Виды и основные источники финансирование социальной сферы.




Финансовые ресурсы социальной сферы.

Финансы – система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

Государственные и муниципальные финансы:

· бюджетная система (федеральный, территориальный, бюджет муниципальных образований)

· государственные внебюджетные фонды

· государственный кредит

Финансы хоз. субъектов:

· коммерческие предприятия

· некоммерческие государственные и негосударственные организации

· финансовые посредники

Государственные финансы – система перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством и связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций, в том числе по реализации программ социальной политики.

Финансы хоз субъектов – относительно самостоятельное звено системы финансов государства, именно в этом звене создается основная часть дохода, в которой в последующем, в результате перераспределения, формирует доходы бюджетов всех уровней, а так же внебюджетных фондов.

Макроэкономический уровень: характеризуется деятельность соц. сферы в целом, затраты на содержание отраслей и их структуру, степень влияние на экономическую результативность и социально-экономический процесс.

Микроэкономический уровень: обращен к отдельному субъекту соц. политики, конкретному учреждению, источникам его финансирования, цене социальной услуги и системы управления.

Финансовые ресурсы соц. сферы состоят из 2 больших подсистем:

A. финансовые ресурсы, находящиеся непосредственно в распоряжении государства и направляемые на реализацию программ социальной политики – денежные средства, находящиеся в распоряжении государства, аккумулируемые в бюджетах разных уровней и внебюджетных фондов и направляемые на реализацию программ социальной политики

B. финансовые ресурсы организаций и предприятий – денежные средства, мобилизуемые предприятиями из различных источников на осуществление и расширение собственной деятельности по предоставлению услуг населению на платной, льготной или бесплатной основе.

Финансовые отношения включают следующие основные направления взаимодействия:

1. между организациями и учреждениями, включенными в процесс деятельности

2. внутри организаций и учреждений социальной сферы

3. финансово-кредитная система

4. государственные бюджеты разных ровней

5. государственные внебюджетные фонды

Содержание и цели управления финансами в социальной сфере. Финансовая политика государства в соц. сфере – деятельность государства в лице органов власти соответствующих уровней, направленная на реализацию целее и задач государственно социальной политики посредством действующего в стране финансового механизма. Предполагает разработку и обоснование концепций финансового механизма социальной сферы, затрагивающей государственные, коммерческий и неприбыльный сектора экономики; разработку стратегии и тактики использования финансов в социальной сфере; практическую реализацию целей и задач в области финансов соответствующей действующей в стране социальной политики.

Финансовый механизм – система финансовых рычагов, посредством которых осуществляется эффективное использование всех видов финансовых ресурсов. Предусматривает 2 основных направления финансирования: обеспечение текущей деятельности – осуществляется из различных источников (поступления от учредителей, от собственной деятельности, кредитных ресурсов, спонсорских, благотворительных и иных средств); инвестиции.
Управление финансами социальной сферы является составной частью управления в целом и представляет собой непрерывный процесс, который включается в себя:

§ перспективное прогнозирование

§ текущее среднесрочное и долгосрочное планирование

§ финансовое обеспечение

§ организацию бухгалтерской и статистической отчетности

§ ЭА финансовой хозяйственной деятельности

§ финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств.

4 направления совершенствования управления:

Ø разграничение компетенций, полномочий и ответственности органов управления все уровней и обеспечение их эффективного взаимодействия

Ø переход от распределительного и директивного к регулирующему управлению

Ø развитие принципов автономности учреждений с одновременным повышением ответственности за конечные результаты деятельности

Ø развитие общественности государственных форм управления, направленная на смягчение коллективных начал в управлении государственными структурами социальной сферы.

Субъекты экономической системы.

1) государства

Под гос. сектором следует понимать совокупность ЮЛ, управление которыми осуществляется государством через федеральные органы власти субъектов федерации. Муниципальные – управление осуществляется органами местного самоуправления. В совокупности образуют общественный сектор экономики.

2) предприятия коммерческого и некоммерческого секторов.

К частному сектору относятся ЮЛ, которые не входят в состав государственных и муниципальных секторов, а так же ФЛ, ведущие хозяйственную деятельность без образования ЮЛ.

3) Негосударственный некоммерческий неприбыльный сектор.

Образуют неприбыльный сектор экономики.

Принципы финансирования в зависимости от секториальной принадлежности организаций и предприятий социальной сферы.

Финансирование производства социально-значимых для общества услуг и решение социальных проблем в рамках государственной политики происходит главным образом за счет средств бюджетов разных уровней либо общественным сектором, либо при контроле общественного сектора.

Финансирование деятельности организаций коммерческого сектора социальной сферы основано на условиях самофинансирования и нацелено на получение прибыли от реализации услуг населения. Наиболее диверсифицированным является финансирование некоммерческих негосударственных организаций, которые формируют свои финансовые ресурсы из любых незапрещенных законом источников. Основным инструментом является фандрэйзинг.

Фандрэйзинг – поиск и привлечение финн ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности некоммерческой организации сверх финансовых обязательств учредителей за счет реализации неприбыльных программ и проектов, привлечения спонсоров и доноров финансирования программ организации и за счет иной, не противоречащей закону деятельности.

Все источники финансовых ресурсов социальной сферы могут быть разделены на 3 группы:

1) государственные источники финансирования

2) доходы от собственной хоз деятельности предприятий и организаций социальной сферы

3) целевые безвозмездные поступления

Государственные внебюджетные фонды (ВФ)

Спецификой внебюджетных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строгое целевое использование средств. Соц ВФ являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. СВФ организуют процессы организуют процессы использования своих средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменении структуры и уровня денежных соц выплат.

Пенсионный ВФ – один из крупнейших, второй по величине после федерального, образован 27.12.1991. Основной источник доходов ПВФ – это страховые взносы работодателей и работающих. Основными задачами пенсионного фонда являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств фондов в соответствии с действующим законодательством. В доходы ПВФ, кроме обязательных взносов, поступают также:

· средства федерального бюджета

· средства фонда социального страхования

· доходы от обслуживания счетов пенсионных фондов банками

· добровольные взносы ЮЛ и ФЛ

Существуют 2 принципиально различных подхода к организации финансирования пенсионной системы

1. распределительный (нефондируемый), при котором покрытие текущих пенсионных расходов производится из текущих поступлений

2. накопительный (фондируемый), при котором средства идут на создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем

Нефондируемыми (распределительными) называются пенсионные системы, использующие покрытие текущих пенсионных выплат из текущих поступлений в пенсионный фонд. Платежеспособность распределительной пенсионной системы определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в требуемом в данный момент объеме.

Функционирование накопительного пенсионного обеспечения представляет собой сложный и долгий инвестиционный процесс, который состоит из 3х этапов:

I. осуществляется вложение в виде взносов в накопительный пенсионный фонд

II. инвестирование накопленных пенсионных денежных средств

III. производится регулярная периодическая выплата пенсий

Фонд соц страхования РФ

Основными задачами ФСС являются:

обеспечение гарантированных гос-вом пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родах, при рождении или усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников, а также иные расходы.

Фонд обязательного медицинского страхования

Основу доходов ФОМС составляют страховые взносы (>95% общего объема доходов).

Средства ФОМС используются на оплату медицинских услуг, которые предоставляются гражданам, на финансирование целевых медицинских программ, на мероприятия по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, на улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения.

Негосударственные пенсионные фонды

НПФ – особая форма некоммерческой организации соц обеспечения, создаваемая для пенсионного обеспечения участников фонда на основе договора с населением. Эти организации аккумулируют за счет взносов участников денежные средства, размещают их, осуществляют учет и выплату пенсий в соответствии с условиями пенсионного договора.

Заключив договор с фондом, вкладчик до наступления пенсионных выплат регулярно осуществляет взносы. Затем фонд выплачивает в соответствии с выбранной системой установленную пенсию, он же инвестирует средства в облигации, акции или по другим направлениям, таким образом увеличивая свои накопления и накопления пенсионеров.

Пенсионная схема – совокупность условий, определяющих порядок формирования пенсионных накоплений и выплат негосударственных пенсий. Наиболее распространенные:

Ø бюджетные

Ø накопительные ПС ставят размер пенсионных выплат в зависимости от числа участников негос пенсионных фондов и приращения взносов за счет инвестирования

В зависимости от взаимоотношений с клиентами:

ü трастовые – основаны на том, что собственником денежных средств является участник фонда и этот же фонд распоряжается средствами на условиях доверительного управления; при трастовых схемах средства, находящиеся на пенсионных счетах, наследуются

ü страховые – предполагают, что пенсионные накопления являются собственностью фонда

Государственные минимальные соц стандарты как основа расходования средств в государственном секторе соц сферы

ГМСС – установленные органами гос власти на определенный период времени единые минимальные соц нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности человека в материальных благах и услугах и гарантирующие соответствующий уровень их потребления и предназначенные для определения обязательного минимума бюджетных расходов на указанные цели.

Формы расходования ресурсов:

1) финансирование программ соц помощи и соц страхования

2) финансирование программ экономической поддержки региона для выравнивания объемов финансовых ресурсов, направляемых на реализацию программ соц политики на отдельно взятой территории

3) финансирование организаций общественного сектора, а также предприятий, поставляющих соц значимые продукты и услуги на рынок

4) закупка Т и У у негосударственных предприятий, необходимых для поддержания соц стабильности в обществе и обеспечения нормального функционирования гос органов власти

1) Соц страхование и соц обеспечение реализуется путем предоставления лицам, оказавшимся в сфере воздействия соц риска, различных видов соц пособий, включающих соц выплаты и соц помощь

2) Финансовая помощь регионам осуществляется посредством субсидий и грантов, которые реализуют систему бюджетного регионального выравнивания

3) Одним из основных источников финансирования соц сферы выступает бюджет, из которого финансируется часть организаций

Самообеспечение (самофинансирование) – за счет собственных средств

Сметное финансирование – предоставление денежных средств из гос бюджета для покрытия расходов учреждений соц сферы

Метод смешанного финансирования – соблюдаются принципы полного самофинансирования и компенсируются частично бюджетным финансированием этих структур

4) Эта закупка может осуществляться на основе гос или соц заказов или на основе контрактной формы производства Т и У

Специфика инвестирования в соц сферу

Существуют некие механизмы стимулирования инвестиций в соц сферу:

§ важнейшим экономическим инструментом стимулирования является гибкая система налогообложения; существует ряд факторов, 2 важнейших из которых: наличие широкого спектра льгот по н/о инвесторов в соц сфере, создание системы льготного н/о для инвесторов, осуществляющих постоянное финансирование некоммерческих отраслей соц сферы

§ предоставление местным органам власти специфических льгот банкам, страховым компаниям, производственным и коммерческим предприятиям, общественным организациям, осуществляющим льготное кредитование, постоянное финансирование и инвестирование соц сферы

§ привлечению инвестиций в соц сферу может способствовать ряд других экономических факторов, важнейшими из которых являются те, на которые максимальное влияние оказывают местные органы власти, среди которых выделяются:

o плата за помещения, сдаваемые в аренду организациями соц сферы, в первую очередь иностранным фирмам

o рассрочки и отсрочки по налогам, которые выплачиваются хозяйственными субъектами в местный бюджет



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: