Методы лечения, уровень развития фармакологии




Уровень знаний о строении человеческого тела, функциях органов и систем, о причинах болезней, методах обследования больного.

Наиболее распространенным книжным источником сведений о строении человеческого тела был «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского, писателя и церковного деятеля IX и X вв. В шестом слове его варианта комментариев к библейскому учению о шести днях творения не только.сообщалось, что человек создан «по образу и подобию божию», но и давались краниологические сведения (например, о наличии черепных швов, позволяющих различать пол умершего), сообщалось о составе мозгового вещества и т. п. Из «Шестоднева» эти сведения были заимствованы и составителем «Толковой Палеи» (XIII—XIV вв.) — памятника противоиудейской полемики, содержавшего натурфилософские и астрономические главы. Позднее эти сведения включались в сборники, составлявшиеся в монастырях.

В медицине Древней Руси 10—13 вв. основные теоретические положения соответствовали главным образом анатомо-физиологическим концепциям Галена В системе взглядов на природу и принципы распознавания болезней сказалось влияние Гиппократа. Методы лечения, и особенно гигиенические правила, во многом исходили из традиций народной М. восточных славян. Общебиологические представления сводились к признанию существования в «малом мире» (теле человека) 4 «стухий» — огня, воды, земли, воздуха. Представление о здоровье соответствовало понятию «устроя» — ненарушимого равновесия основных свойств этих «стухий» — горячего, холодного, сухого и влажного; болезнь связывалась с «недобрым» смешением соков — «смутой стухий». На основе учения о темпераментах рекомендовалось применение лечебных прижиганий, кровопусканий, слабительных, «чихательных» и других очистительных средств. Учитывалось влияние возраста; наиболее ранимыми признавались младенчество и старость: женский организм считался более хрупким, чем мужской.

Причина болезни носила название «вина недуга»; в мире так много «вин», что их «исчести невозможно». Недуг может быть порожден одной из «вин»; весьма опасно, если они наступают «вкупе». Установление «вины» — задача «лечьцов». У постели больного именно они «бдять и первую вину болезни пытають». Угнетение духа, как и леность, — первые ступени к болезням. Труд же — условие, без которого немыслимо здоровье. Большое значение придавалось диагностике и прогнозу. Диагноз именовался «обличением недуга». «Совершенным лечьцом» называли того, кто мог безошибочно «мощная и немощная разлучити» (отличать). Под «опытанием» понималась сумма приемов обследования больного. Наиболее надежной считалась диагностика по «жилобиению» (пульсу). Однако указывалось, что этот способ доступен лишь наиболее образованным и опытным врачевателям. Существенным подспорьем в диагностике служило «смотрение уринное» (исследование мочи в «стькляницях»). О болезни судили по «малости или множеству урины», особенностям ее цвета, запаха, вкуса, осадка.

Важная роль в диагностике отводилась сбору сведении о прошлой жизни больного и осмотру всего его «обличия», вплоть до привычки разговаривать, сидеть, есть, потому что даже такая деталь, как «смеяние зубь» (улыбка), «ступание ног» (походка), может «возвестить» о свойствах болезни («Изборник Святослава». 1073). Установленные признаки заболевания носили названия «знатьба», «знамение», «послуси» (свидетели). В «Изборнике Святослава» в числе прочих «знамений» образно описан симптомокомплекс fades tuppocratica.

Методы лечения, уровень развития фармакологии

Применялись и консервативные методы лечения внутренних, «моровых», «бесных» (психических), детских и других болезней различными «зелиями» (лекарствами), водой, внушением и другими методами. Сбор и хранение лекарств («зелейничество») еще до принятия христианства осуществлялись лицами, оказывавшими медицинскую помощь. После принятия христианства одновременно с преследованием волхвов, ведунов, кудесников велась борьба и с зелейниками. Однако из практической М. лекарственные средства не исчезли, а наоборот стали назначаться в еще большей степени, в т.ч. и врачевателями монастырей. Неслучайно в Киево-Печерском патерике отмечалось, что «лечець приготовляеть зелия на потребна врачевания, на кийжде недуг». Древнерусские врачи 10—11 вв. располагали значительным арсеналом лечебных средств. Так, в «Шестодневе» описывались применение аконита, болиголова, белены, втирание металлической ртути, получение опия из головок мака, указывалось на целебное значение «топлиц» (минеральных вод). В произведениях 11—13 вв. нередко высказывались суждения, например, о применении прижигания, кровопускания, приводились способы очистки и сшивания раны, наложения на нее «привузы», т.е. повязок и пластырей. Упоминалось также о лечебной диагностике, особенно лекарствоведении, включавшем значительное число растительных, животных и минеральных средств, почерпнутых из арсенала народной М. восточных славян, например назначение дегтя (смол) при чесотке, сырой печени трески — при куриной слепоте, витаминсодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, чеснок, морошка, клюква и др.) — при цинге, бобровой струи как тонизирующего средства. Лекарственные средства готовились в виде порошков, присыпок, настоев, отваров, мазей, камней для прижигания и других форм. Нередко использовались ванны с настоями из различных трав.

В Древней Руси существовали монахи, волхвы, знахари, они занимались лечение людей, но знаниях их основывались на личном опыте, и их методы лечения не были доказаны научно, в их распоряжении были отвары из растений, растения, и другие целебные травы. Так век за веком знания накапливали и начали появляться различные рукописи, в которых собирались и систематизировались, ярким примером служит травник «Изборник Святослава» от 1073г. Также в России известны: «Благопрохладный вертоград» 1534 г., «Прохлодный вертоград» 1672 г., «Сочиненный реестр из дохтурских наук» (вертоград — цветник, сад). В подобных писаниях содержатся описания русских и зарубежных лекарств того времени.

1581 год стал очень знаменательным для России, по указу царя Ивана IV открыта первая аптека, обслуживала же она только царя и его придворных. Основана была она в Москве. Спустя некоторое время аптеки стали открываться во многих городах России. и в этом же 1581 году был учрежден Аптекарский приказ.

10 Известный гуманист и врач, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер однажды сказал: "Мы пытались удовлетвориться культурой, оторванной от этики". Этот справедливый упрек был обращен ко всему цивилизованному миру ХХ века.К этой фразе можно было бы добавить, что отрыв этики от культуры неблагоприятно сказался на самой культуре во всем ее многообразии, в том числе и на медицине.Не случайно в медицинской деятельности ничто не вызывает более требовательного и строгого отношения общества к себе, чем этико-деонтологические проблемы, связанные со взаимоотношением медицинского работника и больного.И это понятно, ибо нет в медицине другой такой проблемы, которая объединяла бы интересы медицинских работников самых различных специальностей и была бы так близка каждому из них.Проблеме медицинской этики и деонтологии посвящено большое количество работ, рассматривающих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинского работника и общества, а также отношения медицинских работников.Многие из этих работ основаны на исторических фактах, собственных наблюдениях, насыщены многочисленными примерами беззаветного служения своему долгу. В них затрагиваются такие болезненные для медицинского работника вопросы, как этико-деонтологические ошибки, психологические и нравственные аспекты медицинской деятельности. Причины этих ошибок во многом кроются в том, что огромная масса медицинских работников, которая к тому же увеличивается из года в год, не может состоять исключительно из талантливых и одаренных личностей с неиссякаемым источником щедрого душевного богатства. Увы, не столь уж редко приходится сталкиваться с пессимистическим настроем определенной части медицинских работников, которые откровенно выражают неудовлетворенность своей профессией.Бесспорно, взаимоотношения медицинского работника и больного - понятие сложное. Оно охватывает целый комплекс морально-этических, психологических и нравственных проблем, с которыми медицинскому работнику приходится постоянно сталкиваться и находить единственный правильный ответ. Поэтому человек, решивший посвятить себя медицине, должен не только освоить эту профессию, но и обладать особым умением общаться с людьми, реагировать на чужую боль, быть готовым всю жизнь неутомимо бороться за здоровье человека.Естественно, на различных этапах истории проблемы этики и деонтологии в медицине решались по-разному. В современных условиях, когда общественность, средства массовой информации подвергают медицину и, прежде всего ее практическую деятельность нелицеприятной критике, когда раздаются голоса о кризисе доверия к медицине, падении престижа медицинской деятельности и т. п., проблемы этики и деонтологии в медицине, проблемы нравственности профессии медицинского работника приобретают особую остроту и актуальность. В то же время, в результате научно-технической революции в отдельных отраслях медицины, особенно в хирургии, наблюдается значительный прогресс. Этот на первый взгляд кажущийся парадокс в определенной степени связан с существенным разрывом между этико-деонтологическим уровнем личности медицинского работника и его современной технической вооруженностью, при которой определяющим стал прибор и его показания, а личность больного со всеми своими особенностями нередко обесценивается. Тем не менее факт остается фактом - репутация медицинского работника в глазах общества в определенной степени поколеблена и ее необходимо восстанавливать.Предлагаемая статья имеет целью привлечь внимание как будущих медицинских работников, так и практикующих, особенно молодых, к нравственным проблемам своей профессиональной деятельности.Современному обществу нужны медицинские работники, сочетающие в себе прочные профессиональные знания с нравственными принципами медицинской профессии.

 

 

11 Развитие врачеваний

На Руси издавна развивалась народная медицина. Народных врачевателей называли лечцами. О них говорится в «Русской Правде» — древнейшем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.) и впоследствии многократно переписывался и дополнялся. «Русская Правда» законодательно устанавливала оплату труда лечцов: по законам того времени человек, нанесший ущерб здоровью другого человека, должен был уплатить штраф в государственную казну и выдать пострадавшему деньги для оплаты за лечение.

Свои лечебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поколение, от отца к сыну в так называемых «семейных школах».

Большой популярностью пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, «злоненавистника».(бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснока, хрена, березового сока, и многие другие народные средства врачевания.

Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сырая печень трески, кобылье молоко и панты оленя.

Нашли свое место в народном врачевании и лечебные средства минерального происхождения. При болях в животе принимали внутрь растертый в порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, «серного камня» и мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах «кислой воды». Ее древнее название нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает «богатырь-вода».

Впоследствии опыт народной медицины был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках,которые в своем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и распространения грамотности До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебников. Широкой известностью пользовалась монастырская больница Киево-Печерской лавры—первого русского монастыря, основанного в первой половине XI в. в окрестностях Киева и получившего свое название от пещер (печер), в которых первоначально селились монахи.

Со всей Руси ходили в Киево-Пе-черскую лавру раненые и больные различными недугами, и многие находили там исцеление. Для тяжело больных при монастыре были специальные помещения (больницы), где дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монастырские хроники («Киево-Пе-черский патерик», XII в.) сообщают о нескольких монахах-подвижниках, которые прославились своим врачебным искусством. Среди них — пришедший из Афона «пречудный врач» Антоний (XI в.), который лично ухаживал за больными, давая им свое исцеляющее «зелье»; преподобный Алимпий ^\ в.4), тапетивавший мазяжа ирсжа-женных, и преподобный Агапит (умер в 1095 г.) —ближайший ученик преподобного Антония.

Агапит бесплатно лечил и обитаполнять Самые чёрные работы, б"ЫтЬ терпимым и сердечным по отношению к нему, делать все, что в его силах, для излечения больного и не заботиться о личном обогащении или профессиональном тщеславии.

В то же время врачевание в древней Руси не было церковной монополией: наряду с монастырской существовала и более древняя народная (мирская) медицина. Однако на этом этапе истории языческие врачеватели (кудесники, волхвы, ведуны и ведуньи) объявлялись служителями дьявола и, как правило, подвергались преследованиям.

Некоторые, древнерусские мона-стырские больницы являлись также и центрами просвещения: в них обучали медицине, собирали греческие и византийские рукописи. В процессе перевода рукописей с греческого и латыни: монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского-народного врачевания.

Одной из самых популярных книг XI в. был «Изборник Святослава». Переведенный с греческого в Болгарии, он дважды переписывался на Руси (1073, 1076 гг.) для сына Ярослава Мудрого князя Святослава, откуда и получил свое название. «Изборник» по своему содержанию вышел за рамки первоначальной задачи — связать общественные отношения на Руси с нормами новой христианской мора-п» — и приобрел черты энциклопедии. Описаны в нем и некоторые болезни, соответствующие тому времени представления об их причинах, лечении и гредупреждении, приведены советы о витании (например, «силы в овощи велики», или «питье безмерное» само по себе «бешенство есть») и рекомендации содержать. тело в чистоте, систематически мыться, проводить омовения.

В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, о привлечении женщин для ухода за больными.

Неотъемлемой составной частью медико-санитарного быта древней Руси была русская паровая баня (рис. 69), которая издавна считалась замечательным средством врачевания. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением баня использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи и делали кровопускания, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарственными мазями при заболеваниях кожи.

Первое описание русской паровой бани содержится в летописи Нестора (XI в.). Спустя столетия известный русский акушер Н. М. Максимович-Амбодик (1744—1812) писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою... бане» (1783).

В средние века Европа была ареной опустошительных эпидемий. В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и отдельных представителей высшего сословия (бояр, духовенства) приведены ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли «мором», «моровым поветрием» или «повальными болезнями

Самое большое число эпидемий на Руси приходится на период монголо-татарского ига (1240—1480).

Монголо-татарское иго разорило и опустошило русские земли, а также государства Средней Азии и Кавказа. Непрекращающаяся борьба русского народа заставила завоевателей отказаться от идеи создания на Руси своих органов управления. Русь сохранила свою государственность, однако длительное угнетение и разорение страны Золотой Ордой привело к последующему отставанию русских земель в своем развитии от стран Западной Европы.

Одним из центров русской медицины того времени был Кирилло-Бело-зерский монастырь, основанный в 1397 г. и не подвергавшийся вражескому нашествию. В стенах монастыря в начале XV в. монах Кирилл Белозерский (1337—1427) перевел с греческого «Галиново на Иппократа» (комментарии Галена к «Гиппократову сборнику»). При монастыре было несколько больниц. Одна из них в настоящее время реставрирована и охраняется государством как памятник архитектуры.

12 С образованием Московского государства, в особенности с начала XVI века, отмечался быстрый прогресс в развитии врачебного дела. В связи с ростом и укреплением Московского государства в XVI и XVII столетиях возникли преобразования и нововведения в области медицины.

В XVI веке в Московской Руси отмечалось разделение медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: лекари, дохтуры, зелейники, гравники, рудометы (кровопуски), зубоволоки, очные мастера, костоправы, камнесечцы, повивальные бабки. Народные врачи и аптекари-травознатцы практической школы обслуживали медицинской помощью русский народ Практика, передаваемая веками, травники, лечебники были их наукой. Зелейники лечили болезни травами, кореньями и другими снадобьями. Лекари имели лавки в торговых рядах, где продавали собираемые травы, семена, цветы, коренья и привозные лекарственные средства. Собственники подобных лавок изучали качество и целебную силу материалов, которыми они торговали. Владельцы лавок — врачи-ремесленники и травознатцы в подавляющем большинстве были русские.

Лекарей было немного и жили они в городах. Имеется много свидетельств о деятельности врачей-ремесленников в Москве, Новгороде, Ннж-нем-Новгороде и др. Оплата за врачевание производилась в зависимости от участия лекаря, осведомленности его и затраты лекарства. Услугами зрачей пользовались в первую очередь состоятельные слои городского населения. Крестьянская беднота, отягощенная феодальными повинностями, не могла оплачивать дорогие услуги врача и прибегала к источникам более примитивной медицинской помощи.

Учреждения аптечного типа в XVI веке были в разных городах Московского государства. Дошедшие до нашего времени так называемые писцовые книги, представляющие собой перепись домовладений в городах в целях установления оброка, дают точные сведения (имена, адреса и характер деятельности) о русских лекарях XVI и XVII веков. По этим данным, в Новгороде в 1583 г. было шесть лекарей, один доктор и одна лекарица, в Пскове в 1585—1588 гг. — три зелейника. Имеются сведения о зелейных рядах и лавках в Москве, Серпухове, Коломне и других городах.

Летописи раннего периода дают представление о том, как лечили раненых и больных. Многочисленные свидетельства и миниатюры в рукописных памятниках показывают, как в XI—XIV вв. на Руси переносили больных и раненых на носилках, перевозили на вьючных носилках и в повозках. Уход за пострадавшим и больным был широко распространен на Руси. Попечительства существовали при церквах и по кварталам городов. Монгольское нашествие затормозило медицинское попечение со стороны народа и государства. Со второй половины XIV века медицинское попечение стало приобретать прежнее покровительство со стороны государства и народа. Это было следствием крупных хозяйственно-политических успехов в стране: усиление Московского княжества, подчинение ему других феодальных уделов, расширение территории, увеличение торговли и ремесла. Куликовская битва 1380 г. Медицинское попечительство заключалось в организации приютов и богаделен для увечных, калек и других хронически больных.

Богадельни в Московской Руси содержались главным образом самим населением, роль церкви была меньше, чем в Западной Европе. Каждые 53 двора в селе и городе содержали на своем иждивении богадельню для обитания недужных и старых: известны богадельни в Новгороде, Коломне.Для оказания помощи в порядке благотворительности богадельню юсещали лекарь и кровопуск. Сохранившим трудоспособность предоставилась возможность работать, для чего богадельням выделялась земля для обработки.

Богадельни оказывали населению медицинскую помощь и были связующим звеном между населением и монастырскими больницами. Городские богадельни имели своеобразные приемные покои «лавки». Сюда поступали больные для оказания помощи и сюда же доставляли умершего для предания погребению.С XIV века монастыри, становясь крепостями, захватывали и осваивали значительные площади пустых земель. В случае вражеского нашествия окрестное население укрывалось от врага за крепкими стенами монастырей. К началу XVI века многие монастыри стали крупными вотчинниками, обладателями больших богатств. В условиях крупного монастырского хозяйства возникала потребность не только в случайной медицинской помощи, но и в организации больниц.

Крупные монастыри содержали больницы. Режим русских монастырских больниц в значительной степени определялся уставными положениями, в том числе правилами по уходу за больными заимствованного из Византии устава Федора Студийского, первые списки которого относятся к XII веку. В греческих монастырях к XIV веку были крупные русские колонии. Отсюда пришли в русские монастыри многие видные русские монахи, книгочеи, составители уставов, игумены. Через этих лиц и передавались на Русь списки различных уставов, положений и другой литературы. Больничные правила в. русских монастырях подвергались изменениям с учетом местных особенностей.

Потребности экономического развития страны, постоянная угроза военного нападения извне способствовали возникновению зачатков государственной медицины. В связи с этим в 1620 г. был создан Аптекарский приказ, ставший высшим органом медицинского управления в Московском государстве.

Аптекарский приказ на первом этапе своей деятельности являлся придворным медицинским учреждением, управлял царской аптекой, ведал медицинским персоналом. В обязанности этого приказа входило лечение ца-ря, его семьи и приближенных. При этом для царя изготовленные «отборочные врачебные средства» хранились в особой комнате («казенке») за печатью дьяка Аптекарского приказа. Выписывание лекарства и его приготовление было обусловлено большими строгостями. «Приготовленное для дворца лекарство отведыва-лось докторами, его прописавшими, аптекарями его приготовившими, и, наконец, которому оно сдавалось для передачи "на верх"». В 1631 г. штат Аптекарского приказа был небольшим: два врача, пять лекарей, один аптекарь, один окулист, два переводчика и один подьячий..

В 1654 г. при Аптекарском приказе открыта Школа русских лекарей. Вместе с тем продолжала действовать и система ученичества. Ученики лекарского и аптекарского дела направлялись к опытным докторам и аптека-рям для получения медицинских знаний и врачебных навыков.

Первый набор в государственную школу состоялся в 1654 г. в количестве 30 учеников. Срок обучения в школе составлял 5—7 лет. Ввиду большой нужды в полковых лекарях в 1658 г. состоялся досрочный выпуск (через 4 года). Из числа окончивших 17 лекарей направлены в действующую армию, остальные — в Стрелецкий приказ для прохождения службы.

В XVII в. в русской медицине произошли некоторые качественные и количественные сдвиги. Школа русских лекарей давала обширные знания. Лекари состояли на государственной службе, пользовались «лечебниками» и «травниками». Советские историки медицины установили, что таких лечебников было не менее 300. Среди медиков пользовалась успехом книга «Тайная тайных, или Аристотелевы врата», в которой были изложены не только врачебные знания, но и вопросы этики.

В 1658 г. Епифаний Славенецкий впервые осуществил перевод на русский язык книги знаменитого А. Везалия «О строении человеческого тела» (1543).

Доктора и ле'кари, как правило, решали проблемы по распознаванию, лечению и прогностике заболеваний. Вот некоторые примеры, извлеченные из «докторских сказок» (историй болезни) того времени. В 1677 г. доктор Петр Пантанус и лекарь Яган Тирик Шартлинг, после осмотра больного Самсона Емельянова описали весьма характерные признаки почечнокаменной болезни. «Болезнь у него нутренная каменная в почках и мочею вы-ходят крупные и мелкие каменья; а как у него те каменья выходят, и в то время он бывает при смерти... И за тою болезнью ныне и впредь, ему, Самсону, государеву службу служить не мочно». В материалах Аптекарского приказа встречаются документы, где указано, что в порядке уточнения диагноза созывались консилиумы с участием докторов. В 1674 г. доктора Л. Блюментрост и М. Грамон, лекари В. Ульф и С. Ларионов при осмотре стрельца Митрошки Кочурова записали: «На всем на нем по телу чирьи и в коросте, и те де чирьи и коросту лечить его мочно и лекарствы надобно много, а хотя де и излечится, и ему... служить нельзя...». 4 сентября 1676 г. после осмотра стрельца Севостьяна Артемова доктор Лаврентий Ранбургер и лекарь Николай Шнед записали: «...болезнь де у него в луне на левой стороне кила (грыжа) прогрызла, луна и черева выходят вон... ему Севостьяну стрелецкой службы служить не мочно».

В документах встречается описание и других болезней (жабной, рожи, кровавого поноса). Особое беспокойство вызвало массовое распространение цинги среди стрелецких войск. В специальной царской грамоте, направленной в 1672 г. князю А. А. Голицыну в Казань, были описаны меры предупреждения болезни: «...изготовить двести ведер сосновых вершин, намоча в вине, да в Нижнем Новгороде изготовить сто ведер, и послать то вино в Астрахань и давать то вино в Астрахани служилым людям от цинги».

В Москве на средства боярина Ртищева в 1656г. был; сооружена небольшая гражданская больница из двух: палат. В 1635 г. при Троице-Сергиевом монастыре построены больничные палаты, которые сохранились и до настоящего времени.

Архивные данные свидетельствуют о том, что в 1682 г. царь Федор Алексеевич предписал Аптекарскому приказу устроить две постоянные «шпитальни» (больницы) в Знаменском монастыре и на гранатном дворе за Никитскими воротами.

Первыми докторами медицины из числа «природных россиян» в конце XV в. стали Юрий Дрогобычский и Георгий Скорина. Они же являются авторами первых отечественных научных работ по медицине.

Юрий Дрогобычский одним из первых русских поступил учиться на медицинский факультет Краковского университета. В 1468 г. он значится в списках студентов, а в 1470 г. он уже бакалавр, с 1473 г. — магистр. Дальнейшее совершенствование медицинских знаний происходило в знаменитом Болонском университете. В 1476г. он выдержал экзамен на степень доктора философии и медицины, затем стал руководить медицинской кафедрой Болонского университета. К 1481—1482 гг. он работал ректором того же университета. В дальнейшем Юрий Дрогобычский переехал в Венгрию и работал в первом Венгерском университете в г. Пресбурге. В Краков он вернулся лишь в 1485 г., где заведовал единственной на медицинском факультете кафедрой, читая лекции по медицине. Из его научных работ известна книга «Прогностикой», изданная на латинском языке в Риме в 1483 г. В 1943 г. появилось сообщение о наличии его книги в библиотеке богословского факультета Тюбингенского университета. В библиотеках нашей страны работа Юрия Дрогобычского не найдена.

На основе изучения архивных и литературных источников стали известны имена новых докторов наук, так-же получивших ученую степень в области медицины в XVII в.

Иван Алманзенов (Иоан Эльмстон) — сын Ивана Фомича Эльмстона, переводчика Польского приказа, уроженец России. В 1629 г. Иван Алманзенов послан в Англию для изучения медицины в Кембриджском уни-верситете. Затем он совершенствовался в медицинских науках во Франции и Италии. В Россию вернулся в 1645 г., имея ученую степень доктора медицины.

Петр Васильевич Посников родился в семье дьяка Посольского приказа. В 1692 г. он был послан в Падуанский университет изучать медицинские науки. В архиве этого университета сохранилась запись: «Синьор Петр Посников из Московии зачислен на первый курс». Годы учебы завершены выдачей П. В. Посникову диплома врача. После успешной защиты докторской диссертации под названием «Лихорадки указывают на причины появления гнилостного процесса» (Падуя, 1696 г.) П. В. Посникову была выдана «Привилигерованная грамота».

 

Диагностика является одним из краеугольных камней клинической медицины, недаром еще много веков назад было сказано: «Bene diagnoscitur — bene curatur» — «Хорошо поставишь диагноз — хорошо будешь лечить». При этом она всегда была чрезвычайно динамичным разделом клинической медицины. Ее развитие определялось как эволюцией всего комплекса естественных и медико-биологических наук, так и техническим прогрессом человеческого общества. Накопление знаний о строении и функциях органов и тканей организма человека, о причинах и механизмах его болезней служило основой для разработки и постоянного совершенствования способов их распознания и лечения. С другой стороны, достижения техники создавали предпосылки для повышения уровня технического оснащения медицины, достаточно рано выделившейся в самостоятельный и специфический род деятельности человека.

Исторически первые успехи в деле врачевания приходятся на период расцвета античной Греции и связаны с именем Гиппократа (460—372 гг. до н. э.) и его последователями, гиппократиками, относящимися к Косской школе врачевателей, которые положили начало развитию методов диагностики, представлений о диагнозе и прогнозе заболеваний. Решающее значение они придавали непосредственному осмотру больного. Их диагностические умозаключения основывались на аналогиях между известными из опыта случаями заболевания и на сопоставлении клинической картины каждого из рассматриваемых случаев.

Однако наибольших успехов медицина достигла благодаря величайшим достижениям патологической анатомии, пришедшимися на вторую половину XIX в. и открывшими путь к дальнейшему углубленному изучению клиницистами таких разделов диагностики, как семиотика, диагноз и прогностика.

Здесь следует особо подчеркнуть роль отечественных ученых в развитии диагностики как одного из ключевых разделов клинической медицины, в совершенствовании его плана и содержания преимущественно в общемедицинских специальностях: терапии, общей хирургии, педиатрии. При этом интенсивно разрабатывались вопросы семиотики болезней.

В разделе пропедевтики внутренних болезней большой вклад внесли М. Я. Мудров, И. Е. Дядьковский, Г. А. Захарьин, С. П. Боткин и др.; в разделе пропедевтики хирургических болезней — Н. И. Пирогов, Н. В. Склифосовский, Н. Н. Бурденко, С. И. Спасокукоцкий, С. С. Юдин, А. Н. Бакулев и др. В области пропедевтики детских болезней большую роль сыграли труды С. Г. Зыбелина, В. М. Флоринского, Н. Ф. Филатова и др.

На современном этапе развития пропедевтики особое значение в развитии этого раздела терапии имели работы В. X. Василенко, который подробно проанализировал проблемы диагностики применительно к заболеваниям внутренних органов, а также вопросы врачебного прогноза.

Фармакология в дословном переводе (греческое - лекарство), - наука о лекарствах.

Ежегодно исследуются тысячи химических соединений.

Очень велико значение фармакологии для практической медицины. В результате создания значительного ассортимента высокоэффективных препаратов фармакотерапия стала универсальным методом лечения многих заболеваний.

Прогресс фармакологии неизбежно сказывается на развитии клинических дисциплин. Так, появление средств для наркоза, местных анестетиков, курареподобных препаратов способствовало успеху хирургии. Качественно новый этап в развитии психиатрии связан с открытием психотропных препаратов. Эффективное лечение бактериальных инфекций стало возможным только после получения антибиотиков.

В связи с большой значимостью фармакотерапии для практической медицины знание фармакологии абсолютно необходимо для медика любой специальности. Большинство современных лекарственных веществ обладают очень высокой активностью, поэтому малейшая неточность в их назначении может стать причиной неблагоприятных эффектов, пагубно отражающихся на состоянии пациента.

Взаимодействие лекарственных веществ с организмом фармакологии изучают в основном в экспериментах на животных, используя различные методы исследования: фармакологические, физиологические, биохимические и т.д.

В свою очередь сама фармакология служит основой терапии в широком понимании этого слова. Фармакотерапия занимает ведущее место в системе лечения большинства заболеваний.

Особенно ценный материал фармакологи получают, наблюдая действия лекарств на организм человека в условиях клиники.

Такие наблюдения относятся к области клинической фармакологии.

Фармакология связана с такими смежными дисциплинами как химиотерапия, токсикология, фармация.

Возникновение научной фармакологии относят к Х1Х в. Первые фармакологические эксперименты были проведены физиологами. Появились первые лаборатории экспериментальной фармакологии.

И.П. Павлов - основатель психофармакологии

С.П. Боткин - изучение препаратов действующих на сердце.

Н.П. Кравков (1865-1924 гг.) - основоположник отечественной научной фармакологии;

(c 1899-1924 гг. - завед. кафедрой фармакологии Военно-Медицинской академии, изд 14 р.), автор первого средства для в/в наркоза (гедонал) и идеи комбинированного наркоза (гедонал+ хлороформ).

А.А. Лихачев (1866-1942 гг.) - фармакология теплообмена и газообмена, токсикология;

М.П. Николаев (1893-1949) - работы по патологической фармакологии ССС.

М.Д. Машковский - новые лекарственные средства, руководство для врачей.

) Фармакология нового времени.

Разработкой новых лекарственных средств занимаются фармакологи, а технологией изготовления лекарственных форм, отдельных препаратов - провизоры.

Правила изготовления лекарственных препаратов и методы контроля (физические, химические, биологические) их активности и качества приводятся в специальном общегосударственном сборнике - Государственной фармакопее.

Лекарственные вещества классифицированы по их влиянию на те или иные системы организма человека. Они могут быть представлены следующими группами:

• средства, регулирующие функции нервной системы (периферической и центральной)

• средства, регулирующие функции исполнительных органов и их систем (дыхания, пищеварения, кровообращения)

• средства, регулирующие процессы обмена веществ

Отдельные группы составляют: противовоспалительные, противоаллергические средства, а также химиотерапевтические вещества.

 

16. Изучая первый вопрос, необходимо отметить, что в Российском государстве XVI - XVII вв. неоднократно возникали эпидемии. Рассмотреть причины повальных болезней, среди которых следует выделить тяжелое социально-экономическое положение большей части населения; провести сравнение с резким ростом инфекционной заболеваемости в современной России как результата значительных социальных потрясений последнего десятилетия XX века. Указать первоначальные представления о борьбе с заразным началом (изоляция "заморных мест" путем создания пограничных застав; "запирание улиц" - изоляция пораженных частей города; вымораживание зараженных помещений; погребение умерших в специальных могильниках вдали от населенных мест; предостережения от пользования вещами умерших от инфекционных заболеваний; особые правила обработки вещей, передаваемых из о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: