во второй половине XIX в.




Развитие гражданского общества в передовых странах. Формирование рабочих организаций и демократических движений. Становление представительной системы современного государства. Основные направления политико-правовой идеологии.

Политико-правовые проблемы в социалистических учениях. Возникновение и развитие марксистского учения о государстве и праве. К. Маркс и Ф. Энгельс о базисе и надстройке, о классовом характере государства и права, об их экономической обусловленности, происхождении, сущности, этапах развития и исторических судьбах. Обоснование идеи коммунистической революции и диктатуры пролетариата.

Марксизм и другие социалистические теории. Проблемы права и государства в произведениях Ф. Лассаля и лассальянцев. Идея всеобщего избирательного права и социального государства. Политико-правовая теория анархизма.

Обоснование программ ликвидации государства в трудах П. Прудона и М.А. Бакунина. Политико-правовые идеи «русского социализма» (народничества).

А.И. Герцен о государстве и праве. Развитие политико-правовой теории народничества в произведениях Н.Г. Чернышевского, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева.

Проблемы государства и права в социологических концепциях. Г. Спенсер о военном и промышленном типах общества, государства, права.

Развитие либеральных учений о государстве и праве. А. Эсмен, Г. Еллинек, А.В. Дайси. Либеральные учения в России. Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, С.А. Муромцев, Г.Ф. Шершеневич, Б.А. Кистяковский.

Основные направления в теории права. Юридический позитивизм. К. Бергбом.

Социологическое направление в юриспруденции. Р. Йеринг.

Неокантианские теории права. Р. Штаммлер.

Тема 8

Политические и правовые учения в XX в.

 

Основные направления политико-правовой идеологии. Развитие реформистского и центристского направлений в марксизме. Проблемы государства и права в произведениях Э. Бернштейна. Политико-правовая теория К. Каутского. Идеи парламентаризма, политического плюрализма, социального законодательства.

Политическая теория большевизма. В.И. Ленин о социалистической революции, диктатуре пролетариата, ее задачах, формах и механизме, о роли государства в строительстве социализма, о праве и государстве на первой фазе коммунизма.

Проблемы государства в теориях демократического, христианского, исламского и других видов социализма.

Политико-правовая идеология солидаризма и институционализма. Учение Л. Дюги о норме солидарности, о функциях права, о синдикалистском государстве. Политико-правовое учение М. Ориу.

Современные теории государства. Неолиберализм. Теории «государства всеобщего благоденствия», плюралистической демократии, правового и социального государства. Неоконсерватизм. Элитарные и технократические концепции государства. Фашизм, нацизм и неофашизм.

Развитие правовой идеологии. Движение о пользу «свободного права» в начале XX в. Е. Эрлих. Социологическая теория права в США. Р. Паунд. «Реалистическая» теория права в США. К. Ллевеллин, Дж. Фрэнк. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Психологизм в современных теориях права. Нормативизм. «Чистая теория права» Г. Кельзена. Современные теории естественного права. Неотомизм. Неокантианство.

Политические и правовые теории радикализма. «Новые левые». Программные требования движения «зеленых» и их обоснование. Анархизм и анархо-синдикализм.

Практическая часть

Методические указания по подготовке

к практическим занятиям

 

Темы семинаров (практических занятий) по истории политических и правовых учений соответствуют тематике лекций и учебной программе дисциплины и поэтому выносимые на обсуждение вопросы сконцентрированы на наиболее важных аспектах лекционного курса.

Учебные цели семинаров при изучении данного курса направлены на формирование:

- знаний основных направлений политико-правовой мысли, терминов, понятий и т.д.;

- умений пользоваться первоисточниками и другими источниками информации по предмету;

- умений делать обоснованные выводы, владеть технологией рассуждений и аргументации своей позиции по конкретному вопросу;

- умений пользоваться полученными знаниями в профессиональной деятельности.

Одним из основных средств достижения этих целей является работа на семинарских занятиях. Здесь более эффективна групповая работа, которая активизирует деятельность студентов на основе потребности самовыражения и полемического азарта и позволяет сравнить свои знания со знаниями товарищей.

Целесообразно на каждом семинаре рассматривать одну тему. В связи с недостатком учебных часов, отводимых на практические занятия, считаeм возможным несколько родственных тем объединить и вынести на одно занятие. Преподаватель из предложенных вариантов может выбрать один, наиболее важный и значимый.

При подготовке к семинарскому занятию студенты прорабатывают лекционный материал, затем изучают основную и дополнительную литературу. После этого следует собственно работа на семинарах, в ходе которой происходит углубление и закрепление полученных знаний. На следующем этапе в ходе промежуточного контроля повторяется и закрепляется ряд изученных тем курса. Такова в целом технология изучения курса «История политических и правовых учений», апробированная на кафедре философии и отечественной истории Алтайской академии экономики и права.

Специфика дисциплины обуславливает проведение семинарских занятий в основном в дискуссионной форме или в виде специально подготовленных докладов (2 доклада на одно занятие). В последнем варианте к основному докладчику заранее назначаются по два оппонента, которые должны объективно оценить выступление, при необходимости его дополнить, высказать свою точку зрения по тому или иному аспекту рассматриваемого учения. Остальные вопросы рассматриваются в форме фронтального опроса.

Доклады, которые студенты готовят к семинарам, являются исследовательской работой и поэтому должны более подробно рассматривать выносимые на обсуждение вопросы. Доклады оформляются в соответствии с правилами (на листах А4, титульный лист и т.д.). При этом студент не должен «читать» доклад в буквальном смысле слова. Он выходит перед аудиторией и пересказывает подготовленный материал сообщения своими словами с привлечением цитат и выдержек из текста. После окончания выступления организовывается его обсуждение. Студенты группы могут задавать докладчику вопросы по теме, попросить разъяснить непонятные моменты.

Как уже отмечалось, на семинарских занятиях также реализуется текущий контроль знаний студентов, который может проходить в виде краткой проверочной письменной работы. Для этой цели предлагается ряд тем контрольных работ к каждому практическому занятию. Для более эффективной работы эти же темы можно использовать и для написания рефератов. Промежуточный контроль может производиться в виде аудиторных контрольных работ или тестирования для всей группы.

К каждой теме семинара рекомендуется дополнительная литература, с помощью которой достигается приобретение необходимых знаний и умений. Кроме того, предложены вопросы для самопроверки по теме, подготовка ответов на которые дает возможность проявить свои профессиональные умения. Это является и важнейшим условием для возникновения диалога как наиболее перспективной формы работы на семинаре, как формы общения между преподавателем и студентом.

Зачет по курсу предпосылается проведением итогового тестирования, которое во многом является определяющим фактором для выставления итоговой оценки. Предложенные в тесте вопросы направлены на проверку знания основных идей и концепций, названий наиболее крупных работ мыслителей и др. Именно эти моменты являются главными, что должен усвоить студент по учебному курсу. Список итоговых вопросов для подготовки к зачету (экзамену) включает все необходимые элементы программы курса.

 

ПЛАНЫПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Раздел 1. ДРЕВНИЙ МИР

Занятие 1. Предмет истории политических и правовых учений

Вопросы для обсуждения

1. Понятие политико-правовой доктрины.

2. Связь истории политических и правовых учений с другими юридическими науками, ее место в системе наук.

3. Социальные функции политических и правовых учений, их роль в развитии общества.

4. Различные подходы к периодизации истории политических и правовых учений.

Темы рефератов

1. Закономерности возникновения, формирования и развития политических и правовых учений, отказ от мифологического мировоззрения.

2. Общечеловеческое и классовое в истории политических и правовых учений.

3. Проблемы периодизации истории политических и правовых учений.

4. Принципы преемственности и историзма в изучении политико-правовых теорий.

5. Специфические особенности и общие черты в периодизации истории политических и правовых учений.

Занятие 2. Политико-правовая идеология в государствах Древнего Востока

Вопросы для обсуждения

1. Истоки и особенности восточной политико-правовой мысли.

2. Брахманизм. «Законы Ману».

3. Буддийские правовые идеи.

4. Политическая теория в «Артхашастре». Учение Каутильи.

5. Учения Лао-цзы и Конфуция.

 

Темы рефератов

1. Религиозно-мифологические представления о политике, государстве и праве древних евреев.

2. Брахманизм и буддизм как ведущие направления политико-правовой идеологии Древней Индии.

3. Политико-правовые концепции Мо-цзы и Шан Яна.

4. Миф и политико-правовая идеология Древнего Египта.

5. Политико-правовые идеи в воззрениях древних вавилонян.

Занятие 3. Представления о власти, политике, праве и законодательстве в Древней Греции

Вопросы для обсуждения

1. Естественно-правовые идеи старших софистов. Сократ.

2. Учение о государстве и праве Платона.

3. Политико-правовое учение Аристотеля.

4. Политические воззрения Эпикура.

5. Этико-правовые идеи школы стоиков.

6. Учение Полибия о политическом круговороте.

 

Темы рефератов

1. Политические и правовые взгляды семи мудрецов. Солон.

2. Политико-правовые идеи Гераклита.

3. Политико-правовая идеология в древнегреческой трагедии.

4. Сократ о государстве и праве.

5. Политико-правовые идеи Платона.

6. Политико-правовые идеи Аристотеля.

7. Особенности политико-правовой мысли периода упадка древнегреческого полиса.

Занятие 4. Политико-правовая мысль в Древнем Риме

Вопросы для обсуждения

1. Римские юристы о сущности и системе права. Влияние их воззрений на последующее развитие юридической мысли.

2. Политическая и правовая теория Цицерона.

3. Политические идеи римских стоиков. Проблема происхождения и сущности права в стоицизме.

4. Политические и правовые идеи раннего христианства: эволюция основных положений.

5. Политические взгляды Аврелия Августина. Учение о двух градах.

 

Темы рефератов

1. Политико-правовые воззрения римских стоиков.

2. Учения римских юристов о праве.

3. Политические идеи Гракха.

4. Новый завет как основной источник политико-правовых идей раннего христианства.

5. Зарождение теократических политико-правовых доктрин. Иоанн Златоуст.

Вопросы для промежуточного контроля по разделу 1

«Древний мир»

 

1. Смог ли софист Протагор, используя миф, обосновать полисную форму демократии?

2. Каковы особенности взглядов софистов на право?

3. Сколько проектов идеального государства разработал Платон и что они из себя представляют?

4. Как понимал государство Аристотель?

5. Назовите критерии классификации форм правления государства, предложенные Аристотелем?

6. Что такое круговорот форм правления государства в понимании Полибия?

7. В чем состоит особенность понимания государства Цицероном в отличие от понимания государства Аристотелем?

8. Что понимал под естественным правом Цицерон и какое значение он ему придавал?

9. Как соотносятся понятия права и справедливости у римских юристов?

10. Какую новую классификацию права предложил Ульпиан?

11. Должно ли государство, в понимании Аврелия Августина,помогать церкви в борьбе с еретиками?

12. Чем отличается государство от большой шайки разбойников у Августина?

13. Какое новое обоснование рабства привел Августин?

Раздел 2. СРЕДНИЕ ВЕКА

Занятие 5. Политические и правовые учения в Европе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: