учреждение высшего образования 9 глава




Среди теоретиков коммунистических работ следует назвать труды Роберта Оуэна (1771-1858), Буонаротти «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа». В 1841г. переиздали Кодекс природы Морелли. Исторически сложившимся центром разработки теории стал Париж. Все социалисты и коммунисты порицали развивающийся капитализм. Большинство критикою придавали значение промышленному перевороту, считая, что машинное производство обеспечит изобилие и приблизит коммунизм, понимаемый уже не столь аскетично. Соответственно усилился интерес к изучению истории, экономических основ классового деления общества. Именно захват орудий труда, а не тот или иной политический строй превращает классы в рабов (О. Бланки 1834) «Все рабочие должны стать коммунистами» (Кабе)

....... К государству и праву коллективисту в целом относились безразлично. Тем не менее французский социалист Лун Блан (1811-1882) поддерживал всеобщее избирательной право. (См.: «Организация труда» (1840г.) и др.) Государство станет «банкиром бедных» При помощи правительственного кредита рабочие организуют производственные ассоциации. «Мы делаем государство не директором мастерских, а их законодателем».

Этьен Кабе (1788-1856) (соц.-фил роман «Путешествие в Икарию» (1840)) считал предварительным условием осуществления коммунизма развитие демократии.

Первое открытое собрание коммунистов (банкет коммунистов в Бельвине 1 июля 1840г - около 1200 участников) поддержало идею насильственной социальной революции, ведущей к установлению народной диктатуры. Один из организаторов - Теодор Дезами (1803-1850) См.: «Кодекс общности» (1842-1843) «Постепенное освобождение всех народов менее чем через десять лет войны» подобные идеи разделял Луи Огюст Бланки (1805-1881) Вильгельм Вейтлинг (1808-1871).

Однако сен-симонисты считали революцию катастрофой. «Для меня демократия и коммунизм - синонимы» (Кабе) В тоже время в его Икарии «нет решительно ничего во всём, касающемся пищи, что не было бы урегулировано законом. Именно он дозволяет и разрешает любой вид пищи». Разработанная комитетом ученых книга имела силу закона. Предписан был и сон с 22 до 5. Существовала одна национальная газета.

Коллективисты изучали вопрос о переходном периоде к коммунизму: от 20 до 100 лег. «Heт прочной революции без просвещения» считали, что отомрет государство и право.

В рассматриваемое - время серьёзной альтернативой политическим реформам и борьбе стало движение профессиональных союзов. Лидеры английских рабочих: Моррисон, Смит, Бенбоу — доказывали, что профсоюзное движение важнее всех политических свобод. Действенным средством борьбы становилась забастовка. Эти идеи, звучали на организованном оуэнистами конгрессе кооперативов и тред-юрионистов (1833)

....... Интересно, что в журнале «Братство» (1841г.) отмечалось: «По мере продвижения человечества вперед общая воля становится всё более ясной, народный суверенитет всё более разумным.»

......Таковы направления политико-правовых учений в первой половине XIX века в

Западной Европе.

 


ТЕМА 11

Политическая и правовая идеология в России XIX в.

 

План:

1. Политико-правовые учения в России (1-я половина XIX в)

2. Социалистическая и коммунистическая политико-правовая идеология во второй половине XIX в.

Литература:

- Декабристы в воспоминаниях современников М., 1988

- Деченко А.А., Добролюбов М., 1984

- Олейников Д. Кто такие западники и славянофилы // Родина 1992 № 3

- Феномен Кропоткина // Наука и жизнь 1993 № 2

- Чемерисская М.Н. Петр Яковлевич Чаадаев // Вопросы истории. 1994 № 10

1. О первой половине XIX в. В.О.Ключевский писал: «Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца... Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию времён дяди Тома. Дворяне страшились крестьян, крестьянство злобилось на дворянство, то и другое не питало ни малейшего доверия к правительству, а правительство боялось обоих».

Нарастающие противоречия феодального строя в России отражались в противостоянии и столкновениях либеральной и консервативной («охранительной») идеологии. Становление либерализма в России во многом связано с деятельностью Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839) Им были подготовлены ряд проектов по усовершенствованию государственного строя империи. Ряд проектов был написан по указанию Александра I в 1802-1803 г, другие - позже. Так в 1809 г. были подготовлены «Введение к уложению государственных законов», «Проект уложения государственных законов Российской империи»...

По мнению Сперанского любое государство основано на общей воле народа и передаче им правительству известного количества сил. Из физических сил народа составляется войско, из народных богатств - деньги, из уважения - почести. Если правительство распорядится этими силами неправильно, то «могут быть в государстве войска без силы, деньги без богатства и почести без уважения.»

Цель любого государства, по Сперанскому, обеспечение безопасности личности, собственности и чести каждого. Он различает «внешний образ правления» (постановления, грамоты, учреждения, уставы об устройстве государства) и «внутренний образ правления», который определяет как «расположение государственных сил». Действительная конституция страны существует не на бумаге («внешний образ правления»), а в реальном («вещественном») распределении сил государства на все состояния народа.

«Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов».

«Ни в каком государстве политические слова не противоречат стольким вещам, как в России». Отмену крепостничества Сперанский предлагал провести в две эпохи: 1- «из личной крепости помещиков (крестьяне) перейдут в крепость земле»; 2- «во второй эпохе, которая, конечно, не может быть близка и должна быть близка и должна быть приготовлена многими частными распоряжениями, возвратится к крестьянам их древнее право свободного перехода от одного помещика к другому»...

В проектах 1802-1803гг. Сперанский предлагал для охраны законов создать в России «высший малочисленный класс истинного монархического дворянства», который был бы независим от монарха. Этот класс должен был стать блюстителем основных законов страны, посредником между престолом и народом. Гарантами незыблемости законов в монархическом государстве Сперанский называл свободу печати, гласность государственных дел и силу общественного мнения. Впоследствии он отказался от плана создания в России малочисленного класса родовитой знати.

По Сперанскому, к достижению политической свободы ведут время просвещение и промышленность. «Нет в истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабстве оставаться».

...Де Местр, встретившийся со Сперанским в Петербурге, характеризовал его в своих «Петербургских письмах» как последователя и «великого обожателя» Канта... К 1809 г. взгляды Сперанского (что подтверждено его записями) стали более радикальны. Сперанский различает права гражданские и права политические. Одними правами подданные пользуются индивидуально («каждый особенно»); это права гражданские, определяющие степень свободы лица и имущества. Другими правами подданные пользуются коллективно - это права политические, определяющие степень их участия в государственной власти.

В результате проведения реформ народ российский д. б. разделится на три класса. 1-дворянство, 2 - среднее состояние, 3 - народ рабочий («народ рабочий имеет общие права гражданские, но не имеет прав политических... К классу рабочего народа причисляются все поместные крестьяне, мастеровые, их работники и домашние слуги.») Эти сословия не разобщены: личное дворянство (приобретаемое службой) связывает второе сословие с первым, а возможность приобретения недвижимой собственности - третье со вторым.

«Коренные государства законы должны быть творением народа; коренные государства законы предлагают приделы самодержавной воле». Однако конституцию в России предполагалось принять по воле императора.

Для составления законов и «взыскания отчета обо всех уставах и учреждениях» следовало образовать в России Государственную Думу. «Сенат есть верховное судилище для всей империи»

Особое место в системе высших государственных органов должен был занять Государственный совет, в котором «все действия части законодательной, судной и исполнительной власти в главных их отношениях соединяются и через него восходят к державной власти и от нее изливаются». Члены Государственного совета назначаются императором.

Также предполагалось по всей России учредить сеть регулярно собирающихся представительных учреждений: волостная дума, окружная дума, губернская дума. Подобные преобразования планировалось провести к 1811г. Но 1812г. Сперанский был отправлен в ссылку. В отстранении Сперанского немалую роль сыграла «Записка о древней и новой России», где были отражены настроения - основной массы дворянства. Автор записки - Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) - историк, писатель («История государства Российского», «Бедная Лиза»).

«Что, кроме единовластия неограниченного, может в сей махине производить единство действия?»

«Две власти государственные в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга, а право без власти есть нечто. Самодержавие основало и воскресило Россию... В монархе Российском соединяются все власти: наше правление есть отеческое, патриархальное».

«Мне кажется, что для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, для которой надобно готовить человека исправлением нравственным».

«У нас дворяне, купцы, мещане, земледельцы и прочие — все они имеют свои особенные права - общего нет, кроме названия русских». «Для старого народа не надобно новых законов».

«Россия же существует около 1000 лет и не в образе дикой орды, но в виде государства великого, а нам все твердят о новых образованиях, о новых уставах, как будто бы мы недавно вышли из темных лесов американских! Требуем более мудрости хранительной, нежели творческой. Если история справедливо осуждает Петра 1 за излишнюю страсть его к подражанию иноземным державам, то оно в наше время не будет ли ещё страшнее?»

«У нас не Англия; мы столько веков видели судью в монархе и добрую волю его признавали высшим уставом... В России государь есть живой закон... Не бояться государя - не бояться и закона!»

«Не довольно дать России хороших губернаторов, - надобно дать хороших священников, - без прочего обойдемся и не будем никому завидовать в Европе. Дворянство и духовенство. Сенат и Синод, как хранилище законов, над всеми - Государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии...»

...Отдельная строка нашей темы — политико-правовые идеи декабристов. См. исторический материал, повторение 1816 - «Союз истинных и верных сынов Отечества», с 1818г. - «Союз Благоденствия»; после 1821г. - «Северное и Южное общества»; основные цели: отмена крепостничества, ликвидация самодержавия, всеобщее равенство, «военная революция» - средство достижения цели. Конституция Никиты Михайловича Муравьёва (1795 - 1843) - за императора и Народное Вече, федерацию. «Русская Правда» Павла Ивановича Пестеля(1793 - 1826) - демократичный земельный проект; политические права всем, кто старше 20 лет; республика (Народное Вече - законодательная власть; Державная Дума из 5 человек — исполнительная власть; Блюстительная власть из 120 бояр (Верховный Собор); за единое централизованное государство, а не федерацию.) При всей противоречивости оценок событий 14 декабря 1825г. следует признать восстание на Сенатской площади единственным внешним и наглядным проявлением кризиса крепостного строя, ибо жёстко ставило вопрос об отмене рабовладения в Российской империи.

После подавления движения декабристов государственной доктриной стала провозглашенная министром просвещения графом Уваровым идея официальной народности (православие, самодержавие, народность). Величие России воспевали литератор Шевырев, историк Погодин и др.

Значимым событием в идейной жизни Росси стало опубликование в журнале «Телескоп» (окт. 1836г.) «Философического письма» Чаадаева (текст). Петр Яковлевич Чаадаев (1794 - 1856), гвардейский офицер в отставке, внук М.М. Щербатова, написал в течение 1829 - 1830г. восемь писем на религиозно - исторические темы (на французском языке). Опубликованный перевод первого «Философического письма» стал рубежом в истории русской общественно - политической мысли, (текст). Причиной отрыва России от величественной истории западных народов Чаадаев считал православие. Письмо стало стимулом к обсуждению исторических судеб страны. Николай 1 повелел считать Чаадаева сумасшедшим.

В ходе дискуссий по вопросу о перспективах развития России сформировались два идейных направления - западники и славянофилы. Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. Лидером московских западников стал профессор истории Тимофей Николаевич Грановский (1813 - 1855). Также видным западником был историк и правовед Константин Дмитриевич Кавелин (1818 - 1885). В их среде обсуждались не проекты конституции будущей России, а общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Первостепенной задачей они считали крестьянскую реформу. Не менее важной рассматривалась проблема прав личности. В.Г. Белинский в 1846 г. писал А.Н. Герцену о Темах Кавелина: «Основная мысль их о племенном и родовом характере русской истории в противоположность личному характеру западной истории - гениальная мысль». Часть западников склонялась к идеям социализма, (Ф.Т. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев), другие - были противниками этих идей (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, И.С. Тургенев).

В конце 30-х г. оформилось течение общественной мысли противостояние западникам - славянофилы: Ю.Ф. Самарин, Ф.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские. Они объединялись вокруг журналов «Русская беседа» и «Московитянин». Главной особенностью России отличающей ее от Запада, славянофилы называли «общинное начало», «соборность», единодушие и согласие. «Общинный быт славян основан не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречение своего полновластия». (Самарин). Славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю. Именно Петр 1 разрушил единство, внедрил бюрократию и узаконил «мерзость рабства».

Исходя из суждения, что «государство как принцип - ложь», славянофилы пришли к своей знаменитой формуле: «сила власти - царю; сила мнения - народу». Утверждали, что ранее Земские Соборы выражали свободное мнение народа. Прежде чем принимать решение, власть должна выслушать землю.

«Рабы сегодня - бунтовщики завтра; из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта». «Правительству — права действия и, следовательно, закона, народу — сила мнения и, следовательно, слово». (Исторический материал)

2. Данный вопрос изучался в разных учебных курсах. Уточним лишь ряд его аспектов.

Михаил Александрович Бакунин (1814 - 1876).Его анархистская теория сложилась в середине 60 - х г. («Кнуто - германская империя и социальная революция» - 1871 г., «Государственность и анархия» - 1873 г....) По Бакунину, первый человеческий закон -солидарность, второй - свобода. Одновременно он пишет: «... уважение человеческой личности есть высший закон человечества...; настоящая цель истории, единственная законная, это - гуманизация и эмансипация - очеловечение и освобождение, реальная свобода, реальное благосостояние, счастье каждого живущего в обществе индивида. Ибо... коллективная свобода и благосостояние реальны лишь тогда, когда они представляют свою сумму индивидуальных свобод и процветаний». По Бакунину, независимо от формы любое государство стремится поработить народ насилием и обманом. «И даже когда оно приказывает что-либо хорошее, оно обесценивает и портит это хорошее потому, что приказывает и потому, что всякое приказание возбуждает и вызывает справедливый бунт свободы, и потому ещё, что добро, раз оно делается по приказу, становится злом с точки зрения истинной марали... с точки зрения человеческого самоуважения и свободы».

«В настоящее время существует для всех стан цивилизованного мира только один всемирный вопрос, один мировой интерес - полнейшее и окончательное освобождение пролетариата от экономической эксплуатации и от государственного гнета. Очевидно, что этот вопрос - без кровавой ужасной борьбы разрешится не может».

«Государство должно растворится в обществе, организованном на началах справедливости» (будущем общество — вольная организация рабочих масс снизу вверх, федерация самоуправляющихся трудовых общин артелей без центральной власти и управления).

Особенно резко Бакунин выступал против притязаний ученых на руководство обществом. «Мы признаём абсолютный авторитет науки, но отвергаем непогрешимость и универсальность представителей науки». Критикует Бакунин и «авторитарный коммунизм». По его мнению, пролетариат должен разрушить государство как вечную тюрьму народных масс; «по теории же г. Маркса, народ не только не должен его разрушать, напротив, должен укрепить и усилить и в этом виде должен передать в полное расположение своих благодетелей...»

Основные положения теории «русского социализма » разработал Александр Иванович Герцен (1812 - 1870). Главным для него был поиск форм и методов соединения абстрактных идей социализма с реальными общественными отношениями. В русском крестьянском мире содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму: 1 - право каждого на землю, 2 - общинное владение ею, 3 - мирское управление. «Человек - будущего в России - мужик, точно так же, как во Франции работник». Мы русским социализмом называем тот социализм, который идёт от земли и крестьянского быта...»

«Русь надо звать не к топору, а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России».

«Сельская община представляет у нас ячейку, которая содержит в зародыше государственное устройство, основанное на самозаконности...»

Теоретиком «русского социализма» был и Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889). (См.: «Критика философских предубеждений против общинного владения», «Капитал и труд», «Экономическая деятельность и законодательство...»). Герцен называл Чернышевского одним из выдающихся представителей теории не русского, а «чисто западного социализма». Чернышевский верил в силу реформ; видел будущее общество как федерацию основанных на самоуправлении союзов земледельческих общин и промышленно — земледельческих объединений. (Исторические сюжеты).

Пропагандировал теорию «русского социализма» и Петр Лаврович Лавров (1823 -1900) в своём эмигрантском журнале «Вперёд!» «Лишь успехи биологии и психологии подготовили в нашем веке правильную постановку вопросов научного социализма». Его известным вкладом в теорию «русского социализма» была «формула прогресса». «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношения; воплощение в общественных формах истины и справедливости». Главные положения рабочего социализма - «прекращение эксплуатации человека человеком. Прекращение управления человека человеком».

Теоретиком народничества был и Пётр Никитич Ткачёв( 1844 - 1885).С 1875г. он издавал в Женеве журнал «Набат» с эпиграфом «Теперь, или очень нескоро, быть может - никогда!»

В отличие от других народников Ткачёв утверждал, что в России уже нарождаются формы буржуазной жизни, разрушающие «принцип общины». Задача революционеров -ускорить процесс общественного развития; «ускориться же он может лишь тогда, когда передовое меньшинство получит возможность подчинить своему влиянию остальное большинство, то есть когда оно захватит в свои руки государственную власть».

 


ТЕМА 12

Политические и правовые учения в Западной Европе во второй половине XIX -начале XX вв.

 

План

1. Буржуазные политико-правовые учения.

2. Социалистическая и коммунистическая идеология.

3. Политико-правовые учения в Европе начала XX в.

 

Литература

Андерсен П. Размышления о западном марксизме. М., 1991.

Ницше Ф. Так говорит Заратустра. М., 1990.

Ойзерман Т. Марксизм и утопизм // Свободная мысль. 1998. № 1,2.

Скворцов А.А. Этика Ф. Ницше // Вестник Московского ун-та. Сер. 7. Философия. 1996.№ 6

1. Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома «Юриспруденция и философия права» (1892 г.)

«Приверженец естественного права должен отказаться от права позитивного; кто не хочет отказаться от позитивного права, должен отбросить естественное. Любое дуалистическое учение о праве является с точки зрения практической юридической жизни невозможным». Сущность любого права состоит в том, что оно действует.

Вся теория юридического позитивизма базировалась на предположении, что государство является правовым, однако это предположение неоднократно опровергалось практикой. Сколь ни велика заслуга юридического позитивизма в обосновании законности и правопорядка, проблема прав человека была им отвергнута вместе с теорией естественного права, а сам человек в праве признавался лишь «физическим лицом», наделённым «субъективными правами», выводимыми из текстов законов, а не из природы самого человека.

Ещё раз подчеркнём, что, опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Карл Бергбом выступает напротив «метаюридических» принципов и идей, учением о «народном духе» исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право. Впрочем, на началах юридического позитивизма строились также концепции рада либеральных государствоведов, анализирующих и комментирующих институты публичного права на основе формально - догматической методологии.

Известным представителем этого направления был французский государствовед Адемар Эсмен (1848 - 1913). Итак, Эсмен - представитель юридической школы государствоведения, отождествляющий государство с правопорядком, с системой государственно-правовых норм; разграничивающий государствоведение и социологию.

То, что конституционное право и социология имеют реальные области знания, - Эсмен утверждает в книге «Общие основания конституционного права» (1895 г.). Он дает абстрактное определение государства: «Государство есть юридическое олицетворение нации: оно является субъектом и воплощением общественной власти». По Эсмену современное представительное государство служит всему обществу: Национальный суверенитет - это в правовом смысле, отрицание всякой классовой системы». Наряду с этим Эсмен приветствовал партийную деятельность и «образование двух больших партий - одной консервативной, другой прогрессивной, предназначенных поочерёдно сменять одна другую во власти». Эсмен придавал очень большое значение индивидуальным правам, считал, что они ограничивают права государства, но не требуют от него никаких положительных услуг (жертв в пользу граждан). Поэтому Эсмен был против провозглашения права материальное обеспечение, права на образование, труд и т.д.

«Депутат, раз избранный, должен для выполнения своей миссии находиться вне влияния своих избирателей». Своеобразно он понимал и всеобщее избирательное право (без женщин, за высокий имущественный ценз, ценз оседлости...)

Таким образом, юридический позитивизм соответствовал повседневным правовым интересам развивающегося гражданского общества, но не отвечая на рад острых социальных проблем. Попытку применить некоторые идеи социологии к учению о праве и государстве предпринял известный немецкий юрист Рудольф Иеринг (1818- 1892). Считая недостаточными «юриспруденцию понятий», формально-догматический подход к праву, Иеринг в своей книге «Цель в праве» (т 1, 1872г.) стремился дать современным ему праву и государству социологическое обоснование. Центральным понятием его теории является понятие интереса выраженного в праве.

«Право есть система социальных целей, гарантируемых принуждением»; «право есть совокупность жизненных условий общества в обширном смысле, обеспечиваемых внешним принуждением, т.е. государственной властью». Иеринг считал, что частная собственность вытекает из природы человека. Он отмечая: «Деньги - истинный апостол равенства, - там, где рёчь идет деньгах, смолкают все социальные, политические, религиозные и национальные предрассудки и различия».

Социалистические построения Иеринга сводились к рассуждению, что все члены современного ему общества солидарны в своих интересах и преследуют общие цели; соответственно и право он определял как выражение «всеобщих интересов», «осуществленное партнёрство индивида с обществом».

В работе «Борьба за право»(1872) Иеринг утверждал, что право не всегда выражало интересы общества. Он критиковал мнение исторической школы права (Савиньи, Пухта), что право развивается мирно и безболезненно. По Иерингу путь права - кровавый. Но это в прошлом. Современную ему борьбу за право Иеринг толковал как защиту существующего права от нарушений.

«Право в объективном смысле - есть совокупность применяемых государством правовых принципов, законный распорядок жизни; право в субъективном смысле - конкретное воплощение абстрактного правила в конкретном правомочии личности».

«Борьба за право есть поэзия характера». «С того момента, когда право отказывается от своей готовности к борьбе, оно отказывается от самого себя».

«Государство есть общество, которое принуждает»... «Наклонность государств к расширению, завоевания - суть протест общества против его географического ограничения».

«Лишь там, где государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку, приобретает последний окончательную правовую прочность»...

Многие юристы обращают внимание на уязвимые места в учении Иеринга. Например, если субъективное право тождественно охраняемому интересу, то, сохраняется ли оно при утрате интереса? Недостаточно убедительным представлялось также обоснование связанности государства правом ссылками на «разумность политики» носителей верховной власти.

Наряду с «юриспруденцией интересов» разрабатывались и другие концепции буржуазного правоведения. Своеобразную попытку соединить формально - догматическое понимание государства и права с социологией предпринял немецкий государствовед Георг Елинек (1851 - 1911). По его концепции право является компромиссом между различными противоречащими друг другу интересами. Также власть и право в их социальном аспекте должны истолковываться психологически, поскольку все явления общественной жизни имеют массово-психологический характер. Общество, по Еллинеку, «означает совокупность проявляющихся во внешнем мире психологических связей между людьми». «Государственная власть должна - не считая переходных эпох - опираться на убежденность народа в ее правомерности, что применимо ко всякой форме государства, не исключая и неограниченной монархии».

«Вся наша современная культура основана на убеждении, что власть государства имеет свои границы, что мы — не подчиненные безгранично всемогущей власти государственные рабы».

(Подробнее см.: уч. Лейста с. 494-497).

Большое внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических концепциях философских позитивистов. Наиболее видный из них - Герберт Спенсер (1830 - 1903) - был очень популярен в Англии, США и др. Основная его работа - «Система синтетической философии» (1862 - 1896). Спенсер рассматривая общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. «Эволюция есть переход от определенной, связной разнородности, сопровождающий рассеяние движения и интеграцию материи».. Общество взаимодействует с окружающей средой (с природой и другими обществами), испытывает на себе влияние этой среды, в результате складывается государство. На основе защиты от различных врагов, по теории Спенсера, сложился воинственный тип социальной организации. Этот военный тип обществ постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии общества с природой (индустриальная деятельность). «Промышленный тип» основан на равенстве, свободных договорах, частной инициативе, на «естественном распределении» благ по справедливости. «Промышленный тип еще не достиг полного развития»; более того, по «закону ритма» в ряде стран «начался обратный процесс: процесс усиления господства общества (над индивидом)».

В нашумевшей статье «Человек против государства» (1884г. в русском переводе - «Грядущее рабство», «личность и государство») Спенсер осуждал нараставшую тенденцию государственного вмешательства в общественные отношения под предлогом улучшения условий жизни каких - либо социальных слоев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: