второй половины XIX – начала XX вв. – 2 часа




План

1. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.

2. Развитие либеральных учений о государстве и праве. А. Эсмен, Г. Еллинек, А.В. Дайси.

3. Государственно-правовая теория Л. Гумпловича.

4. Неокантианское учение о праве Р. Штаммлера.

5. Правовая концепция позитивизма О. Конт, Дж. Остин, К. Бергбома.

6. Социологическое учение Г. Спенсера.

7. Политико-правовое учение Ф. Ницше.

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.4 / Под ред. Л.Р. Сюкияйнен. М., 1999.

Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.

История политических и правовых учений XIX в. М., 1993.

История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. М., 2000.

Луковская Д.И. Политика и право в философии Ф. Ницше // История государства и права. 2009. № 15.

Нерсесянц В.С. Право и закон: Из истории правовых учений. М., 1983.

Ницше Фр. Сочинения: В 2-х т. / Сост. К.А. Свасьяна. М., 1990.

Ницше Фр. По ту сторону добра и зла: К генеалогии морали. Минск, 1992.

Ницше Фр. Так говорил Заратустра. М., 1990.

Политические учения: история и современность. Марксизм и политическая мысль XIX в. М., 1979.

Романов Р.А. Образы государства и права в мифологии Ф. Ницше // История государства и права. 2009. № 15.

Спенсер Г. Изучение социологии. Пер. И.А. Гольдомита. СПб., 1878.

Штаммлер Р. Теория анархизма. М., 1906.

 

Темы докладов и презентаций

1. «Цель в праве» Р. фон Иеринга.

2. Позитивизм Дж. Остина и К. Бергбома: сравнительный анализ.

3. Теория насилия Л. Гумпловича.

4. «По ту сторону добра и зла» Ф. Ницше.

5. Аристократическая теория права Ф. Ницше.

6. Теория анархизма в учение В. Такера.

7. Концепция анархо-синдикализма Ж. Сореля, А. Лабриола.

8. Политическая теория Вильгельма Вейтлинга.

9. Социал-демократическое течение К. Каутского.

10. Теория равновесия Герберта Спенсера.

11. Теория неокантианства.

12. Европейский либерализм первой и второй половины XIX века: сравнительный анализ.

 

Методические рекомендации

Одним из выдающихся представителей европейской юриспруденции второй половины XIX века был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892 гг.). Студентам рекомендуется изучить такие его работы, как «Дух римского права на различных ступенях его развития», «Цель в праве», «Борьба за право». Сложность учения Иеринга заключается в том, что оно не однородно, а подчас и противоречиво.

В этой связи студентам следует выделить два периода в его научно-теоретической деятельности: первый (до середины 50-х годов XIX века) связан с концепцией «юриспруденции понятий»; второй – с формированием модели «юриспруденции интересов».

По мнению Иеринга, основу юриспруденции должна составлять не логика, а жизненные ценности и реальные интересы людей, их социально-прагматические ценности. Иеринг уподоблял право организму, который вырастает из самого себя, эволюционируя, совершенствуя собственные качества и функции. Следует дать анализ его трактовке права, как «совместного действия людей, объединенных общими целями». Как в его учении соотносятся государственная власть и правотворчество? Кто у него выступает главным источником права? Какую характеристику он дает отдельным сторонам права? В отличие от других правовых теорий Иеринг не проводил различия между правом и законом. Более того, они выступают у него явлениями равнопорядковыми, идентичными.

Противоречивость воззрений Иеринга выражается еще и в том, что сугубо «государственное» понимание им права сочеталось у него с признанием экономической свободы индивидов, их юридическим равенством и широкими политическими правами. При этом совершенное общество Иеринг рисовал государством с твердой дисциплиной, законностью, строгим и стабильный порядком. В этой связи вполне оправдан его вывод, что право имеет двусторонне–обязательную силу, как для граждан, так и для самого государства.

Студентам целесообразно проанализировать взгляды Иеринга на правовое государство. Почему он считает его не жизнеспособным? В чем отрицательные черты его государственно-правового устройства? Что он считает движущей силой государственных институтов и права?

Студенты должны последовательно раскрыть его концепцию борьбы как универсального принципа организации государства и права. В этой связи необходимо провести сопоставление взглядов Иеринга с исторической школой права.

Либеральная концепция государства и права была представлена в учениях французского юриста А. Эсмена, немецкого государствоведа Георга Еллинека, английского юриста Альберта Дайси. Необходимо провести сопоставление их политических взглядов, особенно на проблемы формирования правового государства, конституционного законодательства и границ суверенной власти. Все они выступали сторонниками монархической буржуазной политической системы с конституционными регулятивными нормами. Государство они рассматривали с точки зрения юридического феномена, при наличии у власти публичного, повелевающего характера. В учение А. Эсмена и Г. Еллинека сформулировано понятие правового государства, которое необходимо подробнее рассмотреть на занятии. Следует выделить их позиции в отношении ограничения государственной власти правом. Как они интерпретируют понятие свободы в государстве?

Теория правового государства получает дальнейшее развитие в учение А. Дайси. Студентам следует ознакомиться с его концепцией соотношения парламентского, государственного права и правами, свободами отдельных граждан. Что он понимал под термином «закон»? Что он имел в виду под «принципом господства права»? Какую характеристику он давал конституционному праву Англии и Франции?

Социологическая концепция государства нашла отражение во взглядах австрийского государствоведа Людвига Гумпиловича (1838 – 1909 гг.). В своих работах «Раса и государство. Исследование о законе формирования государства», «Общее государственное право» Гумпилович называл главным фактором социальной жизни – борьбу за существование. Вся политическая история рассматривалась им как беспрерывная цепь социально-политических конфликтов и борьбы между отдельными группами населения.

Студентам следует проанализировать причины этих социальных противоречий. Какова, по мнению Л. Гумпиловича, роль расовых различий, материальных потребностей и экономических мотивов? Каковы истоки происхождения отдельных социальных групп и классов?

Логическим результатом существующей социальной борьбы у Гумпиловича выступало государство, как институт удержания власти «господствующей расы». Студентам необходимо рассмотреть этапы и особенности формирования государства в интерпретации Гумпиловича, его роль и функции, формы. Возможно ли существование общества без государства? Каковы источники возникновения государства? Как обосновывается культ государства в его учении?

В тесной взаимосвязи с концепцией государства, у Гумпиловича находится и его правовое учение. Студентам следует раскрыть основные источники права. Как в его учении сочетаются нравственные и правовые постулаты? Что означает в его учении понятие права и правопорядка как «средств» государства? Какую оценку он дает правам человека?

Философская концепция понимания права наиболее ярко нашла отражение в политико-правовом учении Рудольфа Штаммлера (1856 - 1938 гг.), который являлся представителем неокантианского течения Марбургской школы. Основу его взглядов составляет критика материалистической концепции истории и государства, первичности экономической сферы перед правом. Следует начать с характеристики процесса образования государства и права, данной Штаммлером. Как в его учении нашла обоснование мысль, что право является первоосновой и предпосылкой государства? В какой взаимосвязи находятся нормативные предписания и государственная власть? Как соотносятся между собой право и «социальное хозяйство»?

Студентам необходимо проанализировать понятие права, как «ненарушимое самовластное регулирование социальной жизни людей». Что, в понимании Штаммлера, есть справедливое и несправедливое право? Как развиваются правовые институты? Каково значение «естественно-правовой категории»?

Герберта Спенсера (1820 – 1903 гг.) считают родоначальником органической теории государства и права. Однако в отличие от Платона, Гоббса государство он уподобил организму не человека, а животных. Проведя между ними аналогию, Спенсер пришел к ряду выводов, которые студентам следует подробно

охарактеризовать: общество способно к саморегулированию; преобразования государства и общества происходят медленно и эволюционно; наличие естественных прав; защита принципа индивидуализма.

Особое внимание следует уделить взглядам Спенсера на возникновение и изменение форм политической власти, механизму его функционирования. В чем состоит сущность его понятия государства, как «необходимого зла»? Возможно ли существование безгосударственного общества?

Студентам необходимо дать характеристику типологии обществ, представленной Г. Спенсером. Какие позитивные и негативные черты он выделяет в обществах военного и промышленного типа? Каким он видел идеальное гражданское общество? Каково было его отношение к социалистической модели государства?

Одним из теоретиков юридического позитивизма второй половины XIX века был немецкий юрист К. Бергбом, опубликовавший в 1892 году монографию «Юриспруденция и философия права». Студенты должны усвоить, что Бергбом, продолжая традиции позитивизма, очень критически относился к теории естественного права и исторической школе права. Целесообразно дать анализ его взглядам на источники права. Почему он считал, что юриспруденция должна изучать реально существующее и действующее право, а не идеальное и желаемое?

Только позитивное право, принятое законодательной властью, по мнению К. Бергбома, обеспечивает правопорядок и безопасность государства. Данный правопорядок он ставил выше граждан, власти и всего государства. Необходимо проанализировать его высказывание, что «сущность любого права состоит в том, что оно действует». Почему он выступал за освобождение права от идеологии, этики, философии, политики?

Политико-правовые воззрения Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900 гг.) нашли выражение в его работах «Воля к власти», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Происхождение морали». При всей противоречивости правовых идей, Ницше удалось объединить принципы естественно-правовой школы и теории насилия. Что он вкладывал в понятие «воли к власти»? Каковы причины, границы и характер борьбы за власть в обществе? Почему он считал, что власть бесценна, и не нуждается ни в каких целях?

В основу естественного права он положил право войны и победителя, аристократически-кастовый правопорядок. Различие людей Ницше выводил из наличия у них неодинакового количества воль к власти: одни избранные – аристократы, другие – низкого происхождения, подвластные. Студентам необходимо рассмотреть предложенный им социальный порядок и сопоставить с другими теориями. Какова роль выдающихся людей – гениев? Почему равенство он называл негативным явлением?

Студенты должны дать анализ предложенному Ницше понятию «права», источникам права. На чем основывается его утверждение о существовании права сильнейших и их право слабейших? В чем сущность его аристократической концепции права? Что объединяет право и преимущества, неравенство?

Особое внимание следует уделить взглядам Ницше на происхождение и роль государства. На чем основана его идеализация аристократического кастового строя? Какие типы государств он выделял? На чем основаны его критические взгляды социализма?

Практические задания

1. Чем обосновано в учение К. Бергбома отрицание естественно-правовой теории, исторической школы права? Что должна изучать теория права? Почему норму права он называл «альфой и омегой права»?

2. «Сущность любого права состоит в том, что оно действует». Какое право К. Бергбом называл реальным, а какое фиктивным?

3. А. Эсмен государством называл «юридическое олицетворение нации; оно является субъектом и воплощением общественной власти». Проанализируйте данное определение. Что он понимал под национальным суверенитетом?

4. Раскройте концепцию государственных властных отношений в учение А. Эсмена. Почему он считает, что «деспотизм законодательных собраний не менее ужасен и не менее опасен, чем деспотизм монархов и диктаторов»? Какие наиболее благоприятные условия необходимо создавать для парламентского правления?

5. Особое значение в государственной теории А. Эсмена занимает идея об индивидуальных правах. Что относилось к данному перечню? Какого должно быть соотношение индивидуальных прав и интересов государства?

6. Р. Иеринг считал формально-догматический подход к праву – ограниченным и узким, противопоставляя ему социологический взгляд на государственно-правовые явления. Как он обосновывал свою точку зрения?

«Решающим моментом при оценке права является не абстрактное содержание законов, не справедливость на бумаге и нравственность на словах, а то, как это право объективируется в жизни, энергия, с которой все, признанное необходимым, исполняется и проводится в действительности» (Рудольф фон Иеринг). Проанализируйте данное высказывание.

7. По мнению Р. Иеринга «право есть система жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью». Какова общественная сторона и составляющая права? Чей интерес представлен в праве? Что он вкладывал в понятие «юриспруденция интересов»?

Почему Р. Иеринг отстаивал идею об ограниченности государственного принуждения в праве?

8. И. Кант критиковал пассивность человека в государстве: «Кто делает из себя червяка, тот не может потом жаловаться, что его попирают ногами». Поддерживал ли данную позицию Р. Иеринг? Что означало его идея «борьбы за право»?

9. Раскройте понятие государства в учение Р. Иеринга. Как должны соотноситься государственная власть и принуждение?

10. Проанализируйте следующее положение Р. Иеринга: «Лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретает последний окончательную правовую прочность; лишь при господстве права процветают национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются вполне присущие народу умственные и нравственные силы. Право есть разумно понятая политика власти». Соотнесите данное определение с другими трактовками правового государства.

11. Р. Иеринг уподоблял право организму, имеющему свои анатомические и физиологические особенности, а также «все качества продукта природы: единство во множестве, индивидуальность, рост из самого себя…». Дайте оценку данному подходу. Сопоставьте его с эволюционной, этической, аристократической концепциями права.

12. В учение Г. Еллинека проводится разграничение социального и юридического понятия государства и права. На чем базируется данный подход? Почему действующее право он определял в духе юридического позитивизма? Когда проявляется социальная сторона права?

13. Какую модель государства Г. Еллинек называл наиболее стабильным и развитым? Имеет ли право народ влиять на государственную систему управления, и в каких формах?

14. Л. Гумплович определял государство как "организацию господства меньшинства над большинством", организацию властвования в интересах правящей группы. Сопоставьте данное определение с другими точками зрения мыслителей. Совпадала ли его позиция с марксистским пониманием государства?

15. Согласно Л. Гумпловичу, государство возникает в ходе исторического развития, в результате борьбы рас (иногда он говорит о борьбе племен или орд), насильственным путем завоевания и порабощения одной расы другой. Определите, что Гумплович понимал под «расой»? Сравните его подход с иными расовыми теориями (Ф. Ницше, Н. Бердяева).

По каким критериям он разграничивал понятие расы и социальных классов. Какова, по его мнению, роль правящего класса в обществе? Что означает политический принцип «господства»?

16. Раскройте концепцию Л. Гумпловича об эволюции форм правлений: от "неограниченного" единовластия к "ограниченному", и «представительному народовластию". Существовала ли, по его мнению, какая-то закономерность их смены? Что он относил к диктатуре и анархии?

17. По мнению Л. Гумпловича, по мере изменения государственных форм правления происходит и социальное развитие общества в сторону юридического равноправия подвластных с властвующими:
"…высшие классы столько теряют в своих преимуществах, сколько низшие приобретают в правах". Проанализируйте данную точку зрения.

Возможно ли при этом достижение всеобщего социального равенства?

18. «Для государства, право и правопорядок, если на них смотреть с высоты истории, суть лишь средства» (Л. Гумплович). Охарактеризуйте данный подход.

Как Гумплович трактовал естественное право? Признавал ли он наличие «неотчуждаемых прав человека»?

19. Почему Р. Штаммлер выступал с критикой марксисткой концепции о базисе и надстройке, формационной теории?

20. «Сущность социального бытия людей заключается в воле и преследовании целей…Не может быть иной высшей закономерности социальной жизни, помимо закономерности её конечной цели». Что, по мнению Р. Штаммлера, является причиной эволюции социальных и политических отношений? Какова в этом процессе роль «свободной воли» людей?

21. Под правом Р. Штаммлер понимал «совокупности формальных условий, при которых осуществляется общественное сотрудничество». Проанализируйте данное определение.

В чем состоит смысл введенного им нового понятия «естественное право с меняющимся содержанием»?

22. Р. Штаммлер утверждал, что право первично по отношению к экономике и государству, если не во временном и причинном, то во всяком случае в логическом плане. Сопоставьте его взгляды с правовыми идеями К. Маркса и В.И. Ленина.

23. Г. Спенсер говорил об обществе, как о сложном агрегате, развивающемся по законам эволюции. Какие факторы определяют становление и развитие государства? Проанализируйте его высказывания: «Правительство возникает и развивается вследствие наступательной и оборонительной войны общества против других обществ», «каков бы ни был социальный строй, несовершенная природа граждан будет проявляться в их дурных действиях».

24. Дайте характеристику типологии социальных организаций в учение Г. Спенсера. Чем воинственный тип общества отличается от промышленного?

25. Какова концепция личных, индивидуальных и политических прав в теории Г. Спенсера? Что означает «полная индивидуальная собственность»? Имеет ли право государство вмешиваться в частную жизнь граждан и определять границы индивидуальной свободы?

26. По мнению Г. Спенсера «всякое расширение административной регламентации ведет за собой учреждение новых регулирующих агентов, более обширное развитие чиновничества и усиление группы чиновников…Сплоченная, относительно немноголюдная группа чиновников, связанных одинаковыми интересами и действующих под руководством центральной власти, имеет громадное преимущество над разрозненной массой общества…Организация чиновников, перейдя за известный фазис развития, становится несокрушимой». Проанализируйте данное высказывание. Что он понимал под государственным социализмом?

27. «Законы, издаваемые властью, священны не сами по себе, но все священное в них происходит всецело от той моральной санкции, которая коренится в законах человеческой жизни, поскольку она протекает среди условий социального существования. Отсюда вывод: когда законы лишены этой моральной санкции, они не содержат в себе ничего священного и могут по праву быть отвергнуты» («Личность и государство», Г. Спенсер). Проанализируйте данное высказывание? Что, по мнению Спенсера, выступало источником права? На чем базируется моральность права?

28. Проведите соотношение между политико-правовыми учениями и их представителями (Г. Спенсер, Ф. Ницше, К. Бергбом, А. Эсмен, Дж. Остин, Р. фон Иеринг, Л. Гумплович, Р. Штаммлер)

 

Теория равновесия Аристократическая теория права

Неокантианство Органическая теория

Теория реального права Юридический позитивизм

Теория насилия Концепция борьбы за право

 

29. Сопоставьте авторов политико-правовых идей и их научные труды (Г. Спенсер, Ф. Ницше, К. Бергбом, А. Эсмен, Дж. Остин, Р. фон Иеринг, Л. Гумплович, Р. Штаммлер, А. Дайси, Г. Еллинек)

«В борьбе обретешь ты право свое»

«Юриспруденция и философия права»

«Так говорил Заратустра»

«Основы государственного права Англии»

«Лекции о юриспруденции, или философия позитивного закона»

«Цель в праве»

«Цель – творец права»

«Воля к власти»

«По ту сторону добра и зла»

«Общее учение о государстве»

«Раса и государство»

«Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории»

«Система синтетической философии»

«Борьба за право»

«Социология и политика»

«Общие основания конституционного права»

«История теорий государства»

 

30. Назовите авторов следующих цитат (Г. Спенсер, Ф. Ницше, К. Бергбом, А. Эсмен, Дж. Остин, Р. фон Иеринг, Л. Гумплович, Р. Штаммлер)

«Кастовый порядок, высший доминирующий закон…»

«Право без власти есть пустой звук»

«Война для государства такая же необходимость, как раб для общества»

«В каждом социализма подразумевается рабство»

«Эволюция есть интеграция материи»

«Закон есть закон»

«Общество свободно хотящих людей»

«Сила дает первое право»

«Цель есть творец всего права»

«Государство – единственный источник права»

«В борьбе обретешь ты право своё»

«Государство – есть организация социального принуждения»

«Без договора нет права»

 

Задания для итоговой аттестации

1. Соотнесите авторов политико-правовых теорий и название их труда

Шан Ян «Артхашастра»

Каутилья «Три корзины»

Лао-цзы «Суждения и беседы»

Гаутама «Мо-цзы»

Конфуций «Книга правителя области Шан»

Мо-цзы «Книга о дао и дэ»

2. Расположите в хронологической последовательности (с указанием века) древневосточные учения: конфуцианство, даосизм, брахманизм, буддизм, моизм, легизм). Назовите их представителей и труды.

3. Выберите из перечисленных лиц авторов следующих высказываний (Фрасимах, Сократ, Платон, Гераклит, Аристотель, Полибий, Эпикур, Протагор)

«Несомненно совершеннейшей формой надлежит признать такую, в которой соединяются особенности всех форм»

«Я знаю, что ничего не знаю»

«Право служит критерием справедливости»

«Всё течет, всё изменяется»

«Мера всех вещей человек»

«Философы должны царствовать, а цари философствовать»

«Справедливость, утверждаю я. это то, что пригодно сильнейшему»

«Цари и правители не те, которые носят скипетры,…но те, которые умеют править»

«Платон мне друг, но больший друг – истина»

«Справедливость, происходящая от природы, есть договор о полезном – с целью не вредить друг другу и не терпеть вреда»

«Ведь из всех наук более всего совершенствует человека…наука о законах»

4. Проведите соотношение между римскими понятиями и их содержанием

respublica власть

res populi закон

respondere право справедливости

cavere государство

agere народ

ius преторское право

aeguum ius формулы для ведения суда

ius civile правда, справедливость

ius honorarium цивильное право

iustitia закон

lex сообщение нужных формул

imperium ответы на юридические вопросы

5. Соотнесите авторов (Г. Брэктон, М. Падуанский, А. Августин, Бальд, Ф. Аквинский) и политико-правовые мысли

Человек есть «животное общительное и политическое»

«Благодать излечивает волю»

«Отдайте кесарево – кесарю»

«Право – форма, а государство – материя»

«Ius naturale сильнее власти короля»

«…силу закона имеет то, что по справедливости постановлено и одобрено высшей властью короля или князя, и с согласия магнатов и с общего одобрения государства»

«Кто иной, как не Бог, вписал в сердца людей естественное право»

6. Проведите соотношение между правовым учением средневековых юристов и их представителями

Глоссаторское Генри Брэктон

Каноническое Ирнерий

Обычное Грациан

Постглоссаторское Бальд

Филипп де Бомануар

Бартоло

7. Проведите соотношение между мусульманскими мыслителями и названием их трудов

Аль-Фараби «Книга познания»

Ибн Рушда «Гражданская политика»

Ибн Сина «Опровержение опровержения»

Ибн-Халдун «Мукаддима»

 

8. Соотнесите источники мусульманского права и их значение

Коран закон

Кияс предания о высказываниях и делах пророка

Сунна правовые обычаи арабов

Иджма суждения по аналогии

Канун общее мнение авторитетных правоведов

Фирманы священная книга ислама, откровения Аллаха

Урф указ халифа

Фетва мнение муфтиев по правовым вопросам

 

9. Дополните следующие высказывания голландских мыслителей XVI-XVII вв.

«Государство – это совершенный союз…

«Гражданская война хуже…

«Война и мир есть…

«Законы не заглушаются…

«Справедливой причиной начала войны может быть ни что иное, как....

«Войны ведутся ради…

«Нельзя противиться носителям верховной власти, не совершая при этом…

«Совокупное тело верховной власти называется…

«Верховная власть не связывается никаким законом, но …

«Право каждого простирается так далеко, как …

«Только тот свободен, кто не кривя душой, живёт…

«Все обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелевала исполнять…

«Война должна вестись только в целях…

«Итак, как преступление и повиновение в строгом смысле могут быть представлены только…

«Естественное право каждого в гражданском состоянии…

«Человек свободен лишь постольку, поскольку он…

 

10. Определите авторов следующих цитат (Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Юрий Крижанич, И.Т. Посошков, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, С.Е. Десницкий, Я. П. Козельский, А.Н. Радищев)

«…монарх яко отец, а подданные яко чада почитаются»

«…каждый гражданине лишен был драгоценного дара спомоществовать своими советами к тому законодательству, по коим он и чады его жить должны»

«Яко бог всем светом владеет, так и царь в своей державе имеет власть»

«Небом Россию наречии дерзаю, ибо планиты в ней обретаю. Ты – солнце; Луна – Мария царица»

«Из мучительства неминуемо рождается вольность…»

«Каковы законы – таков и порядок вещей в государстве, так грабительские законы всегда и везде порождают непорядки»

«Юриспруденция есть знание всех возможных прав или правностей»

«Под законом должны казни страдать»

«Собственность – один из предметов, который человек имеет в виду, вступая в общество»

«Царство воинством расширяется, а купечеством украшается»

«…в совершенном самовладстве …все ошибки. Недостатки и извращения легко устранимы»

«…тирания есть мучительство, в котором нет иных законов и иных правил, окромя безумных своенравий деспота»

«Просвещенных монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду»

«У нас самый властительный и всецелый монарх, и не аристократ, ниже демократ…»

«Великие же и от соседей небезопасные государства без самовластного государя в целости сохраниться не могут»

«Царь первейший…в обществе убийца, первейший разбойник, первейший предатель…»

 

11. Определите, кому из представителей русской политико-правовой мысли первой половины XIX века принадлежат следующие тезисы

«Конституционная монархия, основанная на законе и разделении властей»

«Я сделался республиканцем и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении»

«Конституционная монархия, с законодательной властью у Народного вече и федеративным государственным устройством в виде держав»

«Православие, самодержавие, народность»

«Царю – сила власти, народу – сила мнения»

«Русское социалистическое общество с общинным крестьянским устройством»

«право перестает быть достоянием школяра и делается достоянием человека»

12. Назовите представителей следующих российских политико-правовых течений и хронологические рамки их появления

Утопический социализм

Декабризм

Консерватизм

Либерализм

Западничество, славянофильство

Народничество

Анархизм

13. Закончите следующие фразы М.М. Сперанского, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева, П.Я. Чаадаева

«Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не …

«К чему гражданские законы, когда скрижали их могут быть разбиты о …

«Весь российский народ составляет одно сословие …

«Свобода заключается вовсе не в том, чтобы иметь возможность совершать все дозволенное законами, а в том, чтобы иметь законы …

«…социализм победит не потому, что он прав, а потому, что…

14. Назовите авторов следующих высказываний периода советского государства (1917 – 1940-х гг.)

«Пока есть государство, нет свободы»

«Руководителем в системе диктатуры пролетариата является одна партия…»

«Демократия означает равенство, но только формальное»

«Классовые противоречия непримиримы»

«Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами».

«Чем полнее демократия. Тем ближе момент, когда она становится ненужной»

«Личное перед общественным – это почти ничто»

15. Проведите соотношение между политическими теориями и их представителями (Джон Кейнс, М. Вебер, А. Хансен, Дж. Гэлбрейт, В. Ростоу, Г. Мюрдаль, И. Кристол, М. Ориу, М. Фридман, Р. Михельс, А. Бентли, Р. Паунд, Л. Дюги)

Идеологи неолиберализма

Юридическая «социальная инженерия»

Теория «заинтересованных групп»

Социальный либерализм

Концепция постиндустриального общества

Теория институционализма

Теория «железного закона олигархии»

Теория солидаризма

Теория государства благоденствия

Неоконсерватизм

Теория бюрократии

 

16. Назовите авторов следующих цитат политико-правовой мысли в Европе ХХ века

«История – кладбище аристократии»

«Бюрократия – власть конторских служащих»

«Право есть организация»

«Демократия ведет к олигархизации»

«Право есть повеление суверена»

«Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной»

«Права следует заменить социальной функцией»

«Право – лишь то, что входит в жизнь, становится живою нормою»

«Политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции»

«Человеческое общество неоднородно, и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально»

«Норма функционирует в качестве схемы истолкования»

«Право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке»

«Демократия – скорее средство, чем цель»

 

 

Темы эссе

1. Политико-правовые споры конфуцианства и легизма.

2. Методы политического управления в учение Конфуция. Актуальность их применения на современном этапе политического развития государств.

3. Правовые течения софистов. Эволюция их теоретических разработок в период Нового времени.

4. Классификация форм государства в учение Платона, Аристотеля. Современная интерпретация их взглядов в современных политических системах.

5. Идеалистическая модель общества представителей раннего христианства. Эволюция идей в последующие исторические периоды.

6. Теологическая концепция государства и права: сравнительный анализ теорий средневековья и современности.

7. Идеология средневековых ересей: сравнительный анализ европейских и российских течений.

8. Политическая концепция Фомы Аквинского и Аристотеля: сравнительный анализ.

9. Мусульманское право XIX – XX вв.: эволюция структур и институтов.

10. Правовые категории «закона» и «благодати» в произведение Илариона.

11. Идеология «раннесредневековой интеллигенции» в учение Даниила Заточника.

12. Теория разделения властей в интерпретации Шарля Монтескье и Джона Локка.

13. Политические взгляды пресвитериан, индепендентов: сравнительный анализ.

14. «Кодекс природы или истинный дух её законов». Теория государственного социализма Морелли.

15. Концепция общинного безгосударственного коммунизма Жана Мелье. Соотношение с взглядами Н.Г. Чернышевского.

16. «Истина, или Истинная система» Леже-Мари Дешана.

17. Принципы уголовных наказаний в учение Чезаре Беккариа и их актуальность на современном этапе.

18. Учение о юридической технике Шарля Монтескье и его реализация в современной законотворческой практике.

19. Соотношение политических идеалов Ж.-П. Марата и М. Робеспьера.

20. Европейская и российская идеология просвещения: сравнительный анализ.

21. Концепция естественных прав А.Н. Радищева. Соотношение с европейскими учениями.

22. Логика правовых конструкций в учение Джона Остина.

23. «Философия насилия» Освальда Шпенглера.

24. Свобода и равенство в концепции Б. Констана и А. де Токвиля.

25. Концепция прав человека в учение Э. Бёрка.

26. «О сущности конституции» Фердинанда Лассаля.

27. Конституционный проект М.М. Сперанского: теория и реальность.

28. Славянофилы, западники: политические споры.

29. Русские утопический социализм: национальные подходы.

30. Позитивизм Дж. Остина и К. Бергбома: сравнительный анализ.

31. Аристократическая теория права Ф. Ницше.

32. Концепция анархо-синдикализма Ж. Сореля, А. Лабриола.

33. Европейский либерализм первой и второй половины XIX века: сравнительный анализ.

34. Идеология большевизма: сравнительный анализ с классическим марксизмом.

35. Теория неоэлитаризма. Т. Дай, Х. Цайглер.

36. Идеология «новых левых» в учение Г. Маркузе.

37. Политико-правовая концепция Ж.-П. Сартра.

38. «Игровая природа общества» в учение Йохана Хейзинга.

39. Теория управления менеджеров Дж. Бернхема.

40. Юридическая инженерия Р. Паунда.

41. Теория строения и эволюции общества Э. Дюркгейма.

42. Концепция права Герберта Харта.

43. Теории тоталитаризма ХХ века.

 

Тестовые задания

I вариант

1. Конфуций является основоположником теории

1) аристократического происхождения государства и права

2) полисного государственного устройства

3) патриархальной концепции государства

4) насилия, как пути образования государства

5) эволюционного развития государства и права

2. Автором произведения «Об общественном договоре» являлся

1) Р. Оуэн

2) Ж.-Ж. Руссо

3) И. Кант

4) Ш. Монтескье

5) Г. Гроций

3. Соотнесите правовые течения и их представителей

1) Юридический позитивизм 1) Г. Гегель

2) Историческая школа права 2) Г. Спенсер

3) Философия права 3) Г. Пухта

4) Органическая теория 4) Дж. Остин

5) Социологическая юриспруденция 5) Р. Иеринг

4. Основными способами государственно-политического управления Конфуций называл

1) строгое и неукоснительное соблюдение законов

2) соблюдение добродетелей и правил ритуала

3) царскую грозу

4) народоправство и выборность государственных служащих

5) исполнение религиозных принципов и ритуалов

5. «Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему». Какой политико-правовой смысл содержался в этом высказывании представителя школы софистов Фрасимаха

1) право в государстве должно базироваться на критерии справедливости

2) право понималось как воля сильнейше<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: