Предмет философии и методологии науки.




Экзамен кандидатского минимума

  1. Философия, мировоззрение, культура.
  2. Сознание как предмет философского анализа.
  3. Природа философских проблем. Специфика философской аргументации.

Философия и наука. Проблема научности философии.

  1. Философия и идеология в современном мире.
  2. Мировоззренческо-философские основания идеологии современного белорусского государства.

Предмет философии и методологии науки.

  1. Генезис и социальные функции науки.

9. Процесс институциализации науки. Наука в культуре Беларуси.

10. Основные характеристики методологии управления.

11. Язык науки. Определение как способ формирования научной терминологии.

12. Научное знание и другие формы признания истинности познания.

13. Основные характеристики диссертационного текста.

14. Работа над созданием научного текста.

15. Понятие научной критики.

  1. Освоение и глубина понимания научного текста.
  2. Марксизм и неомарксизм. Диалектический и исторический материализм как методология научного познания.
  3. Марксизм и неомарксизм. Диалектический и исторический материализм как методология научного познания.
  4. Анализ структуры и динамики научного знания в позитивистской традиции ХIХ века.
  5. Основные учения философии эмпириокритицизма.
  6. Основные принципы философии неопозитивизма.
  7. Философские идеи фрейдизма и неофрейдизма.
  8. Философская герменевтика.
  9. Философский структурализм.
  10. Общество и коммуникация в концепциях Ю. Хабермаса и Н. Лумана.
  11. Критический рационализм К. Поппера.

27. Философия прагматизма и неопрагматизма.

  1. Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.
  2. Западная религиозная философия.

30. Место и функции аргументации в структуре научной дискуссии.

  1. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления.
  2. Пространственно-временная структура материального мира. Бытие человека, пространство и время.
  3. Онтология как философское учение о бытии. Бытие и материя.
  4. Диалектика как философская концепция развития. Современные дискуссии о значении диалектики.
  5. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.

36. Методологическое значение категорий диалектики (единичное, общее,

особенное, всеобщее, часть, целое, элемент, структура, система,содержание и форма).

  1. Методологическое значение категорий диалектики (возможность, действительность, вероятность, необходимость, случайность).

38. Основные характеристики методологии права.

  1. Природа как предмет философского анализа. Философский смысл современных экологических проблем.
  2. Современная философская антропология в системе знаний о человеке.
  3. Деятельность: понятие и структура. Основные виды деятельности.
  4. Категории человека, личности, индивидуальности в современной философии.
  5. Свобода и ответственность как характеристики человеческого бытия.
  6. Сознание и бессознательное. Творческая природа сознания.
  7. Специфика исследования социальных объектов.

46. Типы научной рациональности.

47. Субъективные и объективные источники паранаучных представлений.

48. Методологическое знание как многоуровневая система.

49. Сущность и содержание системного подхода как общенаучной методологической программы.

50. Сущность и содержание синергетического подхода как общенаучной

методологической программы.

51. Методы обоснования научных знаний: доказательство, опровержение,
подтверждение.

52. Теоретические методы научного познания: гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация и формализация, восхождения от абстрактного к конкретному, логический и исторический.

  1. Методы научного познания: моделирование, идеализация, мысленный и компьютерный эксперименты.

54. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания.

  1. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
  2. Сознание, язык, коммуникация.
  3. Наука и политика. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности.
  4. Общество как предмет философского познания. Понятие социальной реальности и ее интерпретации.
  5. Формационная и цивилизационная парадигмы в социальной философии. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
  6. Основные исследовательские программы социальной реальности в современной философии.
  7. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
  8. Понятие социальной структуры общества. Стратификационные и

этносоциальные процессы в современном мире.

  1. Философия и экономика. Человек в системе экономических отношений.
  2. Политико-правовые основания идеологии современного белорусского государства.
  3. Диалектическая логика как методология научного познания. Методологическое значение основных законов диалектики.
  4. Государственное управление и политика. Политическая система общества и ее структура.
  5. Право и мораль как формы нормативной регуляции общественных отношений.
  6. Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества.
  7. Культура: основные направления ее философского анализа.
  8. Философия государственного управления: генезис и современное состояние.
  9. Социальное и государственное управление: общее и специфическое.
  10. Духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития.

73. Вторичные тексты и их роль в научном исследовании.

  1. Концепция социального действия М.Вебера.
  2. Правила ведения научной дискуссии.
  3. Специфика и логическая структура научного текста.

77. Проблема классификации наук.

78. Проблема классификации наук.

  1. Научное исследование, его специфика и структура.

80. Специфика научного познания.

  1. Специфика социально-гуманитарного познания.

82. Паранаука, условия ее возникновения и существования. СЛЕНТ и девиантная наука.

  1. Метатеоретические основания науки.

84. Понятие причинной связи. Ошибки при анализе детерминации.

  1. Основные вехи в истории развития методологического знания.

86. Детерминация как предмет научного исследования. Понятия необходимого и достаточного условий.

87. Понятие метода и методологии научного познания.

88. Эмпирические методы научного исследования.

89. Классификация и типологизация как способы систематизации научных знаний.

  1. Методы обоснования научных знаний: объяснение, интерпретация, оправдание.
  2. Модель социума в структурном функционализме Т. Парсонса.
  3. Теория как форма развития научного знания.
  4. Задача и проблема как формы развития научного знания.
  5. Факт как форма развития научного знания.

95. Диалектика диалога. Научная дискуссия, ее логическая форма.

  1. Нравственная ответственность ученого.
  2. Гипотеза и программа как формы развития научного знания.
  3. Понятие этоса науки.
  4. Этика и государственное управление.

100. Основные концепции социального прогресса. Критерии прогресса.

101. Философия и футорология.

102. Методологическое значение категорий диалектики (причина и следствие, сущность и явление, закон).

103. Глобализация как объект философского анализа.

104. Понятие и типы цивилизации в истории общества. Проблема «столкновения цивилизаций» (по С.Хантингтону).

105. Перспективы и проблемы информационного общества.

106. Единство и противоречие теории и факта в процессе развития научного знания.

107. Англо-американская историческая школа в философии науки и ее основные представители.

108. Индустриальный и постиндустриальный типы общества.

109. Специфика субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.

110. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина, ценность, правда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: