II. указания к практическим занятиям




 

Практическое занятие № 1

Тема № 1. Основы изучения геополитики

Занятие № 1. Основы изучения геополитики (2 ч.)

 

Цель занятия: ознакомиться с методологией изучения геополитики.

Задачи занятия:

- проверить и закрепить представления и знания об основных понятиях, объекте и предмете, этапах и школах геополитики, ее месте в системе наук;

- выработать и развить умения и навыки применения методологии геополитики.

 

ВОПРОСЫЗАНЯТИЯ

В.1. Понятие геополитики. Объект и предмет геополитики.

В.2. Этапы развития и источники (школы) геополитики.

В.3. Место геополитики в системе гуманитарных наук.

В.4. Основные категории геополитики.

 

Основные понятия темы:

политика, геополитика, государство, пространство, территория, нация, геополе, глобальный, региональный, цивилизация.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить ее следующие ключевые моменты.

Геополитика как наука существует около ста лет, по до сих пор от­сутствует точная формулировка обозначаемого ею понятия. Классическую геополитику обычно рассматривают как науку о влиянии географического пространства государств на их полити­ческие цели и интересы. В современных исследованиях геополитика трактуется более широко и многопланово – как наука о связи и взаи­модействии пространства и политики.

Предыстория геополитики достаточно продолжи­тельна и разнородна. Она включает фрагментарные суждения, пред­ставления и знания преимущественно о влиянии географических условий па жизнь людей. По мере пространственного «уплотнения» планеты, с переходом пространства из разрозненного состояния к еди­ному взаимосвязанному и взаимозависимому миру на этой основе стало возможным возникновение новой интегральной науки – гео­политики.

К числу основных категорий геополитики можно отнести следующие: «Агрессия», «Баланс сил», «Моно-», «Би-» и «Много-полярность», «Геополитическое пространство», «Геостратегия», «Глобализация», «Государство», «Граница», «Контроль», «Национальная безопасность», «Национальный интерес», «Пограничное поле», «Политика», «Расстановка сил», «Территория», «Цивилизация» и др.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что означают слова, из которых состоит термин «геополитика»?

2. Какие определения дают ему различные ученые?

3. В каких трех основных значениях употребляется данное понятие?

4. Что выступает объектом геополитики как науки?

5. Какие можно назвать виды пространства?

6. Как можно понимать выражение «геопространство сжимается»?

7. В чем заключается предмет геополитики?

8. Какие бывают территории по критерию формы контроля над ними?

9. Каковы виды международных территорий?

10. Сколько и каких этапов можно выделить в развитии науки геополитики?

11. Какие группы факторов влияют на геополитические проблемы?

12. Кто из ученых разрабатывал различные подходы к геополитике и ее школы?

13. Каковы два основных направления в подходах к данной науке?

14. Какие страны сформировали собственные школы геополитики?

15. С какими группами наук наиболее близка наука геополитика?

Темы рефератов

1) Геополитические представления Древнего Востока.

2) Геополитические идеи античности.

3) Геополитические концепции арабского мира.

Сообщения

Мировые лидеры (10 крупнейших стран по различным показателям (территория, население, ВВП и т.д. – по выбору студента)).

 

Практическое занятие № 2

Тема № 1. Основы изучения геополитики

Занятие № 2. Основы изучения геополитики (2 ч.)

 

Цель занятия: ознакомиться с методологией изучения геополитики.

Задачи занятия:

- проверить и закрепить представления и знания о методах и функциях геополитики, основных геополитических эпохах;

- выработать и развить умения и навыки применения методологии геополитики.

 

ВОПРОСЫЗАНЯТИЯ

В.1. Основной закон геополитики.

В.2. Научные подходы, методы и функции геополитики.

В.3. Геополитические эпохи.

 

Основные понятия темы:

метод, функция, познание, прогноз, управление, идеология, эпоха.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить ее следующие ключевые моменты.

Геополитика использует разные методы изучения соответствую­щих явлений и процессов. В принципе, это могут быть любые методы, применяемые наукой: системный, деятельностный, срав­нительный, исторический, нормативно-ценностный, функцио­нальный, институциональный, антропологический, общелогиче­ские методы и методы эмпирических исследований и др.

Геополитика отражает объективные связи и закономерности ре­альной жизни, что позволяет ей выполнять определенные функции. Несмотря на различные подходы к классификации этих функций, наи­более важными из них являются познавательная, прогностическая, управленческая и идеологическая.

Историю человечества с точки зрения геополитики можно рас­сматривать как последовательную смену геополитических эпох или силовых полей. Каждая геополитическая эпоха открывается и завершается крупным международным договором по переделу мира и имеет свои баланс сил, зоны влияния и границы.

Занятие предполагает проведение аудиторной письменной контрольной работы для выявления остаточных знаний студентов по курсу общей географии (знания расположения основных географических регионов мира).

 

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются научные подходы к изучению геополитики?

2. Какие общенаучные и частнонаучные методы использует наука геополитика?

3. Применяются ли в данной науке эмпирические методы исследования?

4. Что означает познавательная функция геополитики?

5. В чем состоит ее прогностическая геополитики?

6. Как можно охарактеризовать управленческую функцию геополитики?

7. Можно ли сегодня говорить об идеологической функции геополитики?

8. Как можно понимать термин «геополитическая картина мира»?

9. Что такое геополитическая эпоха?

10. Кто, когда и о чем заключил Тордесильясский договор?

11. Что и когда завершилось Вестфальским договором?

12. Когда и кем был подписан Венский договор?

13. Чем было вызвано заключение Версальского договора?

14. В каком году и в связи с чем состоялись Ялтинская и Потсдамская конференции?

15. Кто заключил Беловежское соглашение?

Темы рефератов

1) Геополитический договор … (один – по выбору студента).

2) Представление геополитического журнала … (одного – по выбору студента).

3) Информационные ресурсы Интернет по геополитике.

Сообщения

1) США и их заграничные владения.

2) Современные территории Великобритании за ее границей.

3) Франция ХХI в. и ее территории за пределами Европы.

Тема дискуссии

Можно ли считать основным законом современной геополитики закон экспансии?

 

 

Практическое занятие № 3

Тема № 2. Классическая геополитика

Занятие № 1. Классическая геополитика (2 ч.)

 

Цель занятия: ознакомиться с основами учений представителей зарубежной классической геополитики.

Задачи занятия:

- проверить и закрепить представления и знания об основных положениях учения классиков геополитической науки;

- выработать и развить умения и навыки применения полученных представлений и знаний.

 

ВОПРОСЫЗАНЯТИЯ

В.1. «Органическая школа» Ф. Ратцеля. Автор категории «геополитика» Р. Челлен.

В.2. Теория «морского могущества» А. Мэхэна. «География человека» П. Видаль де ла Блаша.

В.3. «Географическая ось истории» Х. Маккиндера. Концепция Rimland Н. Спайкмена.

В.4. Теория «континентального блока» К. Хаусхофера. Номос К. Шмитта.

 

Основные понятия темы:

континентальная держава, морская держава, топополитика, морфополитика, физиополитика, жизненное пространство, автаркия, континентальная полусфера, океаническое полушарие, тактика «анаконды», поссибилизм, Хартленд, Мировой остров, Римленд, панрегион, номос, аэрократия.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить ее следующие ключевые моменты.

На рубеже XIX и XX веков в осмыслении влияния географических условий на жизнь общества произошел качественный скачок. Кон­цепции географического детерминизма обрели сначала вид «полити­ческой географии», а затем трансформировались в геополитику. Этот скачок был предопределен глубокими изменениями в мире: переходом от разрозненности регионов к волне процесса глобализации.

Основы «политической географии» заложил немецкий этнограф и географ Фридрих Ратцель. Создателями геополитики были швед­ский географ и государствовед Рудольф Челлен, американский адми­рал Альфред Мэхэи, британский географ и политик Хэлфорд Маккиндер, немецкий исследователь Карл Хаусхофер и французский географ Поль Видаль де ла Блаш.

А. Мэхэна и X. Маккиндера принято считать родоначальниками «океанического» направления западной геополитики, которое исходило из особенностей географического положения ведущих морских дер­жав – США и Великобритании. Р. Челлен и К. Хаусхофер стоят у истоков «континентального» направления.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое, по Ф. Ратцелю, государство?

2. Чем, по его мнению, определяются свойства государства?

3. Что, с точки зрения Ф. Ратцеля, прежде всего, необходимо для процветания государства?

4. Какую территорию ученый считал необходимой для величия державы?

5. Как в классической геополитике назывались виды внешней государственной власти континентальных и морских держав?

6. Что определяет силу государства, по мнению Р. Челлена?

7. Как ученый определял геополитику?

8. Какое значение Р. Челлен придавал применению в политике силы и войне?

9. Где, как считал ученый, должны объединиться великие державы?

10. По мнению А. Мэхэна, какие государства – континентальные или морские – имеют историческое преимущество?

11. Какая страна, с его точки зрения, будет господствовать в мире?

12. Какие государства представляют для этого угрозу?

13. В чем, по А. Мэхэну, состоят критерии планетарного статуса державы?

14. Какая глобальная полусфера, как считал ученый, является главной?

15. Что для П. Видаль де ла Блаша активный геополитический фактор, а что – пассивный?

16. На каких принципах, по его мнению, должно быть основано будущее мировое государство?

17. Что послужит преодолению противоречий между талассократиями и теллурократиями?

18. На какие полушария, согласно Х. Маккиндеру, делится Земля?

19. Что такое в его учении «Мировой остров»?

20. Где располагается Хартленд Х. Маккиндера?

21. Какие принципы (максимы) мирового господства формулирует ученый?

22. Что, по мнению Н. Спайкмена, должно обеспечить глобальную безопасность США?

23. Какую мировую зону он считал ключевой?

24. Почему Хартленд, с точки зрения Н. Спайкмена, неконкурентоспособен?

25. Каковы правила мирового господства, по Н. Спайкмену?

26. Как были реализованы идеи ученого?

27. Что, по мнению К. Хаусхофер, является главной движущей силой государства?

28. Какие панрегионы выделял ученый?

29. Где находятся центры, а где – периферии этих регионов?

30. Была ли воплощена в жизнь идея К. Хаусхофера о глобальной оси «Берлин – Москва – Токио»?

31. Какие «номосы» различает К. Шмитт?

32. На чьей стороне, по его мнению, преимущество, и почему? Кто такой «геополитический партизан»?

33. Почему, как считает К. Шмитт, может наступить «великая цивилизационная катастрофа»?

34. Чем ученый обосновывает имперскую интеграцию?

35. Для чего, по мнению К. Шмитта, в центре Европы должно было быть создано большое интегрированное пространство?

Темы рефератов

1) Итальянская школа классической геополитики.

2) Японская школа классической геополитики.

3) Германская школа классической геополитики.

4) Британская школа классической геополитики.

5) Американская школа классической геополитики.

6) Французская школа классической геополитики.

Темы дискуссий

1. Каков был бы характер Второй мировой войны в случае реализации идей К.Хаусхофера?

2. Где сейчас находится Хартленд?

 

Практическое занятие № 4

Тема № 3. Современные геополитические теории Запада

Занятие № 1. Современные геополитические теории Запада (2 ч.)

 

Цель занятия: ознакомиться с основами учения представителей западной геополитики второй половины ХХ века.

Задачи занятия:

- проверить и закрепить представления и знания об основных положениях учения послевоенных западных геополитиков;

- выработать и развить умения и навыки применения полученных представлений и знаний.

 

ВОПРОСЫЗАНЯТИЯ

В.1. Концепции униполярного мира А. Страуса и Й. Галтунга.

В.2. Иерархичность устройства мира по С. Коэну.

В.3. Иконография пространства Ж. Готтманна. Цивилизационная картина мира С. Хантингтона.

В.4. «Великая шахматная доска» З. Бжезинского.

 

Основные понятия темы:

интеграция, униполе, лидерство, консерватизм, гегемония, иконография, цивилизация, директорат, иерархичность, регион-ворота, энтропия, империя, «черная дыра», геополитический хаос.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить ее следующие ключевые моменты.

Во второй половине XX в. в развитии западной геополитики можно выделить две противоречивые тенденции. Они сложились под влия­нием разнородных факторов: последствий Второй мировой войны и формирования нового миропорядка, противостояния двух блоков, наконец, крушения коммунизма и распада СССР.

С одной стороны, это стремление создать новую «гуманизированную» геополитику. В период «холодной войны» центральным геополитическим императивом всей западной науки постепенно стала идея «прав человека». После крушения коммунизма и распада СССР произошла смена конфронтационной модели геополитического пространства на мо­дель сотрудничества, в основу которой была положена идея распространения демократии и расширения зоны свободы на ранее несвободные территории.

С другой стороны, гуманизация геополитики не приве­ла на практике к утверждению партнерских равноправных отноше­ний между странами. Напротив, она стала полем разработки новых форм глобального контроля и гегемонии в борьбе за ресурсы с уче­том меняющейся реальности.

 

Вопросы для самопроверки

1. Сколько полюсов содержат модели мирового порядка, по А. Страусу?

2. Где находятся, по его мнению, центры современного униполя?

3. Какие страны-консерваторы называет А. Страус?

4. Что такое «геополитический вакуум» Й. Галтунга?

5. Кто, по мнению ученого, претендует на региональную и глобальную гегемонию?

6. Сколько уровней иерархии выделяет в современном мироустройстве С. Коэн?

7. На какие геостратегические сферы, по его мнению, делится Земной шар?

8. Какие 9 регионов первого порядка входят в эти сферы?

9. Кого С. Коэн включает в состав великих держав?

10. Кто, с точки зрения ученого, является двигателем глобальной интеграции?

11. Каковы показатели мощи государства, по С. Коэну?

12. Какие регионы ученый относит к областям с низким, средним, высоким и очень высоким уровнями энтропии?

13. В чем суть учения Ж. Готтманна?

14. Что, как считает С. Хантингтон, является основным источником современных глобальных конфликтов?

15. Каковы, по учению Хантингтона, основные цивилизации современности?

16. Какие страны, по его мнению, входят в мировые политический и экономический «директораты»?

17. Где находится «Великая шахматная доска» З.Бжезинского?

18. В чем особенность США как империи?

19. Каков, по мнению З.Бжезинского, наиболее опасный для США геополитический сценарий?

20. Что необходимо делать для нейтрализации России?

Темы рефератов

Геополитические взгляды … (Тойнби, Шлезингера, Броделя, Тейлора, Шенэ, Моро-Дефаржа, Лакоста, Стригаса, Валлерстайна, Киссинджера, Бзежинского, Фукуямы: одного из ученых – по выбору студента).

Темы дискуссий

1. Каков уровень энтропии у России? (Вариант: Россия – «чёрная дыра»?)

2. Межцивилизационный конфликт между мирами ислама и православия – миф или реальность?

 

 

Практическое занятие № 5

Тема № 4. Русская школа геополитики

Занятие № 1. Русская школа геополитики (2 ч.)

 

Цель занятия: ознакомиться с основами учения представителей отечественной геополитики.

Задачи занятия:

- проверить и закрепить представления и знания об основных положениях геополитических учений представителей ученого мира России;

- выработать и развить умения и навыки применения полученных представлений и знаний.

 

ВОПРОСЫЗАНЯТИЯ

В.1. Концепция «Москва – третий Рим». Панславизм.

В.2. Западничество и славянофильство. Цивилизационное учение Н.Данилевского.

В.3. Геополитические идеи В. Семенова-Тян-Шанского.

В.4. Геополитическая концепция евразийства. Иные геополитические воззрения российских ученых.

 

Основные понятия темы:

мессианство, панправославие, панславизм, западничество, славянофильство, культурно-исторический тип, евразийство, национализм, интернационализм.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить ее следующие ключевые моменты.

Среди множества школ, занимающихся развитием мировой геополитической науки, достойное место занимает российская школа геополитики. В ходе становления и развития Российского государства шел непрерывный поиск направлений международной политики и разрабатывались проекты, определявшие его геополитическую стратегию.

Конец XIX – начало XX века был периодом подъема русской школы географического детерминизма. Ее представители внесли значитель­ный вклад в осмысление геостратегического места России.

Автономно от обеих ветвей западной геополитики – океанской и континентальной развивалось отечественное направление геополити­ки – евразийство. В полной же мере «евразийство» оформилось в среде русской эмиграции в двадца­тых годах.

Последние десятилетия отмечены коренным пересмотром отноше­ния к геополитике со стороны отечественных ученых. В девяностых годах отечественными учеными были предприняты попытки анализа важнейших параметров, концептуальных установок и методологических принципов геополитики как научной дисципли­ны, составляющей важный раздел политической науки.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как называлась первая мессианская идея России?

2. В чем ее панправославное содержание?

3. Почему она возникла в конце ХV в.?

4. По какой причине в России ХIХ в. распространился панславизм?

5. Какие события послужили причиной оформления в России 1 половины ХIХ в. научно-политических течений западничества и славянофильства?

6. В чем состоит суть этих учений?

7. Как они проявляются в современной России?

8. Что, по учению Н. Данилевского, является главным фактором в геополитике?

9. Сколько культурно-исторических типов насчитывает в истории человечества Н. Данилевский?

10. Какие жизненные стадии проходят эти типы?

11. Что, с точки зрения ученого, становится главным для страны в период кризиса?

12. Где должны были находиться центры «Всеславянской федерации»?

13. Какие формы территориального могущества выделял В. Семенов-Тян-Шанский?

14. Почему повышенное внимание он уделял системе «от моря до моря»?

15. Каковы, по мнению ученого, пути преодоления недостатков этой системы?

16. В чем суть учения евразийства?

17. Как можно понимать термин «идеократия»?

18. Что, по Л. Гумилеву, происходит с этносом, после этапа «надлома»?

19. Каковы основные геополитические научные направления в современной России?

20. Кого из ученых можно назвать в качестве их представителей?

Темы рефератов

Геополитические взгляды … (Данилевского, Троцкого, Савицкого, Гаджиева, Уткина, Киселева, Неклессы, Сорокина, Цымбурского, Дугина, Жириновского, Зюганова: одного из ученых – по выбору студента).

Темы дискуссий

1. Россия – Запад или Восток?

2. Каково значение православия в жизни современной России?

3. Куда перенести столицу России?

4. В какой фазе этногенеза находится русский этнос?

 

 

Практическое занятие № 6

Тема № 5. Современная система международных отношений

Занятие № 1. Современная система международных отношений (2 ч.)

 

Цель занятия: ознакомиться с основами международных отношений на современном этапе.

Задачи занятия:

- проверить и закрепить представления и знания об основах современного мирового порядка, отношений между главными акторами мировой политики;

- выработать и развить умения и навыки применения полученных представлений и знаний.

 

ВОПРОСЫЗАНЯТИЯ

В.1. Субъекты международных отношений.

В.2. Мировой порядок.

В.3. Учение о глобальных циклах.

В.4. Международные конфликты и методы их урегулирования.

 

Основные понятия темы:

актор, государство, нация, власть, суверенитет, дезинтеграция, политика, национальный интерес, международная организация, суборганизация, ТНК, мировой порядок, конфронтация, блок, «холодная война», монополия, американоцентричность, многополярность, атлантизм, мондиализм, цикл, доминирование, конфликт, агрессия, арбитраж, компромисс, деэскалация, эксперт, миротворчество.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить ее следующие ключевые моменты.

Понятие «международные отношения» обозначает совокупность действий и взаимоотношений субъектов мирового сообщества (акторов) по реализации своих и об­щих интересов. Такими субъектами принято считать прежде всего государства, межправительственные и международные неправитель­ственные организации.

Государство – основной субъект международного права, а его политика определяет характер международных отношений, оказывает непосредственное влияние на степень свободы и уровень благосостояния граждан. Деятельность и даже существование дру­гих субъектов мировой политики в значительной степени зависит от отношения к ним со стороны государств. В современном мире идет стремительный процесс возникновения новых государств.

Кроме государств важнейшим субъектом мировой политики явля­ются международные организации. Это историческое и динамич­но развивающееся явление. С середины XX века обозначилась тенденция значительного роста численности и влияния международных организаций на мировую политику, особенно после окон­чания холодной войны и краха биполярной системы.

Проблема мирового (международного) порядка занимает одно из центральных мест в геополитике. В ней концентрируются представ­ления о содержании и принципах взаимодействия акторов мировой политики. Исторически начало очередного мирового по­рядка связано либо с итогами войн и следовавшими за ними внутренними переменами в ведущих странах, либо с распадом некото­рых крупных государств. Как следствие в сравнении с предшествую­щим миропорядком менялись состав наиболее влиятельных субъектов международных отношений и конфигурация связей между ними.

Двадцатое столетие как никакой иной период всемирной истории насыщено международными конфликтами. Наиболее масштабными из них, сыгравшими огромную роль в судьбе человечества, были две мировые войны. После окончания холодной войны казалось, что мир вошел в ста­дию длительного бесконфликтного существования.

Однако события развивались в ином направлении. Резко увеличилось количество локальных и региональных конфликтов, они ужесточились и усложнились. Большинство конфликтов воз­никло на территории развивающихся стран и бывшего социалисти­ческого содружества. Усилилась тенденция к размыванию границ между внутренними и международными конфликтами.

Занятие предполагает проведение аудиторной письменной контрольной работы для выявления остаточных знаний студентов по курсу политической географии (знания расположения ведущих стран на карте мира).

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие подсистемы включает система международных отношений?

2. Каковы признаки государства?

3. Чем оно отличается от других акторов мировой политики?

4. Примерно сколько государств существует в современном мире?

5. Почему нельзя назвать их точное число?

6. Число государств увеличивается или уменьшается и почему?

7. Дезинтеграция – единственный процесс современного мира?

8. Каковы виды политики?

9. Кто руководит внешней политикой государства и кто ее осуществляет?

10. Какой основной фактор определяет внешнюю политику государства?

11. В чем состоят национальные интересы любого государства, в т.ч. – России?

12. Какова задача властной элиты в сфере национальных интересов?

13. Какими средствами достигаются национальные интересы государств?

14. Какова классификация международных организаций?

15. Почему в ХIХ-ХХ вв. произошло усиление их активности?

16. Каков порядок числа возникших во 2 половине ХХ в. международных организаций?

17. Как называются основные межправительственные организации современности?

18. Каковы состав и структура ООН?

19. Что такое «G 20»?

20. Кто входит в ЕС?

21. Где находится НАТО?

22. Сколько ТНК составляют ядро современной мировой хозяйственной системы?

23. Каковы ресурсы ТНК?

24. В чем позитивные и негативные последствия их деятельности?

25. Каковы глобальные тенденции в современной системе международных отношений?

26. Каковы были временные рамки миропорядка 2 половины ХХ в.?

27. В чем состояла его суть?

28. Чем он характеризовался?

29. Какие страны – полюса прежнего миропорядка – можно было назвать сверхдержавами?

30. Что такое «страны третьего мира»?

31. Символом чего стало разрушение т.н. Берлинской стены?

32. Какой процесс происходил в 1990-х гг. с прежним – биполярным – миром?

33. Что возникло на месте бывшего социалистического блока?

34. Можно ли сказать, что следствием установления нового мирового порядка стало ускорение процессов глобализации?

35. Допустимо ли какую-либо страну назвать лидером (или господином) современного мира?

36. Какие страны могут стать центрами многополярного мира?

37. На решение каких задач должен быть ориентирован новый миропорядок?

38. Какие мировые факторы в наибольшей степени влияют на его становление?

39. Каковы основные варианты прогнозируемой многополярности?

40. В чем основная идея геополитической циклологии?

41. Когда и кем были открыты циклы развития мировой экономики?

42. Какие этапы и фазы включает, по мнению Модельски и Томпсона, цикл мировой политики?

43. Какова этапизация циклов «великих войн» Тойнби?

44. В чем состоит циклическое учение Тейлора?

45. Какова точка зрения на глобальные циклы у Валлерстайна?

46. Изменилось ли число локальных конфликтов после «холодной войны»?

47. В чем состоят причины современных международных конфликтов?

48. Какие существуют классификации международных конфликтов?

49. Что такое конфликты с нулевой и ненулевой суммой?

50. В чем особенности конфликтов на межнациональной почве?

51. Каковы наиболее эффективные способы урегулирования международных конфликтов?

52. В силу чего международные конфликты в принципе разрешимы?

53. Что такое «вынесение за скобки» как способ разрешения конфликта?

54. Как выйти из территориального спора?

55. В чем проявляется «принуждение к миру»?

Темы рефератов

1) … теория происхождения государства (одна – по выбору студента).

2) Типология государств.

3) Общая характеристика современной мировой системы международных организаций.

4) История и структура международной организации … (одной – по выбору студента).

5) Геополитические циклы.

6) Причины стабильности биполярного мира.

7) История Берлинской стены.

8) Война в Корее 1950-1953 гг.

9) Карибский кризис 1962 г.

10) Афганская война 1979-1989 гг.

11) Ядерное оружие как средство предотвращения войны.

12) Политические угрозы для современного мира.

Темы дискуссий

1. Стоит ли изменить состав Совета Безопасности ООН?

2. Что могло бы объединить все страны мира? (Вариант: Возможно ли общемировое государство?)

3. Возможен ли мир без войн?

 

 

Практическое занятие № 7

Тема № 6. Геополитика на территории бывшего СССР

Занятие № 1. Геополитика на территории бывшего СССР (2 ч.)

 

Цель занятия: ознакомиться с основами геополитики Российской Федерации.

Задачи занятия:

- проверить и закрепить представления и знания об основах геополитики нашей страны;

- выработать и развить умения и навыки применения полученных представлений и знаний.

 

ВОПРОСЫЗАНЯТИЯ

В.1. Территориальные основы геополитики России.

В.2. Геополитические изменения после распада СССР.

В.3. «Секторально-поясная» модель геополитического положения России.

В.4. Приграничные интересы России и ее военная доктрина.

 

Основные понятия темы:

СССР, РСФСР, «защитная оболочка», пояс безопасности, ядро, периферия, шельф, эксклав, «утечка умов», депрессивность, потенциал, транснациональный, адаптация, многовекторность, доктрина.

Методические указания

При изучении темы необходимо уяснить ее следующие ключевые моменты.

После распада СССР перспективы России казались предопреде­ленными: постепенная интеграция в систему индустриально раз­витых стран Запада, преодоление коммунистического мессианства. Однако уже в 1 половине 1990-х гг. в российской внешней политике произошел заметный сдвиг в сторону «державных» подходов. Он был вызван недовольством населения ухудшением экономической и социальной ситуации, разочарованием в поддержке реформ со стороны Запада, неравноправным положением России в партнерстве с ним.

Характерной чертой сегодняшней России как бывшей супердержавы стало ее резкое ослабление практически во всех областях политики, экономики, социальной сферы и культуры, но одновременно Россия остается второй в мире (после США) ядерной державой, переживая труднейший период реформ в направлении к демократии, рыночной экономике, открытому об­ществу с его приоритетом прав человека над правами государствен­ной бюрократии.

В определении геополитической идентичности страны и формиро­вании внешней политики российская власть сталкивается с серьез­ными проблемами геополитического, экономического, психологиче­ского и политико-культурного характера. Процесс и результаты модернизации России в значительной степени будут зависеть от выбора геостратегических приоритетов, адекватных геополитическому положению страны, учета ее культурно-цивилизационных особенностей.

Занятие предполагает проведение аудиторной письменной контрольной работы для выявления остаточных знаний студентов по курсу политической географии (знания мест расположения стран, являющихся соседями России).

 

Вопросы для самопроверки

1. В какие времена наша страна наиболее активно увеличивала свою территорию?

2. Когда Россия была провозглашена империей?

3. В какое время Российская империя достигла пика своего могущества и в чем это выражалось?

4. Какие территории потеряла Российская империя во 2 половине ХIХ – начале ХХ веков?

5. Что было утрачено ею территориально после национальной катастрофы 1917 г.?

6. Какие республики входили в состав СССР?

7. Каковы историко-географические причины распада Советского Союза?

8. В чем заключались экономические факторы этого распада?

9. Какие можно назвать политические причины разрушения империи?

10. Что сохранило Россию от дальнейшего распада?

11. В каком году состоялась официальная ликвидация Советского Союза?

12. В чем состоят утраты России после роспуска СССР?

13. Сейчас Россия – континентальная или морская держава?

14. В границах приблизительно какого века эпохи территориальной экспансии она находится сегодня?

15. Где находится российский эксклав?

16. Каковы основные геополитические ресурсы России?

17. В чем заключаются основные точки зрения относительно сущности и будущего нашей страны?

18. Какие существуют варианты государственно-территориальной трансформации страны?

19. Каковы геостратегические сценарии развития России?

20. Где располагается внутреннее ядро российского пространства?

21. В каких пределах находится срединная зона нашей страны? Почему?

22. Что находится между российской срединной зоной и ее границей?

23. Каковы сектора и подсектора внешнего окружения России?

24. Сколько можно выделить поясов ее окружения?

25. Какие страны и регионы относятся к первому поясу?

26. Каково содержание второго пояса внешнего окружения России?

27. Кто входит в третий пояс?

28. Какие континенты и океаны составляют четвертый пояс внешнего окружения нашей страны?

29. Что представляет собой пятый пояс?

30. Есть у нашей страны спорные с соседними государствами территории?

31. Какие непризнанные государства образовались на территории бывшего СССР?

32. На какие 3 группы можно разделить государства, входившие ранее в Советский Союз, по критерию их отношения к России?

33. В чем состоят национальные интересы России на постсоветском пространстве?

34. Какие страны входят в СНГ?

35. На какие блоки «расколота» эта организация?

36. С кем Российская Федерация образует единое конфедеративное государство?

37. Кто входит в Таможенный союз?

38. В каких постсоветских странах произошли «цветные» революции?

39. Где «оранжевые» революции не удались?

40. В настоящее время Россия как государство тяготеет более к Западу, Востоку или Югу?

41. Кто является потенциальным стратегическим партнером России на Востоке?

42. В каких глобальных структурах участвует наша страна?

43. Какая военная доктрина действует в России в настоящее время?

44. Чем выражены основные внешние военные опасности нашей страны?

45. Каковы должны быть ответы России на внешние военные угрозы?

Темы рефератов

1) Мифы о России.

2) История расширения России до границ СССР.

3) Динамика численности населения России.

4) Причины российской традиции сверхцентрализации власти.

5) Массовые репрессии советского периода.

6) Хроника распада СССР.

7) Социальное расслоение в СССР и РФ.

8) Основные причины смертности в современной России.

9) «Сырьевое проклятие».

10) Уровень коррупции в современной России.

11) Место России в современных мировых рейтингах.

12) Участие России в ООН.

13) НАТО и Россия.

14) Перспективы вступления России в ЕС.

15) Содружество Независимых Государств.

 

Темы дискуссий

1. Какой социально-экономический строй (по шкале формационной теории К.Маркса) существовал в Российской империи и в СССР?

2. Что такое социализм и был ли он в Советском Союзе?

3. Мог ли быть сохранен Советский Союз?

4. Власть и народ в России враждовали всегда?

5. «Россия – для русских»?

6. Необходимо ли сегодня сохранять территориальную целостность России? (Вариант: Возможен ли распад России?)

7. Сильно ли отстает современная Россия от передовых стран мира?

8. Сможет ли Россия войти в группу передовых стран мира? (Варианты: Каковы перспективы дальнейшего развития Ро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: