Теоретический анализ литературы по проблеме исследования




 

Понятие конкурентоспособности товара (услуги) имеет неоднозначную трактовку. В таблице 1 приведены определенные подходы к понятию «конкурентоспособность предприятия».

 

Авторы Определение Ключевая идея
М. Портер «Конкурентоспособность обусловлена эффективностью, с которой фирмы на местах используют мощности для производства товаров и услуг» Эффективность использования ресурсов
А.А. Чурсин «…Способность поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане» Экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе
Э.В. Минько, М.Л. Кричевский «Конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке» Конкурентоспособность продукции
И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова «Интегральная конкурентоспособность предприятия по отношению к другим предприятиям – это его способность занимать определенную долю рынка и способность увеличивать (уменьшать эту долю» Доля на рынке
Т.Г. Философова В.А. Быков «…Способность конкурировать на рынках товаров и услуг» Способность конкурировать
Ж.-Ж. Ламбен, Р. Чумпитас, И. Шулинг «…Способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают…конкуренты» Степень удовлетворения нужд потребителей
В. Грибов, В. Грузинов «…Преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны за ее пределами» Конкурентное преимущество
Л.М. Калашникова Конкурентоспособность предприятия – понятие комплексное, которое обусловлено системой и качеством управления, качеством продукции, широтой и глубиной ассортимента, востребованного обществом или отдельными ее членами, стабильным финансовым состоянием, способностью к инновациям, эффективным использованием ресурсов, целенаправленной работой с персоналом, уровнем системы товародвижения и сервиса, имиджем фирмы» Система и качество управления, качеств и ассортимент продукции, финансовое состояние предприятие, инновации, эффективное использование ресурсов, система товародвижения и уровень сервиса, имидж предприятия    
Ю.Б. Рубин «…Способность применять совокупный конкурентный потенциал для борьбы с соперниками и достижения конкурентных преимуществ» Конкурентный потенциал
А.С. Головачев Конкурентоспособность организации– это умение организации проектировать, производить и реализовывать на рынке товар (услугу) наиболее успешно и полно по сравнению с предприятием-конкурентом, удовлетворяя потребности рынка и обеспечивая получение прибыли, расширенное воспроизводство, экономическое и социальное развитие. Умение организации проектировать, производить и реализовывать на рынке товар

 

Таблица 1 – Трактовки понятия «конкурентоспособность предприятия»

На основании данных трактовок, авторы сконцентрированы на идеи что, в основе конкурентоспособности лежит соотношение ее качества и цены продукции, отвечающее требование рынка. Продукция является конкурентоспособной, если ее качественные и ценовые характеристики удовлетворяют потребителя в рамках определенной отрасли.

Перед тем, как выбирать определенный метод или комплекс методов для оценки конкурентоспособности предприятия необходимо определить текущее состояние на основании ключевых характеристик.

На протяжении пути своего развития любая организация сталкивается с различными проблемами и задачами, решение которых осуществляется посредством использования управленческих методик и технологий, которые в свою очередь позволяют предприятию достичь определенную ключевую характеристику. На основании этих характеристик можно определить оптимальный метод оценки конкурентоспособности организации.

Анализирую ключевые характеристики состояния предприятия можно классифицировать различные подходы к оценке на определенные уровни управления конкурентоспособностью. Существуют 7 основных ключевых характеристик, которые можно разделить на 3 уровня управления (рис.1)

1 – Инвестиционная привлекательность 2 – Управляемость бизнеса 3 – Финансовая и управленческая прозрачность 4 – Адаптивность системы управления 5 - Стратегия управления 6 –Прибыльность 7– Платёжеспособность  

Рисунок 1 – Основные критерии конкурентоспособности предприятия

 

1) Платежеспособность – обеспечение платежеспособности, функционирующего в условиях рынка предприятия, а также способность оплачивать свои счета. Задача решается за счет реализации произведенной продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий (анализ рынка, ассортимента, ценовой политики и методов продвижения)

2) Прибыльность – генерация прибыли и осуществление рентабельной деятельности. Для достижения этой характеристики маркетинговые мероприятия дополняются экономические (анализ себестоимости и ценообразования, анализ затрат на производство) и организационно-технологическими мерами.

3) Стратегия управления – планирование деятельности компании в среднесрочном и долгосрочном будущем. Разработка стратегических концепций, стратегии предприятия на основе SWOT-анализа и т.п, а также благодаря планированию стратегии для каждого подразделения.

4) Адаптивность системы управления - соответствие организационной структуры, методов, принципов и механизмов управления предприятием целям, должна функциям и стратегиям предприятия и его подразделений. Система управления способствовать реализации стратегической концепции компании.

5) Финансовая и управленческая прозрачность - наличие у предприятия финансовой структуры (выделение так называемых центров финансового учета и ответственности), финансовой и учетной политики, соответствующей международным принципам и стандартам учета (GAAP, IAS).

6) Управляемость бизнеса. В процессе своего развития предприятие сталкивается с так называемыми проблемами роста. Симптомами проблем этого уровня могут быть следующие: усложнение информационных, материальных и иных потоков на предприятии, ухудшение финансового состояния, снижение общей организованности, сбои в основных бизнес-процессах предприятия и т.п.Решение данных проблем на современном уровне предполагает применение тех или иных управленческих методик, предлагаемых многими западными и российскими консультационными компаниями, внедрение современных информационных технологий, адекватных проблемам.

7) Инвестиционной привлекательности —основная задача для предприятий, акции которых котируются на фондовом рынке, так и для закрытых компаний. Повышение показателя позволит предприятию увеличить свою капитализацию и, следовательно, повысить стоимость капитала, вложенного собственниками.

Каждой группе критериев соответствует свой уровень управления конкурентоспособностью (таблица 2)

 

Таблица 2 - Уровни управления конкурентоспособностью

 

Характеристика Уровень управления КС
Платежеспособность Оперативный уровень управления конкурентоспособностью
Прибыльность
Стратегия управления Тактический уровень управления конкурентоспособностью
Адаптивность системы управления
Финансовая и управленческая прозрачность
Управляемость бизнеса
  Инвестиционная привлекательность Стратегический уровень управления конкурентоспособностью

 

Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его КС, можно сформулировать основные группы методов оценки конкурентоспособности (таблица 3)

 

Таблица 3 – Группы методов оценки конкурентоспособности

 

Уровень КС Основной критерий оценки Методы и подходи к оценке
  Оперативный уровень Конкурентоспособность продукции Экспертный метод Квалиметрический метод
  Тактический уровень Комплексный показатель состояния предприятия Методы комплексных оценок финансово-хозяйственной деятельности предприятия
  Стратегический уровень Рост капитализации предприятия Сравнительный Затратный Доходный Опционный

В настоящее время подходы и методология проведения оценки не достаточно разработаны. Это связанно с сложность категории конкурентоспособности многообразием подходов к оценке ее.

Основными задачами, решаемыми при оценке конкурентоспособности фирмы, являются:

- выявление закономерностей и тенденций в повышении конкурентоспособности фирмы за исследуемый период;

- определение состояния конкурентоспособности фирмы на момент обследования;

- определение «узких мест», которые отрицательно влияют на конкурентоспособность фирмы;

- выявление резервов, которые фирма может использовать, чтобы повысить свою конкурентоспособность

Основные методы анализа в экономической литературе можно разделить на две группы методов оценки конкурентоспособности: аналитические и графические методы. Аналитические методы можно классифицировать на основании объекта исследования на оценку товара или услуги предприятия и на оценку предприятияв совокупности. (рисунок 2)

 

Рис.2 – Классификация методов оценки конкурентоспособности

В зарубежной практике в основном используется графические методы оценки конкурентоспособности предприятия. К основным графическим методам можно отнести:

1) МетодМак-Кинзи (матрицаGeneral Electric)

2) SWOT-анализ

3) Метод Бостонской консалтинговой группы (матрица БКГ)

4) Многоугольник конкурентоспособности

5) Модель Майкла Портера

Аналитические методы оценки конкурентоспособности условно можно разделить на две группы: оценка конкурентоспособности товара/услуги и оценка конкурентоспособности предприятия.

К основным аналитическим методам оценки конкурентоспособности товара/услуги можно отнести:

1) Модель Розенберга

2) Модель с идеальной точки

3) Интегральный показатель конкурентоспособности

В данной классификации к графическим методам относятся все методы, которые дают возможность наглядно представить результат в виде рисунков и графиков. К аналитическим или расчетным методам относят подходы, которые имеют расчетно-аналитические действия с соответствующими выходными данными. Расчетный метод достаточно точный, однако эффективность подхода напрямую зависит от достоверной количественной информации.

Однако, для более детальной и удобной классификации, существуютклассификация, по которой можно разделить на пять групп: графические, аналитические, матричные, индексные, комплексные (рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Дополненная классификация методов конкурентоспособности предприятия.

 

Матричные методы используются при оценке различных маркетинговых стратегий предприятия на основе построение матрицы конкурентных стратегий. Индексные методы – это методы, преимущественно реализация, которых проводиться в несколько этапов. Роль исходных данных для сравнения могут играть показатели предприятия-лидера или различные отраслевые показатели. Комплексные методы основываются на том, что при оценке анализируется как текущая конкурентоспособность, так и конкурентоспособность, которая предприятие имеет возможность приобрести в ближайшем будущем. Такая динамика, безусловно, является существенным преимуществом.

В итоге можно сказать о том, что важно разграничивать каждую группу методов, так как любая из групп имеет как достоинства, так и недостатки. Например, матричные методы имеют адекватные и содержательные выводы, которые можно использовать под различные ситуации, однако отсутствует анализ причин существования проблем.Матричные методы, как правило, требуют дополнительных маркетинговых исследований. В свою очередь, графические методы, которые базируются на том, что жизненный цикл как один из основных критериев оценки не принимает во внимание внешние факторы воздействия (научно-технический прогресс, экономические факторы и т.д.), а также нет возможности конкретизировать значения показателя конкурентоспособности.

Эти особенности важно учитывать при выборе методики оценки конкурентоспособности для последующего применения или для доработки и адаптации под определённое предприятие. Эффективное применение данных подходов позволяет увеличить общую «прочность» предприятия, что является актуальным в существующих экономических условиях.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: