учреждение высшего образования 7 глава




Вольтер не создал собственной политической теории, но подготовил почву для последующего развития политико-правовых учений.

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Свои воззрения он изложил в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян», в книге - «О духе законов» (1748) и др.

Он первым создал развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства: был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. «Я ' установил общие начала, и увидел, что история каждого народа вытекает из них как следствие... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей».

Эмпирические методы исследования у Монтескье используются наравне с методологией рационализма (поэтому вступают в противоречие друг с другом). Возникновение политически организованного общества он рассматривает как исторический процесс: считает, что государство и законы появляются вследствие войн. В целом, Монтескье - один из основоположников историко-сравнительного изучения общества и государства эмпирического правоведения. Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации, на который воздействует множество причин, делящихся на две группы: физические и моральные. Ведущую роль среди первых Монтескье отводил географическим факторам. Моральные причины вступают в действие позднее. Это - принципы политического строя, религиозные верования, обычаи... Цель его главного труда «О духе законов» - показать «триумф морали над климатом».

Далее - текст. Хрестоматия. С. 124-126.

Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебные власти. Самым последовательным воплощением этих принципов он считает Англию, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - королю, судебная — присяжным. Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей.

Монтескье - родоначальник географической школы в социологии.

В начале XX века последователи социологической юриспруденции взяли на вооружение определение Монтескье: «... законы суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Кроме того Монтескье считается классиком конституционализма.

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712-1778) положили начало новому направлению общественной мысли - политическому радикализму. Литературную известность Руссо принесла работа «Рассуждения о науках и искусствах», в которой было поставлено под сомнение положение о том, что распространение знаний способно усовершенствовать нравы общества. Выпады против развития знаний стали называть «парадоксами Руссо». В последующих трудах Руссо приступает к созданию целостной социально-политической доктрины. Наиболее полное обоснование она получила в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) и в историческом очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Руссо считал естественное состояние человеческой жизни земным раем. Этот золотой век общественного равенства был разрушен коварством верхушки родовой общины, которая обманула рядовых общинников. Она присвоила себе материальные блага. Экономическое неравенство было дополнено политическим: богатые склонили бедных кобразованию государства, которое охраняет интересы частных собственников. Вместо подобного ложного договора Руссо предлагает подлинный общественный договор, основанный на идее «народного суверенитета (то есть верховенство народа)». «Государство разума» представляет собой ассоциацию, которая возникает в результате передачи каждым индивидом своих прав и свобод в пользу целого. Индивид превращается в часть этого целого, которое воплощает «общую волю», «общественный интерес» всех граждан государства. Общая воля граждан выражается в прямой демократии и, прежде всего в голосовании народа. Исполнительная же власть лишь осуществляет на практике общую волю.

Хрестоматия. С. 127-137 (комментарии). (134-137)

Во Франции ХУШ века появляются теории, которые позже были названы коммунистическими. Например, Морелли (примерно 1715-?).В его главной книге «Кодекс природы, или истинный дух ее законов» (1775) содержится теоретическое обоснование строя, обоснованного на общественной собственности. В концепции Морелли заметно влияние идей Платона и некоторых положений теории естественного права. Морелли изображает естественное состояние как золотой век. конец которому положил процесснагромождение ошибок, главная из которых - «чудовищный раздел произведений природы». Возникла «всеобщая чума - частный интерес - эта изнурительная болезнь всякого общества».

Первый «основной и священный» закон общества гласит: «В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий или для своего повседневного труда». Всего в «Кодексе» 118 законов. Морелли считал, что все стороны жизни граждан должны детально регламентироваться правом. С пятилетнего возраста все дети помещаются в предназначенные для этого дома. «Их пища, одежда и первоначальное обучение будут везде совершенно одинаковыми, без всяких отличий... От 10 до 30 лет молодые люди каждой профессии будут носить форменное платье из одной и той же материи, чистое, но обыкновенное и подходящее для их занятий».

Строгая цензура и государственный надзор, тотальная регламентация жизни оправдывались тем, что интересы общества стоят выше интересов личности. Основная задача государства - охранять законы, не допуская повторения ошибок, уже породивших когда-то возникновение частной собственности и связанные с ней бедствия. Тем не менее, правительственный механизм может быть устроен по-разному: демократия отцов семейств, правительства мудрецов (аристократия), монархия.

Морелли предполагает сохранение в будущем уголовных законов. Наиболее тяжкими преступлениями признаются убийства и попытка «посредством интриги либо иным путем уничтожить священные законы с целью ввести проклятую собственность». Виновный заключается «на всю жизнь как буйный помешанный и враг человечества, в построенную на кладбище пещеру». В числе иных наказаний - тюремное заключение, лишнее права занимать определенные должности и т.д.

Ряд идей Морелли развивал Габриэль Бонно де Мабли (1709-1785). Он резко порицал имущественное неравенство и частную собственность. В книге «О правах и обязанностях гражданина» (1758) прославляет «счастливую общность имуществ». Однако позже Мабли приходит к выводу об утопичности идеи создать общество без частной собственности. Тем не менее, в своем труде «О законодательстве или принципы законов» (1776), Мабли еще резче порицает пороки, проистекающие из частной собственности. «Чем беднее нация, тем меньше склонна она к честолюбивым замыслам к тирании...» Мабли приветствовал законы против роскоши: «Они должны распространяться на все: на мебель, жилища, стол, слуг, одежду; если вы что-нибудь оставите без внимания, вы откроете путь для злоупотреблений, которые распространятся на все. Чем суровее будут законы, тем менее опасным будет неравенство имуществ».

Во Франции XVIII века возникли и развивались теории общинного безгосударственного коммунизма. Одна из них изложена в произведении сельского священника Жана Мелье (1664-1729). вошедшем в историю под названием «Завещание». Его центральная идея - права трудящегося народа. Резкой критике подвергнуты высшие сословия и правовой строй абсолютистской Франции.

Мелье призывал к народной революции. Об управлении в будущем обществе писал кратко: «Все это должно происходить не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния». Мелье считал, что при таком обществе отпадут причины войн, мятежей, не будет судебных процессов по поводу собственности, не будет воровства...

Отличается оригинальностью и концепция Леже-Мари Дешана (1716-1774) -бенедиктинского монаха, написавшего сочинение «Истина, или Истинная система». История человечества делится им на три этапа: «состояние дикости», «состояние законов» и «состояние нравов, равенства, или истинного естественного закона», в котором исчезнут частная собственность, законы, короли, сословия. Жизнь приблизится к природе. Исчезнут все произведения искусства, включая архитектурные; все книги будут сожжены. В отличие от Морелли (за тотальное государственное руководство всей жизнью) Дешан - против какой-либо власти человека над человеком.

Идеи безгосударственного коммунизма обосновывал и Сильвен Марешаль (1750-1803). Возвращение человечества к первоначальной свободе он мыслил как отделение от современного общества маленьких ассоциаций, или семей (по 100 человек), поселяющихся на пустующих землях. Не будет законов, кодексов, конституций.

Политико-правовые доктрины представителей Просвещения нашли практическое воплощение в ходе французской революции (1789-1794). На первом этапе (1789-1792) власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты. На втором этапе (1792-1793) государственная власть переходит к жирондистам - представителям республикански настроенной буржуазии. На третьем этапе (1793-1794) была установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов. Крупнейшими идеологами конституционалистов были Оноре де Мирабо. Эмманюэль Слейес и Антуан Барнав. Они призывали к объединению против аристократии и абсолютизма за всеобщее равенство и свободу. 26 августа 1789 года Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина (текст).

Однако уже в конце 1789 года был принят декрет, который устанавливал деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку. Конституция 1791 года установила в стране ограниченную монархию. В результате народного восстания в 1792 году к власти пришли жирондисты (департамент Жиронда). Лидеры - Жак Бриссо и Жан Ролан. Они защищали республиканский строй. Их законодательные акты отменили монархию, цензовое деление граждан. Впервые в мировой практике было установлено республиканское представительное правление в унитарном государстве. Восстание в Париже 31 мая - 2 июня 1793 года передало власть в руки якобинцев. Лидеры — Максимилиан Робеспьер и Жан Поль Марат. «Революция - это война свободы против ее врагов; Конституция - это режим победоносной и мирной свободы».

Противоречивость законов якобинцев (см. уч.О.Э.Лейста.с.345-346) исчерпали диктатуру и привели к термидорианскому перевороту 1794 г. Гракх Бабеф (1760-1797), Марешаль и др. создали «Тайную директорию общественного спасения» для продолжения революции. В мае заговор был раскрыт. Бабеф и Дарте - казнены.

В истории политико-правовых учений запомнилась их идея о создании Большой национальной общины, организованной на коммунистических началах. Ей передается все конфискованное у врагов имущество плюс имущество вступающих в нее граждан. Сильвен Марешаль составил непринятый «Манифест равных», где призывал: «Пусть погибнут, если это необходимо, все искусства, только бы для нас осталось подлинное равенство» и «пусть исчезнет, наконец, возмутительное деление на управляющих и управляемых». В «Манифесте плебеев» Бабефа, опубликованном в его газете «Народная трибуна» (1795) отмечалось: «Превосходство талантов и предприимчивости является лишь химерой и благовидным обманом, который всегда служил заговорщикам в их кознях против равенства и счастья людей».

Полезным бабувисты признавали лишь физический труд.

Идеи Бабефа, процесс бабувистов, а затем издание Буонаротти книги «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа» (1828) оказали большое воздействие на развитие идеологии коллективизма.

4. Как независимое государство США возникли в ходе освободительной войны 1775-1783 гг. Одним из наиболее радикальных представителей политико-правовой идеологии периода войны за независимость был Томас Пейн (1737-1809). Его идеи были отражены в Декларации независимости: им предложено название «США». Находясь во Франции, Пейн в 1792 году стал на сторону жирондистов, с приходом якобинцев былприговорен к смертной казни, но сумел спастись. Пейн различает естественные права (право на счастье, свободу совести, свободу мысли) и гражданские - возникают с образованием государства. К последним принадлежит и право собственности.

Еще в 1775 году Пейн выступил против рабовладения.

Верховная власть в государстве должна принадлежать народу. Есть «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы государства, Республиканское правление должно быть основано на принципе народного представительства. С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 года (см. Хрестоматия с. 235-244 - комментарии).

К взглядам Пейна близки воззрения третьего президента США Томаса Джефферсона (1743-1826). Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Он - основной автор проекта Декларации независимости, (см Хрестоматия с.245-281) В Декларации - 27 пунктов обвинения против английского короля и - не принятый 28-й пункт - осуждение рабства негров в южных колониях.

Более умеренные взгляды были у Александра Гамильтона (1757-1804) - одного из авторов Конституции 1787 года. Он считал, что должно преобладать не конфедеративное устройство («Статьи конфедерации» 1781), а федеративное. В крайнем случае - пожизненный президент, двухпалатный парламент с высоким имущественным цензом. Гамильтон и его сторонники излагали свои взгляды в сборниках «Федералист». Хрестоматия с.258 - конст.

Близок к федералистам и Бенджамин Франклин (1706-1790). Именно он выдвинул идею самоуправляющихся колоний, которые в 1769 году предложил назвать штатами, призвал к вооруженной борьбе с Англией.

Оценивая взгляды американских представителей политико-правовой мысли, следует учитывать, что впервые в истории идеи естественно-правовой доктрины были закреплены в конституционных документах.


Тема 8

Политические и правовые учения в Западной Европе в конце восемнадцатого начала девятнадцатого веков.

План:

1. Учение И. Канта о праве и государстве.

2. Учение Гегеля о государстве и праве.

3. Консервативные политико-правовые учения на рубеже восемнадцатого-девятнадцатого веков.

 

Литература:

- Баскин Ю. А. Кант. М., 1984

- Длугач Т. Б. И. Кант: от ранних произведений к "Критике чистого разума". М. 1990

- О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М. 1995

- Хейде Л. "Сова Минервы": об актуальности "Философии права" Гегеля. // Вопросы философии. 1996 № 9

 

1. Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник либерализма в Германии, родоначальник классической немецкой философии автор одного из крупнейших направлений в современной теории права....

Кант родился в г. Кенигсберге в семье шорника. Закончил факультет теологии Кенигсберского университета, где в скоре стал профессором. Учение Канта сложилось в начале 70-х. гг. XVIII в. в ходе предпринятого или критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане", "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797). В основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания (т. е. предшествующие опыту или не зависящие от него). Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т. е. чувственных ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета - его цвете, тяжести... Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. "Познание разумом и априорное познание суть одного и того же".

По определению Канта, право - это совокупность условий, при которых произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Учение Канта о праве представляет собой высшую ступень в развитии западноевропейской юридической мысли XVIII в. Кроме того, в "Метафизики нравов" была предложена своеобразная трактовка естественного права. Согласно дефиниции в "Метафизики нравов" государство - соединение множества людей, подчиненных правовым законам. В качестве важнейшего признака государства здесь было названо верховенство закона. Кант подчеркивал, что рассматривает не государство, существующие в действительности, а "государство в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права". Его учение о праве и государстве явилось первой крупной политической доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением французской революцией.

Исходя из теории естественного права, И. Кант признавал самоценность всякой личности, которая в своем поведении должна руководствоваться нравственным законом, категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максимум твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства". Кант считается одним из создателей концепции правового государства, поскольку рассматривал государство как "множество людей, подчиненных правовым законам". Кант выступал против тирании и деспотизма верховной власти, и народного суверенитета. Актуальны идеи Канта о социальных изменениях в обществе путем реформ, сверху исключающих вооруженную борьбу. Мечта Канта - "всеобщий мир" в форме федерации равноправных республик, созданной для удовлетворения разнообразных потребностей нации и основанной на благоразумии и дорой волей правителей, а также просвещении и воспитании народов. (Комментарии по хрестоматии. С. 153-160).

2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Его философское учение представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого идеализма. Гегель родился в Штутгарде в семье финансового чиновника. После богословского факультета Тюбингенского университета отказался от карьеры пастора и стал изучать философию. В 1818 г. получил кафедру в Берлинском университете. Основные произведения: "Феноменология духа" (1807) "Наука логики" (1812-1816), "Энциклопедия философских наук" (1817), главное произведение по вопросам государства и права - "Философия права" (1821). Гегель доказывал, что истинное (абсолютное) знание может быть достигнуто лишь в рамках философской систему, раскрывающей содержание всех своих категорий и понятии в их логической взаимосвязи. "Истинное действительно только как система". Целостность такой системы призвана была обеспечить диалектика - метод исследования структуры теоретических понятий и переходов между ними. По Гегелю диалектика позволяет построить научную теорию путем последовательного развития мысли от одного понятия к другому. Философская система Гегеля охватывала всю совокупность теоретических знаний того времени. Основными частями гегелевской философии являются: логика, философия природы, философия духа. Каждая из них в свою очередь делится на несколько учений. Государство и право были отнесены теоретиком к предмету философии духа. "Наука о праве есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую собой разум предмета..."

Свое видения предмета и метода философии права Гегель выразил в знаменитом афоризме, который воспринимался многими последующими теоретиками как квинтэссенция его социально-политической доктрины: "Что разумно, то действительно, что действительно то разумно при разумном (должном) политическом строе. "Познание того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи".

По Гегелю естественное право относится к положительному так как правовая теория относится к действующему праву. "Познанию того, каким предметы должны быть, возникает только из сущности, из понятия вещи". Но подлинной свободой обладает всеобщая, а не индивидуальная воля.

Идея права проходит три ступени в своем развитии; абстрактное право, мораль и нравственность.

Политический идеал Гегеля отражал стремление немецкого бюргерства к компромиссу с дворянством и установление конституционного строя в Германии путем постепенных реформ с верху.

Гегель оправдывает возможность решать международные споры путем война. "Война очищает дух нации".

(Хрестоматия. Подробные комментарии по тексту. С. 1850207).

3. Ha рубеже ХУШ-Х1Х вв. с осуждением французской революции выступил ряд политических мыслителей. Наиболее известным был Жозеф Де Местер (1753-1821) (долгое время был посланником сардинского короля в Петербургё. Доказывал, что когда Франция встала на путь революции, ее постигла божья карма, отдав страну в руки злодеев.

Особое внимание Д'Местер уделял критике свойственного Просвещению убеждения во всесилии разумного законодательства. По словам Д’Местра, человек не может сочинить конституцию так же, как не может сочинить язык. Он не может создать даже насекомое или пылинку, но вообразил, что он источник верховной власти и стал творить конституции. Д'Местер призывал французов вернуться к своей старинной конституции, которую им дала история, и через монарха получить свободу. И тогда Франция снова станет украшением Европы. По утверждению ДМестра, просвещение и образование вредны; знания разрушают интуитивный стиль жизни и лишают традицию ее "магической". "Универсальным монархом может быть только папа".

Подобные идеи развивал французский политик Виконт Д’Бональ (1754- 1840), он подчеркивал, что демократия произошла от ослабления веры в бога, естественным устройством общества является монархия, ее прообраз и основной элемент семья. В то же время идеал Д’Бональдо - средневековая представительная сословие - монархия с сильной ролью церкви. Государство и религия - "две узды необходимые для сдерживания страстей человеческих". Декларацию прав человека и гражданина предлагал заменить "Декларацией прав Бога", как автора всех совершенных законов.

Карл Людвиг Галлер (1768-1854) так же стремился обосновать средневековые идеалы. Будучи профессором права в Бернском университете он покинул Швейцарию из-за политических переворотов, принял католичество. Его шеститомная "Реставрация политической науки" (1816-1834) вызвала многочисленные дискуссии, резко критиковалась Гегелем ("невероятные нелепости"). Галер считал, что Богом установлен естественный, управляющий всеми человеческими отношениями, согласно которому сильный властвует, слабейший подчиняется. Отвергает идею общественного договора, ставящего человеческий произвол на место вечного, установленного Богом порядка. Бумажные конституции вообще бесполезны. Законы большой частью не нужны, т.к. их положения понятны из естественного закона, "гражданские законы" представляют собой лишь запись (для сведения судей) договоров и обычаев, сложившихся в обществе. Уголовные законы - тоже инструкции, адресованные судьям. Что касается суда, то это не сколько функция государства сколько благодеяние князя. Все государственные служащие - слуги князя.

В 1790 г. английский парламентарий (ирландец) Эдмунтд Берк (1729-1797) опубликовал книгу "Размышления о революции", содержащую полемику с ораторами двух дворянских клубов в Лондоне, разделявших идеи Просвещения, одобрявших события во Франции. По мере развития событий во Франции, подтвердивших худшие опасения Берка, возрастала популярность его сочинения. Книга вызвала много откликов, из которого наиболее известно сочинение Т. Пейна "Права человека".

Берк критиковал Национальное собрание Франции не только из-за некомпетентности его состава ("из провинциальных адвокатов старых муниципальных чиновников, врачей, деревенских кюре), но и еще более за желание одним махом создать новую конституцию для "огромного королевства и каждой его части "на основе метафизических теорий и абстрактных идеалов, выдуманных "литературными политиками"

Задача сильных политических умов - "сохранить и одновременно реформировать". "Честный реформатор" не может рассматривать свою страну как чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится". Книга Берка стала одним из первых произведений консервативного историзма и традиционализма, противостоящего рационализму революционных политиков-идеалистов. По Берку сила действительной конституции в давности, в традициях. Само учение о государстве и праве должно стать наукой, изучающей исторический опыт, законы и практику, а не схемой априорных доказательств, какой является учение идеологов революции.

В начале XIX в. ряд немецких юристов, создавших историческую школу, выступил с критикой рационализма теории естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права и веры во всесилии закона. Они доказывали, что нет естественного права, а есть лишь положительное право, которое имеет свои законы развития, не зависящие от разума. Само право - историческое наследие народа, которое не может и не должно произвольно меняться. Подлинным источником права является не закон, произвольно принимаемый, а обычай, выражающий дух народа. Основателем исторической школы права был профессор (права) в Геттингене - Густав Гуго (1764-1844). В книге "Учебник естественного права, или философия положительного права он оспаривает основные положения теории естественного права, концепцию общественного договора отвергает по ряду оснований: 1-таких договоров не было никогда; 2- общественный договор практически невозможен (миллионы незнакомых людей); 3- концепция общественного договора вредна (никакая власть не будет прочной, если обязанность повиновения зависит от исследования ее исторического происхождения из договора). Власть и право возникали по-разному. Право же возникает из потребности решения споров. Гуго сравнивает право с языком и нравами, которые развиваются сами по себе, без договоров и предписаний. Он оправдывает рабство и право государства ограничивать свободу мысли.

Фридрих Карл Савиньи (1779-1861) - профессор Берлинского университета. Доказывал ошибочность предположения, что право создается законодателем. Право развивается вместе с народом, оно становится особой наукой в руках юристов. Научная обработка права юристами - необходимая предпосылка законодательной деятельности. Но в Германии, по Савиньи, время для законодательных работ не пришло. Его последователь - Георг Фридрих Пухта (1798-1846). Он написал & естественном саморазвитии права, которое растет из народного духа, как растения из зерна. Для охраны права от нарушений народ образовал государство. И законодатель и юристы не создают нормы права, а лишь содействуют раскрытию различных сторон народного духа. Право и государство проистекают из божественной воли через народную волю.

Многие из рассматриваемых учений носят печать реакционности или консерватизма. Но именно они нашли ряд уязвимых звеньев в идеологии Просвещения.


Тема 9

Политико-правовые учения в России XVII - XVIII вв.

План:

1. Политическая и правовая мысль России в XVII в.

2. Отечественные политико-правовые учения в период укрепления абсолютизма.

3. Политико-правовые учения второй половины XVIII в.

Литература:

- Грацианский П.С Десницкий. М., 1978.

- Памятники общественно-политической мысли в России конца ХУЛ в. Литературные панегирки. Вып. 1-2. М., 1983

- Русская мысль в век просвещения. М., 1991.

- Шкуринов П.С. Философия России XVIII в. Уг. Пособие для вузов. М., 1992.

Русская политико-правовая мысль XVII в. - сложное и многообразное явление. Тем не менее, главным достижением русского политико-правового сознания в XVII в. стало осмыслением событий «Смуты». Эта катастрофа была понята русскими мыслителями как божья кара, ниспосланная на Россию за грехи ее правителей, - как наказание за предательство правящими кругами русского общества русских национальных интересов. Вместе с тем «Смута» была осознанием в русском обществе столкновения России с внешней враждебной силой - Западной Европой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: