Исследование образа-представления предмета как чувственной основы слова у больных афазией




 

С. К. Сиволапов,

МГУ, факультет психологии

Нарушение называния предметов при афазии — один из самых инте­ресных, хотя и трудных для иссле­дования вопросов в афазиологии. В последнее время в рамках изуче­ния этого вопроса во многих рабо­тах стали появляться результаты исследований, говорящие о возрож­дении внимания к проблеме так называемой модально-специфиче­ской афазии.

Корни этого интереса уходят к работе С. Фройнда (1889), который описал случай, когда больной с по­ражением левой теменно-затылочной области не мог называть зри­тельно предъявляемые стимулы, на­зывая предъявляемые тактильно [33]. Этот случай автор назвал «оп­тической афазией». Но нечеткое разграничение С. Фройндом нару­шения зрительного узнавания и де­номинации привело к тому, что, как пишут Ф. Лермитте и М. Бовуа (1973), «с тех пор «оптическая афа­зия» либо подвергалась критике, либо рассматривалась как пред­ставляющая чисто исторический ин­терес, либо ее вообще игнорирова­ли» ([20], с. 697).

Лишь начиная с 60-х годов афазиологи вновь обратились к этой проблеме, причем исследоваться стало называние предметов, предъ­являемых в разных модальностях. Г, Эттлинджер и М. Уайк (1961) изучали ошибки больных с афази­ей при назывании предметов, предъ­явленных зрительно и тактиль­но. Оказалось, что при «зритель­ном» назывании ошибок делается гораздо больше. Свои результаты авторы считают свидетельством то­го, что афазические нарушения в назывании не должны поражать все модальности [11].

Н. Гешвинд и Е. Каплан описали (1962, 1965) случаи, когда больные с афазией, наоборот, не могли наз­вать предметы, предъявленные так­тильно, при сохранном назывании зрительных и слуховых стиму­лов [17, 16].

Дж. Вандетте (1964) по резуль­татам своих исследований пришел к выводу, что некоторые больные с афазией лучше называют обоня­тельные или зрительно- обонятельные стимулы, чем просто зритель­ные [26].

О. Сприн, А. Бентон и М. Эллен (1966) показали, что в большин­стве случаев как при зрительном, так и при тактильном предъявле­нии называние предметов у боль­ных поражается одинаково [25].

Л. Виньоло, X. Спиннилер и Р. Фальонни, исследуя (1966, 1969) по­нимание и восприятие значимых звуков при афазии, выявили у боль­ных существенные ошибки [24, 12. 27]. Их результаты согласуются с данными Г. Динеса и С. Симензы (1975), которые также обнаружили у больных с афазией большое чис­ло ошибок в назывании значимых невербальных звуков [9]. В этом же исследовании указывается на полную сохранность у тех же боль­ных называния предметов, предъ­явленных зрительно, обонятельно, тактильно. В противоположность описанным наблюдениям М. Альбер (1972) делает вывод об отсут­ствии значимых трудностей у боль­ных в идентификации и назывании невербальных звуков [6]. Ко всем этим исследованиям примыкает и работа Г. Гарднера (1973), в которой указывается, что «оперативные» предметы (т. е. те, которые чаще держат в руках и манипулируют с ними) больные с афазией называют лучше, нежели «фигуративные» (т. е. те, которые либо нарисованы, либо просто на­ходятся в поле зрения), так как первые из них познаются через бо­льшее число модальностей [15].

Изложенный материал обнару­живает, что если концепция мода­льно-специфической аномии в стро­гом смысле не получила четкой эмпирической поддержки, тем не менее имеются свидетельства того, что «некоторые больные с афазией могут показывать по крайней мере частичную диссоциацию между ка­чественными уровнями в называ­нии как функции от той сенсорной модальности, в которой предъявля­ется стимул» (А. Бентон. К. Смит, М. Лэнг, 1972 [8], с. 21).

В то же время, исследование, про­веденное Г. Гудгласом, М. Бартоном, С. Каштаном (1968), в кото­ром больным с афазией предъяв­лялись для называния тактильные, слуховые, обонятельные и зритель­ные стимулы, не подтвердило гипотезу о том, что называние в одной модальности автономно от называния в другой и, наоборот, показало значимое «единообразие» способности называния, проходя­щее через все данные модальности у большинства больных с афазией [18]. В этом же исследовании де­лается хорошо согласующийся с данными других работ "(О. Сирина, А. Бентона и М. Эллена, 1966 [25]; А. Бентона, К. Смита, М. Лэнга, 1972 [8]) вывод о том, что между типом стимульной презентации и называнием лежит модально неспецифический процесс.

Многие исследования последнего периода развивают эту мысль и по­зволяют прийти к заключению, что афазические нарушения не могут быть объяснены только с точки зре­ния модально-специфических нару­шений и явлений «дисконнекции» (И. Гешвинд, 1965 [16]), т. е. раз­рыва связей между определен­ными перцептивными системами (зрительной, тактильной и др.) и речевой зоной.

Так, Л. Пикет (1972) [23]; Р. Даффи, Дж. Даффи, К. Пирсон (1975) [10], исследуя способность больных с афазией распознавать пантомиму, а также процессы вер­бального узнавания и называния, приходят к выводу, что афазия мо­жет быть лучше понята и объясне­на как общее нарушение символи­ческой деятельности, которое вклю­чает недостатки как в вербальной, так и в невербальной сферах.

Г. Гейнотти, М. Леммо (1976), проведя сходные исследования, поддерживают эту точку зрения, утверждая, что при афазии основ­ной дефект состоит не в моторном или сенсорном нарушении, а лежит гораздо глубже [14]. Это наруше­ние может быть обозначено как генерализованное символическое нарушение, которое, возможно, яв­ляется главным пораженным «яд­ром» при афазии.

Кроме того, экспериментами Е. Бэй (1962) [7], Л. С. Цветковой (1972) [2], Ф. Хэтфилд и О. Зангвилла (1974) [19], Н. Г. Калиты (1976) [1] были установлены неко­торые специфические нарушения рисунка предметов у больных с афазией. В частности, эксперимен­тальные исследования Л. С. Цвет­ковой (1972, 1976, 1977) обнаружи­вают нарушение тонкого зритель­ного предметного восприятия у больных с амнестической и акустико-мнестической афазией [2, 4, 3]. Автору удалось выявить связи на­рушения называния с дефектами в зрительной сфере, т. е. с дефектами на уровне восприятия и на уровне зрительных образов, а также на уровне их связи со словесным обо­значением. Конкретным механизмом этого дефекта оказалось нарушение у больных способности к вычлене­нию существенных признаков пред­метов. Эти исследования были про­должены в работе Н. Г. Калиты (1976), изучавшей вопрос о связи нарушения речи при некоторых формах афазии с нарушением зри­тельных образов предметов [1].

Полученные экспериментальные данные позволили Л. С. Цветковой прийти к выводу, что «дефекты одних видов речи больше связаны с нарушением зрительного восприятия и зрительных образов (название), других – с нарушением слухового восприятия (понимание), а третьих – с нарушением связей зрительных образов с соответствующими словесными обозначениями или слуховых образов с соответствующими зрительными образами…» (с. 372, 4).

Обнаруженное у больных с афазией общее снижение способности называния, проходящее через все модальности (18, 8), нарушения невербальной сферы (14),рисунка (5, 19), лапки (7) и, особенно, выявленное в серии исследований Л. С. Выготским нарушение при некоторых формах афазии «чувственной основы слова» (2, 4. 3), а также известные гипотезы Г. Миллера (21) и А. Пэйвио (22) о способности человека запоминать слова как картинную галерею мысленных образов и образно кадировать значения слов дают нам возможность в качестве одной из гипотез, объясняющих афазические нарушения, выдвинуть гипотезу о своеобразном нарушении (или обедненности) полимодальных образов – представлений.

С целью проверки этой гипотезы нами была разработана специальная методика и предпринято экспериментальное исследование, общей задачей которого являлось изучение взаимосвязи нарушения речи при разных формах афазии с нарушением образов – преставлений.

Исследование предполагало две серии экспериментов, каждая из которых в свою очередь подразделялась на три подсерии.

Задача первой серии состояла в изучении образов – представлений различной модальности у больных с разными формами афазии. В первой подсерии методом рисунка исследовалась зрительная модальность образа-представления.В пер­вом опыте выявлялись свободные зрительно-предметные представле­ния методом свободного рисования: больному давалась инструкция — рисовать любые, «приходящие ему в голову» предметы, не называя их. Во втором опыте изучались направ­ленные зрительные образы. Для этого до начала рисования перед больным выкладывался определен­ный рисунок (например, изображе­ние карандаша), на который его просили «просто обратить внима­ние». Карточка с рисунком лежала перед испытуемым во время всего опыта. Инструкция была такой же, как и в первом опыте.

Во второй подсерии исследова­лась актуализация слуховых обра­зов предметов и их связи со зри­тельными представлениями. Испы­туемому предлагалось прослушать определенную звуковую характери­стику предмета или явления и, не называя, сразу же зарисовать воз­никшее у него зрительное представ­ление.

В третьей подсерии исследова­лась сохранность тактильного обра­за предмета и связи его со зритель­ным представлением. Испытуемому предлагалось с закрытыми глазами ошупать какую-либо геометриче­скую фигуру или реальный предмет и, не называя, зарисовать его.

Во второй серии эксперимента ставилась задача изучить способ­ность больных к анализу и обобще­нию зрительных образов-представ­лений в условиях направленной стратегии актуализации образов на различных уровнях.

В первой подсерии исследовался абстрактный неречевой уровень организации зрительных представлений. С этой целью испытуемому да­валось задание дорисовать четыре абстрактных изображения (элемен­та), предъявлявшихся последова­тельно, до возможно большего ко­личества любых реальных предме­тов (например, давалась ломаная линия, которую можно дорисовать до пилы, молнии, пружины, забора и т. п.).

Во второй подсерии раскрывалась возможность больных оперировать конкретными представлениями на конкретном на речевом уровне. Да­валось задание дорисовать чисто конкретные элементы (половинки предметов) до целого предмета.

В третьей подсерии исследовался речевой уровень организации зрительных образов-представлений предметов. Задание заключалось в
рисовании предметов по слову-наименованию.

Индикатором сохранности обра­зов-представлений во всех сериях служил рисунок больного, речевые ответы исключались.

В эксперименте приняли участие 30 больных с разными формами афазии, 12 больных с различными нарушениями ЦНС, но без афазии, 15 здоровых испытуемых. Было по­лучено более 5 000 рисунков.

В настоящей работе мы остано­вимся на некоторых, наиболее пока­зательных и, на наш взгляд, инте­ресных результатах.

В целом результаты групп здо­ровых испытуемых и больных без афазии не отличались друг от дру­га ни по количественным, ни по ка­чественным параметрам. В тех слу­чаях, когда различия имелись, они объяснялись характером заболева­ния (случаи с двигательными нару­шениями и др.) больных с пораже­нием ЦНС.

Во всех сериях испытуемые вы­полняли задания до конца без оши­бок. Анализ результатов указывает на сохранность у них возможности вычленения существенных характе­ристик предметов и явлений, опери­рования образами-представлениями на всех уровнях.

Группа больных с афазией в це­лом существенно отличалась по ре­зультатам от двух первых групп. По количественным параметрам она характеризовалась прежде всего за­метно меньшим количеством выпол­ненных рисунков, возросшим време­нем рисования, более продолжитель­ными интервалами времени при пе­реходе от одного рисунка к другому. К наиболее показательным качест­венным отличиям можно отнести не­правильное (рисунок не того пред­мета, который требовался) или не­полное (без необходимых деталей) изображение; отсутствие рисунков предъявляемых предметов; отказы или попытки отказов в сериях, где требовалась самостоятельная рабо­та; забывание нарисованного пред­мета, что проявилось в большом ко­личестве повторных рисований од­ного и того же предмета и могло го­ворить о непрочности, неустойчиво­сти образа; большую дискретность образов, меньшую их выразитель­ность и тематическое разнообразие и др.

На фоне этих общих отличий сре­ди больных с афазией существовали и заметные внутригрупповые рас­хождения. Например, у некоторых из них (в основном у больных с мо­торными формами афазии и динами­ческой афазией, относящихся к так называемой передней группе) в се­риях, где требовалась самостоятель­ная работа, при хорошем, четком и в целом сохранном рисунке, что мог­ло свидетельствовать и о сохранно­сти образа-представления, проявля­лось ухудшение динамики течения образов (увеличение времени рисо­вания отдельных предметов и интер­валов времени между рисунками), тематическая бедность, дискретность рисунков. В сериях же, где работа направлялась экспериментатором, эти больные выполняли задания до­статочно легко. Другая группа боль­ных (больные с акустико-мнестической, амнестической и другими фор­мами афазии, относящиеся к так на­зываемой задней группе) характе­ризовалась достаточной, т. е. близ­кой к результатам, нормы, динами­кой течения образов и тематическим разнообразием рисунков, но сами образы были весьма схематичны, выхолощены, лишены существенных признаков предмета и т. п. Помощь экспериментатора почти не увеличи­ла числа рисунков в сериях.

В серии, где требовалось нарисо­вать предмет по соответствующему слову-наименованию, больные пер­вой группы также справились с за­данием легче.

Все это может говорить об отно­сительной сохранности у больных первой группы собственно образа-представления предмета и о преиму­щественном нарушении у них речевой организации образа. Во втором
случае (больные с акустико-мнестической, амнестической и другими
формами афазии) на первый план выдвигается изменение образа-
представления как чувственной ос­новы слова. Эти данные подтверждают мысль, высказанную Л. С. Цветковой, о преимуществен­
ном нарушении того или другого процесса как возможном механизме
страдания речи при некоторых фор­мах афазии. Правда, в обоих случаях, очевидно, нельзя забывать обратной связи между этими измененными процессами, а именно, что нарушение образа-представления
может своеобразно влиять на рече­вые процессы, которые в свою очередь будут оказывать уже измененное организующее воздействие на
многие функции, в том числе и на невербальные, образные механизмы.

Кроме подобных нарушений для отдельных больных характерно «застревание» в рисовании на каком-либо одном элементе, фигуре, дета­ли, который включается затем во многие другие рисунки. Здесь же не­обходимо отметить большое количе­ство повторных рисунков, а также и то, что один и тот же элемент ри­сунка или весь рисунок могли обо­значать у больного разные предме­ты. Последнее указывает на псевдо­обобщенность образов-представлений у больных с афазией.

Результаты эксперимента позво­ляют также говорить о прямой за­висимости между нарушением об­разов-представлений предметов и степенью тяжести афатического дефекта. Заслуживает внимания и тот факт, что практически у каждого больного с афазией, в отличие от здоровых испытуемых и больных без афазии, процесс рисования, т. е. процесс реализации образа-пред­ставления, хорошо стимулировал разного вида речевую активность.

Изложенный материал приводит нас. к выводам о несомненно имею­щейся при афазии связи между ре­чевыми дефектами и нарушением образов-представлений, о возмож­ном взаимовлиянии образных и ре­чевых процессов, о необходимости дальнейшего изучения образной сферы у больных с афазией. Это на­правление исследований может ока­заться весьма перспективным для последующей разработки теории афазий, для диагностической прак­тики, а также практики восстанов­ления речи у больных с афазией, тем более, что работы Л. С. Цвет­ковой [2—4], Н. Г. Калиты [1], ф. Хэтфилд, О. Зангвилла [19]. Е. Бэй [7], проведенные в послед­ней области, говорят об успехах в этом новом направлении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: