Предмет философии
Ф. - одна из форм общест. сознания. Общ. созн.: сов-ть идей, взглядов, представлений, переживаний, эмоций, знаний. Ф. заним. наиб. общими вопросами (природы, общества, чел. мышления). Ф. выраб. общий целостный взгляд на мир и место чел. в нем.
Ф. облад. опред. спецификой: Сущ. ли мир сам по себе или он создан богом? Что лежит в осн. изменения мира: дух. или мат. начала? Что такое чел.? В чем смысл жизни чел.? Как познать мир? Мож. ли его позн.?
Спец. фил. понятия: материя, сознание; пространство; время; причина и следствие; сущность и явление; единичное и общее и др.
Цель и задачи философии.
Ф. стрем. проникнуть в сущность вещей, увидеть смысл.
Предмет философии.
Ф. – это с-ма теоретич. знания о наиб. общих законах развития природы, человеч. общества и мышления.
Функции философии.
Мировоззренч. Мир-ние – обобщенная с-ма взглядов на мир. Формулир. свои идеи в рационально идейной форме.
Гносеологич. Раскрыв. осн. закономерности, взаимосвязи.
Методологич. Вооружает чел. принципами.
Ценностная (ценностно-регулятивная). Вооруж. опред. целями, кот. носят целостную окраску.
Прогностич. Указ. на тенденцию развития; реализ. в построении моделей будущего.
Критическая. Философ дает нравст. оценку происходящим событиям.
Соотношение философии и конкретных наук.
Ф. дает конкрет. объяснение, обобщает получ. знания, интегрир. представления всех сущест-щих наук. Ф. выст. как мыслит. инструмент, она выраб. принципы, категории, методы познания, кот. активно прим. в конкрет. науках. Выявляет всеобщий закон единства и борьбы противоположностей, действующий во всех сферах.
Структура философского знания.
1. Онтология – учение о бытии. Что первично: материя или сознание?
2. Гносеология – учение о познании. Познаваем ли мир? Если познаваем, то каким образом?
3. Антропология – учение о человеке. Что такое человек вообще? В чем смысл жизни?
4. Социология – учение об обществе. Что такое общество вообще? Что такое цивилизация?
5. Этика – учение о нравственном отношении к миру. Что такое добро? Что такое зло?
6. Эстетика – учение об эстетическом отношении человека к миру. Что такое прекрасное?
Основной вопрос философии.
Осн. воп. Ф. им. 2 стор. 1-ая связ. с представлением о том, что явл. первич. – материя или сознание. В завис. от реш. этого вопр. фил-фы подразд. на 2 больших лагеря – материалистов и идеалистов. Матер. Ф. исх. из того, что первич. явл. мат., а созн. явл. вторич., производ. от материи. Осн-к Демокрит. Идеал. Ф., наоб., счит. первич. мыш. и рассматр. материю как нечто вторич., производное от идеального. Осн-к Платон. 2-ая стор. осн. вопр. Ф. – способно ли человеч. мыш. познать мир? В завис. от ответа фил-фы подразд. на тех, кто отрицает познаваемость мира, и тех, кто счит., что он познаваем, но частично. Это учение наз. агностицизм.
Фил-фы дел. также на монистов и дуалистов. Монисты счит., что в осн. мироздания лежит только одно начало. Дуалисты - в осн. мир-ния лежит и мат. и идеальное.
Идеализм субъектив. – признает достоверным только сознание отдельного субъекта – чел. Весь мир творится моим собст. сознанием. Осн-к Беркли.
Идеализм объектив. – мир – порождение духовного начала, т.е. сущ. объективно, независ. от чел. Осн-ки Кант, Декарт.
Методы философии.
Диалектика (греч. – искусство вести беседу, спор)– метод познания, кот. исх. из того, что всё в мире нах. во взаимной связи, в самодвижении, вызывается внутр. противоречиями.
Метафизика (греч. – после физики) – мет. поз., рассматр. предметы и явл., их обособленности др. от др. вне движения и развития. Опис. устойчивые хар-ки предметов.
Три закона диалектики, сформулир. Гегелем:
1) З. перех. колич. изм-й в кач. Развитие происх. в ходе накоп. колич. изменений, кот. достиг. пределов меры, после этого происх. скачок в развитии и изм. кач-во.
2) З. единства и борьбы противоположностей. Всякое развитие есть разрешение противоречия и в то же вр. возникновения новых прот-тей, нового противоречия.
3) З. отрицания отрицания. Разреш. противоречия ведет к смене кач-ва, а значит, к отрицанию предыдущего.
Три формы диалектики:
1) античная (Гераклит); 2) нем. классич. (Кант, Гегель); 3) идеалистич. (К.Маркс).
Генезис философии (происхождение).
Возник. приб. в 6-7 вв. до н.э. в период письменности, сущ-ния деления на классы, сущ-ния цивилизации. Ф. тесно связ. с развитием науки, техники, ремесел, мореплавания. Ф. возник. тогда, когда происх. разделение труда физич. от умст., когда возник. прибав. продукт. 1-ой историч. формой мировоззрения была мифология. Мифология – худ.-образное отражение дейст-ти, способ понимания мира. Важные черты: одухотворение природы; перенесение человеч. черт на окруж. мир; алогичность рассуждений; антропоморфизм – наделение природы человеч. чертами. Развитие фил. мысли означ., т.о., прогрессир. отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодол. узких рамок обыденного сознания. Время показало, что принцип., ключевые вопросы всякого миропонимания - о происхожд. мира, чел., культур. навыков, соц. устр-ва, о тайне рождения и смерти – унаследовали от мифа сосущ. в веках 2 важнейшие формы мировоззрения – религия и Ф. Мир Р. осн. не на знании, а на вере в сверхъестест. силы и их главенст. роль в мире, в жизни людей. В Р. вера реализ. в культе и через культ. Общее, что роднит Р. и Ф., - это решение мировоззренч. проблем. Но хар-р подхода к этим проблемам в их рамках, равно как и само их реш., глубоко различно. В противовес Р. с ее ставкой на веру Ф. всегда опир. на знания, разум.
Древнеиндийская философия
Возник. в 15-5 вв. до н.э. Этот период наз. ведическим. «Веда» (знание) – сборник гимнов в честь богов. Каждая веда позднее обросла брахманом, т.е. описанием, комментарием, а еще позже – араньяками (“лесные книги”, предназнач. для отшельников) и, наконец, упанишадами (“сидеть около ног учителя”). Истинными знатоками и толкователями ведич. мудрости выступ. представители высшей касты – брахманы, служение кот. оценив. как “лучшее дело” для простолюдина – шудры. Последний же “не дол. накап. богатств, даже имея возм-ть (сделать это), т.к., приобретая богатства, притес. брахманов. Смысл жизни чел. сост. в постиж. истины, заключ. в Брахмане (душе мира).
Буддизм.
Буддизм в пер. – «просветленный». Буд. в отличие от брахманизма выст. за отмену жертвоприношения. Провозглашал равенство. 4 благородные истины буд.:
1. Жизнь – есть страд. 2. Каково происхождение страд.? 3. Как освоб. от страд.? 4. Путь к освоб. от страд.
Восьмеричный путь.
1) Правильное поним. 1-ых 3-х тезисов. 2) Иметь решимость (жить, следуя этим истинам). 3) Иметь прав. речь: воздерж. от лжи и клеветы. 4) Не причинять зла живому. Соблюдать правило «не укради». 5) Привить себе привычку «жить честным трудом». 6) Пост. бороться с соблазном. 7) Поним., что все в этом мире приходящее. Воспит. в себе отвращ. к приход. 8) Прав. сосредоточение. Восхождение по пути совершенствования заверш. сост. нирваны.