Общие рекомендации по подготовке к дипломному проектированию




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

В.И.Савин

Ю.М.Миронов

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

 

Альтаир - МГАВТ

Москва

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

В.И.Савин

Ю.М.Миронов

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

 

Методические рекомендации

 

Альтаир - МГАВТ

Москва

 

УДК 656.6.072/073

В.И.Савин д.т.н., проф., Ю.М.Миронов к.т.н., доцент. Преддипломная практика на предприятиях водного транспорта Методические рекомендации. – М.: Альтаир - МГАВТ, 2007.

 

Разработаны на кафедре «Эксплуатации флота и АСУ водным транспортом» в соответствии с Учебным планом для использования студентами специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (водном)», приступающими к дипломному проектированию и преддипломной практике, и являются дополнением к общим методическим рекомендациям по дипломному проектированию по данной специальности. Они касаются подготовительного этапа (выбор темы, назначение руководителя и др.) и первого этапа – преддипломной исследовательской практики.

В настоящих методических рекомендациях учтен опыт родственных кафедр Нижегородской академии водного транспорта, а также смежных кафедр МГАВТ.

 

Рекомендованы и утверждены на заседании кафедры «Эксплуатации флота и АСУ водным транспортом»

Протокол от 27 февраля 2007г. № 7.

 

Рекомендованы Учебно-методическим советом МГАВТ

 

 

© Савин В.И., 2007

© Миронов Ю.М.,2007

© МГАВТ, 2007

 

Содержание

 

1.Общие рекомендации по подготовке к дипломному

проектированию ……………………………………………………… 4

2.Программа и порядок прохождения преддипломной практики …. 5

2.1.Цели и задачи преддипломной практики ……………………….. 5

2.2.Место, сроки и порядок прохождения практики…………………6

2.3.Методические рекомендации по сбору исходных данных для

дипломного проектирования ………………………………………… 6

2.4.Содержание и порядок сбора исходных данных ………………. 7

2.5.Особенности сбора исходных данных для выполнения

дипломного проекта по автоматизации решения задач учета,

контроля, планирования, регулирования работы флота на

базе средств АСУ …………………………………………………… 11

2.6.Особенности сбора исходных данных для выполнения

дипломного проекта по оптимизации речных перевозок. ……… 12

2.7. Особенности сбора исходных данных для выполнения

дипломного проекта по совершенствованию грузовой и

коммерческой работы……………………………………………… 12.

3.Отчет по практике ………………………………………………… 12

3.1.Состав отчета и требования к нему…………………………… 12

3.2.Прием зачета по практике……………………………………… 13.

4.Руководство практикой. ……………………………………………13.

4.1.Обязанности руководителя практики от академии. ……………13

4.2.Обязанности руководителя практики от предприятия…………13..

 

Общие рекомендации по подготовке к дипломному проектированию

1.1.В Московской государственной академии водного транспорта установлен следующий порядок решения вопросов, регламентирующих дипломное проектирование студентов:

-подготовка перечня базовой тематики дипломных проектов, согласованных с судоходными компаниями и предприятиями – октябрь;

- закрепление за студентами тем, подбор руководителей – декабрь;

-утверждение заданий на преддипломную практику и дипломный

проект, подбор консультантов – январь;

- утверждение календарных графиков на дипломное проектирование – февраль;

- преддипломная практика – февраль-март;

- прием зачета по практике – март;

- защита дипломных проектов – июнь.

 

1.2.После выбора темы по кафедре «ЭФ и АСУ ВТ» и одобрения ее

руководством кафедры, студентам специальности 190701 рекомендуется:

 

1.2.1.Получить на кафедре «ЭФ и АСУ ВТ»:

 

-Методические рекомендации по преддипломной практике;

-Методические разработки по дипломному проектированию для студентов специальности 190701 по составу и содержанию дипломного проекта по одному из направлений (по совершенствованию организации речных перевозок, по оптимизации схем перевозок и использования флота, по автоматизации решения задач учета, контроля, планирования, регулирования работы флота и портов на базе средств АСУ, по совершенствованию коммерческого обслуживания речных перевозок).

- Методические рекомендации по дипломному проектированию для студентов специальности 190701.

-Методические указания по выполнению в дипломных проектах раздела «Охрана труда».

- Методические указания по разработке вопросов гражданской обороны в дипломных проектах.

-Список методической, технической и справочной литературы, рекомендуемой дипломникам.

 

1.2.2. Получить в библиотеке академии методическую, техническую и справочную литературу из рекомендованного списка тех наименований, которые имеются там в достаточном количестве.

Литературой, которая имеется в библиотеке в ограниченном количестве, можно пользоваться в читальном зале. Рекомендуется воспользоваться также другими источниками для приобретения литературы (магазины технической литературы г. Москвы, технические библиотеки г. Москвы и т.п.).

 

1.2.3.Необходимо начать регулярный просмотр в библиотеке МГАВТ, технических библиотеках г.Москвы помимо указанного списка литературы, также других книг, брошюр, журналов, газет по теме дипломного проекта; материалов из сети Internet или Интерсет; делать из них выписки, снимать эскизы и накапливать все эти материалы для последующей работы над дипломным проектом. Необходимо также заранее приобрести писчую бумагу, папку для дипломного проекта, бумагу для чертежей и т.п.

 

1.2.4.Заблаговременно до отъезда на преддипломную практику, с помощью руководителя дипломного проекта, тщательно подготовиться к практике, уточнив, какие материалы предстоит собрать; ознакомиться с проектными материалами по теме дипломного проекта, имеющимися в ЦПКБ, Гипроречтрансе и на кафедре.

 

2.Программа и порядок прохождения преддипломной практики.

 

2.1.Цели и задачи преддипломной практики:

 

-глубокое ознакомление студента с производственным объектом по дипломному проектированию в соответствии с одним из следующих направлений по кафедре «ЭФ и АСУ ВТ»: организация перевозок, в т.ч. в частном случае комплексное обслуживание флота, управление работой порта, автоматизация решения управленческих задач работы флота и портов, оптимизация схем перевозок; коммерческое обслуживание перевозок

- анализ и выявление узких мест в организации работы производственного объекта по направлению дипломного проектирования;

- подготовка материалов, проведение анализа, эксперимента для творческой разработки предложений по «узловому вопросу» дипломного проекта с акцентированием внимания на более глубокую проработку вопроса, освещаемого в научно-исследовательской части проекта (окончательная доработка «узлового вопроса» и научно-исследовательской части проводится в период работы над дипломным проектом);

- сбор различных материалов к дипломному проекту (в соответствии с его разделами) на предприятии, в проектных и научно-исследовательских организациях.

По существу студент-дипломник должен обеспечить себя на практике материалами и приступить фактически к выполнению 1 и П глав дипломного проекта в соответствии с избранной темой и Методическими разработками по одному из направлений, т.е. провести работу по:

- анализу современного состояния организации перевозок (комплекс-

ного обслуживания флота), управления работой порта, автоматизации решения управленческих задач, оптимизации схемы перевозок коммерческого обслуживания перевозок;

- сбору и обоснованию исходных данных для проектирования по од-

ному из тех же направлений.

Конкретные задачи каждого студента во время прохождения преддипломной практики указываются в задании, которое выдается студенту перед направлением на практику.

 

2.2.Место, сроки и порядок прохождения практики.

 

Предприятие, где студент должен проходить практику, утверждается приказом по академии на основании предложений, внесенных кафедрой «ЭФ и АСУ ВТ» и деканатом факультета. При этом предусматривается, что, кроме прохождения практики непосредственно на предприятии, студент должен изучать вопросы по теме дипломного проекта в научно-исследовательских и проектных организациях.

Преддипломная практика проводится в 10 семестре, ее продолжительность 4 недели, календарные сроки указываются в задании на практику и путевке, которые вручаются студенту до начала практики.

Перед прохождением практики студент должен, в необходимых случаях, пройти инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Студент обязан прибыть на практику и закончить ее точно в сроки, предусмотренные приказом по академии. Прибытие и убытие отмечается предприятием в путевке, выдаваемой студенту.

Во время пребывания на практике студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка предприятия и быть образцом в своем поведении.

Учитывая, что преддипломная практика является ответственным этапом в подготовке и защите дипломного проекта, студент должен проявить максимум инициативы, организованности, личного творчества при сборе материалов для выполнения разделов дипломного проекта.

 

2.3.Методические рекомендации по сбору исходных данных для дипломного проектирования.

При сборе исходных данных для дипломного проектирования необходимо руководствоваться следующим:

2.3.1. Сбор исходных данных является исходным этапом проектирования и предопределяет качество выполнения дипломного проекта. В процессе сбора исходных данных необходимо тщательно изучить производственную деятельность судоходного предприятия, современную организацию перевозок, движения и обработки флота, практические материалы проектных и научных институтов, отделов АСУ и других организаций по вопросам, имеющим отношение к теме дипломного проектирования.

2.3.2.Содержание и объем собранных данных должен позволить провести тщательный анализ производственно-экономической деятельности объекта проектирования и наметить пути ее совершенствования в рамках темы дипломного проекта.

2.3.3. Сбор исходных данных – это творческий этап в подготовке к дипломному проектированию. Поэтому он не должен сводиться к механическому переписыванию данных из отчетов и плановой документации, копированию схем, чертежей. Необходимо выделить наиболее важные, главные, с точки зрения темы дипломного проекта, особенности работы флота, позволяющие глубоко и всесторонне проанализировать производственно-экономическую деятельность предприятия, выявить неиспользованные резервы для повышения эффективности и качества его работы.

2.3.4. Для сбора исходных данных необходимо пользоваться данными по эксплуатационной и финансовой деятельности предприятия, статистической отчетностью, перспективными планами развития, нормативными данными, планами НОТ, планами организационно-технических мероприятий, материалами проектных организаций, диспетчерскими справочниками, различными материалами внутреннего и отраслевого характера, имеющими отношение к теме дипломного проекта.

2.3.5. Работа по сбору материалов должна носить исследовательский характер. Собираемые материалы должны быть логически осмыслены, при наличии неувязок и несогласованностей следует обратиться к руководителю преддипломной практики от производства. Для сравнения отдельных данных рекомендуется также привлекать материалы в целом по речному транспорту.

2.3.6. Особое внимание следует уделить данным по внедрению прогрессивных мероприятий, привлечению новых грузопотоков на речной транспорт и увеличению объема перевозок, росту производительности труда, применению новой техники, использованию новых типов судов и составов и передовой технологии, распространению и внедрению опыта новаторов и снижению себестоимости перевозок.

2.3.7.Работа студента должна быть организована таким образом, чтобы по результатам собранного материала можно было обосновать исходные данные для проектирования.

2.3.8. Качество выполнения дипломного проекта в значительной степени будет определяться полнотой и тщательностью критического анализа собранного материала, обоснованностью выводов и предложений, степенью проявленной при этом самостоятельности, элементами новизны и оригинальностью принимаемых решений.

 

 

Содержание и порядок сбора исходных данных.

В процессе прохождения преддипломной практики студент должен собрать данные для написания 1 и 2 разделов проекта, т.е. сведения, позволяющие дать характеристику и выполнить анализ современной организации перевозок заданных грузов и обосновать исходные данные для проектирования. Работа выполняется в следующей последовательности.

 

2.4.1.Сбор данных о плановой и фактической корреспонденции

грузопотоков.

 

Собираются необходимые данные о составе, динамике, распределении перевозок по видам флота, удельном весе перевозок по родам грузов и тоннах и тоннокилометрах за последние 3-5 лет.

За этот же период собираются данные о плановой и фактической корреспонденциях грузов, предусмотренных проектной схемой графика движения, с указанием пунктов отправления и назначения, объемах перевозок в тыс.тонн и грузообороте в млн. ткм с разбивкой по месяцам и в целом за навигацию. Собранные данные должны выявить суточную и месячную неравномерность выполнения плановых заданий, определить причины невыполнения и степень их влияния.

Определяется участие смежных видов транспорта – железнодорожного, морского и автомобильного в перевозке заданных грузов, указываются пробеги, затраты времени; себестоимость погрузки/выгрузки, перевалки; себестоимость перевозок.

Выясняется целесообразность привлечения на речной транспорт дополнительных грузопотоков, которые в настоящее время осваиваются другими видами транспорта.

 

2.4.2. Сбор данных о путевых условиях.

 

Собираются данные о фактических условиях плавания, определяющих организацию заданных перевозок. К ним относятся:

а) сведения о начале и конце навигации по пунктам отправления и назначения грузов, определяющие длительность навигационного периода;

б) выделение характерных участков пути по условиям плавания с указанием их протяженности, гарантированных глубин, ширины судового хода и радиуса закругления, потерь/приращений скорости движения или скорости течения по периодам навигации;

в)выделение однопутных участков пути с односторонним движением, исключающих встречи и обгоны;

г) выделение шлюзованных участков пути с указанием основных характеристик шлюзов: число камер, ниток, полезная длина и ширина камеры, продолжительность шлюзования при одностороннем и двухстороннем пропусках одиночных судов и группы судов и составов;

д) характеристика ветро-волнового режима участков пути по периодам навигации: сила ветра, высота и длина волны, их повторяемость и продолжительность;

е) ограничения для судов по скорости движения, силе ветра и высоте надводного борта на водохранилищах, озерах, в каналах и затруднительных участках пути;

ж) нормы времени стоянок по участкам пути на метеорологические причины, потери скорости на ветро-волновой режим.

 

2.4.3.Сбор данных по технико-экономическим и эксплуатационным характеристикам судов и составов.

 

Собираются основные технико-экономические характеристики типов судов, применяемых на перевозках.

К ним относятся:

а) номер проекта, характеристика архитектурно-конструктивного типа судна, степень механизации и автоматизации, наличие перегрузочных средств;

б) разряд Речного Регистра;

в) грузоподъемность, грузовместимость судна, тип движителя, тип и мощность силовой установки;

г) главные размерения судна L x B x H;

д) осадка (средняя и максимальная) в груженом состоянии, балласте и порожнем;

е) скоростные и тяговые характеристики судов;

ж) балансовая стоимость судов, суточное содержание судов на ходу, маневрах и стоянке, среднее содержание в сутки эксплуатации;

з) штатное расписание команды судна и должностные оклады при работе в речных и морских условиях;

и) величина распределяемых расходов в процентах от общей суммы прямых расходов по данной группе флота;

к) краткая характеристика рейдовых судов, обслуживающих транспортный флот в портах, расходы по рейдовому флоту в процентах от прямых расходов по транспортным судам (тоннажу и тяге).

 

2.4.4. Сбор данных по организации грузовых работ в пунктах погрузки/выгрузки.

 

Собираются данные об основных технико-экономических характеристиках пунктов погрузки и выгрузки.

К ним относятся:

а) план порта с указанием расположения причалов, рейдов, подъездных путей, складов и грузовых площадок;

б) профиль берега, длина причального фронта, количество причалов и подъездных путей; число судов, обрабатываемых на них одновременно; количество и типы перегрузочных машин на причале, их производительность при различных вариантах работ; продолжительность погрузки/выгрузки; нормы времени обработки различных судов и составов;

в) технология обработки судов, порядок погрузки, разгрузки и зачистки судов, вагонов, автомашин, технологические карты обработки судов и единый технологический план работы порта;

г) объем груза, перерабатываемого по прямому варианту, себестоимость погрузки, выгрузки, перевалки при различных вариантах работ, сведения о складах и грузовых площадках;

д) технология доставки груза получателю, организация комплексного обслуживания флота, техника безопасности при обработке судов;

е) передовые методы организации, планирования, технологии работ, применение компьютерной техники, средств связи, информационных технологий, эффективность автоматизации управления.

 

2.4.5. Сбор данных по организации перевозок и движению флота.

 

Состав данных и последовательность их сбора:

- характеристика перевозимого груза;

- характеристика грузовых линий;

- план тягового и портового обслуживания;

- нормативы графика движения для груженых и порожних рейсов с выделе

нием технических, технологических операций и ходового времени;

- сведения о технических скоростях движения и нормах нагрузки;

- сведения о формах использования транспортного флота, занятого на пере

возках заданного груза (закрепление грузовых судов за отдельными лини

ями или группой линий, закрепление тяги за тоннажем и тяговыми плеча-

ми и т.д.);

- сведения о структуре эксплуатационного времени (среднее время оборо-

та, в том числе по элементам оборота за сутки);

- данные о планируемых технологических резервах флота на стихийные и

метеорологические условия и ремонт;

- сведения о выполнении планов судами;

- сведения об изменении схем организации перевозок за последние 3 года

с указанием соответствующих причин;

- сведения о передовых методах эксплуатации флота, научной организации

труда и передовых методах судовых коллективов и диспетчерского аппа-

рата, использовании и эффективности применения компьютерной техники, средств связи и информационных технологий в управлении работой флота и портов.

2.4.6. Сбор данных о технико-экономических показателях работы

флота на перевозках.

Собираются сведения об отчетных и плановых показателях работы флота, в т.ч. плановых показателях на предстоящую навигацию для последующего сопоставления их с расчетными показателями предложенной в проекте организации перевозок и определения экономической эффективности.

Необходимо собрать данные, позволяющие получить следующие эксплуатационные и экономические показатели:

- нагрузка по направлениям движения;

- техническая скорость движения;

- коэффициент использования времени на ход с грузом и стоянки;

- среднее время оборота, в том числе по каждому элементу оборота, в сут-

ках;

- производительность флота в валовые сутки;

- себестоимость перевозок, доходы, расходы, прибыль, производитель-

ность труда, уровень рентабельности.

Примечание: В необходимых случаях перечисленные показатели определяются дипломником расчетным путем, так как средние по пароходству и полученные в дипломном проекте данные могут быть несопоставимы.

Для расчета технико-экономических показателей необходимо использовать нормативы графика движения по нагрузке, скорости и времени, продолжительности рейса или кругового рейса, плановую себестоимость содержания судов в эксплуатации с учетом распределяемых расходов; отчетную доходную ставку, скорректированную на пробег; тарифную ставку, балансовую стоимость судов, численный состав экипажа, технологические резервы флота на стоянки по стихийным и метеорологическим причинам и профилактический ремонт.

 

2.5.Особенности сбора исходных данных для выполнения дипломно-

го проекта по автоматизации решения задач учета, контроля, плани-

рования, регулирования работы флота и портов на базе современных

информационных технологий и автоматизированных рабочих мест

(АРМ).

 

Необходимо собрать данные об общей характеристике предприятия, как объекта автоматизации в следующей последовательности:

- производственно-экономические характеристики объекта автоматизации;

- данные о существующей системе управления;

- данные об информационных потоках предприятия;

- характеристика применяемых методов управления;

- характеристика комплекса технических средств и применяемых программ – математических средств.

Сведения о решаемой задаче управления или комплексе задач собираются в следующей последовательности:

- организационно-экономическая сущность задачи;

- существующая технология решения задачи;

-экономико-математическая модель задачи;

- входная, нормативно-справочная и выходная информация;

- характеристика методов и алгоритмов решения задачи;

- используемые информационные технологии;

- экономическая эффективность автоматизации решения задачи.

 

2.6.Особености сбора исходных данных для выполнения дипломного

проекта по оптимизации речных перевозок.

 

При разработке темы дипломного проекта по оптимизации перевозок следует дополнительно собрать данные, необходимые для выполнения в процессе дипломного проектирования оптимизационных расчетов.

Эти данные обеспечивают формирование схем грузовых линий, расстановки судов по линиям, оптимизации портового обслуживания, оптимизации согласования работы во времени различных звеньях транспортного процесса и т.д. В случае применения на месте прохождения преддипломной практики оптимизационных расчетов, необходимо собрать данные о применяемых методах решения задач оптимизации, ознакомиться с алгоритмами и соответствующим программным обеспечением, эффективностью применения и средств оптимизации, собрать соответствующие выходные формы, распечатки, нормативно-справочную информацию.

 

2.7. Особенности сбора исходных данных для выполнения дипломного проекта по совершенствованию грузовой и коммерческой работы.

 

При сборе исходных данных по коммерческой работе следует дополнительно собрать данные по осваиваемым и планируемым грузопотокам, заявкам на перевозки грузов, составлению и заключению договоров с клиентурой на перевозки грузов, взаимодействию со смежными видами транспорта по коммерческому обслуживанию перевозок, данные по автоматизации коммерческой работы и ее экономической эффективности.

 

3.Отчет по практике.

 

3.1. Состав отчета и требования к нему.

Отчет должен быть представлен для просмотра руководителем дипломного проекта в течение 5 дней после окончания преддипломной практики.

В краткой записке студент должен описать проделанную работу и указать перечень собранных им материалов, а также представить на просмотр руководителю накопленные материалы.

 

3.2. Прием зачета по практике производится комиссией, назначаемой заведующим кафедрой «ЭФ и АСУ ВТ».

 

Руководство практикой.

 

4.1. Обязанности руководителя практики от академии.

 

Руководитель преддипломной практики студентов назначается приказом ректора по представлению кафедры. В его обязанности входят:

- решение всех организационных вопросов по практике;

- контроль и помощь студентам при прохождении практики в судоходных компаниях, на предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях.

 

4.2.Обязанности руководителя практики от предприятия.

 

Руководитель практики от предприятия назначается по договоренности кафедры с руководителем предприятия. В его обязанности входит всемерная помощь студентам в сборе материалов в соответствии с заданием.

 

Савин Владимир Иванович

Миронов Юрий Маркианович

 

 

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

 

 

Методические рекомендации

 

 

Подписано в печать 2007г.

 

Формат 60х90 / 16 Объем 1.п.л.

 

Заказ № Тираж 60 экз.

 

 

Московская государственная академия водного транспорта

 

117105 г.Москва, Новоданиловская набережная, д.2, корп. 1.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: