учреждение высшего образования 11 глава




Многие философы XX в. восприняли такие идеи Соловьёва, как, ориентация государства на социальные реформы; идея права как минимум нравственности.

Евгений Николаевич Трубецкой (1863 - 1920) - философ правовед (история философии права, энциклопедия права в Ярославском Демидовском юридическом лице, Киевском и Московском университетах). Организатор психологического общества при Московском университете, член Государственного Совета (1907 - 1908 г.) См.: «История философии права» (1907); «Социальная утопия Платона» (1908), «Миросозерцание Вл. С. Соловьева» В 2-х тт. (1913), «Метафизические предложения сознания. Опыт преодоления Канта и кантианства» (1917), «Энциклопедия права» (последнее переиздание- 1998)

Трубецкой критиковал основные подходы к праву как к силе, интересу, психике человека. Он подчеркивал: «... право - это внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормой», или «совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях». Право и нравственность представляют собой две тесно взаимосвязанные области, которые можно сравнить «с двумя пересекающимися окружностями: у них есть, с одной стороны, общая сфера - сфера пересечения, в которой содержание их совпадает, и вместе с тем две отдельные области, в коих их требования частью не сходятся между собой, частью даже прямо противоречат друг другу».

Трубецкой предлагал соединить идеи исторической школы права (право - продукт истории) с требованием представителей естественного права о нравственных ориентирах права. Он считал, что право есть проявление Абсолютного на несовершенной ступени человеческого развития, когда спорные вопросы, возникающие в процессе общения, люди не могут разрешить самостоятельно и обращаются за защитой своих интересов к праву и государству Евангелие ценит право и государство не как «возможную часть Царства Божия, а как ступень исторического процесса», этап восхождения к Абсолюту.

Трубецкой критиковал «черного зверя» - правительство за медлительность с реформами, «красного зверя» - за разрушения.

4. а - Борис Николаевич Чичерин (1828 - 1904) - профессор Московского университета (см.: «История политических учений» (1869 - 1902) - 5 тт.; «Собственность и государство» - (1881 - 1883) - 2 тт.; «Курс государственной науки» - (1894 - 1898) - в 3–х частях; «Философия права» (1900)

Большое внимание уделялось свободе личности. «Источник права не в законе, а в свободе». Необходимым проявлением свободы является собственность. Задача права – не уничтожить разнообразие, но сдерживать его в должных пределах, «мешая естественному неравенству перейти в неравенство юридическое, мешая свободе одного посягать на свободу других». «Не лица для учреждений, а учреждения для лиц». Государство - «есть союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховной властью для общего блага». Основными элементами государства являются: 1 -власть, 2 - закон, 3 - свобода, 4 - общая цель. «Пока власть независима от граждан, права их не обеспечены от произвола»... Высшая стадия идеи развития государства - конституционная монархия, «...в России монархия сделалась исходной точкою и вожатаем всего исторического развития народной жизни». «Там, где господствует упорная притеснительная система, не дающая места движению и развитию, там революция является как неизбежное следствие такой политики. Это вечный закон всемирной истории».

Чичерин различал 3 вида либерализма: уличный («своеволие»), оппозиционный («наслаждение самим блеском оппозиционного положения»), охранительный («в примирении начала свободы с началом власти и закона»).

Чичерин — один из основателей юридической (государственной) школы русской историографии. История России - смена юридических форм общества (родовой -вотчинный - государственный строй). Движущая сила истории - монархия, которая в интересах общества ранее закрепощала сословия, а, достигнув исторических целей, раскрепощала их.

4. б - Габриэль Феликсович Шершеневич (1863 - 1912) - профессор Казанского и Московского университетов, (см. «История философии права» (1904 - 1905), «Наука гражданского права в России» (1893), «Курс торгового права» (1899), «Общая теория права»(1910- 19120в 4 - х выпусках, «Общее учение о праве и государстве (1911). Много работ по конкретным проблемам теории права: «Общее определение понятие о праве» (1896), О чувстве законности»(1897).

Философия права, по Шершеневичу, изучает право в двух аспектах: право, как оно есть, и право, каким оно должно быть. Понятие права включает в себя только положительное, действующее право.

К существенным чертам права относятся: 1 - право предполагает поведение лица, 2 - право обладает принудительным характером, 3 - право всегда связано с государственной властью. Тем не менее, Шершеневич доказывал опасность дуализма - «исторически сложившегося права и умопостигаемого». Противопоставление действующего права и права «идеального ведёт к удвоению правового порядка, смешению права с другими социальными нормами».

Понятие права Шершеневич строго разграничивал с понятием нравственности. «Что общего между ветхозаветным принципом возмездия и новозаветным началом прощения врагам?» все нравственные понятия исторически обусловлены.

Шершеневич считал, что принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное. Каноническое и международное право. «Писаная конституция есть фиксирование общественного взгляда на взаимное отношение элементов государственной власти...» Некоторые признают (ошибочно) конституцию правом 2и ожидают от неё тех гарантий, какие связаны с правом. Тогда как она может дать только гарантии, какие заключаются в общественном мнении». Также церковные международные каноны поддерживаются лишь силой определённого общественного мнения. Шершеневич поддерживал Иеринга в том что «право есть хорошо понимаемая политика силы». Право - это «равнодействующая двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы властвующих, а другая - интересы подвластных». Единственно верным путём развития государства он считал реформы. Разграничивал понятия «правовое» и «конституционное» государство. Правовое - это теоретическая конституция, а конституционное - это средство для осуществления политики реформ в цивилизованном обществе. Шершеневич считал очень важным изучать догму и технику права. Его теория права, созданная на основе формально-догматического метода, важна и сегодня, (см.: «Общая теория права», переиздание -1995 г.)

4.в — Процесс становления психологии как самостоятельной отрасли знаний повлиял на становление новых направлений в теории права. Психологическую теорию права разработал Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1931) - профессор юридического факультета Петербургского университета, депутат I Государственной думы от партии кадетов. После 1917 г. он возглавил кафедру социологии в Варшавском университете. (См.: «Теория права и государства в связи с теорией нравственности» - 1907 г.). Право, по Петражицкому, коренится в психике индивида. Источник права - эмоции человека. Свою концепцию Петражицкий и назвал «эмоциональная теория», противопоставляя её иным психологическим трактовкам права.

Эмоции могут быть моральные и правовые. «Наше право есть не что иное, как закреплённый за нами, принадлежащий нам как наше добро, долг другого лица». Соответственно он безгранично расширял понятие права (к правовым нормам - правила игр, вежливости, этикета...) Тем не менее - это одна из первых попыток проследить формирование юридических норм в правосознании. «Интуитивных прав столько, сколько индивидов». Соотношение интуитивного и официального права зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Россия - «царство интуитивного права по преимуществу». Но недопустимо возведение интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов масштаб для оценки действующих законов. Реформы - законодательства надо проводить на основе научных знаний. Следовательно, нужно создать особую научную дисциплину - политика права (т.е. философия права делится на теорию и политику). «Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упразднённым».

Определённые аспекты этих взглядов развивали Г.Д. Гурвич, П.А. Сорокин, М.А.Рейснер.

В целом обозначенные тенденции близки либеральной политико-правовой идеологии. Несколько «в стороне» стоит учение Петражицкого, привлекающее внимание многих политических партий.


ТЕМА 14

Основные политические и правовые идеи XX века.

План.

1. Неолиберализм и консерватизм.

2. Концепции плюралистической демократии, социального государства, политики всеобщего благоденствия.

3. Теории демократического социализма и естественного права.

4. Социологическая юриспруденция, нормативизм, реалистические концепции права.

5. Современная западная политическая наука.

 

ЛИТЕРАТУРА:

- Абрамов М.А., Лаврик Э.Г. Судьбы либерализма в Европе и России: взгляд Т.Масарика // Вопросы философии. 1997. № 10.

- Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

- Гобозов Н.А. Раймон Арон - крупнейший мыслитель XX в.// Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1992. № 2.

- Крозье М. Основные тенденции современных сложных обществ // Социально-политический журнал. 1992. № 6,7.

- Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2. М., 1992.

- Тоффлер О. Эра смещения власти // Философия истории. Антология. М. 1994.

1. Идеологи неолиберализма («социального либерализма», «демократического либерализма») Дж. Кейнс, А.Хансен, Дж. Гэлбрейт и др. - выражают взгляды реформистски настроенных промышленников, чиновничества, интеллигенции. Выступают за расширение государственного воздействия на общественные процессы для достижения бескризисного и стабильного развития производства; за активное вмешательство государства в сферу частнопредпринимательской деятельности. Основатель одного из направлений - Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). (См.: «Общая теория занятости, процента и денег»).

(Историч. материал. «Кейнсианские революции на Западе»).

Идеи Кейнса получили развитие в концепциях постиндустриального общества (Дж.Гэлбрейт), стадий экономического роста (В.Ростоу), государства благоденствия (Г.Мюрдаль, и др.

Либералов критикуют «новые консерваторы » («неоклассический либерализм», «либерал-консерватизм») - Ф. фон Хайек, Н.Кристол, М.Фридман) - за свободное предпринимательство. Социальная база - финансовая олигархия, истеблишмент, зажиточное фермерство, часть творческой интеллигенции. Роль государственной власти в экономике они сводят к регулированию рынка. Видный идеолог - Фридрих Август фон Хайек (1899-1992) (См.: «Дорога к рабству», «Конституция свободы», трилогия «Право, законодательство и свобода».).

Неотъемлемой чертой высокоразвитых социальных систем Хайек считал «рассеянное знание». Частное предпринимательство рассматривалось им как «единственная система, позволяющая обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в общественном организме». Он - против любых форм государственного регулирования рынка. Задача государственной власти — обеспечение правопорядка. Правовое государство подразумевает верховенство частного права над публичным и над конституцией в том числе, ибо «частная собственность является главной гарантией свободы».

 

2. а - концепции плюралистической демократии.

Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии выступает положение о том, что государство является демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп, участвующих в осуществлении власти.

С развернутым обоснованием идеала плюралистической демократии выступил Гарольд Ласки (1893-1950) - видный деятель лейбористской партии Великобритании. Он сформулировал понятия: «плюралистическая теория государства», «политический плюрализм», «Капитализм несовместим со свободой». Утверждение свободы Ласки связывал с установлением нового общественного строя — промышленной демократии. Частная собственность сохранится, но функции управления производством будут переданы коллективам трудящихся. На смену централизованной организации власти придет «плюралистическое государство», в котором систему учреждений, построенных по территориальному принципу, дополнят органы представительства профессиональных интересов - производственные ассоциации (типа корпорации железных дорог), профсоюзы, объединения деятелей культуры и образования, независимые церкви.

Морис Ориу (1856-1929) - основоположник теории институционализма, проф. и декан факультета права Тулузского университетата. Социальные механизмы «представляют собой организации, или институты, включающие в себя людей, а также идею, идеал, принцип, которые служат своего рода горнилом, извлекающим энергию этих индивидов». По определению Ориу, институт - это идея дела или предприятия, осуществляемая правовыми средствами. Например, коммерческое предприятие построено на идее прибыльной спекуляции, госпиталь - на идее сострадания. Задача государства - направлять и контролировать экономическую жизнь общества, оставаясь в то же время общенациональным институтом, т.е. нейтральной посреднической силой.

В последнее время ряд западных политологов распространяют принципы плюрализма на исполнительную ветвь власти. Предусматривают создание коалиционного правительства с участием представителей от различных политических партий.

2. б - концепции социального государства и политики всеобщего благоденствия.

Термины появились в Германии 80-х г.г. XIX в. (реформы О.фон Бисмарка). (См.: Веймарская конституция 1919г. - первая европейская конституция, наделившая граждан социальными правилами. Ныне более распространен термин «социальное государство». (См.: Основной закон ФРГ 1949г., Конституция Франции 1958г., Конституция Испании 1978г.).

Теоретиком государства благоденствия в 50-е годы XX в. стал шведский экономист и государственный деятель Карл Гуннар Мюрдаль (1898-1987). (См.: «За пределы государства благоденствия»; Даниел Белл «Конец идеологии»). Отличительными признаками государства благоденствия следует называть смешанную экономику, децентрализацию политической власти, отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев. Ряд теоретиков предлагали положить идеи социальной политики в основу международных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: