понятие и принципы правового регулирования




в 1930-первая пол. 1980-х гг.

 

Реформа государственного управления, начавшаяся с отходом от нэпа, к середине 1930-х гг. подошла к своему завершению. Создание планово-распорядительной экономики и переход к административно-командным методам управления социально-экономическими процессами, а также реформа политической системы требовали своего теоретического обоснования и конституционного оформления.

Процесс теоретического осмысления новых тенденций государственного развития проходил в условиях острой идеологической борьбы в высших эшелонах власти. В соответствии с марксистской доктриной диктатура пролетариата считалась необходимой лишь для окончательного построения социализма, после чего должен начаться процесс отмирания диктатуры пролетариата и социалистического государства. Данный тезис рассматривался как один из основополагающих в марксистском государствоведении.

После объявления на проходящем в январе-феврале 1934 г. ХVII съезде ВКП (б) победы социализма[164] юристы-теоретики стали говорить о начале отмирания государства, которое мыслилось как длительный и сложный процесс. Его проявлением должны были стать расцвет советской демократии и начало развития общественного самоуправления, постепенная передача ряда государственных функций общественным организациям. Тенденция роста политической роли общественных организаций в жизни государства была подвергнута И. В. Сталиным резкой критике. В противовес идее отмирания государства выдвигался тезис о сохранении и усилении диктатуры пролетариата вплоть до полного построения коммунизма. Детально этот тезис получит дальнейшее развитие в докладе И.В. Сталина на ХVIII партийном съезде. Процесс отмирания государства, по утверждению И.В. Сталина, должен был происходить через его усиление. Усиление государства в социалистическом обществе представлялось как увеличение принудительной, репрессивной стороны диктатуры пролетариата. Это оправдывалось сопротивлением классового врага. Данная точка зрения должна была получить конституционное закрепление.

30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП (б), рассмотрев вопрос о Конституции Союза ССР и Пленуме ЦК, постановило созвать Пленум ЦК, на котором следовало принять решение о необходимых изменениях в Конституции СССР[165]. Созванный в феврале Пленум высказался «о необходимости некоторых изменений в Конституции Союза ССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов – равными, многоступенчатых – прямыми, открытых – закрытыми, б) уточнения социально-экономической основы Конституции в соответствии с нынешним соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы советского общества и т.п.)»[166].

6 февраля 1935 г. VII Всесоюзный съезд Советов, заслушав доклад В.М. Молотова «Об изменениях в Советской Конституции»[167], принял Постановление «О внесении некоторых изменений в Конституцию Союза ССР», в котором признал их своевременными и правильными[168]. Съезд предложил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для пересмотра действующего Основного закона. Ближайшие выборы органов Советской власти было решено провести на основе новой избирательной системы.

Комиссия, возглавляемая И.В. Сталиным, на своем первом заседании 7 мая 1935 г. образовала 12 подкомиссий[169]. В их состав было включено около ста видных партийных, государственных, профсоюзных, военных функционеров из различных советских республик. Процесс разработки законопроекта проходил горячих обсуждениях и спорах. При этом явственно выявились две тенденции. Первая выражалась стремлением И.В. Сталина и его окружения закрепить в конституционном порядке сложившиеся в стране административно-командные методы управления. Но наряду с этим, по мнению В.М. Курицына, ряд партийных и государственных деятелей выражали стремление включить в Конституцию статьи, направленные на сдерживание напора «чрезвычайщины» времен насильственной коллективизации.

Наиболее активное участие в обсуждении законопроекта принял Н.И. Бухарин, который в глазах всех, кто был настроен против сталинского курса на развертывание массовых репрессий и установление режима личной власти, стал фактически символом скрытого сопротивления сталинизму. Так, в разработанных Н.И. Бухариным предложениях к проекту Конституции была сделана попытка закрепить плюрализм форм собственности. При этом общественная собственность не отождествлялась с государственной. Автор предусмотрел для собственности кооперативов и общественных организаций конституционные гарантии от государственного вмешательства[170].

В проекте Конституции СССР, по мнению ряда российских ученых, впервые в советском конституционном законодательстве получила некоторое отражение идея разделения властей, несмотря на то что марксистское государствоведение в то время отрицало эту идею, считая ее присущей буржуазной демократии: в этом нормативно-правовом акте сталинское руководство отошло от соединения законодательной и исполнительной властей, и государственный строй приблизился к системе парламентского типа, хотя правительство не довело эту идею до конца[171]. По мнению Денниса Ллойда, это являлось последствием того, что «произвольная система права уступила место, хотя и не без борьбы, более упорядоченной систематизации права, напоминающей во многих отношениях «презренный» образец буржуазного западного права»[172]. Но в процессе подготовки законопроекта высказывались возражения против элементов системы разделения властей. Нарком юстиции Н.В. Крыленко предлагал последовательно провести в Основном Законе традиционную марксистскую идею соединения властей, подчеркнуть полновластие Советов, что и нашло отражение в основном законе. Наиболее существенному обновлению подверглись конституционные отношения, касающиеся прав и свобод граждан. Именно новеллы данного института конституционного права придали демократический характер сталинскому Основному закону. Споры, связанные с созданием законопроекта, важность решаемого вопроса и необходимость для советского и партийного руководства легитимировать Основной закон через народное одобрение сделали необходимым подвергнуть его «всенародному обсуждению»[173]. Данное понятие появилось в советском законодательстве впервые.

Массовая идеологическая кампания обсуждения проекта Конституции 1936 г., совпавшая с очередным этапом репрессий в СССР, не имела прецедентов в мировой истории. И.Б. Берхин констатирует, что на 21 ноября 1936 г. проект Конституции был обсужден на 164893 пленумах Советов и исполкомов, заседаниях секций и депутатских групп, на которых присутствовало 3471864 человека, внесено 40619 предложений об изменениях в проекте Конституции. На предприятиях, в колхозах и учреждениях проведено 458441 собрание, на них присутствовало 38904136 человек, внесено 83571 предложение. Число предложений, поступивших в индивидуальном порядке, составило 21817. Всего внесено 169739 предложений об изменениях и дополнениях в проекте Конституции[174]. Анализируя эти данные, необходимо отметить, что критерием оценки качества проведения процедуры обсуждения проекта Конституции 1936 г. являлось число внесенных поправок и количество проведенных собраний. Концепция истории конституционализма в СССР не включала в себя оценку качества проведенных мероприятий, реализацию в Основном законе социальных ожиданий народа.

25 ноября 1936 г. в Москве открылся YIII Всесоюзный Чрезвычайный съезд Советов. На съезде присутствовало 2016 делегатов с правом решающего голоса. На первом заседании делегаты одобрили доклад И.В. Сталина, сделанный им по поручению Конституционной комиссии. В прениях по докладу выступило 65 делегатов[175]. 4 декабря Пленум ЦК ВКП (б) рассмотрел окончательный проект Конституции и постановил утвердить его с поправками. 5 декабря 1936 г. состоялось заключительное заседание Чрезвычайного YIII Всесоюзного Съезда Советов, на котором и была принята новая Конституция СССР.

Конституция официально провозгласила победу социализма в СССР. Отсюда вытекало конституционное положение о том, что экономическую основу СССР составляют социалистическая (т.е. обобществленная) собственность на орудия и средства производства в двух ее формах: государственной и колхозно-кооперативной, хотя признавалась и личная собственность граждан.

Важной новеллой Конституции 1936 г. можно считать значительное расширение перечня провозглашенных в конституционном порядке прав и свобод. Ряд правоведов отмечает огромную роль Конституции в сфере развития прав граждан на социальное обеспечение. По мнению Е.Е. Мачульской, нормы Основного закона 1936 г. заложили основу социального страхования советских граждан. «Ни в одной стране мира в тот период, - пишет она, - не было Конституции, которая в столь полном объеме закрепляла бы весь спектр социально-экономических прав»[176]. Данная точка зрения является спорной. Конституция 1936 г. заложила основу системы социального законодательства, определила дальнейшие тенденции её развития. Но формальный характер конституционных норм сделал невозможным реальное повышения уровня социальной защиты советских граждан.

Впервые в советском законе говорилось о неприкосновенности личности, жилища и об охране переписки, что должно было, по мнению рядовых граждан, гарантировать прекращение незаконных репрессий. Но Конституция не смогла поставить законодательные преграды массовым репрессиям и сдержать новые потоки "чрезвычайщины". Об э том свидетельствует развернувшаяся в 1937 г. репрессивная кампания. Изменилась лишь природа репрессий: на смену понятию "классовый враг" приходит понятие "враг народа". Отношение сталинского руководства к нормам Основного закона было формальным. Конституционные права вступали в противоречие с реалиями сталинского социализма и не распространялись на весь советский народ[177].

В 1937 г. были приняты новые конституции в республика СССР, в том числе и в РСФСР, которые в той или иной степени повторяли положения союзного Основного закона. Конституция РСФСР упразднила систему съездов Советов, ввела Верховный Совет в качестве высшего представительного органа, избираемого гражданами на основе прямых выборов. Закреплялась единая система Советов всех уровней, выбираемых на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. В ст. 130 Конституции (Основного закона) РСФСР была закреплена особая роль ВКП(б).

Впервые вопрос о замене сталинского Основного закона СССР и соответственно конституций республик в составе Союза встал на ХХ съезде КПСС в 1959 г. Вследствие этого в апреле 1962 г. была создана конституционная комиссия по подготовке нового основного закона, возглавляемая Н.С. Хрущевым. Новый основной закон должен был заложить основой жизни предкоммунистического общества. После отставки Н.С. Хрущева работа комиссии завершилась.

Следующим этапом конституционного развития было принятие Конституции СССР 1977 г. и на её основе в 1978 г. Конституции РСФСР. В отечественной науке сложилось двоякое отношение к Основному закону СССР 1977 г. Если в первой половине 1980-х гг. этот конституционный документ рассматривался как завоевание социалистического общества, новый этап развития советской демократии[178], то в 1990-е гг. к нему сложилось крайне негативное отношение. Попытка объективной оценки места Конституции (Основного закона) СССР 1977 г. в развитии отечественной правовой системы были предприняты в конце 1990-х начале 2000-х гг. По мнению Е.А. Лукьяновой, Конституция СССР 1977 г. «заложила первую юридическую «бомбу» под административно-командную систему управления. Этот снаряд, которому не хватало запала, действие которого было замедлено историей, состоял в перераспределении полномочий между высшими органами государственной власти и управления. А ведь именно традиционное превалирование вторых над первыми и есть один из атлантов, на плечах коего держится российская бюрократия»[179]. Если в ст. 31 Конституции СССР 1936 г. было сказано, что Верховный Совет СССР осуществляет все права, закрепленные за Союзом ССР, поскольку они не входят в компетенцию подотчётных ему органов, то статьи 108, 130 и 131 Конституции СССР 1977 г. закреплялись право Верховного Совета решать все вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, а полномочия союзного правительства были ограниченны полномочиями высшего органа. Конституция СССР 1977 г. установила курс на развитие форм народовластия, впервые был введён в законодательный оборот термин «политическая система», зафиксировано право общественных организаций участвовать в управлении государственными и общественными делами.

В Основном законе СССР 1977 г. получил дальнейшее развитие и институт прав и свобод человека и гражданина. По сравнению с главой Х Конституции СССР 1936 г. «Об основных прав и обязанностях граждан», состоящей из 16 статей, раздел «Государство и личность» Основного закона СССР 1977 г. включал в себя две главы, состоящие из 37 статей. Развитие статуса личности шло по четырём основным направлениям: во-первых, расширялись права и свободы, зафиксированные ранее; во-вторых, вводились многие новые права и свободы; в-третьих, укреплялась взаимосвязь прав и свобод граждан с их обязанностями; в-четвертых, одновременно с расширением объёма прав и свобод предусматривалось усиление их политических, экономических и особенно, юридических гарантий.

Конституция РСФСР 1978 г. характеризовала российскую государственность как государство рабочих, крестьян и интеллигенции. По сравнению с предшественниками она большее внимание уделяла организации и деятельности Советов. Отдельная глава была посвящена статусу народного депутата. Основной закона РСФСР 1978 г., в отличие от предыдущих содержал преамбулу. Формулировки конституционных положений были более точными, структура более логичной.

 

2.7.4. Конституционное развитие России в 1980 – 1993 гг.

 

Период действия Конституции СССР 1977 г. в научной литературе условно делят на два этапа. Первый из них - 1977-начало 1985 гг. В этот период, с одной стороны, назрела необходимость реформирования государственного права, а с другой - демократические положения советского Основного закона в силу консервативности политического режима не могли получить дальнейшее развития в законодательстве.

Начало второго периода обусловлено политикой «перестройки». Этот период постепенного поворота от многолетних идеологических стереотипов к плюрализму, пересмотр подходов к регулированию отношений, связанных с правовым статусом человека, и его отношений с государством. Во второй половине 1980-х гг. в СССР, по инициативе избранного 11 марта 1985 г. Генеральным секретарем КПСС М.С. Горбачёва, начинается процесс перестройки. Этот период характеризуется проведением целого ряда скоропалительных государственно-правовых реформ, логика и цель которых, по мнению А.А. Безуглова и С.А. Солдатова, для многих были и остаются не очень понятными[180]. В Конституцию СССР, в основные законы союзных республик вносится большое количество изменений и дополнений. В 1989 г. высшим органом государственной власти СССР становится Съезд народных депутатов, который избрал подотчетный ему постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР. С 1990 г. подобная структура высших органов государственной власти закрепляется и в РСФСР. В 1990 г. учреждается пост Президента СССР, в 1991 г. - Президента РСФСР. Первым Президентом СССР стал М.С. Горбачев, избранный на этот пост на Внеочередном III Съезде народных депутатов СССР. 12 июня 1991 г. состоялись первые президентские выборы, на которых первым российским Президентом сроком на пять лет был избран Б.Н. Ельцин.

Особенно значительными были изменения в социально-экономической сфере (была разрешена частная собственность, расширены возможности для предпринимательской деятельности) и в политической сфере (14 марта 1990 г. из Конституции СССР были исключены положения о руководящей и направляющей роли КПСС), был создан Комитет конституционного надзора в СССР и Конституционный суд РСФСР. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.

К концу 1990 г. все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, в которых закреплялось верховенство республиканских законов над союзными. В августе 1991 г. планировалось подписание Договора между полномочными представителя Республик, менявшего систему взаимоотношений Союза и его субъектов: союзные республики получали всю полноту государственной власти, а СССР утрачивал большую часть своих полномочий. Такое положение вызывало озабоченность у многих союзных руководителей, которые 18 августа 1991 г. организовали Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), взявшему на себя всю полноту власти в стране. Но народ не поддержал ГКЧП, который потерпел поражение.

Завершение кризиса союзных отношений произошло 8 декабря 1991 г., когда президенты России, Украины и Белоруссии подписали Договор об образовании Содружества независимых государств (СНГ) и заявили о прекращении действий Договора об образовании СССР 1922 г. М.С. Горбачёв 25 декабря 1991 г. в заявлении по телевидению объявил о том, что Союз ССР прекратил своё существование. С этого момента все республики бывшего СССР вступили на путь самостоятельного развития и строительства новой государственности.

До 1993 г. российский законодатель шел по пути внесения поправок в Конституцию 1978 г. В ст. 12 российской Конституции вносится дополнение о продаже и ином отчуждении земельных участков, то есть признаётся частная собственность на землю. Подобная судьба постигла многие статьи Основного закона, которые не соответствовали новым реалиям, сложившимся в Российской Федерации. Вместе с тем в Конституцию вносятся и новые статьи. Так, появляется ст. 11, регламентирующая несколько иначе статус государственной собственности Российской Федерации; ст. 67, закрепляющая за гражданами право на возмещение государством всякого вреда, причинённого незаконными действиями государственных органов и должностных лиц, и т.д.[181]

Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, ни по структуре, ни по содержанию она не могла служить полноценной юридической базой для коренных преобразований государства и общества. Экономические реформы, проводимые в России с 1991 г., вступили в противоречие с политической системой, основанной на созданном ещё в советскую эпоху Основном законе. Появилась необходимость принятия нового основного закона. Было создано много проектов Конституции. Но главными являлись проекты, подготовленные Конституционной комиссией и Конституционным Совещанием. Последний проект был создан по инициативе Президента Российской Федерации[182]. Этот проект конституции предусматривал ликвидацию системы Советов, образование двухпалатного парламента России - Федерального Собрания, наделение Президента широкими полномочиями. Подобная система органов государственной власти не могла вызвать одобрение со стороны Съезда народных депутатов. В связи с этим Б.Н. Ельцин пошел на обострение ситуации во взаимоотношениях с российским парламентом.

21 сентября 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал Указ № 400, который приостановил деятельность Верховного Совета и объявил о проведении новых выборов. Конституционный Суд Российской Федерации 21 сентября 1993 г. признал данный Указ неконституционным[183]. Верховный Совет посчитал Постановление Конституционного Суда основанием для отрешения Президента от должности и, приняв решение о прекращении его полномочий, назначил исполняющим обязанности Президента А.В. Руцкого. Пиком противостояния Президента и Верховного Совета и последним его этапом были трагические события 3-4 октября 1993 г., в ходе которых погибли сотни людей. Конфликт законодательной и исполнительной власти завершился победой последней.

Необходимо отметить, что «расстрел Белого дома» не был переходом к установлению в нашей стране диктатуры. Более того, данный процесс завершился проведением демократических выборов в Государственную Думу и Совет Федерации. Подобные события в советское время завершились бы массовыми арестами как оппозиционеров, так и членов их семей, масштабными судебными процессами. Участники событий октября 1993 г. были амнистированы, многие из них затем были избраны депутатами нового российского парламента. А.В. Руцкой в 1997 г. был избран губернатором Курской области. Демократические принципы новой России получили дальнейшее развитие.

Проект Конституции, созданный Конституционным Совещанием, был вынесен на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утверждённого Указом Президента от 15 октября 1993 г.[184] В референдуме приняло участие 54,8% избирателей, из них 58,4% проголосовало за принятие новой Конституции Российской Федерации.

Новая Конституция Российской Федерации вступила в действие со дня её опубликования 25 декабря 1993 г. Как уже было отмечено, одновременно с голосованием по проекту Конституции Российской Федерации были проведены выборы в Государственную Думу и Совет Федерации. Начинался новый этап развития отечественного конституционного права, заключающийся в формировании новых государственных институтов.

Контрольные вопросыи задания:

1. Дайте понятие конституции: юридическая конституция, материальная конституция.

2. Охарактеризуйте сущность конституции: понятие и подходы к ней.

3. Что такое писанная, неписанная, октроированная и неоктроированная конституции?

4. Охарактеризуйте роль преамбулы в структуре Конституции Российской Федерации.

5. Опишите процедуру внесения поправок в главы с 3-8 Конституции Российской Федерации.

6. Раскройте процедуру пересмотра Конституции Российской Федерации.

6. Какой способ принятия конституции, из существующих в мировой политической практике, Вы считаете наиболее демократичным?

7. Назовите основные черты конституции как основополагающего нормативного правового акта в стране.

8. Выскажите своё мнение по следующему вопросу: от чего зависит сущность конституции?

9. Выберите правильный ответ на следующие вопросы теста:

9.1. В конституционном праве большинства государств преамбула:

a)признается общеобязательной и нормативной частью конституции;

b) имеет преимущественно морально-политическое значение;

c)не включается в состав конституции;

d) содержится в отдельном акте – о введении конституции в действие.

9.2.Конституции, допускающие упрощенный порядок изменения, являются:

а) гибкими конституциями;

b) жесткими конституциями;

c) октроированными конституциями;

d) кодифицированными конституциями.

9.3. Предварительный конституционный контроль:

a) осуществляется до промульгации законодательного акта;

b) должен быть осуществлен до направления законопроекта в парламент;

c) должен быть осуществлен после опубликования, но до вступления закона в силу;

d) должен быть осуществлен после опубликования, но до применения в суде.


ГЛАВА 3. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Понятие конституционного строя Российской Федерации и его закрепление в Конституции Российской Федерации

Принято считать, что впервые конституционное государство и конституционный строй сложились в Англии в ходе её многовекового политического развития от абсолютной монархии к парламентарной. С конца ХYIII в., после распространения конституционных учреждений в Западной Европе, элементами конституционного строя стали признаваться: 1. наличие двухпалатной структуры парламента; 2. существование системы кабинетного правления, при которой министры могли быть смещены с должности вотумом недоверия парламентариев; 3. представительное правление, основанное на свободном мандате депутата.

Буржуазные революции, в ходе которых происходит рецепция политических основ английской государственности, выдвинули новые правовые элементы, которые стали признаваться неотъемлемой частью конституционного строя. К ним относятся: принцип народного суверенитета, принцип обеспечения естественных прав человека, принцип равноправия вне зависимости от социального, религиозного или имущественного положения. В ХХ в. конституционный строй стал связываться с выполнением государством определенных социальных функций. Появилась доктрина социального государства, которое обеспечивает социальное развитие общества и старается нейтрализовать различие в материальном положении граждан государства.

В советской правовой науке термин «конституционный строй» рассматривался только в отношении конституционного права иностранных государств. Причиной этого было закрепление в советских конституциях в качестве названия первой, принципиальной главы понятия «общественный строй». Его содержание определялось как воплощение законов развития общественно-экономической формации, социальная система, взятая в единстве способа производства и общественной надстройки в виде общественных отношений и соответствующих учреждений[185]. Советские правоведы в общественный строй включали экономическую основу государства, классовую структуру общества, политическую основу государства и основы правового положения человека в обществе[186]. В отношении конституционного права буржуазных государств применялся термин «конституционный строй».

Закрепление в действующей Конституции Российской Федерации основ конституционного строя изменило подходы отечественных исследователей к определению содержания категории «общественный строй», которую стали связывать с развитием институтов гражданского общества. В настоящее время под общественным строем понимают организацию общества, взятую в единстве всех её сторон и обусловленную определённым уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений. Эта система, охраняемая государством и правом, наделена характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни.

Отсутствие в Конституции Российской Федерации понятия «конституционный строй» привело к нечеткости категориального аппарата, и впоследствии – отсутствию единого, общепризнанного понятия конституционного строя. Более того, можно отметить, что в некоторых учебных пособиях, посвященных конституционному праву России, раскрываются конституционные основы положения человека и гражданина, гражданского общества, государственного строя, то есть отдельные составляющие конституционно-правого строя без упоминания последнего. В связи с этим В.Е. Чиркин отмечает, что «употребление термина «конституционный строй», конечно, возможно, но надо отчётливо представлять себе, какое содержание стоит за этим»[187].

В отечественной правовой литературе содержится достаточно много подходов к понятию «конституционный строй». По нашему мнению, под конституционным строем можно понимать закреплённый конституционно-правовыми нормами определённый способ организации государства и общества, при котором соблюдаются права и свободы человека и обеспечивается подчиненность государства праву.

 

М.В. Баглай определяет конституционный строй как «порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией»[188]. Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин понимают под конституционным строем определённую форму, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции, обеспечивающий подчинение государства праву[189]. Е.И. Колюшин, рассматривая конституционный строй, подверг критике вышеприведённые определения[190]. Он считает, что едва ли справедливо сведение конституционного строя только к организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует как конституционное государство. Тем более сомнительно полагать, что конституционный строй есть порядок при котором соблюдаются права и свободы человека. Достоинство такого подхода в том, что существование конституционного строя связывается с соблюдением прав и свобод человека. Однако давно известно, что право и его действие, в том числе и соблюдение, все-таки разные явления. Если конституционный строй – категория конституционного права, то едва ли следует отождествлять его с фактическими общественными отношениями. Понимание конституционного строя как некоего фактического порядка есть идеологизация конституционного права, вследствие чего делается вывод о том, что в одних странах есть конституционный строй, а в других нет[191].

М.Ф. Чудаков под конституционным строем понимает сложившуюся государственно-правовую реальность, которую образуют правовые нормы и урегулированные ими общественные отношения в важнейших сферах жизни государства[192]. Аналогично конституционный строй рассматривается и Н.А. Богдановой, которая определяет конституционный строй как устройство государства и общества, закреплённое государственно-правовыми нормами[193]. По мнению О.Г. Румянцева, конституционный строй это целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчинённая безусловным нравственным и конституционным велениям[194].

 

Необходимо отметить, что природу конституционного строя нельзя отождествлять с политическим режимом, существующим в стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства права, но это не означает, что в нем не существует конституционный строй. Наглядным примером может быть Туркменистан или Таджикистан, в основных законах которых правам человека отведено центральное место, но эти республики нельзя признать обеспечивающими соблюдение прав человека. В связи с этим необходимо различать юридически закрепленный конституционный строй и фактически существующий. Последний представляет собой конституционный режим государства, который можно определить как «конституционный строй в действии»[195].

В настоящее время в науке конституционного права выделяется два подхода к понятию конституционного строя. Первый подход носит формальный характер. В соответствии с ним конституционным строем признается любая форма организации общества и государства, которая находит закрепление в существующей в стране конституции. Такой подход сложился в советский период развития отечественной государственности и имеет ряд недостатков. Конституция может существовать как в условиях демократического режима, так и в авторитарном государстве. Этот подход к определению конституционного строя не содержит качественных характеристик государства и общества. По формальным признакам конституционный строй существовал в СССР, в странах Восточной Европы.

Другой подход к определению конституционного строя учитывает качественные характеристики государства и реальный порядок осуществления власти. Существование конституции еще не предполагает наличие конституционного строя в стране. В соответствии с этим подходом под конституционным строем понимается такой порядок, при котором в стране действует демократическая конституция, реализуются ее основные положения и реально соблюдаются установленные основным законом конституционные права человека и гражданина.

В литературе отмечается, что конституционный строй есть сложное и многофункциональное политико-юридическое понятие, противоречивость которого имеет глубокий философский смысл. Конституционный строй – это и цель, и средство, и процесс, и результат. Причем, по мнению Н.А. Бобровой, эти «точки измерения» конституционности строя меняются местами в зависимости от того, в интересах какого субъекта политики он «измеряется». Если определенный политико-конституционный субъект добивается изменения соотношения политических сил (то есть изменения сущностных характеристик конституционного строя), то достигнутое качество конституционного строя из цели превращается в результат, а соответствующий субъект из «революционного» превращается в «консервативный». Реформаторская и стабилизирующая функции перераспределяются между субъектами конституционного процесса, посредством перераспределения конституционных и интересов и борьбы за них[196].

Советские конституции, как отмечалось выше, не закрепляли основ конституционного строя. Впервые они получили закрепление в главе 1 действующей Конституции Российской Федерации. Она охватывает широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений. Название первой главы Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что она закрепляет не весь конституционный строй, а только его основы. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить Федерации характер конституционного государства. Положения этой главы обладают рядом свойств:

1. в соответствии со ст. 16 Конституции Российской Федерации правовые нормы Конституции не могут противоречить «Основам конституционного строя»;

2. решение вопроса о пересмотре основ конституционного строя относится к компетенции Конституционного Собрания Российской Федерации, если инициатива пересмотра будет поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Это положение Конституции Российской Федерации должно обеспечить стабильность существующей российской государственности.

В зависимости от отношений, которые регулируют нормы главы 1 Конституции Российской Федерации, основы конституционного строя условно можно разделить на политические, социальные и экономические.

 

3.2. Политические основы конституционного строя

 

3.2.1. Россия является правовым государством

В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством. Под правовым государством понимается форма организации и деятельности публично-политической власти, основанная на праве и подчиняющаяся ему и обеспечивающая свободы гражданского общества и автономию гражданина. Концепция правового государства возникла ещё в античном обществе. Так, Аристотель приравнивал наличие закона к форме государственного строя. Глубокую разработку она получила в русле борьбы против произвола абсолютной монархии. На конституционном уровне положения о правовом государстве были закреплены в большинстве Европейских стран во второй половине ХХ в. как вследствие горького опыта существования тоталитарных режимов.

Единый подход к определению понятия правового государства в юридической науке отсутствует. Русский правовед В.М. Гессен правовым государством называл государство, которое в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций ограничено и связано правом[197]. По мнению М.И. Байтина, сущность правового государства заключается в ограничении правом пределов деятельности государства, в правовой легитимации и регламентации формирования и полномочий его механизма наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности[198]. Известный юрист из Германии Е. Шмидт-Асман писал: «Правовым в формальном смысле является такое государство, которое признаёт в качестве своих непременных особенностей и институтов разделения властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением»[199].

Американский профессор Кр. Осакве отмечал, что понимание правого государства в западном праве измеряется объективными критериями, среди которых можно выделить следующие: политический плюрализм, равенство граждан перед законом, республиканское правление или конституционная монархия, разделен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: