Управление конкурентоспособностью организации. Факторы КС. Эмпирические методы формализации факторов КС.




Система управления конкурентоспособностью – механизм, который обеспечивает управление конкурентоспособностью предприятия.

 

Рисунок 4 - Подсистемы общей системы управления конкурентоспособностью предприятия.

Таблица 4 – Содержание подсистем общей системы управления конкурентоспособностью предприятия

 

Название подсистемы Содержание Продукт подсистемы
Подсистема научного сопровождения проблемы управления конкурентоспособностью предприятия Методологические и методические основы, а также научные принципы и методы управления конкурентоспособностью организации Методологические подходы к повышению конкурентоспособности организации, его конкурентных преимуществ с целью конкурентоспособности и конкурентных преимуществ национальной экономики, регионов, отрасли, товаров (услуг); взаимосвязи и взаимодействия конкурентоспособности организации, государства и мировой экономики
Целевая подсистема Целеполагание и стратегические цели, направленные на обеспечение конкурентоспособности организации в будущем; осуществляет трансформацию стратегических целей в тактические; устанавливает средства достижения стратегических и тактических целей, в качестве которых выступают информационные, трудовые, материальные, нематериальные и финансовые ресурсы Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия, согласованная с целями социально-экономического развития страны, конкурентоспособности национальной экономики, регионов и отрасли.
Управляющая и регулирующая подсистема Задачи, формы, методы и функции внутрипроизводственного управления конкурентоспособностью организации, а также государственного регулирования и создания условий для повышения конкурентоспособности организации; формирования конкурентных преимуществ организации; воспроизводственную, организационную, техническую, технологическую и социальную структуру управления, ориентированные на достижение стратегических и тактических целей повышения конкурентоспособности организации; бизнес-планы повышения конкурентоспособности и развития организации, его структурных и функциональных компонентов. Прогнозы, планы, структуры, результаты анализа, оценки и стимулирования повышения конкурентоспособности организации.
Обеспечивающая подсистема   Обеспечение функционирования организации и повышения конкурентоспособности. Подсистема состоит из информационного, ресурсного, правового и экологического компонентов. Научно обоснованные ресурсы (информационные, трудовые, основные и оборотные средства, материальные и нематериальные), эффективное использование которых повышает конкурентоспособность товаров организации на «выходе» из системы.
Управляемая подсистема Разработка мероприятий (продуктов) по предприятию и структурным подразделениям, направленных на достижение стратегических и тактических целей повышения конкурентоспособности организации на основе расширенного воспроизводства, инновационного развития, реализации ценовой, инвестиционной, маркетинговой и финансовой политики.

Для достижения цели повышения конкурентоспособности предприятия реализуются средства, полученные на основе использования факторов, влияющих на конкурентоспособность организации. В таблице приведена классификация факторов, согласно М. Портеру.

 

Таблица 5 – Факторы конкурентоспособности предприятия

Фактор КС организации Характеристика фактора
Основные факторы   Природные ресурсы, климатические условия, географическое расположение организации, рабочая сила.
Развитые факторы Современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры и исследовательские институты, отделы университетов, занимающиеся высокотехнологическими направлениями. Это факторы высокого порядка. Для их создания необходимы значительные вложения капитала. Развитые факторы являются непременным условием инновационной деятельности организации, что вызывает необходимость наличия соответствующей научной базы и высококвалифицированных специалистов.
Общие факторы Система автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и т.д.) Данные факторы могут быть использованы в широком спектре отраслей, они, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного характера и имеются у предприятий многих стран.Конкурентное преимущество, основанное на совокупности основных и общих факторов, - это преимущества низшего порядка (экстенсивного типа), имеющее непродолжительный и неустойчивый характер.
Специализированные факторы Узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях, специализированный софт. Факторы применяемые в одной отрасли или в ограниченном числе отраслей. Специализированные факторы образуют долговременную основу для обеспечения КС предприятий.
Естественные факторы Природные ресурсы, географическое положение. Факторы относятся к факторам низшего порядка
Созданные факторы Создание факторов- это процесс накопления – каждое поколение наследует факторы, доставшиеся от предыдущих поколений, и создаёт свои, добавляя их к прежним.


Также, при классификации факторов конкурентоспособности, специалисты выделяют, внешние и внутренние факторы.

 

Таблица 6 - Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности организации.

Фактор КС организации Характеристика фактора
Внешние факторы Факторы связанны с основными характеристиками рынка организации, а именно, наличие конкурентов, обеспеченность, состав и структура ресурсов, а также с деятельностью общественных и негосударственных институтов и деятельностью политических партий, движений, оказывающих влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Внутренние факторы Факторы связанные с потенциальными возможностями самой организации по обеспечению собственной конкурентоспособности. Это потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово-экономический, кадровый, экологический и т.д.

 

Основные внешний факторы КС организации:

· конкурентная среда и уровень конкуренции;

· конкурентоспособность отрасли;

· характеристика спроса на товары (услуги);

· развитость и конкурентные преимущества тех отраслей (предприятий), которые обеспечивают анализируемое предприятие необходимыми ресурсами, материалами и информационными средствами;

· случайные события (технологические прорывы, колебания цен, политические решения и т.п.);

· экономические и организационно-административные формы и методы государственного регулирования поведения производителей и покупателей в отрасли.

Основные внутренние факторы КС организации:

· финансовое состояние;

· развитость базы и уровень расходов на собственный НИОКР;

· наличие передовой технологии;

· обеспеченность высококвалифицированными кадрами;

· способность к продуктовому и ценовому маневрированию;

· развитость сбытовой сети;

· возможности по финансированию;

· действенность рекламы и системы связи с общественностью;

· обеспеченность информацией.

Конкурентное преимущество организации – эксклюзивная ценность, уникальные ресурсы, которыми владеет организация и которые является стратегически важными для ее сферы бизнеса.

Конкурентные преимущества можно классифицировать по следующим признакам:

1. отношение к системе (организации), характеризующееся внешними и внутренними конкурентными преимуществами;

2. сфера возникновения преимуществ (природно-климатическая, социально-политическая, технологическая, культурная, экономическая);

3. содержание фактора конкурентного преимущества (зависит от качества и цены товара, затрат у потребителя и качества сервиса);

4. место реализации преимуществ (рабочее место, участок, цех, предприятие, отрасль, регион, страна);

5. метод или средство получения преимущества (зависит от уровня квалификации и профессионализма руководителей и специалистов;

6. время реализации преимущества (зависит от стратегических и тактических факторов);

7. вид получаемого эффекта от реализации конкурентных преимуществ (экономический, научно-технический, экологический и социальный).

Виды конкурентных преимуществ предприятия, с точки зрения путей их достижения, можно разделить на преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка.

Преимущества низкого порядка характеризуются с возможностью использования дешевой рабочей силы, материалов, сырья и энергии. Они не устойчивы и могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что такие же дешевые производственные ресурсы могут использовать конкуренты.

К преимуществам высокого порядка относят уникальность продукции, новые технологии и высококвалифицированных специалистов, репутацию организации.

Согласно А. Стрикленду и А. Томпсону к конкурентным преимуществам организации нужно отнести:

· качество продукции;

· репутация организации;

· производственные возможности;

· технологический уровень;

· система сбыта;

· маркетинг и реклама;

· финансовая устойчивость организации;

· относительное положение по издержкам;

· обслуживание потребителей (сервис).

 

М. Портер конкурентные преимущества формируются на основании:

1. стратегия фирмы;

2. структура и конкуренция;

3. факторы производства;

4. спрос и наличие конкурентоспособных родственных или смежных отраслей и предприятий.

Рисунок 5 – Детерминанты конкурентного преимущества по М. Портеру

Каждая детерминанта влияет на все остальные, преимущества в одной детерминанте могут создать или усилить преимущества в другой.

В настоящее время подходы и методология проведения оценки не достаточно разработаны. Это связанно с сложность категории конкурентоспособности многообразием подходов к оценке ее.

Р.А. Фатхутдинов классифицирует конкурентные преимущества на следующие группы:

1. Структурные:

 

· миссия организации, оригинальная идея, эксклюзивная сфера деятельности;

· прогрессивность производственной структуры организации;

· совершенство организационной структуры;

· уровень организации труда;

· уровень управления производственными процессами.

2. Ресурсные:

· уровень эффективности использования трудовых, материальных, финансовых и т.д;

· доступ к качественному и относительно дешевому сырью;

· сила конкуренции среди поставщиков.

3. Технические:

· уровень качества изготовления продукции;

· наукоемкость и новизна продукции;

· удельный вес патентованных товаров.

4. Управленческие:

· уровень конкурентной стратегии;

· уровень конкурентоспособности менеджмента;

· уровень конкурентоспособности служащих;

· уровень функционирующей системы управления качеством продукции;

· уровень организации поставок сырья;

5. Экономические и финансовые:

· показатели рентабельности активов, продукции, труда персонала, капитала и т.д;

· скорость оборачиваемости всех видов ресурсов;

Факторы конкурентных преимуществ способствуют превращению возможностей организации в действительность. Они определяют средства и способы использования резервов повышения конкурентоспособности.

Основными задачами, решаемыми при оценке конкурентоспособности фирмы, являются:

- выявление закономерностей и тенденций в повышении конкурентоспособности фирмы за исследуемый период;

- определение состояния конкурентоспособности фирмы на момент обследования;

- определение «узких мест», которые отрицательно влияют на конкурентоспособность фирмы;

- выявление резервов, которые фирма может использовать, чтобы повысить свою конкурентоспособность

 

Определение КС организации методами формализации факторов основано на использовании показателей КС товаров и эффективности производства, что связано с:

 

1. необходимость удовлетворения потребности покупателей;

2. стремлением товаропроизводителя обеспечить перспективные сравнительные конкурентные преимущества товаров организации на основе повышения эффективности производства и осуществления расширенного воспроизводства, определяющего стратегии и тактику достижения лучших результатов.

 

Данная методология заключается в том, что КС организации – это совокупная относительная характеристика факторов успеха, которая отличает анализируемую организацию от организации конкурента по степени удовлетворения товарами покупателя и эффективность производства.

Факторы успеха организации отражаются в показателях его конкурентных преимуществ и конкурентоспособности, к числу которых относятся:

 

· качество продукции;

· репутация организации;

· производственные возможности;

· технологический уровень;

· система сбыта;

· маркетинг и реклама;

· финансовая устойчивость организации;

· относительное положение по издержкам;

· обслуживание потребителей (сервис).

Стратегическими индикаторами конкурентоспособности организации являются показатели:

· доля на рынке;

· уровень продаж;

· уровень чистой прибыли;

· уровень прибыли на акционерный капитал;

· рентабельность реализованной продукции;

· рентабельность труда;

· рентабельность материальных затрат;

· рентабельность оборотных средств;

· рентабельность производства.

Этапами оценки КС организации методами формализации факторов конкурентных преимуществ являются:

 

1. формирование ключевых конкурентных преимуществ, определяющих конкурентоспособность организации;

2. ранжирование конкурентных преимуществ, определяющих КС анализируемого предприятия и его конкурентов;

3. определение общего рейтинга КС организации, по данным индивидуальных рейтингов дифференцированных факторов и индекса рейтингов анализируемой организации и конкурента;

4. отношение полученных результатов анализируемой организации и конкурента (на основании уровня товарной КС и эффективности производства)

5. определение интегрального индекса КС организации с учетом коэффициентов весомости товарной КС и показателей эффективности производства.

 

Формализацию оценки КС организации (К) можно представить в виде функции:

 

K = ʃ (KТпр),

 

где, КТ – рыночная КС всех товаров организации;

Эпр – эффективность производства товаропроизводителя.

 

Уровень товарной КС производимых товаров организации (КТ) определяется по формуле:

 

КТ = Тi*di,

 

где, KTi – конкурентоспособность i-того товара;

di- удельный весi-того товара в объеме всей реализованной продукции.

 

Индекс конкурентоспособности товаров организации (IKT) по сравнению с конкурентом можно определить по формуле:

 

IKT= ,

 

где, Кт.а. – уровень КС товаров анализируемой организации;

Кт.к. – уровень КС товаров конкурента.

Показатель эффективности производства (Эпр) как отношение достигнутого результата (совокупного эффекта от реализации товаров) и совокупных затрат на получение этого результата можно рассчитать по формуле:

 

Эпр= ,

 

где, Эр.п. – эффект от реализованной продукции (доход или прибыль) организации за отчетный период;

L – затраты рабочей силы (заработная плата за отчетный период);

M – стоимость израсходованных материальных ресурсов;

A – амортизационные отчисления.

 

В данном случае эффективность производства показывает, какой доход будет получен на единицу совокупных затрат.

Интегральный показатель КС организации (IK) по индексу КС его товаров и по относительной эффективности производства в сравнении с конкурентом определяется по формуле:

 

IK = IKтат + Iэаэ,

 

где, IKт– индекс относительной КС, определяемый по товарной массе анализируемой организации и конкурента;

Iэ – индекс относительной эффективности производства анализируемого предприятия по сравнению с конкурентом;

ат и аэ–коэффициенты весомости товарной конкурентоспособности и эффективности производства (ат + аэ = 1).

 

Подход к определению КС организации с использованием показателей эффективности производственно-экономической и коммерческой деятельности, основан на учете эффективности использования ресурсов организации; объемов и эффективности продаж; эффективности финансово-коммерческой деятельности предприятия.

Данный подход к определению КС предприятия реализуется с помощью функции.

 

К = ʃ (Iэф.рес.Iэф.прод.Iэф.зат.Iэф.фин.-ком.),

 

где, Iэф.рес.Iэф.прод.Iэф.зат.Iэф.фин.-ком. – соответственно сравнительная эффективность ресурсов, продаж, затрат и финансово коммерческой деятельности по данным анализируемого предприятия и конкурента.

 

Ключевое правило повышения КС на основании эффективности производства, т.е. по динамике показателей ее составляющих можно выразить неравенством:

 

Iакт<Iр.п.<Iпр,

 

где, Iакт– индекс совокупных активов организации в динамике;

Iр.п.– индекс объемов продаж (реализованной продукции);

Iпр– индекс прибыли по предприятию.

 

В итоге повышение конкурентоспособности предприятия зависит, прежде всего, от степени вовлечения в хозяйственный оборот резервов производства и эффективного использования всех ресурсов предприятия.

 

 

Эффективность производственно-финансовой деятельности предприятия определяется следующими группами показателей:

 

1. Эффективность использования ресурсов;

2. Объем и эффективность продажи;

3. Эффективность затрат

4. Эффективность финансово-коммерческой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: