Психология Античного периода (от Аристотеля до Декарта).




Аристотель внес значительный вклад в развитие психологической науки. Им разработан курс общей психологии «О душе». Главная идея, выдви­нутая Аристотелем, состоит в том, что душу от тела отделить нельзя. Душа — не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. В учении Аристотеля также отражены следующие вопро­сы:

– введено понятие о способностях и их иерархия как функ­ция души;

– установлено различение между чувственным восприятием и мышлением; открыта особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств (память, воображение или фантазия);

-установлена связь между представлениями, т.е. выявлены ассоциации;

– поставлена проблема характера «Человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки», тем самим установлена зависимость психического развития человека от его деятельности;

– определена мотивация (психологическая жизнь зависит в данный момент не только от прошлого, но и от потребного будущего;

– выдвинуты принципы, ставшие впоследствии основополагающими: развития, причинности и системности.

Гераклит устанавливает Закон развития (Логос). По его взглядам весь мир — космос (вечно живой огонь), а душа его искорка (микрокосм).

Демокрит. В его понимании боги — сферические скопле­ния огненных атомов. Подобно богам человек также состоит из различного сорта атомов. Самые подвижные из них — ато­мы огня. Именно они образуют душу.

Гиппократ. Медик Гиппократ искал причины здоровья и болезни. Определяющей причиной он считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). Пропорция была названа темпераментом. А классификация типов темперамента приняла следующий вид: сангвинистический — больше крови, холерический — желтой желчи, ме­ланхолический черной желчи, флегматический — слизи.

Таким образом, душевные качества людей ставились в зависимость от телесных. Отсюда вывод Гиппократа о том, что источник и причины индивидуальных различий людей находятся не во вне, а внутри организма.

Сократ заложил основы психологического мышления, ре­зультатом которого является ясное, отчетливое знание; дока­зал неразрывность общения и мышления, тем самым проде­монстрировав связь культуры и души.

Платон (родоначальник философского идеализма) не связывает душу с телесным. По его мнению: «Всякое знание есть воспоминание. Душа вспоминает то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения».

Платон дифференцирует понятие души на различные части и функции, а столетия спустя эти идеи возродились в учении 3. Фрейда.

Итак, в античную эпоху:

- заложен фундамент будущей психологической науки;

- сложилось 3 направления в воззрениях на душу:

1. происходящую не от всей природы, а только от живой (организм) — по взглядам Аристотеля;

2. происходящую от законов движения и развития материального мира (природа) — по взглядам Гераклита, Демокрита, Гиппократа;

3. происходящую от человеческой культуры (общения) – по взглядам софистов, Сократа и Платона.

Все эти положения образуют ядро объяснительных схем современной психологии.

Это время характеризуется, с одной стороны, приостанов­кой естественнонаучных исследований, с другой стороны, до­минированием религиозных взглядов.

Ф. Аквинский, опираясь и извращая учение Аристотеля, так определяет работу души:

Сначала душа совершает акт познания — ей является образ
объекта (ощущение или понятие). Затем она осознает, что ею произведен сам этот акт. Она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не
акт, а самое себя как уникальную сущность.

Таким образом, перед нами замкнутое сознание, из которо­го нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

А в странах Востока в VIII-ХП вв. происходит сближение с эмпирией (практикой), с позитивным знанием о природе.

2 этап. Психология как наука о сознании» (XII—XIX вв.)

В связи с развитием естественных наук возникают предпосылки для анализа сознания, под которым понимается способность думать, чувствовать, желать. Основной метод изучения в этот период самонаблюдение и описание фактов.

Период XII-XIX в.в. характеризуется как эпоха механики (царица всех наук того времени). В геометро-механическую (Галилея) и динамическую (Ньютона) картину природы было вписано и физическое тело человека с его психическими свой­ствами.

1-е достижение — открытие Гарвеем кровообращения. Сердце представлялось как помпа, перемещающая жидкость (для чего не требуется участие души).

2-е достижение — открытие рефлекса Декартом. Поведе­ние человека имеет рефлекторную природу и объясняется без обращения к душе.

Начиная с Декарта, происходит поворот в предмете психо­логии от души к сознанию. Его выражение: «Я мыслю, значит я существую» опреде­лило способ изучения психологических явлений — интро­спекцию, т.е. «внутреннее зрение». Декартовская концепция сознания стала называться интроспективной.

3-е достижение — связано с именем Лейбница. Он открыл бессознательное в психике: «В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» (неосознаваемых восприятий). Осознание восприятий становится возможным, когда к простой перцепции (восприятие) присоединяется осо­бый механический акт — апперцепция (внимание и память).

4-е достижение — связано с именем Гоббса. Он ввел по­нятие ассоциации – следствие разума (рационального). А нужен опыт, следовательно, возникает эмпирическая психоло­гия (экспериментальная психология).

Итак, душа начинает пониматься как сознание. Открываются новые явления: бессознательное, перцепция, мышление, память. Источником знаний становится самонаблюдение (интро­спекция).

XIX век знаменует переход от механики к физиологии. В 70-х гг. XIX в. начинают созревать предпосылки для возник­новения психологии как самостоятельной науки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: