Мелодия, её интонационно – смысловое звучание.




Ты - моя мелодия…

Мы уже говорили, что музыка ассоциативно передает и воспринимается как человеческая речь, в музыке интонацию передают все средства музыкальной выразительности.

Именно мелодия воспринимается в песне, как интонация человеческой речи. Мелодия передает содержание, смысл и/или эмоциональное наполнение ладовым движением, т.е. рисунком мелодии.

Интонация – носитель эмоционального наполнения, отражение наших эмоций. При отрицательных, да и положительных эмоциях повышается высота звучания и частота речи, возможна аритмия речи. Так и в мелодии, чем выше звучание нот и меньше длительности, чем больше динамика, - ладовое движение, - тем выше эмоции.

Мелодия придает ладу движение: горизонтальное - при повторяющемся звуке, восходящее, нисходящее, а также волнообразное – при чередовании восходящего и нисходящего движения.

Восходящая мелодия передаёт эмоциональный подъем, взгляд в будущее, подъём в гору, обращение к звёздам, и чем выше эмоциональный подъем.

Нисходящая мелодия передаёт эмоциональный спад, воспоминания о прошлом, спуск с горы и т.д.

Глубина эмоций и их динамика тем выше, чем круче подъём или спуск звуков.

Волнообразная мелодия передает как эмоциональное волнение так и, например, волнение моря. Причём глубина эмоций и их динамика, высота волн и её изменение могут быть переданы величиной амплитуды и частотой колебаний мелодического рисунка.

Движение мелодии может быть волнообразно-восходящим или волнообразно-нисходящим, и может передавать, как эмоциональную динамику, так и содержание, например, трудности горного восхождения или спуска.

Горизонтальная мелодия, т.е.звучание мелодии на повторяющемся звуке, характерна для речитативного пения, например, манера исполнения В.Высоцкого, А. Галича.

 

МЕЛОДИЧЕСКИЙ УСТОЙ И НЕУСТОЙ

 

Мелодия может передавать информацию не только «рисунком» - ладовым движением мелодии, но и устоем-неустоем относительно аккордов сопровождения.

Мелодический устой – это звучание в мелодии устойчивых ступеней аккорда сопровождения (1, 3, 5) - устой (му).

Мелодический неустой - звучание в мелодии любых других ступеней аккорда - надстройки аккорда (6,7,9,11,13 ступеней) или неаккордовых звуков (2,4 ступеней) - неустой (мну).

Неаккордовые звуки не входят в состав аккорда, но звучат на его фоне.

Устой или неустой ступени звучания мелодии относительно аккорда, который сопровождает её звучание, передаёт, соответственно, эмоциональное напряжение или спокойствие. При этом влияние устоя-неустоя мелодии на передачу эмоционального наполнения существенно зависит от длительности звуков мелодии. При больших длительностях мелодического неустоя: сильные эмоции, при малых же, сменяемых устойчивыми ступенями мелодии, это скорее микроволны эмоций. В качестве примера мы можем взять песню Б.Окуджавы «Музыкант», для которой характерно:

- наличие мелодического неустоя;

- волновой рисунок мелодии.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЛОДИИ, ГАРМОНИИ,

РИТМА И ТЕМПА.

 

Из всех средств музыкальной выразительности мелодия и гармония занимают ведущее место. В большинстве песен основным носителем музыкальной мысли является мелодия, сопровождение аккордов помогает глубже раскрыть эту музыкальную мысль, эмоционально окрасить, выявить скрытую в ней гармонию.

Синтез мелодии и гармонии вместе с другими средствами музыкальной выразительности наиболее полно передаёт все нюансы движения душевных струн, эмоций.

Мелодия может передавать информацию, содержание и/или эмоциональное наполнение, двумя способами:

1) ладовым движением мелодии (рисунком мелодии);

2) устоем (неустоем) звучания относительно аккордов гармонического сопровождения.

В музыке песни происходит взаимодействие средств музыкальной выразительности. Эмоциональные волны гармонического и мелодического неустоя суммируются, усиливая друг друга. Поэтому при наличии гармонического и мелодического неустояв сумме получается обостренный неустой. При наличии же гармонического обостренного неустоя и мелодического неустоя в сумме получается еще более обостренный неустой, т.е. еще большее эмоциональное наполнение. К этому ещё можно добавить влияние диссонансного (консонансного) звучания аккордов.

Всё это можно использовать при сочинении музыки.

Что касается ритма и темпа, то мы уже говорили, что настроение песни определяют все средства музыкальной выразительности, в том числе ритм и темп.

Чтобы в этом убедиться, попробуем исполнить мысленно какую-либо траурную музыку вдвое быстрее: она сразу потеряет скорбный характер и вполне вероятно приобретёт весёлый характер. Или попробуем, не меняя темпа траурного произведения, подобрать к нему аккомпанемент с латиноамериканским ритмом: траурное звучание также пропадёт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: