорока раз, поэтому люди больше нуждаются в познании того, что он принес с собой, и следовании ему, чем в еде и питье, ибо если у них не будет еды и питья, то они только умрут в этом мире, а если они не будут повиноваться и следовать ему, то испытывать будут вечные страдания и муки. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям следовать его примеру в поклонении и исполнять ритуалы поклонения точно так же, как это делал он сам. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

"Совершайте молитву так же, как вы видели меня совершающим ее" (Этот хадис передал ал-Бухари).

Он также сказал:

"Берите с меня пример, совершая обряды паломничества" (Этот хадис приводит Муслим).

Он также сказал:

"Если кто-нибудь станет совершать то, чего мы не повелевали, дело его будет отвергнуто" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

Он также сказал:

"Тот, кто избегает Сунны моей, не имеет ко мне отношения" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).

И можно привести еще много примеров из авторитетных текстов, где говорится о необходимости следования его примеру и запрещается противоречить ему.

 

 

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

О законности благославения Пророку, да благословит его

Аллах и приветствует, и приветствий, адресуемых ему.

 

Аллах узаконил для членов Уммы Пророка исполнение долга перед ним, который состоит в том, чтобы они просили ему благословление Аллаха, молились за него и приветствовали его. Аллах Всевышний сказал:

" Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно" ("Сонмы", 56).

Сообщается, что под благословением подразумевается Его восхваление Пророка, под благословением ангелов - то, что они возносят мольбы за него, а под благословением людей - испрашивание прощения (об этом пишет ал-Бухари, ссылаясь на Абу-ал-Алийа). В этом аяте Аллах, слава Ему, поведал о том положении, которое занимает пред ним этот Его раб и Его Пророк в высшем обществе, воздав ему хвалу в присутствии приближенных ангелов, которые стали благословлять его, а потом Всевышний повелел обитателям нижнего мира молиться за него и приветствовать его для того, чтобы объединить хвалы ему со стороны обитателей высшего и низшего миров.

Слова "приветствуйте усер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: