Официальные отчеты компаний




Интернет.

Поисковые машины Интернета общего назначения. Яндекс, Google и другие поисковые машины постоянно проводят мониторинг Интернета и собирают в свои базы данных миллионы страниц текста, изображений и содержимого файлов разного формата. Постоянно совершенствуются алгоритмы. Однако им противостоят спамеры (черные оптимизаторы), которые стремятся подставить пользователю свою рекламу, вместо искомого им контента. Сегодня лучшим поисковиком считается не тот, кто больше ищет, а тот, кто понимает, чего хочет пользователь и умеет оперативно убирать так называемый “мусор” из выдачи.

Результаты поиска в поисковых машинах можно поставить на мониторинг с помощью специальных “сторожевых ботов” (Website, Watcher).

Социальные сети. Если отбросить рекламную и эмоциональную мишуру, то можно сказать что социальные сети используются для изучения предприятия, прежде всего, кадровыми службами и рекрутерами. Иногда изучение контактов человека позволяет понять, как найти на него выход, через кого этот выход искать и на какой основе.

Блогосфера. Используется в конкурентной разведке по нескольким направлениям.

1. Человек ведет блог или несколько блогов. Достаточно просто установить с ним контакт, во-первых, его психологический профиль понятен, а во-вторых в блогах обычно предусмотрены комментарии. Комментируя сообщения человека и занимая позицию, соответствующую выбранному имиджу, можно установить с ним контакт нужной эмоциональной направленности и затем развивать его.

2. Человек не ведет блог. В этом случае информация о человеке или компании может появляться в сообщениях или комментариях.

 

Изучение интернет-сайтов. После изучения текстов, изображений и исходного кода страниц сайтов можно найти немало разнообразной информации, отвечающей на поставленные вопросы и касающейся планов компании, перспективных направлений ее деятельности, структуры организации, документов, которые никто не собирался обнародовать.

Изучение скачанных с сайта файлов. Файлы, скачанные с сайта, могут содержать информацию об авторах. Из презентаций извлекаются файлы Excelс исходными данными. Иногда даже названия файлов могут о многом сказать человеку, собирающему информацию по крупицам.

СМИ: печатные и электронные

Самый привычный и до недавнего времени самый распространенный источник получения сведений для любой разведки- и государственной, и конкурентной. Специалист конкурентной разведки получает широкий доступ к огромному массиву уже оцифрованной информации из СМИ, и это значительно облегчает ему жизнь: с такой информацией проще работать, используя современные программные средства обработки, ее легче структурировать, реферировать и накапливать в базах данных. На рынке информации сейчас имеется довольно большое количество предложений в части доступа к электронным архивам СМИ с ежедневным поступлением тысяч новых документов, что позволяет решать некоторые оперативные задачи текущего мониторинга.

Официальные отчеты компаний

Большая часть информации, которую предприятия подают о себе государству доступна легально,- это и бухгалтерская отчетность, и в ряде случаев информация о собственниках и аффилированных лицах. Как правило, для ее получения требуется потратить деньги, а иногда и время. В принципе, существуют интернет-ресурсы, позволяющие получать такую информацию. Информация, подлежащая раскрытию акционерными обществами, опубликована на многих сайтах.

“Полевые” методы работы конкурентной разведки

Выставки и конференции. Выставки и конференции позволяют за два-три дня сделать работу, на которую обычно уходят несколько месяцев. На выставках предприятия, разбросанные по стране и даже всему миру, оказываются в одном помещении, а их руководители как правило, отделенные от внешней среды стеной секретарей, ходят по залу, доступны для общения и, более того, настроены на него.

На выставках можно увидеть образцы продукции, а главное получить информацию, которая существует только в головах людей, нигде не опубликована и не будет опубликована.

Нужно ли создавать специальные отделы, занимающиеся конкурентной разведкой? В основном в этом нет необходимости. Штатные сотрудники предприятия, освоившие подходы конкурентной разведки к решению задач и ее инструменты, в подавляющем большинстве случаев могут эффективно выполнять возложенные на них задачи. Руководители компаний, овладевшие знаниями конкурентной разведки, также резко повышают эффективность своей работы с людьми.

Выводы:

1. Перенос методов разведки в бизнес возможен, но требует адаптации- за исключением их практики тех действий, которые могут нарушать уголовное законодательство. Государственные разведки предназначены для прямого нарушения законодательства иностранных государств по статье “Шпионаж”. Поэтому их деятельность априори позволяет использовать незаконные методы. Этот аспект отражен в ФЗ от 10 января 1996г. №5-ФЗ “О внешней разведке”.

Конкурентная разведка- это часть бизнеса, она не имеет никакого отношения к разведслужбам страны и подчиняется тому же законодательству, что и любой бизнес. При переносе в конкурентную разведку методов, которыми разведывательные службы государства, необходимо отказаться от незаконных методов.

2. Существуют “кабинетные” и “полевые” методы получения информации. Источники информации различны. Часть источников доступна в опубликованном виде. Ценными источниками информации являются люди- ее носители, и кроме того, такие мероприятия, как визуальные осмотр объекта исследования на месте. В связи с этим методы, которыми работает конкурентная разведка, делятся на “кабинетные” (работа с опубликованными в том или ином виде источниками, а также исследование материалов, доставленных на рабочее место специалиста конкурентной разведки) и “полевые” (требующие выхода на место или общения с людьми)

3. К кабинетным методам относятся работа с сетью Интернет, СМИ, отчеты компаний и т.п. Такая работа организуется на рабочем месте специалиста конкурентной разведки. В подавляющем большинстве случаев эта работа со вторичными источниками информации. Исключение составляет общение в Интернете в разного рода дискуссионными группами.

4. К полевым методам работы относятся беседы, посещение выставок, установление долговременных отношений с людьми, привлечение к сотрудничеству. Полевые методы чаще встречаются при сборе информации, а кабинетные- при ее анализе.

5. В большинстве случаев нет необходимости создавать специальный отдел, который занимался бы конкурентной разведкой. Основная часть предприятий среднего и малого бизнеса не способны загрузить его работой. В конкурентной разведке существует довольно выраженная специализация, и ряд редко возникающих задач требует участия специалистов определенного профиля. Можно рекомендовать, вводить конкурентную разведку как вторую специальность действующих специалистов предприятия. И такая практика уже хорошо себя зарекомендовала.

 

 

Источники

1. Конкурентная разведка: уроки из окопов. Под редакцией Джона Е. Прескотта, Стивена Х. Миллера.

2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3. «Бизнес-разведка. 4-е издание переработанное и дополненное» А.И. Доронин. Издательство: М.: Издательство «Ось-89», 2007.

4. «Безопасность предпринимательской деятельности» Л.Д. Шарый Издательство: М.: Изд-во «ВК», 2005.

5. «Деловая разведка и контрразведка» А.В. Легкобытов Издательство: М.; СПб: Летний сад, 2001.

6. «Корпоративная разведка» В.И. Ярочкин, Я.В. Бузанова Издательство: М.: «Ось-89», 2005.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: