Задания для комплексного анализа текста№2




АННОТАЦИЯ

Сборник текстов для комплексного анализа адресован учителям русского языка, работающим в 9-х классах.

В сборнике представлены адаптированные тексты с блоком заданий для комплексного анализа, направленных на восприятие текста (проверяются умения определять основную мысль текста, озаглавливать его, определять стиль, тип речи, обосновывать свое утверждение), на анализ языковых единиц (проверяются знания морфологии, орфографии, синтаксиса, умения выполнять разные виды разборов).

Данный материал также можно использовать как тексты диктантов для текущего и итогового контроля знаний учащихся 9-х классов по синтаксису и пунктуации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый сборник текстов по русскому языку адресован в первую очередь учителю-словеснику, работающему в 9-х классах.

Сборник соотносится с действующей программой.

Представленные тексты диктантов предназначены для организации уроков контроля усвоенных обучающимися знаний. Задания к текстам помогают учащимся подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по синтаксису и пунктуации, развивают умения работать с текстом.

В сборнике использованы связные отрывки из произведений художественной литературы.

В сборнике представлены тексты, которые помогают решать не только лингвистические задачи, но и имеют культуроведческий, воспитательный и философский характер. Также сюда включены тексты, имеющие прикладное значение.

При отборе текстов учитывались критерии объема текстов в 9-х классах и универсальное смысловое содержание.

 

О ПРИРОДЕ

Только природа человека спасёт!
Она красоту на планету несёт…

(М.Цветаева)

Текст №1

Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.

Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.

И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!

После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.

(196 слов) (По М. Пришвину)

 

 

Задания для комплексного анализа текста №1

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тип и стиль речи данного текста.

3. Выпишите 5 предложение, выполните синтаксический разбор.

4. Выпишите 5примеров словосочетаний с разными видами подчинительной связи.

5. Выполите морфологический разбор слов бабочками, драгоценных, необязательно.

6. Выполните фонетический разбор слова по-своему.

7. Составьте схему предложения: Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.

8. Найдите и выпишите предложение с однородными членами, объясните разделительные знаки.

 

 

Текст №2

 

Всю середину нашей Родины широко опоясывают леса, тайга, мрачные урманы, весёлые рощи. Разных птиц здесь гораздо больше, чем в тундре. Не перечтёшь одних певчих птичек: скворец, полевой и лесной жаворонки, чиж, щегол, зяблик, чечётки, жёлтенькие пеночки, малиновый щур, красивый с хохликом свиристель. В сумраке леса живут красногрудая зарянка, темнопёрая завирушка, соловей-красношейка, славка-черноголовка, мухоловки. В хвое еловых лап лазают крошечные желтоголовые корольки, в корнях и валежнике шныряет птичка-мышь – подкоренник. Много здесь разных ворон: серая и чёрная, белоносый грач, белоглазая галка, большой ворон, рябая кедровка, кофейная кукша, голубокрылая сойка.

Без леса не могут жить дятлы, рябчики, глухарь, тетерев, вяхирь, ястреба, кулики – вальдшнеп и черныш. В дуплах деревьев находят себе приют не только маленькие птички-синицы, горихвостка, мухоловка-пеструшка, – даже разные утки: зубастые крохали, мандаринка, гоголь, и дикий голубь клинтух, и совы, и сычи. На высоких деревьях гнезда соколов, орлов, цапель.

В дремучих лесах не найдёшь птиц с такими длинными крыльями, как в тундре и над морем, таких замечательных летунов. Мешали бы летать лесным птицам длинные крылья, задевали бы за ветки и стволы, путались бы в чаще. У лесных птиц крылышки короткие, круглые, а держаться в воздухе им помогает длинный хвост.

(186слов ) (В.Бианки)

 

Задания для комплексного анализа текста№2

 

1. Озаглавьте текст.

2. Определите главную мысль текста.

3. Каков стиль текста? Обоснуйте свой выбор.

4. Определите средства связи между первым и вторым предложением.

5. Выполните синтаксический разбор предложения: У лесных птиц крылышки короткие, круглые, а держаться в воздухе им помогает длинный хвост.

6. Выполните морфологический разбор слова опоясывают.

7. Выпишите предложения с обобщающим словом при однородных члена. Объясните употребление разделительных знаков.

 

 

 

 

Текст №3

Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озера. Скоро и лед на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдет еще с неделю – и весь лед подымется прибывающей водою, почернеет, начнет ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть верст и более. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается весною, словно море. Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры.

На полях появляются сначала проталины; но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдет еще неделя, другая – и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится все синее, а воздух все теплее.

Еще не весь снег сойдет, когда там и сям начнет уже показываться, возле старой пожелтевшей травы, новая, ярко-зеленая травка.

(184 слова) (По К.Ушинскому)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: