ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИЛ И СРЕДСТВ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ ВО ВРЕМЯ ЛИКВИДАЦИИ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.




 

В системе мероприятий, направленных на преодоление последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, приоритетными являются мероприятия по ликвидации их медико-санитарных потерь. Действия аварийно-спасательных, медицинских формирований и заведений в зоне ЧС прежде всего направлены на поиск и оказание необходимой медицинской помощи пострадавшим в очаге катастрофы, защиту населения от действий вторичных поражающих факторов, обеспечение своевременной медицинской эвакуации и при необходимости эвакуации населения из очага катастрофы, организацию медицинского обеспечения этапов эвакуации и мест расселения эвакуированных, оказание в необходимом объеме своевременной помощи пострадавшим, организацию и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий с целью защиты жизни и здоровья людей.

Задание органов управления и всей системы охраны здоровья Украины, прежде всего ее подсистемы – государственной службы медицины катастроф, заключается в максимальном обеспечении постоянной готовности их сил и средств для реализации мероприятий по медицинскому обеспечению населения страны в условиях ЧС независимо от факторов, котрые ее повлекли.

К ликвидации последствий природных бедствий и техногенных катастроф привлекаются силы и средства различных министерств и ведомств государственного и территориального уровней. Поскольку действия участников работ имеют многоплановый характер, актуальной является проблема их координации и концентрации усилий на важнейших направлениях деятельности в каждом определенном случае и промежутке времени.

Решение этих вопросов в системе государственной службы медицины катастроф положено на центральную и территориальные координационные комиссии. В состав комиссии входят полномочные представители управлений охраны здоровья соответствующих уровней, силы и средства которых привлекают для ликвидации медико-санитарных последствий природных и техногенных катастроф.

В Положении о координационных комиссиях государственной службы медицины катастроф предусмотрено, что основная их деятельность приходится на период планирования медицинских сил и мероприятий по охране здоровья населения во время ликвидации последствий катастроф.

В период возникновения ЧС при органе управления охраны здоровья создается оперативный штаб, заданием которого является разработка и обеспечение выполнения мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий при конкретных условиях с учетом факторов, повлекших это событие. Кроме того, на оперативные штабы возлагаются задания обеспечения взаимодействия не только медицинских сил, которые являются составными частями государственной службы медицины катастроф, но и органов управления других отраслей, задействованных в ликвидации последствий катастрофы. Базой развертывания оперативных штабов являются центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. В состав оперативных штабов, кроме представителей органа управления охраны здоровья соответствующей административной территории, могут входить и члены координационной комиссии тех министерств и ведомств, медицинские силы и средства которых вовлекаются в работу в данном случае.

При крупномасштабных катастрофах территория, на которой возникла ЧС, разделяется на оперативные зоны, которые в свою очередь могут разделяться на сектора. Такое распределение позволяет оперативно реагировать на быстротекущие изменения на отдельных участках работы, рационально использовать человеческий и материально-технический потенциал, обеспечить сокращение времени выполнения необходимых мер путем быстрого принятия и реализации управленческих решений.

Для обеспечения управления и координации действий между медицинскими силами, принимающими участие в ликвидации последствий катастроф в соответствующей зоне, территориальные органы управления охраны здоровья могут создавать оперативные группы, которые решают вопрос медицинской разведки, определяют необходимое количество и структуру медицинских сил и средств, пути и порядок эвакуации пострадавших. Очень важной является работа этих групп в районах со сложной неопределенной обстановкой или на административных территориях, значительно удаленных от областного центра. Кроме того, заданиями оперативных групп являются обеспечение связи между зоной катастрофы и оперативным штабом, а также координация решений с местными органами исполнительной власти, органами и учреждениями других министерств и ведомств для обеспечения согласования действий всех участников ликвидации последствий катастрофы.

В состав оперативной группы территориального органа управления охраны здоровья могут входить:

- заместитель начальника территориального органа управления охраны здоровья;

- заместитель главного врача областной санэпидстанции;

- главный специалист территориального органа управления охраны здоровья (в зависимости от характера катастрофы определяется потребность в каждом специалисте);

- заместитель директора или представитель территориального центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф;

- специалист, обеспечивающий систему связи;

- водитель.

В зависимости от конкретной обстановки состав оперативной группы может меняться и дополняться необходимыми специалистами.

Оперативная группа обеспечивается специально оснащенным транспортом повышенной проходимости, оборудованным системой телекоммуникации. Ее руководитель может принимать управленческие решения в пределах предоставленных ему полномочий, реализовать решение высших управленческих инстанций и контролировать ход выполнения мероприятий по медицинскому обеспечению населения в зоне ответственности.

Для координации действий медицинских сил и средств в ЧС в масштабах страны создается оперативная группа МОЗ Украины, возглавляемая заместителем министра. В ее состав входят начальники или заместители начальников профильных управлений, специалисты, привлечение которых определяется характером катастрофы, представитель Украинского научно-практического центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Оперативная группа МОЗ работает, как правило, на базе управления охраны здоровья на той административной территории, где возникла ЧС. Представители оперативной группы обеспечиваются автотранспортом или другим видом транспорта (мотодрезины, вертолеты), оборудованным телекоммуникационными системами. Оперативная группа руководит всеми силами и средствами службы медицины катастроф государственного уровня вовлекаемыми в работу, определяет потребность в силах и средствах усиления и специализации, координирует действия территориальной системы охраны здоровья силами и средствами других министерств и ведомств центрального подчинения, работающими в очаге катастрофы, реализует управленческие решения МОЗ Украины, контролирует ход их выполнения, постоянно информирует руководство министерства о медико-санитарной обстановке в зоне ЧС и ходе ликвидации последствий катастрофы.

Для обеспечения эффективной работы оперативных групп МОЗ Украины важной является предварительная подготовка их членов к работе в условиях ЧС, включающая привлечение к подготовке планов медицинского обеспечения, участию в командно-штабных и других видах учений, разработке формализированных документов сбора и передачи информации, отработке систем оповещения и связи.

Основным органом, обеспечивающим общее руководство и координацию всех видов работ по ликвидации последствий катастроф на административной территории, является комиссия, рабочим органом которой на государственном уровне является Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и в делах защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы, а на территориальном – штабы ГО и ЧС.

Взаимодействие органов управления охраны здоровья с органами управления других отраслей осуществляется:

- при участии представителей охраны здоровья в работе соответствующей комиссии по ликвидации последствий катастроф;

- разграничением функций и определением порядка действия и взаимопомощи аварийно-спасательных формирований;

- определением характера, объема и периодичности предоставления необходимой информации как формированиями и заведениями государственной службы медицины катастроф, так и органами управления других министерств и ведомств;

- определением характера взаимодействия на уровне формирований, оперативных групп, органов управления и штабов ГО и ЧС;

- организацией взаимного оповещения;

- определением состава медицинских сил быстрого реагирования;

- определением мест, участков или направлений деятельности медицинских сил быстрого реагирования;

- определением мест санитарной обработки пострадавших и контролем за ее качеством;

- определением сети заведений, на которые возлагаются соответствующие функции по ликвидации последствий катастроф;

- определением сил и средств для медицинской эвакуации населения из очага катастрофы;

- определением порядка медицинского и других видов обеспечения формирований, которые принимают участие в ликвидации последствий катастроф;

- определением сил и средств, необходимых для обеспечения общественного порядка и охраны опасных объектов, жилищной зоны, медицинских заведений и тому подобное.

Государственная служба медицины катастроф Украины (ГСМК) еще не имеет такого большого опыта. Образована она согласно Постановления Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 г. № 343 “Об образовании государственной службы медицины катастроф”. Концепция образования ГСМК и проекты отдельных разделов правовых, нормативных и директивных актов, которые непосредственно регламентируют ее деятельность, были научно обоснованы. Согласно с этими постановлениями к ликвидации последствий ЧС привлекают силы и средства разных министерств и ведомств. Их труд имеет многоплановый характер действий. Актуальной становится проблема координации их усилий, направленных на единственную цель. В дальнейшем эти связи будут совершенствоваться и обосновываться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: