самостоятельная работа слушателей.




по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

Дисциплина: История политических и правовых учений

 

Специальность: 030501.65

Форма обучения: очная

 

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
"РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ"

 

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра теории и истории госудаства и права

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

(протокол от"22 февраля

2006г.№ 7)

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ

 

УКАЗАНИЯ

 

по самостоятельной работе студентов

и проведению семинарских занятий

 

 

Дисциплина: История политических и правовых учений

 

Специальность: 030501.65

 

Форма обучения: очная

 

 

РОСТОВ-НА-ДОНУ

 

 

Автор-составитель: Н.В.Киселева, доктор исторических наук, профессор

 

 

Ответственный за выпуск - Н.В.Киселева, заведующая кафедрой теории и истории государства и права, доктор исторических наук, профессор,

 

 

 

Рецензенты - Н.Г.Мажинская, кандидат юридических наук,доцент

И.М.Узнародов, доктор исторических наук, профессор (РГУ)

 

 

 

 

Тематический план

 

  № п/п       Наименование темы Количество часов  
Всего Аудиторные занятия Само- стоят. работа
Лекции Семинары
1. Введение.        
2. Тема 1.Политическая и правовая мысль Древнего мира.        
3. Тема 2. Средневековые теократические концепции государства и права        
4. Тема 3.Рационалистическая политико- правовая идеология европейского абсолютизма.        
5. Тема 4 Политические и правовые доктрины Просвещения и Нового времени. Просвещенный абсолютизм.        
6. Тема 5. Зарождение и развитие новой методологии изучения государства и права.        
7. Тема 6. Консерватизм        
8. Тема 7. Либеральная доктрина государства и права.        
  Тема 8. Коммунистические и социалистические учения        
  Тема 9. Политико-правовая доктрина анархизма.        
  Тема 10. Кризис понимания государства на рубеже 19-20 вв.        
  Тема 11. Социалистическая политико- правовая идеология в 20 в.        
  Тема 12. Политические и правовые учения 20 в.        
  Реферат Экзамен
  Итого        

 

самостоятельная работа слушателей.

Семинарские занятия

Введение.

Задания для самостоятельной работы

1.Изучите разделы учебной литературы, в которых рассматриваются предмет и задачи «Истории политических и правовых учений» как учебной дисциплины.

2. Обратите внимание на функции «Истории политических и правовых учений» как науки.

3. Рассмотрите вопросы методологии и методов познания «Истории политических и правовых учений».

4. Уясните понятие «политико-правовое учение».

5. Ответьте на вопрос: каковы критерии периодизации истории развития политических и правовых учений?

Рекомендации по выполнению заданий

Приступая к изучению дисциплины «История политических и правовых учений», следует иметь в виду, что она очень тесно связана с такими уже знакомыми слушателям учебными предметами как «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «Философия». В связи с этим следует, прежде всего, восстановить в памяти знания по данным дисциплинам, обращая особенное внимание на общетеоретические аспекты.

История политических и правовых учений – это историко-теоретическая дисциплина. Предметом ИППУ является история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и политике, праве и законодательстве.

ИППУ изучает исторический процесс развития передовой политико-правовой мысли, который, в свою очередь, определял и теперь определяет юридическое мировоззрение своего времени.

Эволюция философско-правовых представлений изучается на основе взглядов наиболее выдающихся мыслителей. Целостная, завершенная система взглядов, определяющая черты и закономерности государства и права определяется понятиями «учение» или «доктрина».

Дисциплина ИППУ изучает совокупность идей, доктрин, теорий, дающих целостное представлений о политике, государстве, праве, правоотношениях. Фрагментарные суждения и высказывания мыслителей или общественно-политических деятелей, не поднявшиеся до уровня самостоятельной оригинальной теории не включены в предмет данной дисциплины. Не входят в предмет ИППУ и формы обыденного политического и правового сознания.

ИППУ как наука выполняет ряд социально-значимых функций:

- гносеологическую (познавательную): отражение и объяснение политико-правовой реальности, выявление природы и закономерностей развития политики, государства, права через изучение идей и доктрин прошлых эпох

- аксиологическую (оценочную), служащую формированию единых критериев оценки политико-правовой действительности

- мотивационно-регулятивную или вопитательную

- функцию политической и правовой социализации (образовательную)

Обратившись к вопросу о методах познания политико-правовых доктрин, выделите среди них

· общенаучные:

- диалектический

- материалистический (или социологический)

- проблемно-теоретический подход к изучению концепций

- сравнительно-исторический (особенно важный при оценке значения явлений и событий)

- системный

· общелогические, - анализ и синтез, индукция и дедукция, логический анализ, абстрагирование

· специальные

- формально-юридический

- конкретно-исторический (содержание которого отражено принципом историзма).

В процессе изучения «Истории политических и правовых учений» внимательно знакомьтесь с рекомендованной учебной литературой, в которой содержится вся необходимая информация для выполнения поставленных заданий самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям и экзамену.

Следует изначально усвоить, что изучение политико-правовых доктрин является весьма сложной учебной задачей.

Знакомство с любым политико-правовым учением предполагает познание его в единстве следующих элементов:

- мировоззренческих (общефилософских) установок как идейной основы политико-правового учения,

- теоретического содержания учения

- программных положений учения.

Рассматривая вопросы периодизации истории политических и правовых учений, обратите внимание как на внешние по отношению к политико-правовым доктринам факторы (воплощенные событиями социально-политической истории), так и на факторы внутреннего характера (отражающие собственно преемственность и развитие политико-правовой мысли).

Рекомендуемая литература

1. Акмалова А.А. История политических и правовых учений. – М.: Юриспруденция, 2002.

2. Алексеев Н.Н. Идея государства. – М.:Лань, 2001.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. – СПб.: Лань, 1999.

4. История политических и правовых учений. /Под ред. Нерсесянца В.С.- М.: Инфра-М., 2000.

5. История политических и правовых учений. Под ред..Лейста О.Э. – М.: ЮП, 1997.

6. Малахов В.В. История политических и правовых учений. – М.: Академический проект, 2000.

7. Мухаев Р.Т. История политических и правовых учений. – М., 2004.

8. Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997.

 

Тема 1. Политическая и правовая мысль Древнего мира.

Задания для самостоятельной работы

Изучите рекомендованную учебную литературу и материалы лекции. На их основе ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

1. Каковы наиболее общие черты политических мировоззрений Древнего мира?

2. Каковы были наиболее типичные формы выражения политических взглядов в Древнем мире?

3. Уясните значение следующих понятий: парадигма, теизм, рационализм.

4. Изучив конспект лекций и разделы учебной литературы, посвященные развитию политико-правовых идей в государствах Древнего Востока, составьте план-конспект по следующим вопросам:

· Политико-правовые взгляды в древнем Египте и Вавилоне.

· Политико-правовая идеология брахманизма, буддизма, индуизма.

· Политико-правовая идеология даосизма, конфуцианства, моизма, легизма.

5. Изучив конспект лекций и разделы учебной литературы, посвященные развитию политико-правовых идей в Древней Греции и Древнем Риме, составьте план-конспект по следующим вопросам:

· Общие черты политико-правового мировоззрения Античности.

· Политические и правовые учения в Греции 9-6 вв. до н.э. (Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит)

· Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции (софисты, Сократ, Демокрит).

· Учение Платона об идеальном государстве.

· Политико-правовое учение Аристотеля.

· Политико-правовая мысль в Древней Греции периода эллинизма (Эпикур, стоицизм, Полибий).

· Учение Цицерона о государстве и праве.

· Особенности политико-правовой мысли в Древнем Риме. Сенека – римский стоик.

 

Коллоквиум

Вопросы собеседования

1. Предмет ИППУ. Функции ИППУ как науки и учебной дисциплины. Методы ИППУ.

2. Особенности политической и правовой мысли в странах Древнего мира. Политико-правовые взгляды в древнем Египте и Вавилоне.

3. Политико-правовая идеология брахманизма, буддизма, индуизма.

4. Политико-правовая идеология даосизма, конфуцианства, моизма, легизма.

5. Общие черты политико-правового мировоззрения Античности. Политические и правовые учения в Греции 9-6 вв. до н.э. (Гомер, Гесиод, Пифагор, Гераклит)

6. Политико-правовые учения периода расцвета Древней Греции (софисты, Сократ, Демокрит).

7. Учение Платона об идеальном государстве.

8. Политико-правовое учение Аристотеля.

9. Политико-правовая мысль в Древней Греции периода эллинизма (Эпикур, стоицизм, Полибий).

10. Учение Цицерона о государстве и праве.

11. Особенности политико-правовой мысли в Древнем Риме. Сенека – римский стоик.

 

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к коллоквиуму

При изучении учебной литературы целесообразно составлять конспект или развернутый план с элементами цитирования авторов, чье теоретическое наследие рассматривается.

Используйте энциклопедический словарь для уяснения понятий и терминов. При этом имейте в виду следующее. Политико-правовые взгляды теоретиков Древнего мира часто были выражены аллегорически. Современные исследователи реконструируют систему взглядов теоретиков древности, часто прибегая при этом к использованию более современного понятийного аппарата. Это в какой-то мере неизбежно. Однако, старайтесь корректно использовать терминологические модернизации и не злоупотреблять ими.

Прежде всего, обратите внимание на наиболее существенные общие черты политической и правовой мысли Древности:

- общей мировоззренческой основой были религиозно-мистические (языческие) верования. Сознание древнего человека воспринимало земные порядки как часть общемировых, космических порядков, которые имеют божественное происхождение. Божественная справедливость как основа земных порядков была аксиомой.

- форма выражения взглядов древних мыслителей была мифологической.

В мифах сочетались информативность – сообщение определенной информации об имевших место событиях в истории государств и народов - и нормативнаясторона, т.е. предписание определенных правил поведения, норм и поступков. (Характеристику мифических версий возникновения и развития общества – см. в учебнике: История политических и правовых учений. /Под ред. Нерсесянца В.С.- М.: Инфра-М., 2000.– гл.2, параграф 1.)

- политические и правовые воззрения, по сути, еще не выделились в особую область знания, они представляли собой составную часть целостного мифологического мировоззрения, были «растворены» в нем

- постепенно усиливалась тенденция перехода к рационалистическим представлениям об общественной жизни. Этот процесс протекал у разных народов по-разному, в разное время и с различной скоростью. Но в целом в 1 тысячелетии до н.э. во всех древних культурах появились и усилились рационалистические трактовки общественно-государственных явлений. Этот процесс характеризуется как движение от "мифа к логосу".

Рассматривая учения Древнего мира, имейте в виду, что они отражали парадигму общественного сознания своего времени. В основе миропонимания лежала легенда о четырех веках истории человечества: золотом, серебряном, железном и медном. Согласно этим взглядам, история представляет собой регресс, разложение первоначальной гармонии вследствие ослабления нравственных устоев людей и их несовершенства. Мыслители Древнего мира стремились определить смысл общественного бытия и открыть человечеству путь к преодолению регрессивной тенденции.

При изучении концепций отдельных мыслителей Древности, рассматривайте их по следующему плану:

- общие представления о мироустройстве,

- теоретические вопросы государства (анализ устройства государства, выводы о цели и способах осуществления власти, моделирование идеального государства)

- теоретические вопросы права.

Рекомендуемая литература

Источники

1. Аристотель. Политика. // Соч. в 4-х т. Т. 4. - М., 1984 или Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

2. Артхашастра или наука политики. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

3. Библия. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997 (или любое другое издание).

4. Веды. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997 (или любое другое издание).

5. Гай. Институции. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997. (или другое издание)

6. Гераклит Эфесский. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

7. Демокрит. Фрагменты. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

8. Законы Ману. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997 (или любое другое издание)

9. Конфуций. Изречения. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

10. Мо-цзы. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

11. Платон. Государство. Политик. Законы. // Соч. в 3-х т. - Т. 3.4. 1. - М,
1971; Т. 3. Ч. 2. - М., 1972.

12. Платон. Государство. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

 

Дополнительная литература

1. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975.

2. Доватур А.И. Политика и "Политика" Аристотеля. – М.-Л., 1965.

3. Зубов В.П. Аристотель. – М., 1963.

4. Кекечьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. – М.-Л., 1997.

5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М., 1969.

6. Нерсесянц В.С. Сократ. – М., 1977.

7. Платон и его эпоха. Сб. статей. – М., 1979.

8. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (Античность – первая четверть ХIХ в.). – М.: РОССПЭН, 2000.

 

 

Тема 2. Средневековые теократические концепции государства и права.

Задания для самостоятельной работы

Изучите рекомендованную учебную литературу и материалы лекции. На их основе ответьте на следующие вопросы и выполните задания:

1. Каковы наиболее общие черты политического мировоззрения раннего христианства?

2. Каковы наиболее общие черты политического мировоззрения европейского средневековья?

3. Уясните значение следующих понятий: монотеизм, легитимизация, схоластика, ересь, реформация, теократия.

4. Изучив конспект лекций и разделы учебной литературы, посвященные развитию политико-правовых идей в раннем европейском средневековье, составьте план-конспект по следующим вопросам:

· Концепция государства Аврелия Августина.

· Доктрина государства и права Фомы Аквинского.

· Политико-правовые учения М.Лютера, Т.Мюнцера, Ж.Кальвина. Выделите при этом общие и особенные черты данных концепций.

· Учение Марселия Падуанского

5. Изучив конспект лекций и разделы учебной литературы, посвященные развитию политико-правовых идей в Древней Руси и средневековой России, составьте план-конспект по следующим вопросам:

5.1. Основные политические и правовые идеи, отразившиеся в древнерусской политической мысли в 9-13 вв.

5.2. Основные политические и правовые идеи, отразившиеся в политической мысли Московского государства:

· Теория "Москва- третий Рим".

· Политико-правовые взгляды Ивана-4.

· Ереси в России.

· Теократическая концепция Никона.

· Тираноборческие политико-правовые идеи Курбского.

· Проект преобразования государства И.Пересветова.

6. Изучите основные политико-правовые учения исламской теократии:

· концепция халифата и имамата

· концепции Аль-Фараби и Ибн-Рушда

· теория Ибн-Хальдуна

 

Коллоквиум

Вопросы собеседования

1. Особенности христианской политико-правовой идеологии.

2. Общие черты официальной христианской теократической доктрины. Сравнительный анализ взглядов А.Августина, Ф.Аквинского. Неотомизм.

3. Ереси в средневековой Европе.

4. Учение Марселия Падуанского о государстве и законах.

5. Реформация. Политико-правовые взгляды Лютера.

6. Политико-правовые взгляды Мюнцера.

7. Кальвинизм.

8. Древнерусская политическая мысль (9 -13 вв.)

9. Политическая мысль в Московском государстве 14 -16 вв. Теория "Москва- третий Рим".

10. Политико-правовые взгляды Ивана-4.

11. Ереси и реформация в России. Теократическая концепция Никона.

12. Тираноборческие политико-правовые идеи Курбского.

13. Проект преобразования государства И.Пересветова.

14. Общие черты политико-правовой доктрины ислама. Источники права.

15. Халифат и имамат – основные модели исламской государственности.

16. Рационалистическая концепция теократии Аль-Фараби и Ибн-Рушда.

17. Теория государства Ибн-Хальдуна

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к коллоквиуму

С возникновением иудаизма и христианства политико-правовые идеи стали развиваться в условиях господства теократической монотеистической доктрины, что изменило парадигму общественного сознания. На основе этих новых религий сложились особые представления об истории, не характерных для древних народов. История человечества стала трактоваться как поступательное движение к высшей точке, к установлению Царства Божьего на земле, которое является вознаграждением за искреннюю веру и добрые дела. При этом греко-римская рационалистическая традиция была почти вытеснена.

Обратите внимание на то, что в отношении к государству, к власти в целом, раннехристианские общины проявляли покорность и терпимость, что и стало одним из факторов легитимизации христианства.

Изучите христианскую концепцию государства и права А.Августина, его представления о «Граде Божьем» и «Граде земном»:

- о значении божественного провидения в жизни людей

- о возникновении государства (обратите внимание на введенный Августином термин «общественный договор»),

- о целях власти,

- о формах государства,

- об отношениях церкви и государства,

- о праве (обратите внимание на введенный Августином термин «естественное право» и определенные им черты естественного права).

Христианство выдвинуло ряд новых идей, не известных древним.

Проблема соотношения духовной и светской властей стала одной из основных для политической мысли средневековья. Проблема политической обязанности приобрела новый аспект: следует ли подчиняться распоряжениям властей, если они несправедливы? Весьма важно было, что христианством провозглашалось равенство всех людей независимо от их этнического происхождения и социального положения.

В 11-12 вв. в средневековой Европе сложилась и приобрела господствующее положение в католической церкви схоластика - догматическое, формализованное учение, основанное на официально признанной интерпретации священных писаний. Она утверждала, что задачи религиозных философов состоят лишь в подтверждении догматов веры («философия есть служанка богословия»). Вместе с тем, подход схоластов был формально-логическим, отличался рационализмом.

Крупнейшим представителем схоластики был Ф.Аквинский.

Изучите христианскую доктрину государства и права в трудах Фомы Аквинского:

- представление о сущности власти, о целях и формах государства.

- учение о различных видах законов: "вечном законе", "божественном законе", "естественном законе", "человеческом законе".

Фома Аквинский не ограничился религиозными догмами, он пользовался античным наследием о праве и государстве, что было мужественным шагом. Тем самым Фома Аквинский обновил схоластику.

Рассмотрите историческую судьбу томизма, возникновение неотомизма в начале ХХ века и его развитие. Выделите основные черты неотомизма, которые сделали эту доктрину способной эволюционировать и развиваться в современном обществе:

- рационализм,

- логическую упорядоченность,

- открытость для новых научных теорий и открытий,

- внимание к вопросам естественного права

- установку на укрепление социальной солидарности.

Далее рассмотрите проблемы государства и права в идеологии средневековых ересей. (Ересь - в переводе с греческого — «учение».Ересями называли учения, отступавшие от официально одобренных догматов.)

Ереси в каждый конкретный период истории существенно отличались друг от друга, поэтому характеристика их содержания может быть только конкретно исторической. Но можно выделить их общие черты:

- все ереси видели идеал в раннем христианстве (отсюда отрицание пышного церковного культа, призывы к ликвидации храмов, упрощению обрядов, требование «дешевой церкви» без многочисленного клира, без крупной феодальной собственности)

- ереси возникали в связи с сугубо религиозными вопросами (критика основ католической догматики), но потом выходили и на вопросы политические (прежде всего, отношений церкви и государства)

- в политическом плане ереси отражали социальный протест угнетаемых масс (в зависимости от социального фактора разделяют «плебейские» и «бюргерские» ереси)

- ереси возникали в центрах интеллектуальной, социально-политической жизни своего времени и поэтому отражали новые политико-правовые идеи.

В 14 веке в условиях подъема религиозного диссидентства возникло учение о законах и государстве М.Падуанского, в котором системной критике подвергалась католическая теократия и разрабатывалась светская концепция государства.

Обратите внимание на то, что именно М.Падуанский впервые обосновал идею народного суверенитета как единственного источника светской и духовной власти. Рассмотрите:

- какую часть народа М.Падуанский признавал носителем суверенитета

- как народ мог реализовать свой суверенитет

- какие формы правления М.Падуанский считал наиболее предпочтительными.

Рассмотрите правовую доктрину М.Падуанского, которая основана на разграничении божественного закона и человече­ского по их целям, по содержанию, по способам принятия и способам обеспечения.

Далее следует изучить политико-правовые идеи Реформации. (Реформацией называют разнородное общественное движение, проявившееся во многих странах Западной и Центральной Европы в Средние века. Целью Реформации было преобразование господствовавшей католической церкви.) Реформация – движение по обновлению церкви и изменению ее роли в государстве - принесло существенные новые черты в политико-правовую идеологию.

Рассмотрите политическую составляющую учений М.Лютера, Т.Мюнцера, Обратите внимание на то, что их общими чертами были:

- тезис об «оправдании верой» и учение об индивидуальном пути спасения (в связи с этим провозглашение равенства людей в делах веры, отрицание догмата о спасающей силе церкви)

- вывод о разграничении духовной и светской сфер жизни общества: о независимости государственной власти от церкви, о недопустимости вторжения светской власти в религиозную жизнь, об освобождении гражданского права от опеки канонического права.

Учение Ж.Кальвина имеет некоторое своеобразие. В нем доминируют идеи о божественном предопределении: именно оно определяет глубину веры человека, а также характер государства. Кроме того, учение Кальвина было реализовано в Женеве и в процессе реализации реформирование государственной и религиозной жизни приобрело черты жесткой диктатуры, противоречащей принципу свободы религиозной жизни.

В целом, как показывает изучение вопросов данной темы учебной дисциплины, в Средние века для Европы христианство являлось официальная религия и универсальной мировоззренческой основой.

Все политико-правовые взгляды развивались в контексте религиозной доктрины:

- они апеллировали не столько к разуму, сколько к религиозной вере

- сохранялась в большей степени (в официальной доктрине) или меньшей степени (в ересях и реформации) религиозная догматичность,

- политико-правовые явления получали, прежде всего, религиозное толкование

- господствовало убеждение в линейно-целевом движении человеческой истории - в переходе от «Града земного» к «Граду небесному».

Древнерусская политическая мысль развивалась в контексте этой же христианской мировоззренческой парадигмы.

Обратите внимание на особенности формирования древнерусской политической мысли в 9-13 вв.: влияние перехода к христианству, значение отношений с Византией.

"Слово о законе и благодати" Иллариона было первым известным русским политическим трактатом. Рассмотрите: представления о происхождении и сущности государства, о задачах государства, о соотношении истины (правды) и закона, о задачах правосудия.

Развитие политических идей в "Повести временных лет" и других летописях, в "Слове о полку Игореве" было связано с утверждением идеи единства Русских земель как политическая доминанты. При этом главными положениями парадигмы общественной мысли древнерусского и удельного периодов были:

- утверждение, что княжеская власть происходит от Бога и налагает на князя не только права, но и обязанности заботы о подданных и их охраны,

- понимание закона как важного регулятора поведения, ведущего к истине.

При изучении политико-правовых воззрений, господствовавших в Московском государстве 15-17 вв., следует иметь в виду, что основными факторами, формировавшими их, были:

- политическая централизация и укрепление государственной власти, требовавшие теоретического обоснования

- развитие политических связей с Европой, где к тому времени уже стали усиливаться новые, рационалистические и по сути буржуазные, идеи

Следует изучить политическую концепцию Филофея "Москва – третий Рим", дающую представление о понимании роли Московского государства в мировой истории, об организации власти, о соотношении власти светской и духовной. Обратите внимание на значение в данной концепции вопросов права («законы должны основываться на правде»).

Политические взгляды И.Грозного дополнили данную концепцию представлениями о полноте и неограниченности царской власти, о ее задачах и об ответственности монарха.

Еретические учения в России не получили столь явного теоретического воплощения, как в Европе. Но, изучая еретические учения 14-15 вв. («стригольники» 14 века, «нестяжатели» 15 века), обратите внимание на их общие черты, которые сближали их с ересями Европы.

Обобщенным выражением еретической мысли было учение Ф.Косого (вторая половина 16 века). Обратите внимание на его принципиально новые черты:

- представление о естественно-историческом происхождении человека, общества, государства

- утверждение, что государственная власть существует вопреки воле Бога и осуществляет насилие над людьми, отнимает их свободу, эксплуатирует (т.е. вывод об эксплуататорском характере государства)

- признание раннехристианского равенства в качестве эталона для гражданских отношений

- вывод о том, что источником «гражданского закона» (это понятие было введено Ф.Косым) как совокупности государственных установлений, регулирующих жизнь людей, являются человеческие суждения («предания»).

Таким образом, учение Ф.Косого сочетало религиозные и естественно-правовые установки, значительно обогатив этим теоретические представления своего времени.

Изучите взгляды, проявившиеся в период религиозной реформы 17 века. Сравните теократические концепции Никона и Аввакума. Обратите внимание на то, что если в европейской реформации были заложены основы для исторической победы светского мировоззрения, то в России усилилась религиозная мировоззренческая направленность.

Средневековое российское диссидентство – тираноборчество, представленное идеями А.Курбского и И.Пересветова, также развивалось в рамках теократической доктрины.

Изучая политико-правовую мысль Арабского Востока в Средние века, следует, прежде всего, уделить внимание общему миропониманию традиционного ислама, что дает представление об особенностях исламской теократии. Следует понять, почему ислам отождествлял религию и по­литику, религию и право, почему вопросы о происхождении государства и пра­ва, их устройстве и разновидностях на Востоке не были актуальны, почему разделение на светскую и духовную власти исламу чуждо. Принцип единовластия в духовной и светской, религиозной и государственной сферах является фундаментальным для ислама и теперь. Рассмотрите халифат и имамат как две основные модели исламской государственности.

Следует четко уяснить учение об источниках и принципах толкования мусульманского права.

В рамках исламской доктрины сложились рационалистические политико-правовые учения Аль-Фараби, Ибн Рушда, Ибн Халдуна. Изучите каждую из них, выделив те новые черты в понимании государства и права, которые были даны каждым из авторов. Обратите внимание на то, что данные доктрины дают пример соединения религиозных взглядов с философским рационализмом. Наиболее завершенная теория государства была дана Ибн-Хальдуном, который не только констатировал и характеризовал определенные черты государственности, но и стремился определять закономерности развития общества и государства, определил этапы (циклы и стадии) в их развитии, поставил вопрос о материальной основе государства.

 

Рекомендуемая литература

Источники

1. Августин Блаженный. Исповедь. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

2. Аль-Фараби. Гражданская политика. Афоризмы государственного деятеля. Слово о классификации наук. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

3. Владимир II Всеволодович Мономах. Поучение. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

4. Ибн-Хальдун. Пролегомены. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

5. Иван IV Васильевич Грозный. Благочестивого Великого государя царя и Великого князя всея Руси Иоанна Васильевича послание. Послание шведскому королю Юхану III. Грамота государя царя и Великого князя Ивана Васильевича всея Руси к Стефану, королю польскому. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

6. Илларион. Слово о законе и благодати. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

7. Карпов Ф.И. Послание митрополиту Даниилу. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

8. Коран. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997. (или другое издание)

9. Курбский А.М. Грамота Курбского царю-государю из Литвы. Ответ царю Великому Московскому на его второе послание от убогого Андрея Курбского, князя Ковельского. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

10. Лютер Мартин. О светской власти. О христианской жизни. //Антология мировой политической мысли, - Т.1, - М., 1997.

11. Никон (Никита Минов). [Возражения]. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

12. Пересветов И.С. Большая челобитная. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

13. Повесть временных лет. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

14. Слово Даниила Заточника. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

15. Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997 (или другое издание).

16. Тимофеев И.С. Из "Временника" Ивана Тимофеева. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

17. Филофей. Послание Великому князю Василию об исправлении крестного знамения и о содомском блуде. // Антология мировой политической мысли. – Т. III. – М., 1997.

Дополнительная литература.

1. Азаркин Н.М. История юридической мысли России. – М., 1999.

2. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

3. Золотухин Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. – М., 1985.

4. Исаев И.А., Золотухитна Н.М. История политических и правовых учений России. Х1-ХХ вв. – М.:Юристъ. – 1995.

5. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция (Античность – первая четверть ХIХ в.). – М.: РОССПЭН, 2000.

 

Тема 3. Рационалистическая политико-правовая идеология европейского абсолютизма.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйтеновые подходы к пониманию государства и права в эпоху позднего средневековья.

2. На основе изучения учебной литературы и материалов лекций составьте конспект по вопросам:

· Патриархальная теория (патернализм) Р.Филмера.

· Н.Макиавелли – основоположник политической науки.

· Политико-правовое учение Ж.Бодена.

· Средневековый рационализм в России. Этатические политико-правовые идеи в России конца 17- 1-й пол.18 в. (Ф.Грибоедов, С.Полоцкий, Петр I, Ф.Прокопович).

· Политико-правовые взгляды В.Татищева.

Рекомендации по выполнению заданий

На этапе позднего средневековья усилиласьрационалистическая культурно-познавательной традиция, для которой было типично

- сочетание концепции «естественного права» с религиозным мировоззрением: сохранялось представление о значении Божественного закона, но он рассматривался теперь как первооснове естественного состояния человека.

- критическое отношение к догматам церкви: в определенном смысле происходила модернизация взглядов, но на основе веры и в рамках теологической картины мира.

- раскрепощение научного мышления, решение новых познавательных задач: преобладало стремление рационально объяснить действительность, предпринимались попытки осмысления и понимания замысла Божьего.

- обращение к опыту античности, которое раскрывало новые, прежде недоступные, источники знаний: в этом сказывалась общая эрудиция, начитанность исследователей, знание латинского и других древних языков



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: