РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)




Й класс

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ(9 часов)

Уточнение представлений о форме геометрических фигур: простые задания на распознавание (знакомство с рамкой, игра "Закрой окошки", выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).

Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки-трафарета.

Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания "от угла". Геометрические орнаменты в квадрате.

Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами "Сложи фигуру").

НАЧАЛЬНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (14 часов)

Точка. Прямая. Кривая. Получение прямой сгибанием листа неправильной формы.

Сходство и различие прямой и кривой.

Понятие о пересекающихся и непересекающихся прямых. Количество прямых, проведенных через одну и две точки на плоскости.

Линии на плоскости. Ломаная. Моделирование линий из шнура и палочек и их отношения на плоскости. Сходство и различие прямой и кривой, кривой и ломаной. Их распознавание.

Отрезок как часть прямой. Распознавание отрезков в плоских и объемных фигурах. Сравнение длин отрезков с помощью наложения и с помощью циркуля.

Конструирование геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) из плоских частей и заданного количества элементов (квадрат из 2, 4, 8 треугольников; прямоугольник из 4, 6, 8 треугольников; треугольник из 4, 9 треугольников и т. д.) и выполнение эскизов собранных композиций (от руки на клетчатой бумаге). Конструирование узоров из геометрической мозаики и их эскизы.

Циркуль. Начальные приемы работы с циркулем. Окружность и круг. Представление о радиусе на основе строения циркуля. Деление круга пополам и на четыре части сгибанием. Распознавание окружности (в орнаменте). Самостоятельное вычерчивание и вырезание круга с дальнейшим его использованием для конструктивной деятельности.

Использование циркуля для получения деталей аппликации ("Снеговик", "Слоненок" и др.). Простые орнаменты с использованием циркуля.

Диаметр круга и его свойства. Радиус круга и его свойства.

Представление о симметрии: распознавание фигур, имеющих ось симметрии, и проверка этого свойства перегибанием фигуры пополам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, равнобедренная трапеция, звездочка, лист, груша и т. д.).

Симметричный орнамент в круге и квадрате.

РАБОТА С КОНСТРУКТОРОМ (6 часов)

Ознакомление с деталями конструктора и инструментами (ключ, отвертка).

Конструирование букв с ориентацией на их графическую модель.

Знакомство с разными видами соединения полос: встык с накладкой и внахлест. Примеры сборки простейших моделей: лесенка.

Понятие о техническом задании и техническом рисунке.

Понятие о функциональной и технологической целесообразности модели (для чего делаем; какую работу будет выполнять данная модель и в связи с этим какими свойствами и качествами она должна обладать; целесообразное использование имеющихся деталей; дизайн конструкции; ее прочность и устойчивость).

Изготовление моделей многоугольников. Изготовление конструкции на основе многоугольника: часы (шестиугольник) и дорожный знак (треугольник).

Решение простых конструктивных задач. Соединение "под углом". Изготовление мебели: стол, стул, кресло, кровать (диван).

Знакомство с понятием "план". План комнаты: расстановка мебели.

ОБЪЕМНЫЕ ФИГУРЫ*

Представление о геометрическом теле.

Классификация простых геометрических тел по некоторым признакам сходства и различия (основной признак – форма). Моделирование куба, прямой призмы и пирамиды из палочек и пластилина.

Распознавание плоских геометрических фигур в объемных телах (представление о трех проекциях объемной фигуры). Соотнесение объемной фигуры с плоским чертежом: игры "Угадай, какая фигура, как она стояла?" и "Поставь так же, как на рисунке".

Знакомство и работа с кубиками Никитиных ("Сложи узор").

В конце первого года обучения дети должны:

1) иметь представление о точке, прямой, кривой, ломаной, отрезке, квадрате, треугольнике, круге;

2) знать отличие прямой от кривой (уметь выделять их и обосновывать свой выбор), отличие прямой от отрезка, отрезка от ломаной;

3) различать основные формы фигур в различных положениях: треугольник, четырехугольник, круг;

4) различать внутреннюю и внешнюю часть в замкнутых фигурах основных форм;

5) уметь построить модель квадрата загибанием "от угла"; уметь начертить окружность с помощью циркуля;

6) уметь найти центр круга, прямоугольника, квадрата (сгибанием). Уметь пользоваться рамкой для выполнения рисунков и орнаментов из геометрических фигур и для получения деталей аппликации;

7) уметь пользоваться циркулем при сравнении длин отрезков и изготовлении модели круга;

8) уметь чертить и измерять отрезок с помощью линейки.

В конце тетрадей № 1 и 2 приводятся тестовые задания для проверки сформированности перечисленных выше знаний и умений.

Для проверки сформированности умений 5, 6 и 7 следует предложить детям выполнить практическую работу, требующую применения этих умений: начертить и вырезать круг, найти в нем центр сгибанием и выполнить симметричный орнамент с рамкой. Получить квадрат загибанием "от угла" листа бумаги, найти в нем центр перегибанием и выполнить симметричный орнамент (или аппликацию) с рамкой.

I ЧЕТВЕРТЬ

Тема: "Геометрические фигуры".

Цели: сформировать первичные представления о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике; сформировать умение видеть и узнавать эти фигуры, умение работать по образцу, начать работу по формированию внимания и самоконтроля; на основе выполнения простейших заданий на классификацию начать работу над формированием основных логических приемов мышления: анализа, сравнения, обобщения.

Планируя уроки данной темы, учитель ориентируется на результаты входной проверочной работы. В зависимости от уровня подготовки класса эта тема может занимать от 2 до 8 уроков.

Содержание входной проверочной работы подобрано таким образом, что по качеству выполнения заданий учитель может судить об умении ребенка воспринимать геометрические фигуры (сформированность представлений), умении слушать и слышать инструкцию учителя, умении самостоятельно распознавать геометрическую фигуру (адекватность восприятия), выполнять рисунок с помощью рамки (умение работать по образцу, сформированность внимания и самоконтроля, уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации), а также об интуитивных представлениях о преобразованиях плоскости (чтобы рисунок получился точным, рамку надо двигать, переворачивать, координировать составные части рисунка) и разработанности мелких мышц руки (закрашивание рисунка по рамке). Работа проводится дважды: в начале изучения темы и в конце. Сравнивая две работы одного и того же ученика, учитель может судить о его продвижении в процессе обучения.

Для проведения проверочной работы понадобятся карандаши и лист бумаги каждому ребенку, а также рамка-трафарет. Учитель работает со всем классом сразу. Обработка результатов осуществляется по двум уровням: сделал – не сделал (нашел – не нашел нужную фигуру, обвел – не обвел четкой линией контур, ровно – неровно закрасил фигуру и т.д.).

Проверочная работа

Задание 1. Найдите на рамке и обведите: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник. Закрасьте круг красным цветом, квадрат – синим, треугольник – зеленым, четырехугольник – желтым.

Учитель делает паузу после каждого указания, давая детям возможность найти и нарисовать нужную фигуру. Если ребенок видит на рамке несколько вариантов заданной фигуры, учитель просит его выбрать один вариант и нарисовать.

Задание 2. Нарисуйте по рамке такой домик, как у меня, и раскрасьте его.

Учитель объясняет детям, что закрашивать фигуру следует используя рамку: ребенок рисует фигуру и закрашивает ее внутри соответствующей формы, не снимая рамку. Такая технология раскрашивания позволяет раскрепостить руку в кистевом сгибе, избежать накопления усталости (что провоцирует кистевой спазм) и подготовить мелкие мышцы кисти к письму.

Задание 3. К домику едет трактор. Нарисуйте его по рамке таким, как у меня, и закрасьте.

Задание 4. С помощью рамки повторите мой рисунок и закрасьте его, как вам хочется.

Задание позволяет проверить не только точность восприятия и воспроизведения, но и интуитивное чувство симметрии.

УРОК 1

Тема: "Сравнение фигур по различным признакам".

Упражнение 1

Материал: модели фигур, фланелеграф, дидактический набор у детей.

Способ выполнения: учитель использует сюжет, сопровождая рассказ изображением любого сказочного персонажа, например:

– Сегодня я познакомлю вас со своим другом Ежиком. Он очень любит собирать грибы и ягоды, а потом развешивает их на веточках сушиться. Получается похоже на бусы:

– С какой фигуры начинаются бусы? Какой заканчиваются?

Это упражнение удобно и для формирования навыка счета: сколько кругов, сколько квадратов, какая фигура стоит первой, третьей, шестой и т. д.

– Чем похожи все круги? (Они одинакового размера, все зеленые).
– Чем похожи все квадраты? (Одинакового размера, все красные).
– Выложите у себя на парте такие же бусы.

Дети используют фигурки из дидактического набора. Образец дан в тетради.

Учитель следит за единством цвета и чередованием фигур.

Упражнение 2

Материал: тетрадь, фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения: однажды Ежик встретился в лесу с Гусеницей (Гусеницу можно сконструировать на втором фланелеграфе либо использовать рисунок в тетради № 1 на с. 5, но в этом случае детям будет труднее сравнивать).

– Гусеница, ты похожа на мои бусы, – сказал Ежик.
– Чем же я похожа? – спросила Гусеница.
– Ребята, кто ей ответит?

Рассматривается сходство и различие конструкций (одинаковая и разная форма фигур, цвет, размер, возможно, и количество;считающим детям учитель предлагает сосчитать фигуры).

– Эта Гусеница нарисована у вас в тетради. Откройте тетрадь. Расскажите, из каких фигур составлена Гусеница.

Упражнение 3

Материал: тетрадь, рамка, карандаши.

Задание: на верхней строке с. 7 нарисованы бусы (задание 4). Какая фигура первая? Найдите ее на рамке. Найдите на рамке вторую фигуру. Что это? (Квадрат. Маленький). Совместите прорезь рамки с фигурой в тетради и раскрасьте фигуры первой строки. Продолжите бусы, рисуя и раскрашивая фигуры по рамке.

Здесь учитель может использовать либо прием наблюдения за самостоятельной работой детей и индивидуальной помощи, либо комментирование при выборе следущей фигуры.

Детям, быстро закончившим выполнение этого задания, учитель предлагает выполнить задание 2 на складывание изображенных фигур из палочек.

Упражнение 4

Материал: конструкции узоров с ошибками на фланелеграфе.

Задание: найдите ошибки в моих бусах:

– Исправьте ошибки. Выложите такие же бусы на парте. Нарисуйте их в тетради, продолжив рисунок с помощью рамки. Раскрасьте бусы по рамке.

Рисунок этих бус представляет для некоторых детей трудность, так как для того, чтобы узор был верным, рамку надо поворачивать – квадрат должен стоять не так: , а так: .

Если дети путают эту фигуру с фигурой ромба (она есть на рамке), надо сначала обговорить нужную операцию и выполнить ее не в тетради, а на столе ("Положите рамку так, чтобы получить квадрат в указанном положении, а я посмотрю, все ли правильно это сделали").
– Что надо было сделать с рамкой? (Повернуть.)

Упражнение 5

Материал: набор фигур и карточки с символами.

Для игры понадобится набор фигур и символов в количестве до 10 штук. Например, такой:

Способ выполнения: игра "Внимание". Для игры сначала используют 4–5 фигур и карточек с символами, затем можно увеличить их количество в зависимости от того, сколько дети могут запомнить. Игра развивает внимание, память, самоконтроль, расширяет объем внимания, формирует точность восприятия.

Игра может проходить так: учитель выставляет в ряд на фланелеграфе 4–5 фигур и предлагает детям запомнить, как они стоят. Затем дети закрывают глаза, а учитель меняет две фигуры местами. Дети должны ответить на вопрос: "Что изменилось?" При ответах учитель помогает детям правильно употреблять предлоги за, между, перед, после.

Варианты:

– фигуры стоят не в ряд, а вразброс;
– учитель убирает одну из фигур и заменяет ее другой;
– учитель выставляет на фланелеграф 3–5 фигур на 5–6 секунд, затем отворачивает фланелеграф от детей. Дети рисуют фигуры от руки по памяти на листочке.

Постепенно (к концу четверти) количество фигур увеличивается до 10. К этому заданию удобно подключить счетные операции (количество, порядок: назовите первую, вторую справа, какая по счету последняя и т.п.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: