Экзамен кандидатского минимума
- Философия, мировоззрение, культура.
- Сознание как предмет философского анализа.
- Природа философских проблем. Специфика философской аргументации.
Философия и наука. Проблема научности философии.
- Философия и идеология в современном мире.
- Мировоззренческо-философские основания идеологии современного белорусского государства.
Предмет философии и методологии науки.
- Генезис и социальные функции науки.
9. Процесс институциализации науки. Наука в культуре Беларуси.
10. Основные характеристики методологии управления.
11. Язык науки. Определение как способ формирования научной терминологии.
12. Научное знание и другие формы признания истинности познания.
13. Основные характеристики диссертационного текста.
14. Работа над созданием научного текста.
15. Понятие научной критики.
- Освоение и глубина понимания научного текста.
- Марксизм и неомарксизм. Диалектический и исторический материализм как методология научного познания.
- Марксизм и неомарксизм. Диалектический и исторический материализм как методология научного познания.
- Анализ структуры и динамики научного знания в позитивистской традиции ХIХ века.
- Основные учения философии эмпириокритицизма.
- Основные принципы философии неопозитивизма.
- Философские идеи фрейдизма и неофрейдизма.
- Философская герменевтика.
- Философский структурализм.
- Общество и коммуникация в концепциях Ю. Хабермаса и Н. Лумана.
- Критический рационализм К. Поппера.
27. Философия прагматизма и неопрагматизма.
- Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.
- Западная религиозная философия.
30. Место и функции аргументации в структуре научной дискуссии.
- Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления.
- Пространственно-временная структура материального мира. Бытие человека, пространство и время.
- Онтология как философское учение о бытии. Бытие и материя.
- Диалектика как философская концепция развития. Современные дискуссии о значении диалектики.
- Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов.
36. Методологическое значение категорий диалектики (единичное, общее,
особенное, всеобщее, часть, целое, элемент, структура, система,содержание и форма).
- Методологическое значение категорий диалектики (возможность, действительность, вероятность, необходимость, случайность).
38. Основные характеристики методологии права.
- Природа как предмет философского анализа. Философский смысл современных экологических проблем.
- Современная философская антропология в системе знаний о человеке.
- Деятельность: понятие и структура. Основные виды деятельности.
- Категории человека, личности, индивидуальности в современной философии.
- Свобода и ответственность как характеристики человеческого бытия.
- Сознание и бессознательное. Творческая природа сознания.
- Специфика исследования социальных объектов.
46. Типы научной рациональности.
47. Субъективные и объективные источники паранаучных представлений.
48. Методологическое знание как многоуровневая система.
49. Сущность и содержание системного подхода как общенаучной методологической программы.
50. Сущность и содержание синергетического подхода как общенаучной
методологической программы.
51. Методы обоснования научных знаний: доказательство, опровержение,
подтверждение.
52. Теоретические методы научного познания: гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация и формализация, восхождения от абстрактного к конкретному, логический и исторический.
- Методы научного познания: моделирование, идеализация, мысленный и компьютерный эксперименты.
54. Монологизм и диалогизм как модусы социогуманитарного познания.
- Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности.
- Сознание, язык, коммуникация.
- Наука и политика. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности.
- Общество как предмет философского познания. Понятие социальной реальности и ее интерпретации.
- Формационная и цивилизационная парадигмы в социальной философии. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
- Основные исследовательские программы социальной реальности в современной философии.
- Проблема источников и движущих сил социальной динамики.
- Понятие социальной структуры общества. Стратификационные и
этносоциальные процессы в современном мире.
- Философия и экономика. Человек в системе экономических отношений.
- Политико-правовые основания идеологии современного белорусского государства.
- Диалектическая логика как методология научного познания. Методологическое значение основных законов диалектики.
- Государственное управление и политика. Политическая система общества и ее структура.
- Право и мораль как формы нормативной регуляции общественных отношений.
- Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества.
- Культура: основные направления ее философского анализа.
- Философия государственного управления: генезис и современное состояние.
- Социальное и государственное управление: общее и специфическое.
- Духовная жизнь общества и современные тенденции ее развития.
73. Вторичные тексты и их роль в научном исследовании.
- Концепция социального действия М.Вебера.
- Правила ведения научной дискуссии.
- Специфика и логическая структура научного текста.
77. Проблема классификации наук.
78. Проблема классификации наук.
- Научное исследование, его специфика и структура.
80. Специфика научного познания.
- Специфика социально-гуманитарного познания.
82. Паранаука, условия ее возникновения и существования. СЛЕНТ и девиантная наука.
- Метатеоретические основания науки.
84. Понятие причинной связи. Ошибки при анализе детерминации.
- Основные вехи в истории развития методологического знания.
86. Детерминация как предмет научного исследования. Понятия необходимого и достаточного условий.
87. Понятие метода и методологии научного познания.
88. Эмпирические методы научного исследования.
89. Классификация и типологизация как способы систематизации научных знаний.
- Методы обоснования научных знаний: объяснение, интерпретация, оправдание.
- Модель социума в структурном функционализме Т. Парсонса.
- Теория как форма развития научного знания.
- Задача и проблема как формы развития научного знания.
- Факт как форма развития научного знания.
95. Диалектика диалога. Научная дискуссия, ее логическая форма.
- Нравственная ответственность ученого.
- Гипотеза и программа как формы развития научного знания.
- Понятие этоса науки.
- Этика и государственное управление.
100. Основные концепции социального прогресса. Критерии прогресса.
101. Философия и футорология.
102. Методологическое значение категорий диалектики (причина и следствие, сущность и явление, закон).
103. Глобализация как объект философского анализа.
104. Понятие и типы цивилизации в истории общества. Проблема «столкновения цивилизаций» (по С.Хантингтону).
105. Перспективы и проблемы информационного общества.
106. Единство и противоречие теории и факта в процессе развития научного знания.
107. Англо-американская историческая школа в философии науки и ее основные представители.
108. Индустриальный и постиндустриальный типы общества.
109. Специфика субъекта и объекта социально-гуманитарного познания.
110. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина, ценность, правда.