FYI — for Your information — к Вашему сведению...




 

Аббревиатуры особенно широко используют в сообщениях электронной почты, направляемых в группы новостей (телеконференции). Обычно их применяют только тогда, когда практика электронного общения с партнером уже сложилась.

 

8.5. Безопасность электронной почты

 

С точки зрения безопасности, при работе с электронной почтой выделяют следую­щие угрозы и уязвимости:

• утечка конфиденциальной информации;

• отказ в обслуживании;

• заражение компьютерным вирусом;

• проникновение на компьютер активного содержимого.

Во избежание утечки конфиденциальной информации в почтовом обмене исполь­зуют методы симметричной и несимметричной криптографии. При симметрич­ной криптографии обе стороны используют одинаковое шифрующее и дешифру­ющее программное обеспечение. Зашифровав сообщение с помощью избранного ключа (пароля), отправитель сообщает этот ключ адресату, используя альтерна­тивные средства связи, например телефон. При несимметричном шифровании отправитель шифрует сообщение с помощью сертификата (открытым ключом) получателя. Большинство современных почтовых клиентов делают эти операции автоматически, «прозрачно» (то есть незаметно) как для отправителя, так и для адресата.

Угроза, называемая «отказом в обслуживании», связана с целенаправленным выве­дением из строя почтового сервера адресата, например в результате переполнения поступающими сообщениями. В качестве меры противодействия, во-первых, используют почтовые клиенты, способные анализировать поступающие сообще­ния на сервере, без загрузки их на компьютер пользователя. Во-вторых, во избежа­ние переполнения «почтового ящика» не следует широко публиковать свой адрес электронной почты. В крайнем случае, если адрес опубликовать необходимо, откры­вают учетную запись в одной из бесплатных служб Web-Mail и используют ее в качестве временной. При отправке своего адреса в Сеть, следует иметь в виду, что существуют автоматические программные средства, занимающиеся просмотром файлов любых типов в поисках имеющихся в них адресов E-Mail. Обычно эти сред­ства разыскивают в документах символ «@», поэтому его заменяют каким-либо другим символом, понятным человеку, но не программе, например так:

 

вместо: myname@abcd.com

используют: myname#abcd.com

 

Еще надежнее метод, когда вместо имени адресата используется стандартный шаб­лон, например NOSPAM:

 

вместо: myname@abcd.com

используют: nospammyname#abcd.com

 

О том, что приставку «nospam» следует удалить, адресат должен догадаться.

Через механизм электронной почты возможно получение как «классических» ком­пьютерных вирусов, так и особых «почтовых» вирусов. Классические вирусы распространяются в виде исполнимых файлов, вложенных в сообщения электронной почты. Таким методом могут поражаться любые компьютерные системы, незави­симо от используемого почтового клиента. Все исполнимые файлы, поступающие вместе с сообщениями электронной почты, потенциально опасны, даже если они поступают от знакомых лиц. Следует помнить, что электронная почта — нежела­тельное средство для обмена программами. Если есть необходимость поделиться с кем-то полезной программой, то делиться надо не самой программой, а сведениями о том, где ее можно найти. Наиболее полезные и проверенные служебные про­граммы должны быть опубликованы в Сети. В этом случае в тексте письма доста­точно привести гиперссылку на URL-адрес, откуда данную программу можно полу­чить.

Механизм работы «почтовых вирусов» основан на эксплуатации уязвимостей, имеющихся в отдельных почтовых программах. Наиболее часто атакам подверга­ются пользователи стандартного программного обеспечения, в частности про­граммы Outlook Express. Для срабатывания «почтового вируса» даже не требуется запускать на исполнение файл, полученный в качестве почтового вложения, — дос­таточно просто его открыть. Именно поэтому выше, при рассмотрении этикета элек­тронной почты, мы говорили, что никогда не следует отправлять почтовые вложе­ния, не предупредив получателя, а получив неожиданное сообщение с вложенным файлом, следует удалять его, даже не просматривая.

 

Практическое занятие

 

Упражнение 8.1. Настройка интерфейса почтового клиента Microsoft Outlook Express 5

15 мин

 

Программа Microsoft Outlook Express 5 является стандартным приложением опера­ционных систем Microsoft Windows 98 SE и Microsoft Windows 2000. При исполь­зовании других операционных систем Windows программа устанавливается сов­местно с броузером Microsoft Internet Explorer 5.0.

1. Запустите программу Microsoft Outlook Express 5 командой Пуск Программы → Outlook Express или с помощью значка на Рабочем столе (два щелчка) илинапанели быстрого запуска (один щелчок).

2. Рассмотрите рабочее окно программы. Установите местоположение основных панелей элементов управления:

• строки меню;

• панели инструментов;

• панели папок;

• панели заголовков;

• панели контактов;

• панели сообщений.

3. Убедитесь в том, что при наведении указателя мыши на внутренние рамки, разделяющие панели окна, происходит изменение формы указателя. Проверьте, как изменяются размеры основных панелей методом протягивания.

4. Рассмотрите кнопки панели инструментов. Настройте панель таким образом, чтобы на ней остались только следующие кнопки:

• Создать сообщение;

• Ответить отправителю;

• Печать;

• Удалить;

• Доставить сообщение.

Для настройки панели инструментов щелкните правой кнопкой мыши на любом месте панели и в открывшемся контекстном меню выберите пункт Настройка — откроется диалоговое окно Настройка панели инструментов. С помощью кно­пок Добавить и Удалить сформируйте заданный состав кнопок на панели инст­рументов.

В поле со списком Размер значка выберите пункт Мелкие значки. В поле со спис­ком Текст кнопки выберите пункт Выводить подписи. Закройте диалоговое окно Настройка панели инструментов щелчком на кнопке Закрыть. Окно программы должно выглядеть аналогично показанному на рис. 8.4.

 

Рис. 8.4. Окно программы Outlook Express 5 после специальной настройки панели инструментов

 

5. На панели папок откройте папку Отправленные. На панели заголовков озна­комьтесь с заголовками ранее отправленных сообщений. Убедитесь, что список заголовков сообщений формально представляет собой таблицу базы дан­ных. В этой таблице каждому атрибуту заголовка (Кому, Тема, Отправлено и т. п.) соответствует отдельный столбец.

Наведите указатель мыши на границу между столбцами и проверьте, как регу­лируется ширина столбцов методом перетаскивания. Проверьте, как работает метод автоматического подбора ширины столбцов. Для этого наведите указа­тель мыши на границу между столбцами и дважды щелкните левой кнопкой — ширина текущего столбца изменится автоматически.

6. Сформируйте на панели заголовков следующий порядок представления атри­бутов: Отправлено, Кому, Тема, От, Флаг (Пометка выделения), Вложение. Эта операция настройки выполняется следующим образом:

• щелкните правой кнопкой мыши на строке заголовков столбцов и в открыв­шемся контекстном меню выберите пункт Столбцы;

• в открывшемся диалоговом окне Столбцы установите флажки против нуж­ных разделов (рис. 8.5);

• просмотрите, какие еще разделы могут отображаться на панели заголовков;

• используя кнопки Вверх и Вниз, расположите разделы в порядке, указанном в задании;.

• закройте диалоговое окно Столбцы щелчком на кнопке ОК и убедитесь в том, что на панели заголовков изменился порядок следования разделов.

 

Рис. 8.5. Настройка отображения полей заголовка сообщений

7. Щелчком мыши выделите любое сообщение на панели заголовков. Текст сооб­щения прочитайте на панели сообщений.

8. Выделите другое сообщение на панели заголовков. Убедитесь в том, что на панели сообщений открылось новое сообщение.

9. «Сфотографируйте» результаты настройки окна программы. Для этого:

• предварительно активизируйте окно щелчком на его строке заголовка;

• нажмите комбинацию клавиш ALT+PRINT SCREEN — «снимок» окна будет скопирован в буфер обмена Windows;

• запустите программу просмотра буфера обмена (Пуск Программы Стан­дартные Служебные Буфер обмена) и убедитесь, что в ней воспроизводится созданный снимок;

• в программе Буфер обмена дайте команду на сохранение снимка (Файл Сохранить как), в качестве места сохранения выберите папку C:\Windows\Temp, а в качестве имени файла задайте: snapshot.clp.

10. Предъявите сохраненный файл преподавателю в качестве отчета о проделан­ной работе.

► Мы научились настраивать интерфейс программы Outlook Express 5 и документировать результаты своей работы путем исполнения «экранного снимка» рабочего окна программы.

 

 

Упражнение 8.2. Настройка программы Microsoft Outlook Express для работы с электронной почтой

20 мин

 

При подготовке программы к работе в ней активно используются автоматические средства настройки. В учебно-методических целях от их использования лучше отка­заться и выполнить все операции вручную.

1. Запустите программу Microsoft Outlook Express 5 командой Пуск Программы → Outlook Express или с помощью значка на Рабочем столе (два щелчка) или на панели быстрого запуска (один щелчок).

2. Создайте идентификационную запись (удостоверение) на свое имя. Для этого дайте команду Файл Удостоверения Добавить удостоверение — откроется диалоговое окно Новая идентификационная запись.

Введите свое имя в соответствующее поле. Если требуется, чтобы посторон­ние лица не могли обращаться к личной переписке владельца удостоверения, здесь имеется флажок Запрашивать пароль при запуске. Он позволяет устано­вить пароль, предотвращающий работу с программой под чужим именем. Если упражнение выполняется как учебное, пароль создавать не следует, чтобы не затруднять подготовку компьютера к очередным учебным занятиям. Когда после создания удостоверения система предложит автоматически переклю­читься на работу с ним, ответьте отказом.

3. Переключитесь на работу с собственной идентификационной записью. Дайте команду Файл → Смена удостоверения, в открывшемся диалоговом окне Пере­ключение идентификационной записи выберите ранее созданную запись и утвер­дите выбор щелчком на кнопке ОК.

4. После переключения на созданную идентификационную запись обратите вни­мание на то, что папка Входящие выделена полужирным шрифтом — это сви­детельствует о том, что в ней имеются непрочитанные сообщения (в данном случае это заранее подготовленное рекламное сообщение от разработчиков программы).

Щелкните левой кнопкой мыши на имени папки и просмотрите информацию, появившуюся на панели заголовков и панели сообщений. Прочитав сообще­ние, удалите его. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на заголовке сооб­щения и выберите в контекстном меню команду Удалить.

5. Откройте папку Удаленные. Вновь увидев то же сообщение, вы убедитесь в том, что реально оно не удалено, а только получило статус, который не позволяет сообщению отображаться в папке Входящие, но не препятствует просмотру в папке Удаленные.

6. Создайте учетную запись, соответствующую избранному поставщику услуг электронной почты. Дайте команду Сервис Учетные записи — откроется диа­логовое окно Учетные записи в Интернете. В данном диалоговом окне откройте вкладку Почта — на ней приведены ранее созданные учетные записи. Для созда­ния новой учетной записи используйте кнопку Добавить и в открывшемся меню выберите пункт Почта — произойдет запуск автоматизированного средства Мастер подключения к Интернету.

7. В диалоговых окнах Мастера последовательно вводятся следующие данные:

• имя пользователя, например: Иван Петров;

• адрес электронной почты, например: petrov@abcmail.ru;

• имя сервера входящих сообщений, например: pop.abcmail.ru;

• имя сервера исходящих сообщений, например: smtp.abcmail.ru;

• регистрационное имя пользователя для доступа к почтовому серверу, напри­мер: ipetrov;

• пароль для доступа к почтовому серверу, например abc123xyz.

В последнем окне Мастера щелкните на кнопке Готово. Убедитесь в том, что на вкладке Почта диалогового окна Учетные записи в Интернете появилась только что созданная учетная запись.

8. На панели папок щелкните на строке Локальные папки. При этом откроется сводка данных о размещении сообщений в логических папках почтовой про­граммы. Убедитесь в том, что в папке Удаленные действительно находится одно сообщение.

9. «Сфотографируйте» окно программы, как описано в п. 9 упражнения 8.1, и сохраните «снимок» в виде файла.

10. Предъявите сохраненный файл преподавателю в качестве отчета о проделан­ной работе.

► В этом упражнении мы научились настраивать программу Outlook Express 5 для работы с конкретным пользователем и конкретным поставщиком услуг электронной почты.

 

Упражнение 8.3. Создание записи в адресной книге почтового клиента

Мин

 

Чтобы упростить подготовку сообщений электронной почты, принято заранее вно­сить адресные данные о предполагаемых корреспондентах в адресную книгу. В программе Microsoft Outlook Express 5 адресная книга представлена панелью Кон­такты.

В учебных целях рекомендуется первую запись в адресной книге сделать о себе. Позже это позволит отправить письмо в собственный адрес — так принято прове­рять работу электронной почты.

1. Запустите программу Microsoft Outlook Express 5.

2. Командой Файл Смена удостоверения выберите свою идентификационную запись, ранее созданную в упражнении 8.2, — откроется рабочее окно почтового клиента.

3. На панели контактов щелкните на раскрывающей кнопке Контакты и далее на кнопке Создать контакт — откроется диалоговое окно свойств контакта.

4. Внимательно изучите вкладки, представленные в данном диалоговом окне. Обратите внимание на то, что в нем имеются средства для ввода как личной, так и служебной информации. Для практической деятельности достаточно заполнить лишь несколько полей на вкладке Имя.

► Приложения Windows вообще и программа Microsoft Outlook Express в частности не гарантируют безопасности хранения конфиденциальных данных на локальном ком­пьютере. Всегда следует иметь в виду, что данные, введенные при настройках про­грамм, могут быть доступны посторонним лицам и использованы в неизвестных целях. Учитывая это обстоятельство, никогда не вводите данные, не требующиеся для кон­кретной работы!

 

5. Начните заполнение полей вкладки Имя с поля Имя в книге. Введите сюда такую запись, которую хотели бы видеть в списке контактов, например Сорокин И. И.

Заполните поля Фамилия (Сорокин), Имя (Иван) и Отчество (Иванович). В поле Адреса электронной почты введите свой адрес электронной почты, например sorokin@abcmail.ru.

6. Щелкните на кнопке Добавить, после чего закройте диалоговое окно щелчком на кнопке OK — на панели контактов появится запись, соответствующая адрес­ным данным корреспондента.

7. Если необходимо изменить внесенные данные, следует щелкнуть на записи пра­вой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт Свойства. Откроется ранее рассмотренное диалоговое окно свойств записи о контакте.

► Мы научились создавать и редактировать записи адресной книги Microsoft Outlook Express 5. Созданные записи можно использовать для быстрой подготовки сообще­ний.

 

Упражнение 8.4. Создание и отправка сообщения электронной почты

15 мин

 

Сообщение электронной почты создается и отправляется в три этапа. Первые два этапа не требуют соединения с Интернетом, хотя учетная запись должна быть пред­варительно создана (см. упражнение 8.2). Только на третьем, завершающем этапе, когда происходит копирование сообщения на SMTР -сервер, требуется наличие реального физического соединения с Интернетом. До создания соединения с Сетью подготовленные сообщения располагаются в папке Исходящие. Сразу после созда­ния соединения происходит их копирование на сервер, после чего они перемеща­ются в папку Отправленные. Такой подход позволяет экономить средства, затра­ченные на связь. В автономном режиме можно подготовить сколь угодно много сообщений, не неся никаких расходов.

1. Подготовка сообщения электронной почты выполняется в специальном окне Создать сообщение. Выберите в списке контактов запись, соответствующую собственному адресу, и дважды щелкните на ней — откроется окно нового сообщения, в котором уже заполнены почти все необходимые поля заголовка.

2. В поле Тема введите указание на тему сообщения — Проверка связи.

3. В поле сообщения введите запись: «Если я вижу эти строки, значит, электронная почта работает правильно». Повторите запись на английском языке: «If I see this message then E-Mail operates correctly». Сделать это целесообразно, поскольку правильное воспроизведение символов русского языка не гарантируется и может требовать дополнительной настройки программы.

4. Проверьте, как выглядит сообщение, если его отправить в формате HTML. Для этого дайте команду Формат → Формат HTML. Убедитесь, что в этом случае в окне подготовки сообщения появляется дополнительная панель форматиро­вания, элементы управления которой позволяют управлять выбором шрифта, его начертанием и цветом, оформлением маркированных и нумерованных спис­ков и т. п.

5. Проверьте возможность использования фонового рисунка для оформления сообщений, отправляемых в формате HTML: Формат → Использовать бланк → Плющ.htm.

6. Откажитесь от оформления сообщения средствами HTML командой Формат → Обычный текст.

7. Дайте команду на отправку сообщения. Для этого откройте меню Файл и обра­тите внимание на наличие двух схожих команд: Отправить и Отправить позже. В первом случае немедленно начнется установление соединения с сервером и отправка сообщения. Во втором случае сообщение останется в папке Исходя­щие и будет отправлено при ближайшем соединении с сервером. Этот метод более рационален.

Дайте команду Файл Отправить позже.

8. Вернитесь в основное окно программы Outlook Express 5. Обратите внимание на то, что в папке Исходящие появилось неотправленное сообщение. Устано­вите соединение с Интернетом вручную с помощью значка соединения уда­ленного доступа. Для этого откройте Рабочий стол, далее откройте окно Мой компьютер, в нем — папку Удаленный доступ к сети и выберите значок настро­енного соединения.

9. Дождитесь, когда соединение с Интернетом установится, после чего дайте команду Сервис Синхронизировать все. Под словом «синхронизация» надо понимать установление соответствия между сообщениями, хранящимися в папках локального компьютера и почтового сервера. Поскольку на локальном компьютере только что появилось новое сообщение, произойдет его копирова­ние на сервер. Если к моменту подключения на сервере имеются поступившие и еще не загруженные входящие сообщения, то произойдет доставка почты в папку Входящие.

► Мы научились создавать и редактировать сообщения электронной почты, а также офор­млять их средствами HTML. Созданные сообщения можно отправить немедленно или позже, в момент, когда будет установлено соединение с Интернетом. Одновременно с отправкой созданных сообщений происходит прием поступившей почты.

 

 

Упражнение 8.5. Пересылка файлов произвольного формата

10 мин

 

Для пересылки файлов произвольного формата существует механизм, который называется почтовым вложением. Сначала создают любое сообщение, а потом при­соединяют к нему необходимый файл. Этот файл кодируется специальным обра­зом.

1. Подберите файл, подлежащий пересылке. Размер файла желательно ограни­чить (20-30 Кбайт). Такие эксперименты удобно ставить с малоответственными файлами, например с файлами звукозаписей, которые располагаются в папке C:\Windows\Media. Выберите, к примеру, файл canyon.mid (21 Кбайт).

2. Запустите программу Microsoft Outlook Express (Пуск → Программы Outlook Express).

3. Командой Файл Смена удостоверения выберите идентификационную запись, созданную на собственное имя.

4. Разыщите на панели контактов запись, соответствующую адресату, щелкните на ней дважды — откроется окно создания нового сообщения.

5. Создайте сообщение с произвольным текстом.

6. Дайте команду Вставить Вложенный файл. В стандартном диалоговом окне выбора файла разыщите намеченный к отправке файл C:\Windows\Media\canyon.mid. Выделив значок файла, щелкните на кнопке Вложить.

7. Обратите внимание на то, что в заголовке сообщения появилось дополнитель­ное поле Присоединить. В нем записано имя вложенного файла и его размер.

► Этикет электронной почты требует, чтобы все вложенные файлы рассылались только в упакованном виде. Мы в нашем упражнении не упаковали пересылаемый файл только по методическим причинам — чтобы не перегружать изложение.

Общепринятым форматом упаковки считается формат ZIP. Разумеется, по согласова­нию с партнером можно применять и любой другой формат. Характерная особенность формата ZIP состоит в том, что о его применении не надо договариваться заранее — считается, что каждый, кто работает в Интернете, должен иметь средства для работы с ZIP-архивами.

Не следует использовать самораспаковывающиеся архивы, позволяющие адресату извлечь файл даже в том случае, когда у него нет программ для работы с архивами конкретного типа. Для адресата это небезопасно. Любой исполнимый файл, получен­ный из Сети, может содержать компьютерные вирусы. Прежде чем извлекать файл из самораспаковывающегося архива, приходится делать проверки с помощью антиви­русных средств, а это сводит «на нет» те удобства, которые заложены в идее саморас­паковки.

 

8. Дайте команду Файл → Отправить позже.

9. Установите соединение с поставщиком услуг Интернета.

10. В окне программы Outlook Express дайте команду Сервис Синхронизировать все — произойдет отправка почтового сообщения с вложенным файлом.

► Мы научились использовать механизм вложений в сообщения электронной почты для пересылки файлов произвольного формата.

 

Упражнение 8.6. Прием сообщений электронной почты. Настройка программы на чтение сообщений, выполненных на русском языке

15 мин

 

Для приема сообщений электронной почты достаточно подключиться к Интернету, запустить программу Microsoft Outlook Express, дать команду на синхронизацию сообщений, имеющихся на сервере и на локальном компьютере, дождаться окон­чания загрузки и убедиться в том, что тексты, исполненные на русском языке, чита­ются нормально.

1. Запустите программу Microsoft Outlook Express (Пуск → Программы → Outlook Express).

2. Командой файл Смена удостоверения выберите идентификационную запись, созданную на собственное имя.

3. Обычным порядком установите соединение с Интернетом.

4. Дайте команду Сервис Синхронизировать все, после которой начнется загрузка сообщений, накопившихся в «почтовом ящике» за время, прошедшее после последнего соединения.

5. По окончании загрузки обратите внимание на количество сообщений, находя­щихся в папке Входящие.

6. Щелкните на значке папки Входящие и на панели заголовков просмотрите заго­ловки поступивших сообщений.

7. На панели заголовков щелкните на заголовке любого из сообщений и просмот­рите содержание сообщения на панели сообщений.

8. Если русскоязычный текст на панели сообщений воспроизводится непра­вильно, выполните дополнительную настройку программы:

• В меню Вид Вид кодировки Дополнительно выберите кодировку Кириллица (КОИ8-Р) — после этого текст сообщения должен читаться нормально.

• Если эта настройка не помогает, проверьте кодировку Кириллица Windows.

• Указанная настройка действует только на текущее выделенное сообщение. Чтобы все поступающие сообщения отображались в этой же кодировке, ее надо сделать принятой по умолчанию. Для этого служит диалоговое окно Шрифты (Сервис Параметры Чтение Шрифты). В поле Вид кодировки выберите нужную кодировку и задайте ее принятой по умолчанию щелчком на кнопке По умолчанию.

► В большинстве случаев этих двух видов кодировки бывает достаточно для уверенной работы в России. Исключения составляют те случаи, когда сообщения от отправителя до адресата проходят через несколько серверов, самостоятельно выполняющих пере­кодирование символов. Особенно критичны случаи, когда на пути движения сообще­ния работают серверы, как отечественные, так и зарубежные. В особо сложных случаях для восстановления нечитаемого текста применяют специальные программные сред­ства. В тех случаях, когда никакие доступные средства не срабатывают, документ гото­вят в формате общепринятого текстового процессора, например MS Word, и пересы­лают его в виде почтового вложения.

 

После изменения кодировки текст сообщения на панели сообщений должен читаться нормально.

9. Если не читается русскоязычный текст в заголовках сообщений, требуется более глубокая настройка. К сожалению, она не исправит заголовки тех сообщений, которые уже приняты, но поможет чтению заголовков вновь поступающих сооб­щений.

Откройте диалоговое окно Настройки международной почты (Сервис Пара­метры Выбор языка) и установите в нем флажок Для приходящих сообщений использовать кодировку по умолчанию.

► Мы научились получать и просматривать сообщения электронной почты, а также осво­или приемы настройки программы для чтения сообщений на русском языке и их заго­ловков.

 

Упражнение 8.7. Извлечение почтовых вложений

15 мин

 

Если полученное сообщение имеет почтовое вложение, то на панели заголовков оно может отмечаться значком с символом канцелярской скрепки. Кроме того, над панелью сообщений появляется дополнительная кнопка с тем же изображением скрепки.

1. Запустите программу Microsoft Outlook Express.

2. Откройте свою идентификационную запись.

3. Установите соединение с Интернетом.

4. Примите почтовые сообщения с сервера.

5. На панели заголовков выберите сообщение, имеющее вложенный файл.

6. На панели сообщений прочитайте текст сообщения. Убедитесь в том, что сооб­щение поступило от знакомого лица, которое вас предварительно уведомило о том, что содержится во вложенном файле.

► В случае малейших сомнений относительно адресата или содержания вложенного файла сообщение должно быть удалено с компьютера до открытия почтового вложе­ния, а не после.

 

В сомнительных случаях обратитесь к партнеру за разъяснениями, но не откры­вайте файл, если нет абсолютной уверенности, что это не «почтовый вирус».

Отключитесь от Сети.

► Всегда открывайте файлы почтовых вложений, только отключившись от Интернета!

 

8. Над панелью сообщений разыщите кнопку со значком канцелярской скрепки. Щелкните на этой кнопке — откроется диалоговое окно сохранения вложен­ного файла. В качестве места хранения выберите Рабочий стол Windows.

► Современный деловой стиль работы с компьютером рассчитан на использование Рабо­чего стола в качестве временного места для хранения документов неопределенной ценности. Документы, значки которых находятся на Рабочем столе, всегда легкодо­ступны; малоценные документы легко удаляются перетаскиванием в Корзину, а цен­ные документы после изучения раскладывают по папкам в соответствии с их назначе­нием.

 

9. Закройте окно программы Microsoft Outlook Express и убедитесь в том, что на Рабочем столе Windows появился новый значок файла.

► Мы научились извлекать из сообщений электронной почты вложенные файлы и позна­комились с основными приемами безопасной работы с электронной почтой.

 

Исследовательская работа

 

Задание 8.1. Исследование средств автоматизации при работе с электронной почтой

90 мин

 

Автоматизация работы с электронной почтой основана на использовании встро­енных средств фильтрации. Эти средства позволяют обрабатывать поступающие сообщения непосредственно на сервере, до их загрузки на компьютер. Обработка основана на анализе данных из полей заголовка и реализации заданной тактики:

• удаление сообщений до их копирования на компьютер;

• копирование сообщений в заданную папку;

• автоматическая генерация заданного ответа и т. п.

Тактика работы с поступившими сообщениями задается настройкой системы пра­вил. Настройка системы правил выполняется специальным средством, которое запускается командой Сервис → Правила для сообщений Почта. В открывшемся диалоговом окне Правила для сообщений имеются командные кнопки для созда­ния нового правила, изменения имеющегося правила, копирования правила.

Рассмотрим порядок создания нового правила для работы с электронной почтой. Щелчком на кнопке Создать в диалоговом окне Правила для сообщений откройте окно Создать правило для почты. В этом окне, представленном на рис. 8.6, имеются три панели.

 

Рис. 8.6. Настройка системы фильтрации сообщений электронной почты

 

На первой панели выбираются условия для реализации данного правила, напри­мер Искать сообщения с вложением. По этому условию будут отобраны все сооб­щения, имеющие вложенные файлы.

На второй панели выбираются действия с отобранными сообщениями. Например, они могут быть помечены, переадресованы на другой адрес, удалены с сервера без загрузки на компьютер, направлены в заданную папку и т. п.

На третьей панели формируются готовые правила. В тех случаях, когда для реали­зации правила требуется уточнение параметра (например имени папки, в которую следует переместить полученные сообщения), этот параметр изображается синим цветом с подчеркиванием, то есть в виде гиперссылки. Щелчок на гиперссылке позволяет выбрать или настроить данный параметр.

Самостоятельно исследуйте приемы создания правил для работы с сообщениями. Создайте правила для заданий, указанных в нижеследующей таблице. Впишите в незаполненные поля описания правил, взятые из нижней панели диалогового окна Создать правила для сообщений. Настраиваемые параметры выделите подчерки­ванием, как показано в образце.

 

Таблица 8.1

Задание Описание правила
Отобрать те сообщения, которые имеют почтовые вложения и размер которых превышает 100 Кбайт. Не копировать эти сообщения на локальный компьютер Искать сообщения, размер которых превышает 100 Кб и искать сообщения с вложением. Не загружать с сервера
Отобрать сообщения, поступившие с учетной записи www.hotmail.com, и переадресовать их на свою учетную запись www.mail.ru  
Автоматически ответить на все поступающие сообщения стандартным сообщением с указанием, что адресат временно находится в отпуске и ответит на поступающую почту позже  

Глава 9. Техническое и юридическое обеспечение режима электронной подписи

 

9.1. Понятие об электронной цифровой подписи

 

Особенности рукописной подписи

 

Одним из основных реквизитов обычных документов является рукописная под­пись. Она подтверждает факт взаимосвязи между сведениями, содержащимися в документе, и лицом, подписавшим документ, то есть, является одним из средств идентификации личности. В основу использования рукописной подписи как сред­ства идентификации положена гипотеза об уникальности личных биометричес­ких параметров человека.

Применение рукописной подписи имеет исторический и традиционный характер, хотя и не лишено известных недостатков. Так, например, ее степень защиты совер­шенно недостаточна. В тех случаях, когда требуется повышенная достоверность сведений, изложенных в документе, применяют дополнительные средства. К при­меру, на финансовых документах необходимо наличие двух рукописных подписей (первой и второй), а также печати юридического лица. Там, где и этого недостаточно, используют заверяющую подпись уполномоченного органа, например подразде­ления нотариата. Дальнейшее повышение достоверности документов возможно путем использования специальных бланков, имеющих особые средства защиты.

Характерной особенностью рукописной подписи является ее неразрывная физи­ческая связь с носителем информации. То есть, рукописная подпись возможна только на документах, имеющих материальную природу. Электронные документы, имею­щие логическую природу, к этой категории не относятся. Таким образом, при совер­шении сделок, факт которых удостоверяется рукописной подписью, стороны-участ­ники должны находиться либо в непосредственном контакте, либо в опосредованном, через материальный носитель и услуги сторонних организаций (служб доставки). Из существования неразрывной связи между подписью и материальным носите­лем документа вытекает необходимое различие между оригиналами и копиями документов, полученными средствами копировально-множительной техники (КМТ). Копии отличаются по свойствам от оригиналов, и потому либо имеют мень­шую юридическую силу, либо должны проходить дополнительные заверяющие процедуры.

Последний недостаток рукописной подписи, который мы отметим, является функ­циональным. Он связан с тем, что рукописная подпись обеспечивает только иден­тификацию документа, то есть подтверждает его отношение к лицу, поставившему подпись, но ни в коей мере не обеспечивает аутентификацию документа, то есть его целостность и неизменность. Без специальных дополнительных мер защиты рукописная подпись не гарантирует тот факт, что документ не подвергся содержа­тельным изменениям в ходе хранения или транспортировки.

 

Особенности электронной цифровой подписи

 

В отличие от рукописной подписи, электронная цифровая подпись (ЭЦП) имеет не физическую, а логическую природу — это просто последовательность символов (можно сказать, кодов), которая позволяет однозначно связать автора документа, содержание документа и владельца ЭЦП. Логический характер электронной под­писи делает ее независимой от материальной природы документа. С ее помощью можно помечать, а впоследствии аутентифицировать документы, имеющие элект­ронную природу (исполненные на магнитных, оптических, кристаллических и иных носителях, распределенные в компьютерных сетях и т. п.). О том, какими техни­ческими средствами это достигается, мы расскажем ниже, а пока остановимся на ряде положительных свойств ЭЦП, которые из этого вытекают.

• Сопоставимость защитных свойств. При использовании сертифицированных средств ЭЦП защитные свойства электронной подписи выше, чем ручной. Более того, им можно дать объективную оценку, основанную не на гипотезе об уникальности биометрических параметров человека, а на строгом математи­ческом анализе. Отсюда вытекает принципиальная возможность сопоставимо­сти защитных свойств ЭЦП.

Здесь и далее под средствами ЭЦП понимаются программные или аппаратные средства вычислительной техники, предназначенные для создания электронной цифровой подписи и для работы с нею.

• Масштабируемость. Из возможности объективной оценки защитных свойств ЭЦП вытекает свойство масштабируемости. Так, например, в гражданском документообороте возмо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: