Этап. Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики.




Взгляды на предмет психологии в ХГХ—XX вв. стали пре­терпевать изменения под влиянием диалектического материа­лизма. Так, если психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием с позиций идеализма, то уже бихевиористы — с позиций вульгарного материализма. Новый путь в психологию открылся на новых методологических правилах диамата. Начался новый этап в развитии психологии, науки, где объектом выступает не поведение, сознание или душа, а психика. Появился ряд теоретических концепций, в основе ко­торых содержится социальная обусловленность психики.

Научные школы в отечественной и зарубежной психологии.

В самом начале XX века возникло мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологии поведение как совокупность реакций организма, обусловленную общением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Это направление наз. бихевиоризм. Его “отцом” принято считать Джона Уотсона: требовал исключить все понятия субъективной психологии сознания.

Реальный вклад нового направления заключался в резком расширении изучаемой психологией области. Отныне она включала доступные внешнему объективному наблюдению, независимые от сознания отношения. Изменились и психологические эксперименты.Ониставились преимущественно на животных—белых крысах.

Тема обучения, приобретения навыков путем проб и ошибок стала центральной для этой школы. Исключив сознание, бихевиоризм неизбежно оказался односторонним направлением.

Следующее течение философии носит название – гештальтпсихология. В переводе она означает – организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Основоположником данного учения стал В.Келлер. Келлер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. Ученым этого течения представляли, что психология, опираясь на законы гельштапа, станет точной наукой – физикой. Но данная школа распалась в предвоенные годы, так как ученые были неспособны разработать единую схему анализа психической реальности.

Затем широкое значение в психологии заняли учения З. Фрейда, основоположника псиоанализа. В работах Фрейда в качестве психологической проблемы был поставлен вопрос и сексуальной жизни человека. Фрейд предложил новую модель учения о личности, в которой утверждается, что личность строится из трех компонентов: Ид (оно), эго (я), супер-эго (сверх я). По Фрейду организм и общество являются материалом из которого либидо лепит свои формы.

Наиболее широким течением является течение – когнитивная психология. Ее представителями являются У. Найссер, А. Павийо. Ученые отводят главную роль в поведении субъекта - знаниям. Основное понятие данного вида психологии – «схема». Она представляет собой имеющийся у человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях.

Другое крупное направление носит название – гуманистическая психология. Основатели данного течения хотели исправить идеи бихевиоризма и психоанализа и создать боле жизненную психологию. Целью личности стало – самоосуществление, самоактуализация..

Яркий представитель данного течения – А.Маслоу. Он считал, что человек должен реализовывать то, что в нем заложено, то, что он может.

Значительный вклад в развитие психологии внесли отечественные ученые:

Выготский Л.С. – ввел понятие о высших психических функциях как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека.

А.Н. Леонтьев – провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования психических функций как процесс вращивания высших форм в субъективные структуры психики человека.

П.Я. Гальперин – рассматривал психические процессы как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях.

Принципы психологии.

Принципы психологии - это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению.

Принципы психологии:

1. Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди;

2. Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно;

3. Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия.

4. Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека.

5. Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: