9. Перейдите на вкладку Service (Служба) и проверьте установку переключателей. В группах Remote Service (Удаленная служба) и Local Service (Локальная служба) должен быть включен переключатель Any Service (Любая служба).
10. Просмотрите установки на вкладках Address (Адрес), Time Active (Время работы), Logging (Протоколирование) и оставьте установленные там значения по умолчанию.
11. Щелчком на кнопке ОК закройте окно AtGuard Settings (Настройка AtGuard) и просмотрите список задач брандмауэра. Должна появится новая задача — запись Microsoft Word for Windows, значок этой программы и двусторонняя стрелка, указывающая направления (входящие и исходящие) потока данных, связанных с данной программой.
► Мы научились запускать программу AtGuard и быстро подключать функции брандмауэра, заданные по умолчанию. Мы научились настраивать параметры брандмауэра в соответствии со своими задачами. Мы научились создавать собственные задачи для брандмауэра.
Упражнение 10.2. Работа с брандмауэром
15 мин
Для выполнения этого упражнения необходимо иметь установленную программу AtGuard (www.atguard.com), подключение компьютера к локальной сети и (или) Интернету.
На первом этапе мы проверим работу брандмауэра в локальной сети.
1. Запустите программу AtGuard, если она не запустилась автоматически при включении компьютера (Пуск → Программы → AtGuard → Start AtGuard).
2. Проверьте на панели Dashboard (Панель настройки) установку флажков в группах Ad Blocker (Блокировка рекламы), Privacy Protection (Защита частной информации), Firewall (Брандмауэр).
3. Подключите компьютер к локальной сети, следуя указаниям преподавателя. На экране должно появиться окно AtGuard Firewall RuleAssistant (Помощник по правилам брандмауэра), показанное ниже.
4. Запишите, параметры создаваемой задачи.
Название протокола — _________________
Название приложения (из строки Application) —
Локальный сервис (из строки local service) — __________
5. В группе For this, and all future attempts, create a rule to (Создать правило для данного и последующих обращений) щелчком на кнопке Always permit this network communication (Всегда разрешать это сетевое соединение) подтвердите разрешение на передачу данных по протоколу UDP.
6. Далее, следуя указаниям мастера Create Permit Rule (Создание правила разрешения), создайте новую задачу.
На следующем этапе мы проверим работу брандмауэра в Интернете.
1. Запустите программу AtGuard, если она не запустилась автоматически при включении компьютера (Пуск → Программы → AtGuard → Start AtGuard).
2. Проверьте на панели Dashboard (Панель настройки) установку флажков в группах Ad Blocker (Блокировка рекламы), Privacy Protection (Защита частной информации), Firewall (Брандмауэр).
3. Подключите компьютер к Интернету, следуя указаниям преподавателя. Запустите программу Internet Explorer или Netscape Communicator (по указанию преподавателя).
4. Перейдите по указанию преподавателя на Web-страницу, которая ранее не посещалась во время действия программы AtGuard.
5. При открытии Web-страницы должно появиться окно AtGuard Firewall RuleAssistant (Помощник по правилам брандмауэра), например такое, как показано ниже.
6. Зафиксируйте параметры создаваемой задачи.
Название протокола — ________________
Название приложения (из строки Application) — _________
Локальный сервис (из строки local service) — _______________
7. В группе For this, and all future attempts, create a rule to (Создать правило для данного и последующих обращений) щелчком на кнопке Always permit this network communication (Всегда разрешать это сетевое соединение) подтвердите разрешение на передачу данных по протоколу TCP.
8. Далее, следуя указаниям мастера Create Permit Rule (Создание правила разрешения), создайте новую задачу.
9. При запросе на размещение активных компонентов и обмен данными с текущей Web-страницей разрешите обмен только с одной страницей, следуя указаниям мастера по созданию данной задачи.
10. Перейдите по указанию преподавателя на другую Web-страницу (принадлежащую другому Web-серверу). При запросе на размещение активных компонентов и обмен данными разрешите обмен со всеми страницами Web-узла, следуя указаниям мастера по созданию данной задачи.
11. Если при работе в Интернете появятся сообщения о сканировании портов компьютера удаленной программой, создайте соответствующую задачу по блокированию запросов, следуя указаниям мастера.
► Мы научились использовать программу AtGuard в качестве брандмауэра при работе в локальной сети и создавать новые задачи. Мы научились использовать брандмауэр при работе в Интернете и создавать новые задачи. Мы научились блокировать активное содержимое применительно к отдельной Web-странице или целиком к Web-узлу.
Упражнение 10.3. Подключение и настройка прокси-сервера
15 мин
Программа interMute (www.intrmute.com) представляет собой локальный прокси-сервер, предназначенный для блокирования нежелательной информации, входящей в состав Web-страниц. Последующие упражнения предполагают, что программа установлена на компьютер и автоматически запускается при загрузке операционной системы.
1. Убедитесь, что программа interMute запущена, что отмечается наличием значка на панели индикации.
2. Убедитесь, что программа настроена как прокси-сервер. Откройте окно Панель управления (Пуск → Настройка → Панель управления) и дважды щелкните на значке Свойства обозревателя.
3. В открывшемся диалоговом окне выберите вкладку Подключение. Если компьютер подключается к Интернету через телефонную линию, выберите соответствующее соединение в списке и щелкните на кнопке Настройка. Если соединение с Интернетом производится через локальную сеть, щелкните на кнопке Настройка сети.
4. Убедитесь, что в открывшемся диалоговом окне установлен флажок Использовать прокси-сервер. Щелкните на кнопке Дополнительно.
5. Убедитесь, что в диалоговом окне Параметры прокси-сервера задан прокси-сервер для протокола HTTP. В качестве адреса должно быть указано: interMute (это псевдоним локального компьютера), в качестве порта — 4444. Закройте все открытые диалоговые окна.
6. Щелкните правой кнопкой мыши на значке interMute на панели индикации. Просмотрите состав пунктов контекстного меню. Убедитесь, что меню содержит команды отключения и включения фильтрации (Turn OFF Filtering, Turn ON Filtering). Выберите команду Open control panel (Открыть панель управления), чтобы открыть диалоговое окно настройки прокси-сервера interMute.
7. Выберите вкладку Filters (Фильтры). Познакомьтесь с тем, какие элементы Web-страниц позволяет отфильтровывать программа interMute. Установите флажки этой вкладки по своему усмотрению (или по указанию преподавателя). Установите флажок Display interMute toolbar (Отображать панель инструментов interMute).
8. Выберите вкладку Ad Database (База данных рекламы). Ознакомьтесь с Web-узлами, для которых программа interMute имеет специальные сведения о включении в них рекламы. (Стандартный набор рекламных узлов хранится во внутренней базе данных программы и не подлежит изменению.)
9. Если доступ к Интернету и ранее осуществлялся через прокси-сервер, откройте вкладку Misc (Разное). Убедитесь, что программа interMute сохранила сведения о «следующем» прокси-сервере и, таким образом, включила себя в прокси-цепочку.
10. Откройте вкладку Browsers (Броузеры). Установите флажки для тех броузеров, которые используются (или могут использоваться) на данном компьютере. Это гарантирует, что случайное изменение настроек прокси-сервера вручную или иной программой не помешает работе программы interMute, которая автоматически восстановит нужные настройки.
► Мы познакомились с программой interMute и выяснили, что она действительно выполняет функции прокси-сервера. Мы научились подключать и отключать функции фильтрации. Мы узнали, какие элементы Web-страниц могут отфильтровываться программой, а также просмотрели другие возможные настройки прокси-сервера.
Упражнение 10.4. Практическое использование программы interMute
15 мин
1. Убедитесь, что программа interMute (www.intermute.com) запущена, что отображается в виде значка на панели индикации.
2. Подключитесь к Интернету и запустите текущий броузер, например Internet Explorer (Пуск → Программы → Internet Explorer).
3. Щелкните правой кнопкой мыши на значке interMute на панели индикации и выберите в контекстном меню пункт Turn OFF Filtering (Отключить фильтрацию).
4. Перейдите на Web-страницу, предположительно содержащую элементы, подлежащие фильтрации (например, таковы основные страницы поисковых систем, страницы крупных компаний и т. п.).
5. Ознакомьтесь с этой страницей. Сохраните ее целиком.
6. Щелкните правой кнопкой мыши на значке interMute на панели индикации и выберите в контекстном меню пункт Turn ON Filtering (Включить фильтрацию).
7. Нажмите клавишу CTRL и щелкните в броузере на кнопке Обновить, чтобы заново загрузить все элементы страницы из Интернета.
8. Сравните вид страниц при отключенной и включенной фильтрации. Чтобы иметь возможность видеть их на экране одновременно, откройте второе окно броузера и загрузите в него ранее сохраненный файл.
9. Обратите внимание на панель interMute, отображаемую в верхней части страницы при наличии фильтрации.
10. Посетите еще несколько Web-страниц, для которых предполагается наличие элементов, подлежащих фильтрации. Список таких страниц может быть подготовлен преподавателем.
11. Щелкните правой кнопкой мыши на значке interMute на панели индикации и затем выберите в контекстном меню пункт Open control panel (Открыть панель управления). Выберите в открывшемся диалоговом окне вкладку Stats (Статистика).
12. Ознакомьтесь со списком отфильтрованных элементов Web-страниц, имеющихся на этой вкладке. Проверьте, все ли адреса соответствуют посещенным вами Web-узлам. Чем можно объяснить несоответствие?
► Мы познакомились с тем, как программа interMute выполняет фильтрацию ненужных элементов Web-страниц. Мы увидели, чем отличаются страницы при включенной и отключенной фильтрации. Мы установили, какие элементы и в каком количестве были отфильтрованы в данном сеансе работы. Мы убедились в том, что многие Web-узлы работают некорректно и поставляют на компьютер клиента незапрошенную информацию.
Глава 11. Создание простых текстовых документов
В этой и следующей главах рассматриваются понятия, методы и приемы, относящиеся к созданию текстовых документов с помощью персонального компьютера. Условно (из чисто методических соображений) мы выделим две группы создаваемых документов: простые и комплексные. Первые представляют собой форматированный текст, а вторые содержат кроме текста объекты иной природы (чертежи, рисунки, формулы, таблицы, объекты мультимедиа и прочие).
11.1. Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft Word
Общее название программных средств, предназначенных для создания, редактирования и форматирования простых и комплексных текстовых документов, — текстовые процессоры. В настоящее время в России наибольшее распространение имеет текстовый процессор Microsoft Word. Это связано, прежде всего, с тем, что его создатели относительно давно предусмотрели локализацию программы в России путем включения в нее средств поддержки работы с документами, исполненными на русском языке.
Основные версии текстового процессора Microsoft Word
Первоначальные версии текстового процессора Microsoft Word относятся к восьмидесятым годам и, соответственно, к операционной системе MS-DOS. Последней версией процессора для неграфической операционной среды была версия Microsoft Word 5.0. Она позволяла создавать, редактировать и распечатывать форматированные текстовые документы.
Поскольку операционная система MS-DOS не является графической, данная версия программы не могла соблюдать принятый ныне принцип соответствия экранного изображения печатному (принцип WYSIWYG — What You See Is What You Get) и операции форматирования документа выполнялись в известной степени «вслепую». Однако возможность просмотра документа в «натуральном» виде все-таки была.
Она реализовывалась специальным режимом предварительного просмотра (preview), который сохранился и в современных версиях программы, хотя и не имеет уже решающего значения.
Основным преимуществом текстового процессора Word 5.0, отличавшим эту программу от конкурентных продуктов, была возможность встраивания в текст графических объектов, правда, без взаимодействия текста и графики (обтекания графических изображений текстом). Сегодня текстовым процессором Word 5.0 продолжают пользоваться при работе на устаревшем оборудовании (IBM PC AT 286).
Принцип WYSIWYG впервые был реализован в следующей версии программы, которая называлась Microsoft Word for Windows (Word 6.0). Благодаря этому принципу значительно упростились и стали наглядными приемы форматирования документов. Будучи приложением Windows 3.1, программа получила возможность использовать системный буфер обмена, а пользователи получили мощное и удобное средство для создания комплексных документов.
Следующая версия программы называлась Microsoft Word 95 (Word 7.0). Она была ориентирована на графическую операционную систему Windows 95. Основным достижением этой версии стало то, что после нее текстовый процессор уже не рассматривается только как отдельное приложение. В состав мощного офисного пакета Microsoft Office входит несколько приложений (с каждой новой версией пакета этот состав расширяется), и на процессор Microsoft Word возлагаются дополнительные функции интеграции прочих приложений. Он занимает центральное положение в системе и позволяет организовать эффективный обмен данными между составляющими приложениями, что позволило в значительной степени автоматизировать разработку офисных документов разной содержательности и сложности.
Еще одним важным нововведением седьмой версии стало управление взаимодействием текста со встроенными объектами, что значительно расширило набор возможностей при форматировании документов. А особенный успех этой версии программы в России (она очень широко используется и сегодня) завоевали встроенные средства поддержки русского языка (автоматическая проверка орфографии и грамматики).
Восьмая версия программы Microsoft Word 97 (Word 8.0), вошедшая в состав пакета Microsoft Office 97, внесла относительно мало практически полезных изменений для повседневной офисной работы. Так, например, ее жесткая ориентация на использование шрифтов UNICODE затруднила обмен данными с большинством приложений, выпущенных «третьими» фирмами, и создала пользователям проблемы при печати материалов на большинстве печатающих устройств. Дополнительные средства оформления текстовых документов, представленные в этой версии, имели практическое значение только при разработке электронных (экранных) документов. Возможность сохранения документов в «электронных» форматах HTML и PDF, рассчитанная на публикацию документов в Интернете, осталась проработанной не до конца и не вошла в практику Web-дизайнеров.
Начиная с этой версии текстовый процессор Microsoft Word можно рассматривать как средство автоматизации авторской деятельности (Authoring System). При использовании этой программы следует четко определять целевой объект — документ электронный или печатный. Для разных типов документов используют разные средства, приемы и методы. Применение неадекватных средств значительно усложняет последующие этапы работы с документом. В итоге, в качестве средства разработки электронных документов Word 97 не заменил Web-редакторы, а в качестве средства создания печатных документов внес ряд неудобств по сравнению с предыдущей версией Word 95.
Последней (ко времени подготовки данного пособия) является версия текстового процессора Microsoft Word 2000 (Word 9.0), входящая в состав пакета Microsoft Office 2000. В ней устранены основные недостатки предыдущей версии, заметно улучшена система управления и введены мощные средства поддержки сетевых режимов работы. Предполагается, что основным стилем производительной работы с текстовым процессором Word 2000 должна стать совместная деятельность рабочих групп над общими проектами в рамках корпоративных сетей.
Рабочее окно процессора Microsoft Word 2000
Рабочее окно процессора Microsoft Word 2000 представлено на рис. 11.1. Его основные элементы управления: строка меню, панель инструментов, рабочее поле и строка состояния, включающая индикаторы. Начиная с процессора Microsoft Word 95 панель инструментов является настраиваемой.
Рис. 11.1. Рабочее окно программы Word 2000
Режимы отображения документов
Начиная с шестой версии Microsoft Word поддерживает несколько режимов представления документов.
В обычном режиме представляется только содержательная часть документа без реквизитных элементов оформления, относящихся не к тексту, а к печатным страницам (колонтитулы, колонцифры, подстраничные сноски и т. п.). Этот режим удобен на ранних этапах разработки документа (ввод текста, редактирование, рецензирование), а также во всех случаях, когда содержательная часть документа имеет более высокое значение, чем внешнее представление. В этом режиме операции с объемными документами проходят быстрее, что важно при работе на малопроизводительных компьютерах.
В режиме Web-документа экранное представление не совпадает с печатным. Это отступление от принципа WYSIWYG, но оно характерно для электронных публикаций в World Wide Web, поскольку заранее не известно, каким средством просмотра и на каком оборудовании будет отображаться документ. Понятие печатной страницы для электронных документов не имеет смысла, поэтому назначенные параметры страницы не учитываются, а форматирование документа на экране является относительным. В этом режиме разрабатывают электронные публикации.
В режиме разметки экранное представление документа полностью соответствует печатному, вплоть до назначенных параметров печатной страницы. Этот режим удобен для большинства работ, связанных с форматированием текста, предназначенного для печати.
В режиме структуры можно отобразить только заголовки документа. Режим полезен в тех случаях, когда разработку документа начинают с создания плана содержания. Если документ имеет размер более 5-7 печатных страниц, следует всегда начинать работу с создания первичного плана. Режим отличается тем, что при его включении на панели инструментов автоматически открывается вспомогательная панель Структура, элементы управления которой позволяют править структуру документа (рис. 11.2).
Рис. 11.2. Опытный руководитель начнет прием работы от исполнителя с просмотра структуры документа
► Режим представления структуры документа часто недооценивают и недоиспользуют, а между тем он дает возможность руководителю одним взглядом оценить качество разработки документа исполнителем, даже не читая содержание. Опытный исполнитель всегда начнет разработку документа с этого режима и будет регулярно проверять, как выглядит его документ в этом представлении.
Выбор одного из четырех вышеуказанных режимов представления документа выполняют с помощью командных кнопок, расположенных в левом нижнем углу окна приложения, или командами меню Вид.
Через меню Вид доступно также специальное представление (пятый режим) Схема документа, при котором окно приложения имеет две рабочих панели. На левой панели представляется структура документа, а на правой — сам документ. Этот режим, сочетающий достоинства режима разметки и режима структуры, полезен при навигации по объемному документу — его удобно использовать не при создании, а при просмотре документов сложной структуры.
Через меню файл доступны еще два режима представления документа, используемые для предварительного просмотра. Для электронных документов используют команду Файл → Предварительный просмотр Web-страницы, а для печатных документов — Файл → Предварительный просмотр. В первом случае созданный документ отображается как Web-страница в окне броузера, зарегистрированного операционной системой в качестве принятого по умолчанию (желательно, чтобы это был броузер Microsoft Internet Explorer 5.0). Во втором случае документ представляется в специальном окне.
Приемы работы с командами строки меню
Как и в большинстве других приложений, корректно соблюдающих идеологию Windows, строка меню текстового процессора Microsoft Word 2000 как элемент управления отличается тем, что обеспечивает доступ ко всем функциональным возможностям программы. Не всегда этот доступ самый удобный, во многих случаях другие элементы управления использовать проще, но строка меню удовлетворяет принципу функциональной полноты.
Меню, открывающиеся из строки меню, обладают свойством функциональной автонастройки. Расширенные возможности приложения не могли не сказаться на изобилии элементов управления, открываемых через строку меню. В нем не всегда удобно ориентироваться. Поэтому пункты строки меню открываются в два приема. На первом этапе открывают сокращенное меню, и, если необходимого элемента управления в нем нет, открывают расширенное меню наведением указателя мыши на пункт раскрытия. Использованные пункты расширенной части меню далее открываются в составе сокращенного меню (рис. 11.3).
Рис. 11.3. Команды меню Вид, сокращенный и расширенный варианты
Панели инструментов Microsoft Word 2000
Начиная с седьмой версии Microsoft Word поддерживает возможность самостоятельной настройки панелей инструментов. Настройку выполняет пользователь путем подключения функциональных панелей, необходимых ему по роду деятельности (Вид → Панели инструментов). Расширение общей панели инструментов сопровождается некоторым уменьшением площади рабочего окна документа. Перемещение функциональных панелей производят методом перетаскивания за рубчик, расположенный на левом краю панели.
В последней версии текстового процессора панели инструментов не только допускают настройку, но и обладают контекстной чувствительностью. Так, при выделении в поле документа какого-либо объекта, автоматически открывается панель инструментов, предназначенная для его редактирования. Назначение панелей инструментов приведено в таблице 11.1.
Таблица 11.1. Панели инструментов программы Word 2000
Панель инструментов | Состав, назначение | Примечание |
Стандартная | Элементы управления файловыми операциями, редактированием, экранным отображением | Устанавливается по умолчанию |
Форматирование | Элементы управления форматированием документа | Устанавливается по умолчанию |
Visual Basic | Доступ к средствам создания и редактирования макросов и Web-сценариев, а также к настройке средств обеспечения безопасности при запуске макросов | Макросы служат для автоматизации типовых операций. Web-сценарии обеспечивают динамичный характер просмотра Web-страниц |
Web | Элементы управления для навигации в Web-структурах данных | В качестве Web-структур могут выступать World Wide Web, корпоративные сети Intranet, системы Web-документов локального компьютера |
Web-компоненты | Комплект готовых компонентов для создания элементов управления Web-страницы или электронной формы | Применяются для создания обратной связи с потребителем документа (опросные листы, анкеты, бланки заказов и заявок и прочее) |
Word-Art | Элементы управления для создания художественных заголовков | |
Автотекст | Средство быстрого доступа к настройке функции автотекста | Одновременно предоставляет быстрый доступ к средствам настройки функций автозамены и автоформата |
База данных | Элементы управления, характерные для работы с базами данных (сортировка, поиск, управление структурой таблиц и прочее) | В качестве базы данных могут выступать как таблицы Access, так и собственные таблицы Word |
Буфер обмена | Средство управления расширенным буфером обмена Word 2000 | Буфер обмена Word 2000 в отличие от стандартного буфера обмена Windows может содержать до 12 объектов |
Настройка изображения | Элементы управления для основных функций настройки растровых изображений | Позволяют настраивать яркость, контрастность, размер, рамку, режимы обтекания текстом и прочие параметры выделенного растрового объекта |
Рамки | Элементы управления для создания фреймов (не путать с рамками, создаваемыми с помощью панели инструментов Таблицы и границы) | Word 2000 поддерживает два типа фреймов. Фреймы в электронных документах представляют собой особые прямоугольные области, предназначенные для вывода нескольких Web-документов в рамках одной Web-страницы, фреймы в печатных документах представляют особые области печатной страницы для вывода специальной информации, например колонтитулов |
Рецензирование | Элементы управления для проведения редактирования и комментирования документов без искажения исходного текста | Измененные данные сохраняются в том же документе на правах новых версий. Автор исходного текста имеет возможность просмотреть предлагаемые изменения, после чего принять их или отвергнуть |
Рисование | Элементы управления и инструменты для выполнения простейших чертежно-графических работ | Графические объекты, создаваемые инструментами данной панели, имеют характер векторных объектов |
Таблицы и границы | Элементы управления для создания таблиц и оформления текстовых блоков рамками | Дополнительно предоставляет средства для сортировки данных и проведения итоговых расчетов в таблицах (функция Автосумма) |
Формы | Элементы управления для разработки стандартных форм | Word 2000 позволяет создавать три типа форм: Web-формы, являющиеся объектами Web-страниц; формы Word, распространяемые и заполняемые как электронный документ; печатные формы |
Элементы управления | Набор готовых компонентов ActiveX для создания элементов управления Web-страниц и Web-форм | Средства данной панели инструментов позволяют не только использовать около 150 готовых компонентов, но и проводить установку и регистрацию дополнительных компонентов ActiveX |
Основные принципы практической работы с текстовым процессором Microsoft Word
Основные принципы практической работы связаны с номером версии программы. Базовый принцип здесь состоит в том, что чем больше возможностей имеет программа, тем строже надо подходить к выбору тех функций, которыми можно пользоваться в каждом конкретном случае. Удобен подход, когда набор допустимых средств оформления и форматирования документа определяет его заказчик.
Заказчик есть у каждого документа. Даже если документ готовится для личного потребления, условным заказчиком является сам автор. Заказчиком можно считать и исполнителя, которому передается документ для последующих операций, например, для рецензирования или вывода на печать. К категории «заказчиков» относятся и предполагаемые клиенты, для которых данный документ разрабатывается. При этом возникает ряд вопросов, которые надо решить до начала работы с документом.