Технология отраслевого производства




И. И. Лебедева

 

 

Технология отраслевого производства

 

Омск 2011

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Омский институт водного транспорта (филиал)

Федерального государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Кафедра специальных эксплуатационных дисциплин

 

И. И. Лебедева

 

 

Технология отраслевого производства

Методические указания по учебной практике

 

Омск 2011


УДК

ББК

,,,

 

 

Рецензент:

начальник службы планово-аналитической работы и статистической отчетности ОАО «Иртышское пароходство» В. С. Радионова

 

Работа одобрена учебно-методическим советом филиала в качестве методических указаний по учебной практике «Технология отраслевого производства» для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (транспорта)» очной формы обучения (Протокол № от 2011г.).

 

Лебедева И. И., Технология отраслевого производства [Текст]: метод. указания по учебной практике / И. И. Лебедева. – Омск: ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ», 2011. – 14 с., [1].

 

Методические указания разработаны на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в соответствии с учебным планом специальности «Экономика и управление на предприятии (транспорта)» и учебной рабочей программой дисциплины «Организация производства на предприятиях отрасли» кафедры специальных эксплуатационных дисциплин ОИВТ.

Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения.

 

© Лебедева И. И., 2011

© ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО

«НГАВТ», 2011

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение...................................................................................................... 4

1 Общие положения..................................................................................... 5

2 Порядок прохождения практики............................................................. 6

2.1 Основные цели и задачи практики........................................................ 6

2.2 Структура практики.............................................................................. 7

2.3 Организация практики.......................................................................... 8

2.4 Рефераты................................................................................................ 8

2.5 Проведение конференции...................................................................... 9

3 Рекомендуемая литература.................................................................... 11

Заключение................................................................................................ 12

Приложение А. Дневник практики........................................................... 13

Приложение Б. Темы рефератов............................................................... 14

 


Введение

 

Учебная практика подчеркивает и отражает важную составляющую образовательной стратегии ОИВТ - обеспечение целостности и неразрывности теоретического обучения и профессиональной практической подготовки будущих специалистов.

Практика по технологии отраслевого производства является важнейшей частью подготовки высококвалифицированных специалистов и проводится на промышленных предприятиях водного транспорта.

В результате прохождения практики студенты имеют возможность:

- ознакомиться с промышленными предприятиями водного транспорта, их структурой, характером деятельности;

- закрепить знания, полученные в процессе обучения в институте;

- сопоставить свои ожидания и реалии будущей профессиональной
деятельности;

- получить информацию, необходимую для защиты курсового проекта по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли», а так же используемую при подготовке дипломного проекта.

 


1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Учебно-ознакомительная практика проводится в 6 семестре в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (транспорта)», учебной рабочей программой дисциплины «Технология отраслевого производства» кафедры специальных эксплуатационных дисциплин ОИВТ, графиком учебного процесса.

Учебная ознакомительная практика является частью учебного процесса при подготовке экономиста - менеджера и проводится в виде обзорного ознакомления.

Продолжительность практики одна неделя.

В течение всего периода практики студент обязан:

- соблюдать график прохождения практики;

- соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка;

- соблюдать правила техники безопасности находясь на территории
предприятия;

- выполнять указания и поручения руководителя, направленные на
более качественную реализацию программы практики;

- регулярно и аккуратно вести дневник прохождения практики,
согласно приложению А.

В период прохождения практики каждый студент ведет дневник практики, в котором фиксируется выполнение им работы. Дневник проверяется и подписывается руководителем практики.

Дневник является основным документом, подтверждающим пребывание студента на практике и фиксирующим ход ее прохождения. Дневник ведется ежедневно. В него записываются этапы и результаты проделанной работы, а также все замечания и предложения.

 


2 ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ

 

Основная идея подготовки специалистов по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (транспорта)» - органичное сочетание высокого уровня теоретических знаний в области рыночной экономики, форм и методов производственно-хозяйственной деятельности предприятий отрасли с практическими навыками их использования в своей будущей работе.

Учебная практика призвана:

- способствовать аналитической работе студентов по сопоставлению
приобретенных теоретических знаний с практической работой
предприятий водного транспорта;

- способствовать формированию общего представления студентов о
будущей профессиональной деятельности;

- содействовать развитию интереса студентов к профессии;

- способствовать выработке и принятию корректирующих воздействий
на образовательную деятельность института;

- способствовать формированию у студентов информационных баз данных, используемых при обучении и выполнении различных работ.

 

 

2.1 Цели и задачи учебной практики

 

Цель практики: подготовка к осознанному и углубленному изучению
инженерно-технологических дисциплин, отражающих специфику
отраслевого производства, а именно:

- подготовка к осознанному изучению дисциплины «Организация
производства на предприятии отрасли»;

- подготовка к выполнению и защите курсового проекта по
дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли».

Исходя из поставленной цели, задачами учебной практики являются:

- ознакомление с промышленным предприятие водного транспорта,
его структурой, характером деятельности, перспективами развития;

- знакомство с последовательностью производственных процессов на
предприятии, с основными видами производства;

- знакомство с основными технологическими особенностями,
характеристиками, свойствами продукции основного и вспомогательного
производства отрасли, ее отличием от отечественных и зарубежных
аналогов, преимуществами и недостатками;

- практическое применение, закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний по инженерно-технологическим дисциплинам.

- сбор вспомогательных материалов для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работ.

Практика по технологии отраслевого производства проводится на
производственных участках и других промышленных объектах
предприятий отрасли.

После прохождения практики обучаемый должен:

иметь представление:

- о процессе производства и продукции, выпускаемой в отрасли;
знать:

- технологию изготовления основной продукции;
иметь навыки:

- расчета и анализа производственных показателей.

 

 

2.2 Структура практики

 

Учебно-ознакомительная практика проводится по трем направлениям:

1. Лекционное занятие, которое проводится руководителем практики от
кафедры специальных эксплуатационных дисциплин.

2. Экскурсии на предприятия отрасли.

3. Самостоятельная работа.

Трудоёмкость по видам занятий представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Трудоёмкость учебно-ознакомительной практики по видам занятий

Виды учебной работы Трудоемкость, час.
День 1. Лекционное занятие  
День 2. Экскурсии на предприятия отрасли, суда транспортного флота.  
День 3. Экскурсии на предприятия отрасли.  
День 4. Самостоятельная работа.  
День 5. Самостоятельная работа.  
День 6. Проведение конференции.  
Защита рефератов.  
Итого  

 

Содержание занятий

День 1. Лекционное занятие.

Актуализация учебной практики как особого вида высшего образования. Предварительное знакомство с деятельностью промышленных предприятий отрасли. Понятие основного и вспомогательного производства. Выдача индивидуальных заданий.

День 2. Экскурсии на предприятия отрасли, суда транспортного флота.

Посещение Омского судоремонтно-судостроительного завода. Общее знакомство со структурой предприятия, его подразделениями (цехами и участками), изучение их производственных функций и взаимодействия.

День 3. Экскурсии на предприятия отрасли.

Посещение Омского судоремонтно-судостроительного завода. Знакомство с технической, технологической и экономической документацией предприятия. Основные показатели, отражающие и характеризующие основные результаты деятельности предприятия. Сбор информации для выполнения индивидуального задания.

День 4. Самостоятельная работа.

Изучение литературы и документации по индивидуальному заданию.

День 5. Самостоятельная работа.

Подготовка и оформление реферата по индивидуальному заданию.

День 6. Проведение конференции. Защита рефератов.

Выступление студентов, участвующих в конференции. Обсуждение докладов. Индивидуальная защита рефератов по практике.

 

 

2.3 Организация практики

 

Для организации, проведения и руководства практикой назначается ответственный за практику в ОИВТ и руководитель практики от кафедры специальных эксплуатационных дисциплин.

Ответственный за практику в ОИВТ организует проведение экскурсий на промышленные предприятия отрасли.

Руководитель практики от кафедры специальных эксплуатационных дисциплин осуществляет контроль выполнением календарного плана проведения практики, читает вводную лекцию, проводит экскурсию на предприятие, разрабатывает темы рефератов, принимает защиту рефератов, проводит конференцию по результатам практики, оценивает выполнение студентами программы практики с записью в зачетную ведомость и зачетные книжки.

 

 

2.4 Рефераты

 

В период прохождения ознакомительной практики студент выполняет реферат на одну из предложенных тем или предлагает свою, соответствующую программе практики. Примерные темы рефератов представлены в приложении Б.

По мере прохождения практики студент собирает материал и составляет реферат в соответствии с индивидуальным заданием, выданным на первом занятии.

Реферат выполняется каждым студентом индивидуально в объеме 12-15 страниц машинного текста на одной стороне листа формата А4 в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 - 91. Структура реферата должна включать титульный лист, содержание, введение, основные разделы и подразделы, заключение, список использованных источников.

Основные разделы реферата по практике включают:

- характеристику промышленного предприятия отрасли;

- результаты выполнения индивидуального задания практики;

- выводы по итогам практики.

Характеристика промышленного предприятия должна включать описание следующих аспектов:

1. Задачи промышленных предприятий водного транспорта. Виды промышленных предприятий отрасли и принципы их размещения

2. Виды продукции промышленных предприятий водного транспорта.

3. Основные цеха и участки, их производственное назначение.

При оценке реферата принимаются во внимание:

- качество оформления, аккуратность;

- содержание, полнота и качество материала;

- степень самостоятельности, логика, грамотность и стиль изложения;

- ответы студента при защите реферата;

Защита реферата проводится индивидуально или на конференции по результатам практики. При защите реферата студент должен ответить на все вопросы руководителя практики от кафедры специальных эксплуатационных дисциплин, который выставляет ему дифференцированный зачет, и вопросы присутствующих на конференции. Затем руководитель практики сдает его лаборанту для регистрации и хранения в пределах установленных сроков, после которых он списывается и сдается в макулатуру.

В ежемесячном отчете руководителя практики от кафедры специальных эксплуатационных дисциплин учитываются только зачтенные и сданные лаборанту рефераты.

 

 

2.5 Проведение конференции

 

После окончания практики предусматривается проведение итоговой конференции, сроки которой доводятся до студентов в начале практики.

Проведение конференции позволит студентам получить опыт публичного выступления.

Готовятся и развешиваются объявления для приглашения всех желающих студентов ОИВТ принять участие в конференции. Могут приглашаться студенты из других вузов г. Омска по аналогичной специальности.

Для конференции руководителем практики отбираются рефераты, которые представляют наибольший практический интерес. Студенты готовят доклады, отразив в них наиболее важные проблемы.

После окончания докладов и ответов на вопросы руководитель практики подводит итоги конференции, а также результаты учебной ознакомительной практики.

Студенты, выступившие с докладами на конференции, получают зачет по практике с оценкой в зависимости от качества подготовки реферата, результатов выступления на конференции, ответов на вопросы и оценки реферата выступающими.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, могут быть отчислены из ОИВТ как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом института. При наличии уважительной причины вопрос о прохождении практики решается индивидуально.

 


3 Рекомендуемая литература

 

Основная литература.

1. Казанцев А.К. Организация производства и менеджмент в промышленности [текст]: Учебное пособие для вузов / А.К. Казанцев. -
М.: Дело, 1998.-264 с.

2. Казанцев А.К. Основы производственного менеджмента [текст]: Учебное пособие для вузов / А.К. Казанцев, Л.С. Серова. - М.:
ИНФРА-М, 2002. - 348 с.

3. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием [текст]: Учебник / О.Г. Туровец, М.И. Бухалков, В.Б. Радионов. - М.: ИНФРА-М, 2002.-528 с.

4. Золотогоров В.Г. Организация производства и управление предприятием [текст]: Учебное пособие / В.Г. Золотогоров. -
М: Книжный дом, 2005.-448 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент [текст]: Учебник Р.А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2000.-464 с.

6. Волков О.И. Экономика предприятия [текст]: Курс лекций / О.И.
Волков, В.К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 280 с.

7. Никифоров В.Г. Организация и технология судостроения и судоремонта [текст]: Учебник для вузов / В.Г. Никифоров, Ю.В. Сумеркин. - М.: Транспорт, 1989. - 239 с.

8. Кулик Ю.Г. Технология судостроения и судоремонта [текст]:
Учебник для вузов водного транспорта / Ю.Г. Кулик, Ю.В. Сумеркин. - М:
Транспорт, 1988.-352 с.

9. Смирнов В.А. Методические указания для выполнения курсового
проекта по дисциплине: «Организация производства на предприятиях
отрасли». Тема: «Подготовка производства и расчет годовой загрузки
судоремонтно-судостроительного завода» [текст] / В.А. Смирнов. - Омск:
Омский филиал НГАВТ, 2006. - 42 с.

10.Правила ремонта судов речного флота [текст]. - М.: Транспорт, 1990. -72 с.

Дополнительная литература.

1. Диспетчерский справочник по судам ОАО «Иртышское речное пароходство» [текст]. - Омск: 1994. - 72 с.

2. Гецов И.Е. Проектирование судоремонтных и судостроительных предприятий [текст] / И.Е. Гецов. - М.: 1970. - 358 с.

 

3. Речной транспорт. Журнал.

4. Морской флот. Журнал.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработанные методические указания по учебной практике позволяют студентам получить представление об основах прохождения практики на промышленных предприятиях отрасли с целью повышения эффективности обучения студентов.

Учебная практика призвана:

- ознакомить студентов с организацией производства на реальном предприятии отрасли для дальнейшего осознанного и предметного изучения специальных дисциплин, а именно «Организации производства на предприятиях отрасли»;

- развить у студентов творческие способности, перспективное
мышление,

- вкус к исследовательской деятельности, мотивировать научный и
новаторский подход к объяснению причин поступков индивидов в
определенных условиях;

- выработки у студентов навыков и умения проведения практического
исследования, анализа проблемных ситуаций, разработки предложений и
рекомендаций по повышению эффективности управления коммерческой
организации, предсказаниям поведения работника в будущем.

Методические указания не только формируют представление об организации практики, но и содержит практические рекомендации по ее методологическому обеспечению, организации и планированию, раскрывают цель и основные задачи практики, её содержание, темы лекций и рефератов, проведение конференции, необходимую литературу для подготовки рефератов и ознакомления с производственным процессом на предприятии водного транспорта.


Приложение А

Дневник практики

 

Дата План работы Отметка о выполнении
     
     
     
     
     
     
     

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Темы рефератов

 

1. Продукция предприятия: незавершенное производство, тоговая, товарная, валовая. Определение, характеристика, способы расчета.

2. Модернизация и переоборудование судов. Особенности финансирования, основные направления и задачи.

3. Износ судов и судовой техники. Способы измерения и устранения всех видов износа.

4. Оценка судов. Виды стоимости судов: первоначальная, остаточная, восстановительная, балансовая, рыночная. Характеристика и сравнение.

5. Расстановка флота на отстой и ремонт. Приведение судов в зимовочное состояние. Приемка судов из ремонта.

6. Характеристика и современное состояние судостроения в РФ. Российские судостроительные верфи.

7. Перспективы развития судостроительной и судоремонтной промышленности в России.

8. Анализ отечественного и зарубежного рынка судостроения и судоремонта. Инновационные методы судостроения.

9. Нормирование труда. Норма времени и норма выработки. Трудоемкость судоремонта и трудоемкость удельная. Описание, смысл, определение и показатели.

10. Производственный календарь. Годовой фонд рабочего времени. Персонал предприятия. Определение численности работающих.

11. Производственная мощность предприятия. Производственная программа. Резерв мощности. Определение и характеристика.

12. Система планово-предупредительного ремонта. График проведения ремонта.

13. Производственная структура и структура управления промышленным предприятием отрасли.

14. Виды ремонтов судов.

15. Себестоимость судоремонтных работ и процесс её определения.

16. Ремонтная ведомость и смета расходов на ремонт судна.

17. Технология проведения судоремонта. Характеристика технологического процесса судоремонта.

18. Особенности производственного процесса на промышленных предприятиях водного транспорта. Отличительные особенности судоремонта от другой продукции машиностроения.

19. Виды продукции промышленных предприятий водного транспорта, способы её измерения. Причины, особенности и показатели.

20. Организация оплаты труда на судоремонтных предприятиях. Персонал предприятия.

 

Учебное издание

 

 

Лебедева Инна Ивановна

 

Методические указания по учебной практике

«Технология отраслевого производства»

 

Ответственный за выпуск: И.А. Кибанова

Ответственный редактор: В.А. Филатова

 

 

Подписано в печать........2011

Формат 60х80/16. Бумага ксероксная

Гарнитура Times New Roman

Оперативный способ печати

Усл.п.л. - …уч.-изд.л - …

Тираж … экз.

Заказ №

 

ОИВТ (филиал) ФГОУ ВПО «НГАВТ»

644099, г. Омск, ул. И. Алексеева, 4

 

 

Отпечатано в типографии ИП Шелудивченко А.В.

г. Омск, ул. Дальняя-1, тел.: 368-222



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: