НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ.




Сложность и многообразие процессов и явлений реальнос­ти порождает многообразие форм знания: научное, философс­кое, религиозное, этическое, эстетическое, обыденное, игро­вое, личностное, а также обширный класс паранаучных знаний, таких как эзотерика, оккультизм, магия и т.д. Различаются фор­мы знания, имеющие понятийную, символическую или художе­ственно-образную основу. Мышление в понятиях и образах – это естественные формы человеческого познания мира, объясняе­мые наличием левого, ответственного за логику и однозначный смысловой контекст, и правого, отвечающего за образность и многозначность смыслов, полушарий.

 

Многообразные формы знания, отличающиеся от научно­го, отнесены к ведомству вненаучного, «пограничного» знания. Это – астрология, парапсихология и целый комплекс так назы­ваемых народных наук, нетрадиционная медицина, знахарство, экстрасенсорика и пр. Многие формы вненаучного знания, на­пример астрология и алхимия, старше своих дисциплинарно оформившихся потомков – астрономии и химии. В настоящее время нетрадиционные подходы и методы познания стали при­влекать к себе внимание. Так, П.Фейерабенд считает, что наука должна признать все имеющиеся формы ненаучного знания и отстаивать свою позицию в диалоге с ними. Наука перестает оцениваться как единственный и уникальный канал притока информации от внешнего мира и часто критикуется за ее жела­ние диктовать условия познания.

Современная эпоха характеризуется тем, что весь комплекс альтернативных науке когнитивных практик, воспринимаемый в массовом сознании как паранаука, приобрел статус социо­культурного явления, которое не может быть объявлено несу­ществующим так же, как и мифология, сказка, легенда, прит­чи и пр. Обращать внимание на многообразие когнитивных практик – не значит открыто пропагандировать их методы в противовес научным. Это внимание можно расценить как фи­лософскую рефлексию по поводу многообразия форм знания.

Среди многообразных форм вненаучного знания выделяют следующие:

паранаучные (от гр. para– возле, около) знания, включа­ющие размышления о феноменах, объяснение которых не со­вместимо с имеющимся научным гносеологическим стандар­том, а потому не отвечает критериям научности. К паранаучнымзнаниям относятся: оккультизм, эзотеризм, герметизм, теосо­фия и мистика.

Оккультизм имеет дело с таинственным знани­ем о сверхъестественных силах и делает эти знания доступны­ми для всех; эзотеризм постигает тайны, предназначенные для посвященных; теософия есть религиозно-мистическое учение о единении человеческой души с божеством; герметизм имеет дело с построениями знаний, известных только посвященным; мистика через процедуры очищения, вдохновения, отрешения от мира выводит человека к космическому сознанию;

лженаучные знания, сознательно эксплуатирующие до­мыслы и предрассудки. Симптомы лженауки – малограмотный пафос, принципиальная нетерпимость к опровергающим до­водам, а также высокая чувствительность к «злобе дня», сенса­ции. Лженаучные знания не являются систематичными и уни­версальными. Иногда лженаучное связывают с патологией психики того или иного ученого. В истории нашей науки известны лысенковщина, фиксизм (в советской геологии 50-х гг. XX века), шельмование кибернетики и т.п.;

антинаучное знание – утопичное и сознательно искажа­ющее представление о действительности. С антинаукой свя­зывают, например, извечную потребность в обнаружении «па­нацеи» от всех болезней, и хотя предъявление людям открытой такого рода «панацеи» несет опасность, полное избавление от антинауки невозможно;

псевдонаучное знание представляет собой интеллектуаль­ную активность, спекулирующую на совокупности популяр­ных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

 

Существует обыденно-практическое знание, в котором при­сутствуют элементарные сведения о природе и окружающей действительности. В отличие от науки, его основой является опыт повседневной жизни, имеющий разрозненный, несис­тематический характер, представляющий собой простой на­бор сведений. Обыденное знание, являясь исходным пластом всякого, в том числе и научного, познания, характеризуется тем, что его применение не нуждается в предварительной си­стеме доказательств. Оно носит принципиально бесписьмен­ный характер, не требует рефлексии и используется челове­ком неосознанно, а иногда даже минуя ступень артикуляции, молчаливо руководит действиями субъекта. Пословицы и по­говорки, которыми располагает фольклор каждой этнической общности, фиксируют мудрость обыденно-практического знания.

 

Одной из ранних форм знания является религиозное зна­ние. В отличие от научного оно основано на вере и устремлено в сферу постижения сверхъестественного, за пределы рациональ­но доказуемого. Религиозное знание включает в себе механизмы регулирования и регламентирования жизни общества. Вера связана не с понятиями, логикой и разумом, а с чувственно-образным символическим восприятием мира. Религиозное знание предполагает не доказательство, а откровение, которое трактуется как дар и результат напряженного религиоз­ного опыта. Атрибутами религиозного знания являются: ико­на, тексты Священного Писания, молитвы, многообразная ре­лигиозная символика, храм. Основанное на вере религиозное знание обнаруживает себя в непосредственном признании со­держания догматов.

Однако вера – это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира че­ловека, элемент познавательной деятельности вообще. Поэто­му можно говорить о гносеологической вере, которая есть при­знание чего-либо истинным на основании доминирования субъективного принятия. Как психологический акт вера про­является в состоянии убежденности, связана с чувством одоб­рения или отрицания. Как внутреннее духовное состояние вера требует от человека соблюдения тех принципов и мо­ральных предписаний, в которые он верит.

 

Особую разновидность знания представляет личностное знание. Если коллективное знание общезначимо и надлич­ностно, предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий и методов, то личностное знание – это зна­ние, в котором человек проявляет свои творческие способно­сти, это акт активного индивидуального постижения явлений, связанный с формированием личностных навыков и убежде­ний.

 

К исторически начальным формам человеческого знания относят игровое знание, которое строится на основе условно при­нимаемых правил и целей надэмпирической трансляции опыта. Игровое знание дает возможность возвыситься над повседнев­ным бытием, не заботясь о практической выгоде, и вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами. Оно конструирует собственную реальность, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологичес­кие границы общения, имеет обучающе-развивающий характер, активно используясь в современных образовательных процессах.

 

Особую форму вненаучного знания представляет «народ­ная» наука, связанная с наличием свода «неписаных» знаний знахарей, целителей, ворожей и пр. Этот рецептурно-рутин­ный комплекс сведений существует в бесписьменной форме и транслируется от наставника к ученику. Конденсат народ­ной науки присутствует в виде заветов, заклинаний, примет, наставлений, сохраняется в этнических обрядах и ритуалах, в формах социальной памяти. Изменение условий существова­ния этноса приводит к исчезновению народных наук, кото­рые, как правило, не восстанавливаются.

 

Существует широкий класс паранормального знания: уче­ния о тайных природных и психических силах и способах получения информации, выходящих за рамки науки и по­нятийного постижения, способность оказывать влияние на предметы и людей, не прибегая к непосредственным физичес­ким воздействиям. Различают экстрасенсорное восприятие (телепатия и ясновидение) и психокинез. Телепатия предпо­лагает мысленный обмен информацией между двумя и более индивидами. Ясновидение – способность получать информа­цию по некоторому неодушевленному предмету (например, фотография и т.п.). Психокинез – это возможность воздейство­вать на внешние системы, находящиеся вне сферы нашей мо­торной деятельности, перемещать предметы нефизическим способом. Наука пока еще не может объяснить природу пси­хокинеза, как не может и игнорировать подобные феномены. Живучесть аномального знания обусловливается, во-пер­вых, тем, что в повседневной жизнедеятельности индивид, имея даже научное образование, поступает в соответствии с нормами обыденного, а не научного знания; во-вторых, анор­мальное знание актуализируется в ситуациях социальной де­стабилизации; в-третьих, оно обнаруживается при объедине­нии норм и идеалов из принципиально различных форм человеческой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: