Средневековая философия.




Осн. черты христианского мировоззрения:

1. Сущ-ние единого, единст. бога – единобожие; углублено о троичности лиц божества. Теоцентризм - Бог поним. как абс., соверш. бытие и наивысшее благо, выст. источником всякого бытия и блага. При этом подражание и уподобление Богу рассматр. как высшая цель и гл. смысл челов. жизни, а почитание Бога и служение ему - как основа нравственности.

2. Бог – абс. совершенный дух. Вместе с тем и абс. разум, абс. всемогущество, абс. благость и абс. любовь. Атрибуты божества (св-ва): вечность, неизменность, самотождественность и оно не зависит ни от чего.

3. Учение о челе. Челов. лич. трактуется как бессмертное, дух. сущ-во, созданное богом по своему образу и под. Идея о равенстве всех людей по отнош. к богу. Ср-ва достижения блаженства: свободная воля чел. и божест. благодать (то, что не зависит от чел.).

Осн. положения христианства:

1. Идеальное, заключенное в бесконечном, всестороннем духовном усовершенствовании.

2. Соотношение идеального и матер. О полном господстве дух. начала над материей. Бог – владыка над материей и он вручил чел. господство над матер. миром для усовершенствования. Чел., возвышая природу, соверш. сам.

3. Отсутствие неприятия по отнош. к матер. миру, т.к. зло нах. не в материи, а в извращ., свободной воле дух. существ. Воскресение праведников в их плоти.

4. Учение о богочел. – Христе, кот. вошел в челов. плоть для спасения людей от греха.

5. Непогрешимость церкви в вопросах догмата, т.к. во все времена действовал Святой Дух.

Первыми распростран. хр-ва были апостолы. Один из них Иоанн Богослов. Его труд – «Апокалипсис Иоанна Богослова». Во II в. н.э. хр-во продолжили распростр. апологеты («защитники учения церкви»). Тертуллиан, Ориген Александрийский. Вопросы: о боге, о сотворении мира, о природе чел. и его целях, о соотношении веры и знания.

Тертуллиан ввел неологизмы: спаситель, таинство, лик, лицо Святой Троицы, нерождаемый (бог), провидение. Создал традицию использования этих терминов в хр-ве. Говорит о сущ-нии подлинного знания – откровенного знания. Оно первично, а то, что связано с челов. природой – вторично. «Веру можно передать только сверхразумным». «Разум бессилен в деле спасения челов. души. Только прикосновение к божест. сущности явл. спасением». Неистовая вера в чудеса. «Чем более это удивительно, тем больше надо верить». «Верую ибо абсурдно» (“Credo quia absurdum”).

Ориген Александрийский. Его труды – «Увещевание к мученичеству», «О молитве», «О началах». Сущ. 3 смысла Библии: 1) букв. (или телес.), 2) моральный (или душ.), 3) фил.-мистич. (или дух.). Разраб. учение об апокастасисе – о неизбежности полного «спасения», т.е. о конечном восстановлении и спасении всякой твари. Три ипостаси, одна Троица – эта формула, впервые в хр-ве произнесенная Оригеном, стала неотъемлемой частью богословия. Он более абстрактно понимал понятие «логос». Обожение – соединение с Христом-Логосом, и самое обожение понимает как воображение Христа в душе чел. Учение о борьбе со страстями, кот. повлияло на формир. монашества.

Апологеты II-III в. н.э.

Августин Блаженный (354-430 гг.). Его труд – «Исповедь», "О граде Божием" – развив. идея церкви как свящ. инс-та, связующего небо и землю; с этого труда нач. христ. Ф. истории. Сущность его мировоззрения: Он пыт. осмыслить проблему добра и зла – учение о благодати. Добро – субстанционально (самодостаточно) или добро – это основа мира. Зло – отсутствие или умаление добра. Чел. с одной стор. подобен богу, с др. – слаб и грешен. Сам чел., живя в грешном мире, не сможет самост. преодолеть в себе духовное начало, а только через церковь. Ценно личностное восхождение к богу. Впервые развив. идею о прогрессе нравственного. Проблемы гос-ва. Гос-во по Авг. – это сов-ть людей, объедин. общим согласием относит. предмета своего стремления. Задача сост. в том, чтобы подчин. гос-во христ. целям. Церковь д.б. гл. инстанцией. Путь познания (рассм. Авг-ном): «Хочу познать бога и душу… И ничего кроме этого? Совершенно ничего!» «Путь познания – это богопознание.» «Есть 6-ое чувство – взгляд души: «Необх. восходить к богу.» «Уверуй, чтобы уразуметь». Тричастное строение души: ум – разумное начало; память – гарант уникальности личного опыта; воля. «Люби и делай, что хочешь».

Основные этапы средневековой философии

Патристика и схоластика.

Обычно этап патристики в истории Ф. опред. с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Гл. проблемы патристики: 1) пр. сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3) понимание истории как движения к определённой конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; 4) свобода воли чел. и возм-ть спасения его души; 5) пр. происхож. зла в мире, причины, по кот. его терпит Бог.

Схоластич. Ф. в лице её представителей (Фомы Аквинского, Росцелина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и мн. др.) сохр. интерес к поднятым патристикой фил. проблемам. На 1-ый план вых. отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотнош. общего и единичного. Последний вопрос был связан с догмой о троичности единого Бога и решался с позиций «номинализма» (общее сущ. только в имени или в уме, реально сущ. только единичные вещи) или с позиций «реализма» (общее сущ. реально в виде некой сущ-ти).

Центр. пробл. ранней схоластики прояв. в зна­менитом споре между реалистами (от лат. realis – вещественный, действительный) и номиналистами (от лат. nomen – имя, наиме­нование). Спор шёл о природе универсалий (от лат. universalis – общий), т.е. о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 – ок. 877) и гл. образом Фома Аквинский), основываясь на положении Аристотеля о том, что общее сущ. в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформулир. концепцию о 3-х видах сущ-ния универсалий. Универсалии сущ. трояким образом: «до вещей» в божест. разуме, «в самих вещах» как их сущность, или форма и «после вещей», т.е. в челов. разуме как результат абстракции и обобщения. Такое решение вопроса носит в истории Ф. название «умеренного реализма» в отличие от «крайнего реализма», согласно кот. общее сущ. только вне вещей.

Этапы схоластики: 7-12 вв. – Ранняя сх. 13 в. – Зрелая сх. 14-15 вв. – Период упадка (начало Возрождения).

Номиналисты довели идею отрицания объективного сущ-ния общего до логич. конца, считая, что универсалии сущ. лишь в челов. разуме, в мышлении, т.е. они отрицали не только наличие общего в конкретной единичной вещи, но и его сущ-ние «до вещи». Универсалии только имена вещей, и сущ-ние их сводится лишь к колебаниям голоса. Сущ. только индивидуальное, и только оно м.б. предметом познания. Церковь приняла умеренный реализм. Выступая против крайностей реализма и номинализма, Пьер Абеляр, в основном стоявший на почве номинализма, выработал примирительную объединяющую формулу концептуализма: универсалии не облад. самост. реальностью, реально сущ. лишь отдельные вещи; однако универсалии получают извест. реальность в сфере ума в кач. понятий, представ. собой результат абстрагирования, умст. обособления и обобщения отдельных свойств вещей.

Креационизм – бог – создатель мира, сотворил его из слова («В начале было слово»).

Экономич. учение хр-ва: богатство не самоценность, д.б. поставлено задаче нравст. воспитания. Деньги нравственно нейтральны. В хр-ве труд одна из важнейших заповедей: «Кто не работает, тот не ест». Труд формир. волевые кач-ва. Труд дисциплинирует. Труд развивает творч. начала (совершенствует, развив. таланты чел.).

Понимание любви в христианстве и античности:

Античность: 1) На смену дух. фил. эросу античности (любви телесной) хр-во принесло интимную, глубоко человечную, сострад. любовь к ближнему, освятив её божественным авторитетом, божест. заповедью и произведя её от божест. любви. «Возлюбленные! — взывает апостол Иоанн, — будем любить др. др., потому что любовь от Бога, и всякий рождён от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». 2) Агапе — античное понятие, обознач. любовь к ближнему. С начала распространения христ. культуры понятие "агапе“ получило новый импульс для развития: в раннехрист. общинах для формир. любви к ближнему устраивались спец. вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью кот. было выражение братских чувств по отнош. др. к др. 3) Филия – взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей. 4) Сторге – любовь родителей.

Хр-во: В истории чел. сущ. 2 града:

- земной – град, созд. земной любовью – любовью к себе вплоть до пренебрежения богом.

- небесный – любовь к богу вплоть до забвения себя.

Отцы церкви: Васили Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский – IV в. н.э., Кападокия. ОЦ — это отец, принадлежавший Церкви, живший в Церкви, как чел. Церкви. В дух. смысле быть отцом — это значит наставить др. в истине; тот, кто научит др. в вере, кто воспитает чел. в русле христ. морали, в христ. идеалах, тот, до известной степени, явл. дух. родителем чел., дух. отцом.

4 признака, кот. должен отвечать церковный писатель, чтобы Церковь наименовала его отцом.

1. «Православное учение». ОЦ, как учитель, учащий других, должен отлич. необх. христ. образованностью; он д.б.б. постоянным выразителем православного учения.

2. "Святость жизни". «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», а святость, это, в 1-ую оч., чистота сердца.

3. «Компетентность почтенная». Это древность церковного писателя, древность ОЦ.

4. «Апробация Церковью» - признание чел. в достоинстве ОЦ со стороны самой Церкви.

Фома Аквинский (1225 – 1274). "Сумма теологии", "Сумма против язычников". Ф.А. переложил на христ. язык Ф. Аристотеля. Ф. в гносеологии "Понимай, чтобы верить". Задача познания – согласование истины разума и истины веры. Там, где нельзя рационально объяснить, там надо уверовать. Там, где разум вступает в противоречие с верой, ошибается разум, а не вера". Разум помогает вере.

Гос. власть. Монархич. правление – наилуч. форма прав. Но любая форма прав. согласов. с конкрет. историч. обстоятельствами (традиции, ур. правовой культуры, географич. полож. и др.). Церковь должна стоять во главе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: