Сложность и многообразие процессов и явлений реальности порождает многообразие форм знания: научное, философское, религиозное, этическое, эстетическое, обыденное, игровое, личностное, а также обширный класс паранаучных знаний, таких как эзотерика, оккультизм, магия и т.д. Различаются формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Мышление в понятиях и образах – это естественные формы человеческого познания мира, объясняемые наличием левого, ответственного за логику и однозначный смысловой контекст, и правого, отвечающего за образность и многозначность смыслов, полушарий.
Многообразные формы знания, отличающиеся от научного, отнесены к ведомству вненаучного, «пограничного» знания. Это – астрология, парапсихология и целый комплекс так называемых народных наук, нетрадиционная медицина, знахарство, экстрасенсорика и пр. Многие формы вненаучного знания, например астрология и алхимия, старше своих дисциплинарно оформившихся потомков – астрономии и химии. В настоящее время нетрадиционные подходы и методы познания стали привлекать к себе внимание. Так, П.Фейерабенд считает, что наука должна признать все имеющиеся формы ненаучного знания и отстаивать свою позицию в диалоге с ними. Наука перестает оцениваться как единственный и уникальный канал притока информации от внешнего мира и часто критикуется за ее желание диктовать условия познания.
Современная эпоха характеризуется тем, что весь комплекс альтернативных науке когнитивных практик, воспринимаемый в массовом сознании как паранаука, приобрел статус социокультурного явления, которое не может быть объявлено несуществующим так же, как и мифология, сказка, легенда, притчи и пр. Обращать внимание на многообразие когнитивных практик – не значит открыто пропагандировать их методы в противовес научным. Это внимание можно расценить как философскую рефлексию по поводу многообразия форм знания.
Среди многообразных форм вненаучного знания выделяют следующие:
• паранаучные (от гр. para– возле, около) знания, включающие размышления о феноменах, объяснение которых не совместимо с имеющимся научным гносеологическим стандартом, а потому не отвечает критериям научности. К паранаучнымзнаниям относятся: оккультизм, эзотеризм, герметизм, теософия и мистика.
Оккультизм имеет дело с таинственным знанием о сверхъестественных силах и делает эти знания доступными для всех; эзотеризм постигает тайны, предназначенные для посвященных; теософия есть религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством; герметизм имеет дело с построениями знаний, известных только посвященным; мистика через процедуры очищения, вдохновения, отрешения от мира выводит человека к космическому сознанию;
• лженаучные знания, сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Симптомы лженауки – малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим доводам, а также высокая чувствительность к «злобе дня», сенсации. Лженаучные знания не являются систематичными и универсальными. Иногда лженаучное связывают с патологией психики того или иного ученого. В истории нашей науки известны лысенковщина, фиксизм (в советской геологии 50-х гг. XX века), шельмование кибернетики и т.п.;
• антинаучное знание – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. С антинаукой связывают, например, извечную потребность в обнаружении «панацеи» от всех болезней, и хотя предъявление людям открытой такого рода «панацеи» несет опасность, полное избавление от антинауки невозможно;
• псевдонаучное знание представляет собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.
Существует обыденно-практическое знание, в котором присутствуют элементарные сведения о природе и окружающей действительности. В отличие от науки, его основой является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание, являясь исходным пластом всякого, в том числе и научного, познания, характеризуется тем, что его применение не нуждается в предварительной системе доказательств. Оно носит принципиально бесписьменный характер, не требует рефлексии и используется человеком неосознанно, а иногда даже минуя ступень артикуляции, молчаливо руководит действиями субъекта. Пословицы и поговорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, фиксируют мудрость обыденно-практического знания.
Одной из ранних форм знания является религиозное знание. В отличие от научного оно основано на вере и устремлено в сферу постижения сверхъестественного, за пределы рационально доказуемого. Религиозное знание включает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Вера связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным символическим восприятием мира. Религиозное знание предполагает не доказательство, а откровение, которое трактуется как дар и результат напряженного религиозного опыта. Атрибутами религиозного знания являются: икона, тексты Священного Писания, молитвы, многообразная религиозная символика, храм. Основанное на вере религиозное знание обнаруживает себя в непосредственном признании содержания догматов.
Однако вера – это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, элемент познавательной деятельности вообще. Поэтому можно говорить о гносеологической вере, которая есть признание чего-либо истинным на основании доминирования субъективного принятия. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности, связана с чувством одобрения или отрицания. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и моральных предписаний, в которые он верит.
Особую разновидность знания представляет личностное знание. Если коллективное знание общезначимо и надличностно, предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий и методов, то личностное знание – это знание, в котором человек проявляет свои творческие способности, это акт активного индивидуального постижения явлений, связанный с формированием личностных навыков и убеждений.
К исторически начальным формам человеческого знания относят игровое знание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей надэмпирической трансляции опыта. Игровое знание дает возможность возвыситься над повседневным бытием, не заботясь о практической выгоде, и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. Оно конструирует собственную реальность, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения, имеет обучающе-развивающий характер, активно используясь в современных образовательных процессах.
Особую форму вненаучного знания представляет «народная» наука, связанная с наличием свода «неписаных» знаний знахарей, целителей, ворожей и пр. Этот рецептурно-рутинный комплекс сведений существует в бесписьменной форме и транслируется от наставника к ученику. Конденсат народной науки присутствует в виде заветов, заклинаний, примет, наставлений, сохраняется в этнических обрядах и ритуалах, в формах социальной памяти. Изменение условий существования этноса приводит к исчезновению народных наук, которые, как правило, не восстанавливаются.
Существует широкий класс паранормального знания: учения о тайных природных и психических силах и способах получения информации, выходящих за рамки науки и понятийного постижения, способность оказывать влияние на предметы и людей, не прибегая к непосредственным физическим воздействиям. Различают экстрасенсорное восприятие (телепатия и ясновидение) и психокинез. Телепатия предполагает мысленный обмен информацией между двумя и более индивидами. Ясновидение – способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (например, фотография и т.п.). Психокинез – это возможность воздействовать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей моторной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом. Наука пока еще не может объяснить природу психокинеза, как не может и игнорировать подобные феномены. Живучесть аномального знания обусловливается, во-первых, тем, что в повседневной жизнедеятельности индивид, имея даже научное образование, поступает в соответствии с нормами обыденного, а не научного знания; во-вторых, анормальное знание актуализируется в ситуациях социальной дестабилизации; в-третьих, оно обнаруживается при объединении норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности.