1 - Запретность поношения сподвижников.
Искренность по отношению к сподвижникам Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, является одним из принципов, которого придерживаются представители Сунны и Джамаата, и именно такими описал их Всевышний, сказав о них:
"Те, которые пришли после них, говорят: "Господи, прости нам и нашим братьям, которые предшествовали нам в вере! Не оставь в сердцах наших никакой злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты - Кроткий, Милостивый!" ("Собрание", 10).
Кроме того, они поступают так, повинуясь Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:
"Не оскорбляйте сподвижников моих, ибо клянусь Тем, в чьих руках душа моя, если кто-нибудь из вас потратит столько золота, что по весу оно будет равным весу горы Ухуд, это не сравнится ни с потраченным кем-нибудь из них пригорошней, ни даже с ее половиной!" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Последователи Сунны и Джамаата отвергают подход рафидитов и хариджитов, которые позволяют себе оскорблять сподвижников, да будет доволен ими Аллах, ненавидят их, отвергают их достоинства и обвиняют большинство их в неверии.
Последователи Сунны верят, что говорится в Коране и Сунне о достоинствах этих людей и считают их лучшим поколением, как говорил об этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Когда же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что Умма, его разделится на семьдесят три группы, и все они окажутся в огне, кроме одной, а люди спросили его об этой единственной группе, он ответил:
"К ней будут принадлежать те, кто станет поступать так же, как поступаю сегодня я и мои сподвижники" (Этот хадис приводят Имам Ахмад и другие мухаддисы).
Один из уважаемых учителей имама Муслима Абу Зубр'а сказал: "Если ты встретишь человека, который станет умалять достоинства хотя бы одного из сподвижников, то знай, что он - безбожник, ибо Коран - это истина, и Посланник - истина, и то, что он принес с собой - истина, а теми, кто донес до нас все это, есть не кто иные как сподвижники. Порочащий их стремится лишь к тому, чтобы оболгать Коран и Сунну, и поэтому такой человек сам более всего заслуживает того, чтобы его опорочили и объявили безбожником и сбившимся с пути. Вот почему один из столпов знания Ибн Хамдан в своей книге "Предел начинающих" писал: "Впал в неверие тот, кто считает позволительным поносить сподвижников, а если он делает это, не считая подобное позволительным, значит он сбился с правильного пути, что может привести его к абсолютному неверию. Неверным является также и тот, кто считает их нечестивыми, порочит их религию или называют неверными"[35].
2 - Запретность поношения имамов правильного пути из числа тех обладателей знания, которые принадлежат к мусульманской Умме.
Вслед за сподвижниками по своим качествам, достоинству и занимаемому положению идут имамы правильного пути из числа табиун, тех, кто последовал за ними, и тех, кто пришел после и шел путем сподвижников, творя благодеяния, как сказал об этом Всевышний:
"А первые, опередившие, из мухаджиров и ансаров и те, которые следовали за ними, - в благодетельствовании: доволен ими Аллах и они довольны Им" ("Покаяние", 100).
Недопустимо умалять достоинство таких людей и поносить их, ибо они являются столпами правильного пути, а Всевышний сказал:
"А если кто отказывается от Посланника после того, как стал ему ясен прямой путь, и он следует не по пути верующих, Мы обратим его к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Скверно это пристанище!" ("Женщины", 115).
Один из комментаторов "Акиды" ат-Тахави писал: "Прежде всего мусульманин должен склоняться сердцем своим к Аллаху и Посланнику Его, а после этого - к правоверным, как сказано об этом в Коране, где речь идет о тех, кто является наследниками Пророков, ибо таких людей Аллах уподобил звездам, благодаря которым можно отыскать путь во тьме на суше и на море, и все мусульмане сошлись на том, что их руководство является правильным, и признали их осведомленность.
Такие являются преемниками Посланника в Умме его, оживляют то, что стало забытым из его Сунны, благодаря им существует Коран, а они существуют благодаря ему, о них говорит Коран, а они говорят о нем, и все они безоговорочно сходятся на том, что необходимо следовать примеру Посланника, да благословит его Аллах и да приветствует; однако если обнаружится, что кто-нибудь из них скажет нечто противоречащее какому-либо подлинному хадису, то ему необходимо будет отказаться от этого, выдвинув соответствующее оправдание".
Всего может быть три вида подобных оправданий:
1 - То, что человек считал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не говорил этого.
2 - То, что человек не предполагал, что говоря об этом, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду именно этот вопрос.
3 - Его убеждение в том, что данное суждение относится к разряду отмененных.
Такие люди имеют преимущества над нами, и им принадлежит заслуга тем, что они были раньше нас и донесли до нас все то, с чем был послан к нам Посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, разъяснив нам оставшееся от нас скрытым, да останется Аллах доволен ими и да удовлетворит Он их. Всевышний сказал:
"Те, которые пришли после них говорят: "Господи наш, прости нам и нашим братьям, которые предшествовали нам в вере! Не оставь в сердцах наших никакой злобы к тем, которые уверовали. Господи наш! Ведь Ты - Кроткий, Милостивый!" ("Собрание", 10).
Таким образом, умаление достоинства знающих по причине, допущенной кем-либо из них ошибки в самостоятельном суждении, свойственно лишь тем, кто склонен к чуждым Исламу новшествам. Подобное является частью планов врагов мусульманской Уммы, направленных на то, чтобы вселить в души людей сомнения в религии Ислама, разжечь вражду между мусульманами, отделить первых мусульман от тех, кто пришел позже, и посеять семена розни между молодежью и обладателями знания, что и происходит в настоящее время. Пусть же обратят на это внимание некоторые из тех, кто только вступил на путь поисков знания, но уже пытается умалить достоинство факихов(исламских правоведов) и исламского права(фикха) вообще, отказываясь изучать его и пользоваться той истиной, которую он в себе заключает. Пусть же они гордятся своим фикхом, почитают его знатоков и не поддаются на обман вводящих в заблуждение из корыстных побуждений, воистину Аллах - податель успеха.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
НОВОВВЕДЕНИЯ
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: Определение нововведения, его виды и суждения о нем.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Возникновение нововведений в жизни мусульман и причины, в силу которых они возникли.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отношение мусульманской Уммы к тем, кто вводит новшества, и способы возражения им со стороны последователей Сунны и Джамаата.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ: Несколько слов о современных нововведениях, к которым относятся:
1 - Празднование дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2 - Испрашивание благословения у различных мест, памятников, покойных и т.д.
3 - Нововведения в области поклонения и поиска путей приближения к Аллаху.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Определение нововведения, его виды и суждения о нем.
1 - Определение нововведения с точки зрения языка.
Слово "бид'а" (нововведение, ересь) в арабском языке образовано от слова "бад'", что означает "выдумка" или "введение чего-либо нового", иными словами - изобретение того, что раньше не существовало. Производным от него является также и слово, использованное в одном из аятов Корана:
"Он - творец небес и земли..." ("Корова", 117).
Здесь слово "творец" («бади»') означает, что Аллах изобрел то, чего раньше не было.
Кроме того, Всевышний сказал:
"Скажи: "Я - не новинка среди Посланников..." ("Пески", 9).
Здесь использовано слово "новинка" («бид»'). Это означает: я не был первым из принесших послание от Аллаха к рабам Его, но до меня было много Посланников.
Введение новшеств делится на две части:
1 - Введение новшеств в области обычаев наподобие введения в обиход чего-то вновь изобретенного, что допускается, так как в основе любого обычая лежит допустимость.
2 - Введение новшеств в области поклонения и религии, что является запретным, ибо в основе религии лежит зависимость, то есть нечто ниспосланное свыше. Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, будет отвергнут" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Передают также, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Любой из сделавших нечто такое, чего мы не повелевали,тот будет отвергнут" (Этот хадис приводит Муслим).
2 - Виды нововведений.
Нововведения в области религии бывают двух видов:
Первый вид: нововведения в высказываниях и верованиях наподобие высказываний и убеждений джахмитов, мутазилитов, рафидитов и последователей прочих заблудших сект.
Второй вид: нововведения в области поклонения, например, поклонения Аллаху не узаконенным образом. Подобные нововведения делятся на нижеследующие подвиды:
Подвид первый: это введение вовсе нового вида поклонения, то есть введение в поклонение того, что не обосновано шариатом, например, введение не узаконенных намазов и постов или установление не узаконенных праздников наподобие празднования дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и других празднеств.
Подвид второй: это добавление чего-то нового к узаконенному поклонению, например, добавление пятого ракаата к полуденной или послеполуденной молитве.
Подвид третий: это исполнение поклонения не узаконенным образом, например, произнесение хором установленных формул поминания или обременение себя поклонением, выйдя за пределы установленного Сунной Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
Подвид четвертый: совершение узаконенных форм поклонения в не узаконенное время, например, определение дня и ночи в середине месяца ша'бан для поста и ночных молитв. Сами по себе посты и ночные молитвы узаконены шариатом, но для того, чтобы выделить для них особое время, следует руководствоваться определенными указаниями.
3 - Суждение о всех видах нововведений в области религий.
Всякое нововведение в религии запрещено, ибо оно является заблуждением, о чем свидетельствуют слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Остерегайтесь новшеств в этих делах, ибо, поистине, всякое новшество приводит к нововведению, а всякое нововведение является заблуждением" (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи).
Он, да благословит его Аллах и да приветствует, также сказал:
"Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, тот будет отвергнут" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Передают также, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
"Кто делает нечто такое, чего мы не повелевали, тот будет отвергнут" (Этот хадис приводит Муслим).
Эти два хадиса указывают на то, что всякое новшество в религии является нововведением, а всякое нововведение - отвергаемым заблуждением. Это означает, что нововведения в том, что относятся к поклонению и убеждениям запретны, однако степени запретности могут отличаются друг от друга в зависимости от вида нововведения. Так, например, некоторые нововведения могут относиться к категории очевидного неверия, например, совершение обхода вокруг могил в с целью приблизиться к покойным, а также принесение им жертв и обетов и обращение к ним с мольбой и просьбами о помощи или о спасении. К нему же относятся и высказывания крайних из числа джахмитов и мутазилитов. Есть другая категория нововведений, которая неверием не является, но может привести к многобожию, например, возведение сооружений над могилами, совершение молитв возле них и обращения с мольбой к Аллаху в подобных местах. Есть еще категория нововведений, которая представляет порочность в убеждениях, к чему относятся, например, нововведения хариджитов, кадаритов и мурджиитов, проявляющиеся в их высказываниях и воззрениях, противоречащих доводам шариата. Существует и такая категория нововведений, которая относится к числу прегрешений, например, нововведения, связанные с отрешением от мира, совершением поста, стоя под палящим солнцем, или оскоплением самого себя с целью уничтожения страсти к совокуплению.[36]
Примечание:
Ошибается тот, кто подразделяет нововведения на хорошие и дурные, ибо тем самым он противоречит словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"...а всякое нововведение является заблуждением",
- из которых явствует, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, признавал заблуждением все нововведения, а такой человек утверждает, что не все они являются заблуждением, но среди них есть и хорошие нововведения.
В комментарии к "Сорока хадисам" ал-Хафиз ибн Раджаб писал: "Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что всякое нововведение является заблуждением, являются всеобъемлющими и здесь нет никаких исключений. Эти слова являются одной из великих основ религии и они подобны другим словам Посланник, да благословит его Аллах и приветствует:
"Кто внесет в это наше дело нечто новое и к нему не относящееся, тот будет отвергнут",
- поэтому заблуждается всякий, кто вносит нечто новое и связывает это с религией, в то время как никаких религиозных основ это новшество не имеет и религия с этим никак не связана, независимо от того, касается ли это убеждений, дел или слов, явных или скрытых[37].
При этом у таких людей нет никаких доводов в пользу того, что существуют хорошие нововведения, кроме высказывания Умара, да будет доволен им Аллах, сказавшего о молитвах таравих, совершаемых во время рамадана в группе, следующее: "Это хорошее новшество".
Они также говорили: "Поистине, и раньше вводилось нечто новое, что не отвергалось нашими предшественниками, например, аяты Корана были объединены в одну книгу, а хадисы стали записывать". Ответ на подобные заявления состоит в том, что у подобных вещей есть соответствующая основа в Шариате, поэтому они не являются чем-то новоизобретенным. Что же касается слов Умара: "Это хорошее нововведение", - то он имел в виду способ исполнения молитвы, а не само действие; и если нечто имеет основу в Шариате, значит это и восходит к нему, а когда подобное называют нововведением, то имеется в виду языковой термин, а не шариатский, так как нововведением с точки зрения шариата является то, что не обосновано им. Что же касается, например, собирания аятов Корана в одну книгу, то это обосновано шариатом, так как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, повелевал записывать аяты Корана и они были записаны, но по отдельности, а потом сподвижники, да будет доволен ими Аллах, собрали все это воедино, желая сберечь записанное. То же можно сказать и о молитвах таравих во время рамадана, ибо и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сначала совершал их по ночам вместе со своими сподвижниками, а в конце он отделился от них из опасений, что эти молитвы в таком порядке станут для них обязательными, а сами сподвижники, да будет доволен ими Аллах, собираясь отдельными группами, продолжали совершать их и при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и после его смерти, и так продолжалось до тех пор, пока Умар ибн ал-Хаттаб не собрал их позади одного имама подобно тому, как они собирались позади Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Поэтому совершения таравих в группе за одним имамом тоже не является новшеством в религии. Так же обстоит дело и с записыванием хадисов, ибо и это обосновано шариатом, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал записывать отдельные хадисы некоторым из своих сподвижников, когда к нему обращались с подобными просьбами. В целом же при жизни Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хадисы не записывались потому, что существовали опасения, что с Кораном может смешаться нечто к нему не относящееся, в то время как после его смерти, да благословит его Аллах и приветствует, эти опасения рассеялись, так как Коран был полностью собран и выверен еще до кончины Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И после этого мусульмане стали записывать хадисы, желая сохранить их от исчезновения, и да вознаградит их Аллах благом за это, что они сохранили Книгу своего Господа и Сунну своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от исчезновения произвольного обращения с ними со стороны тех, кто мог бы подобное делать.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
Возникновение нововведений в жизни мусульман