дайте характеристику идеального государя, войска, казны государства.




Занятие может проводиться в форме активной игры – «Правовой бумеранг». Каждый студент готовится по всей теме. Он должен задать другому два-три вопроса. По выбору преподавателя один из студентов назначается ведущим. Ему задают один-два вопроса, на которые он должен ответить. В случае затруднения с ответом вопрос бумерангом адресуется задавшему его, и он становится ведущим.

Перечень вопросов:

1. Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о политике, государстве и праве в странах древнего Востока во ΙΙ-Ι тысячелетии до н.э.

2. Рационализация политико- правовых представлений, особенности этого процесса.

3. Древний Египет.

4. Поучение Гераклеопольского царя своему сыну.

5. Речение Ипусера.

6. Поучение Птахотепа.

7. Древняя Индия.

8. Политические и правовые идеи брахманизма и буддизма.

9. Светский политический трактат Артхашастра.

10. Древний Китай.

11. Лао-цзы, как основатель даосизма.

12. Воззрения Конфуция на государство и право в книге “Беседы и высказывания” (“Лунь Юй”).

13. Принцип ”исправления имен”.

14. Мо-цзы, и социально-политические утопии.

15. Легисты (Законники).

16. Шан Ян: теория государственного управления, формы контроля за деятельностью граждан.

17. Критика конфуцианства.

Примерная тематика рефератов:

1. Конфуцианская модель юриста и современность

2. Современные восточные религиозные течения и их рецепция, учет в деятельности российского юриста.

3. Перемены в жизни начинаются с перемены в мыслях

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

1. Основные линии политической борьбы в Древней Греции и их отражение в политических и правовых учениях.

2. Политические и правовые идеи Демокрита.

3. Политические и правовые взгляды Платона.

4. Политическое и правовое учение Аристотеля.

5. Политико-правовая теория Полибия.

Литература:

Антология мировой правовой мысли: В 5-ти т. Т.1 Античность. Восточные цивилизации. М., 1999.

Аристотель. Политика //Аристотель. Соч. В 4-х т.т. Т.4. М. - 1983.

Аристотель. Политика. Афинская полития. М., 1998.

Аристотель. Метафизика. М., 1934.

Библия. Новый завет (любое издание).

Деревкин А.А. Цицерон о государстве и праве. М., 1985.

Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., 1947.

Лурье С.Я. Демокрит Л., 1975.

Мирзаев С.Б. Полибий. М., 1986.

Нерсесянц В.С. Платон М., 1989.

Петрушев В.А. Учение Демокрита о государстве и праве. М., 1985

Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона // Социально-политический журнал. – 1998. - №3.

Сафонов В.Н., Политические взгляды Аристотеля // Социально-политический журнал. – 1998. - №4.

Азаркин Н., Юристы – софисты // Российская юстиция. – 2002. - №6.

Батиев Л.В. Закон и право в философии Аристотеля // Правоведение. – 2004. - № 3.

Мачин И., Правовые взгляды софистов // Вестник МГУ. Сер. Право. - 2001. - №3.

Платон. Сочинение в 3-х томах. М., 1968.

Чернышев А.Н. Аристотель. М., 1987.

Эбельс Г. Обзор развития политических учений древнего мира. Рига, 1990.

Целью изучения данной темы является анализ политических и правовых учений выдающихся древнегреческих представителей философски рационального подхода к социально-политическим проблемам Пифагора, Гераклита, Демокрита, Платона и Аристотеля.

Особое внимание следует уделить освещению причин происхождения государства и права, устройства государства, различным классификациям форм государства, определению идеальной формы правления, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, материалистической и идеалистической школам интерпретации политико-правовых институтов.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать содержание и смысл основных, впервые введённых в научный оборот древнегреческими мыслителями, понятий;

• уметь правильно пользоваться понятиями и выводами древних мыслителей при анализе и разрешении сложных теоретических и практических проблем современной политики и права.

Задания к семинарскому занятию №2.

1. Платон «Государство». В чем разница между справедливостью и несправедливостью?

2. Платон «Государство». Каким должно быть идеальное государство и какова роль в нем правителей и стражей?

3. Платон «Государство». Какое место занимают законы в идеальном государстве?

4. Платон «Государство». В каком взаимоотношении находятся бедность и богатство в идеальном государстве? Должно ли иметь место имущественное неравенство в нем?

5. Платон «Государство». Какова роль женщины в идеальном государстве и почему?

6. Платон «Государство». Какое место занимает наука философия в государстве?

7. Платон «Государство». Дайте характеристику видам государственного устройства.

8. Аристотель «Политика». Какова роль семьи в государстве?

9. Аристотель «Политика». Какие виды собственности должны быть в государстве и почему?

10. Аристотель «Политика». Какое место в государстве занимает закон?

11. Аристотель «Политика». Каковы виды государственного устройства и каковы их отличия?

Задание № 12. Заполнить структурно-логическую схему:

Эволюция представлений о государственном

устройстве в Древней Греции

Характеристики Мыслители
Платон Демокрит Аристотель
Функции государственной власти      
Структура государства (представления)      
Роль семьи      
Отношение к собственности      
Отношение к личности      
Отношение к рабству      

Тематика эссе:

«Власть даровал я народу в той мере, какой он нуждался;

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, - чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит над ними,

И запретил побеждать несправедливо других». Солон о своих законах.

Как вы понимаете эти слова?

Алгоритм написания эссе:

1.Внимательно прочтите тексты, цитаты.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: интересна вам; вы в целом поняли смысл данного высказывания; по данной теме есть, что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.)

3.Определите главную мысль высказывания

4.Набросайте аргументы и «за» и/или «против» высказывания (если вы наберете аргументы и «за» и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер).

5. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни и т.д.

6.Еще раз посмотрите подобранные иллюстрации, использовали ли вы свои знания по предмету – знание современного законодательства.

7.Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать (сравнения, аналогии, эпитеты).

8.Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности.

9. Придумайте вступление к рассуждению (почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т. д.)

10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

11. Сформулируйте общий вывод.

ТЕМА 3. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО РИМА

1. Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли Древнего Рима. Учение Цицерона о государстве и праве.

2. Политико-правовые воззрения римских стоиков.

3. Учение римских юристов о праве.

4.Политико-правовые идеи раннего христианства. Аврелий Августин.

Литература:

Августин А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского М.,1991

Библия. Новый завет.

Дигесты Юстиниана. М., 1984.

Цицерон. Диалоги о государстве и законах. М., 1966.

Цицерон. Речи. В 2-х т. т. М., 1993.

Бартошек М. Римское право. М., 1989.

Батиев Л.В., Учение Цицерона о естественном законе и праве // Северо-Кавказский юридический вестник. – 2004. - № 3-4.

Деревнин Е.М. Учение Цицерона о государстве и праве. М.,1985

Мирзаев С.Б. Античные учения о формах государства // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы. М. - 1982

Моммзен Т. История Рима. СПб., 1993.

Нерсесянц В.С. Правопонимание римских юристов // Советское государство и право. - 1980. - № 12.

Уколова В.И. Философия истории Аврелия Августина // Религии мира. 1985. М. - 1986.

Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. М., 1969.

Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1972.

Четвернин В.А. Политическое учение Августина Блаженного (метод исследования, основные идеи и их историческое движение) // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М. - 1980.

Целью изучения данной темы является анализ политических и правовых учений выдающихся древнеримских представителей философски-рационального подхода к социально-политическим проблемам. В теме необходимо уделить внимание политической и правовая мысли Древнего Рима, представленной учением Цицерона, концепциями римских стоиков Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия Антонина. Политическая и правовая мысль Древнего Рима во многом заимствовала древнегреческие учения, но и способствовала их развитию в новых исторических условиях. Особое внимание в теме уделяется Возникновение крупной земельной собственности, концентрация богатств, углубление социальных антагонизмов детерминируют необходимостью усилить правовую защиту имущественных отношений. Возрастает интерес к правовым средствам закрепления своего господства. Юриспруденции обосабливается в самостоятельную отрасль знаний, со временем приобретшую статус источника права. Особое внимание в теме вкладу в нее выдающихся римских юристов классического периода: Гая, Папиниана, Павла, Ульниана, Модестина. В теме анализируется Кодекс законов Юстиниана – авторитетное выражение римского права, основа развития законодательной системы Европы.

Изменилась политическая теория, отражавшая перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена фактически монархическим режимом. Правящая верхушка отказалась от политических идеалов полисной аристократии. Стали доминировать идеи особой роли Рима, его мирового владычества, концепция неограниченной императорской власти, государственного культа императора.

Значительное влияние на идеологию римского общества оказали стоики. Мистические стороны и пессимизм их учения, бессилие человека перед судьбой, необходимость подчиниться мировому разуму усиливались в период кризиса рабовладельческого общества. Многие идеи стоицизма были востребованы христианством, зародившемся среди социальных низов империи.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать содержание и смысл основных впервые введённых в оборот древнеримскими мыслителями понятий;

• уметь правильно пользоваться понятиями и выводами древних мыслителей при анализе и разрешении сложных теоретических и практических проблем современной политики и права.

Задание к семинару №3.

1. Сопоставьте воззрения римских и греческих стоиков.

2. Дайте анализ взглядов ранних христиан по вопросу построения и существования государства, используя Библию (Новый Завет).

3. Используя Институции Гая и законы 12 таблиц, дайте анализ правовых учений в Древнем Риме.

4.Проанализируйте изменения политико-правовых учений на различных этапах развития Римского государства.

5. Цицерон о критериях различения форм государственного управления.

6. Аргументы в пользу смешанной формы правления.

7. В чем состоит мудрость государственного деятеля?

8. Правопонимание Цицерона.

9. Каковы выделяемые Цицероном разновидности права?

Тематика эссе:

1. «Никто не должен быть умнее закона» Аристотель.

2. «Судья, осуждающий невиновного, осуждает самого себя». Публий Сир.

3. «Не берись судить других, прежде чем не сочтешь себя в душе достойным занять судейское место». Эпиктет.

4. «Известный человек, садясь в судейское кресло, забывает о личных симпатиях.» Цицерон.

ТЕМА 4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫВ ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Основные черты и особенности феодальной политической и правовой идеологии.

2. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве.

3. Политико-правовые идеи средневековых ересей.

4. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского.

Литература:

Бандуровский Н.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. – 1997. - № 9.

Гертых А. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. – 1994. - № 1.

Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т. 1, ч.2. М., 1969 или Вопросы философии. – 1997. - № 9.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Власть и политическая культура в средневековой Европе. М., 1992.

Григулевич И.Р. История инквизиции. М., 1980.

История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. Вып.2 / Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 1986.

Оль П.А. Правопонимание средневековья и Ренессанса: дуализм божественного и человеческого права // История государства и права. – 2004. - №3. *

Право в средневековом мире. М., 1996

Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей» // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (У1 – ХУ11 в.в.). Л. - 1990.

Целью изучения данной темы является анализ политической и правовой идеологии христианства, постепенное перерождение новой религии по вопросу о власти и государстве, усиление непротивленческой линии, примирения с эксплуататорскими порядками. В теме рассматриваются доктрины одного из видных теологов А. Августина, которые положили начало противостоянию церкви и государства. В центре дискуссий стал вопрос о соотношении духовной (церковь) и светской (государство) властей.

Далее целесообразно выделить особенности западноевропейской политико - правовой мысли, находившейся под сильным влиянием христианской религии и римско-католической церкви. К XIII веку догматы церкви (двуострого меча, двух тел церкви, страшного суда и чистилища, покаяния, договора) стали одновременно и политическими аксиомами, принципами права. Научная мысль развивалась в рамках богословской схоластики Ф. Аквинского. Схоласты проявляли большой интерес к вопросам логической техники: приемам классификации, формам ведения споров, искусству аргументации. Акцент на логических аспектах исследования открывал возможности к перехода к рациональному изучению объектов, дверь в ХУ11 век.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать историю возникновения христианства, процесс эволюции христианства из еврейской секты в мировую религию;

• уметь анализировать первохристианские источники, конкретизирующие права и социальные нормы в ряде религиозных, моральных и юридических положений.

Задания к семинарскому занятию №4.

Фома Аквинский «О правлении государей».

1. Чем различается справедливое и несправедливое правление?

2. Какое правление лучше: индивидуальное или коллективное?

3. Каково место церкви в управлении государством?

4. Какова природа происхождения государства?

5. Каково место рядового гражданина в государстве?

6.Какие характеристики закона формулирует ученый

7.Какой видится теологу система права.

8. В чем единство и различие идей Аврелия Августина и Фомы Аквинского?

9. Попытайтесь совместить идею божественного предопределения и идею свободной воли человека. Как здесь решается проблема свободы и автономии личности?

М. Падуанский «Защитник мира»

1.Какие мыслители оказали влияние на формирование политико-правовых взглядов ученого?

2. Какой социальный состав общества предложил автор и какая роль отведена сословию судей?

3.Каким должно быть идеальное государство в представлении М. Падуанского?

Заполните следующую структурно-логическую схему:

«Сравнительная характеристика правовых взглядов Ф.Аквинского и М. Падуанского»

Линии сравнения М. Падуанский Ф. Аквинский
1.Позитивный закон    
2.Естественный человеческий закон    
3.Соотношение закона и справедливости    

Тематика рефератов:

1. Логика, теория и практика аргументации в трудах средневековых мыслителей.

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫВ ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Общая характеристика политической и правовой идеологии позднего средневековья. Становление юридического мировоззрения.

2. Учение Н.Макиавелли о государстве и праве.

3. Политические и правовые идеи Реформации (М.Лютер, Т.Мюнцер, Ж.Кальвин).

4.Политико-правовые идеи утопического социализма XVI - XVII вв.

Литература:

Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 2: Европа V-XVII в.в. М., 1999.

Боргош Ю. Фома Аквинский, М., 1960.

Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Николо Макиавелли М, 1980.

Лютер М., Время молчания прошло: Избр. произв. 1520 – 1526. Харьков.,1990.

Игнатов А. Богословские аргументы в политической борьбе // Вопросы философии. - 1997. - № 5.

Козлихин И.Ю. Политическое учение Н. Макиавелли // Правоведение. - 1996. - № 4.

Макиавелли Н. Избранные произведения. М., 1988.

Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М., 2001

Мор Т. Утопия. М., 1978.

Соловьев Э.Ю.Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время.М.,1984

Соловьев Э.Ю. Политико-юридические завоевания Реформации // Философия ранних буржуазных революций. -М. - 1983.

Темнов Е.И. Макиавелли. М., 1979.

Штекли А.Э. Кампанелла. М.,1966

Целью изучения данной темы является анализ политико-правовых учений в Западной Европе в период разложения феодализма и ранних буржуазных революций X1V-XVI вв. Проблема личности, соотношения ее и государства начинает пробивать дорогу в политико-правовой идеологии. Формирующаяся буржуазия выступает против засилья церкви, в защиту прав человека. Возникает гуманизм или идеология Возрождения. Критику католической церкви мыслители этого периода вели под знаменем Реформации, т.е. демократизации церкви в соответствии с положениями раннего христианства. В поле зрения студент должен держать особенности политико-правовой идеологии: зарождение буржуазного мировоззрения, присутствие рационалистической методологии в изучении государственно-правовой практики, замена теоцентризма антропоцентризмом, политический плюрализм, возникновение утопического социализма

Тема посвящена анализу взглядов итальянского политического философа – Н. Макиавелли, протестантских реформаторов церкви: М. Лютера и Ж. Кальвина.

Изучив данную тему, студент должен.

• знать основные тенденции, концепции, специфику политической мысли в Западной Европе X1V-XVI вв.

• приобрести навыки работы с первоисточниками – наиболее значительными произведениями Н. Макиавелли, М Лютера, Ж. Кальвина.

Задание к семинарскому занятию № 5.

Николло Макиавелли «Государь»

1. Как представлял автор процесс образования государства и приобретения верховной власти.

2. Какое отношение высказывает автор к войнам? Как должна формироваться армия?

3. Каким должен быть государь?

4. Как должен формироваться аппарат управления?

5. Какова роль государственных чиновников?

6. Проанализируйте отношение автора к проявлению демократии в государстве и праве.

7. Как должен строить государь свои отношения с подданными?

8. Каково место религии и ее деятелей в государстве?

9. Каковы виды государства?

Лютер М. «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства»

1.Какие слои общества составляли основу двух лагерей сторонников Реформации?

2.Какие общие идеи характерны для всей Реформации?

3.Лютер о назначении светской власти.

4. Имеются ли зачатки республиканских идей во взглядах Мюнцера?

5. Почему Кальвин отдавал предпочтение олигархической организации общества?

Утопические социалистические концепции ХУ1 – ХУ11 в.в.

1.Перечислите основные принципы социальной и политической организации «Утопии». Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть избранным на должность князя? При каких обстоятельствах возможно смещение главы верховной власти?

2.Охарактерзуйте социально-политический идеал Т.Кампанеллы, представленный в его труде «Город солнца».

3.Назовите общие и особенные черты, характерные для этих двух утопий. Влияние каких мыслителей наиболее ощутимо в моделях государства, разработанных Мором и Кампанеллой

Воззрения каких мыслителей оказались ближе к жизни: Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы. Почему?

Тематика рефератов:

1.Политико – правовые идеи Реформации: пределы и возможности их рецепции.

2.Критерии оценки деятельности политика в политической теории Н.Макиавелли.

Для самооценки темы предлагаем выполнить тестовые задания:

1. «Власть государя должна покоится на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти ….- служат хорошие законы и хорошее войско»,-утверждал:

а. Гуго Гроций

б. Николло Макиавелли

в. Жан Боден

г. Мартин Лютер

2. Согласно учению Н. Макиавелли, главную роль в политике играет:

а. Бог

б. Бог и судьба

в. личность

г. народ

3. Макиавелли ввел деление государств на:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: