Задания на формирование умения распознавать три проекции объемного тела




Упражнение 1

Способ выполнения: эти задания лучше всего предварить игрой "В Обезьянку", предложенной Б. Никитиным, с использованием различных геометрических тел.
Например: у детей имеются два кирпичика и конус. Учитель говорит: "Сегодня играем в Обезьянку. Обезьянка должна все за мной повторять. Посмотрим, кто из вас не ошибется.
После этого на подставке в центре класса учитель строит разные композиции из трех имеющихся тел. Задача детей – скопировать их, в том числе и по цвету, если есть такая возможность.

Упражнение повторяется 3–4 раза по 5–6 минут на нескольких уроках с разными наборами.
При выполнении задания дети видят в основном фронтальную проекцию, поэтому у них постепенно формируется умение узнавать ее и домысливать по ней композицию в объеме.

Упражнение 2

Способ выполнения: на втором этапе детям предлагаются такие варианты заданий:

а) узнайте по чертежу, какая фигура изображена:

;

б) определите, как она стояла:

;

в) какие фигуры изображены и как они стояли:

?

Перед тем как предлагать эти задания, следует провести такую работу.
Учитель показывает детям куб, держа его перед собой на ладони. Один ребенок становится слева у двери, другой – справа у окна, остальные дети видят перед собой фронтальную проекцию.
– Мы все смотрим на этот куб с разных сторон: вы – спереди, я – сверху, Ваня – справа, Маша – слева. Как вы думаете, мы все видим одно и то же? (Да.)
– Что видите вы? (Квадрат.)
– Как вы думаете, что видит Ваня? (Квадрат.)
Ваня подтверждает, что он действительно видит квадрат.
– Как вы думаете, что видит Маша? (Квадрат.)
– Что вижу я (сверху)? (Квадрат.)
Учитель показывает, что он действительно видит квадрат. Для такого задания лучше всего иметь геометрическое тело с гранями, окрашенными в разный цвет. (Удачным вариантом будет последующее выполнение трех проекций на доске разноцветным мелом в соответствии с окраской граней.)
Аналогичная работа проводится с другими геометрическими телами.

Задания на формирование логических приемов мышления содержатся в большом объеме в тетрадях. Приводим примерные планы-конспекты уроков повторения и обобщения

УРОК 1

Тема: "Фигуры и линии".

Цели: уточнить и обобщить представления детей о линиях разного вида; развивать геометрическое видение и конструктивные умения.

Упражнение 1

Материал: рисунок на доске.

Задание: назовите каждую линию на рисунке.

– Разделите все линии на рисунке так, чтобы в каждой группе были только схожие между собой линии. Дайте название каждой группе. Как называют линию 2? Линию 8? (Горизонтальная и вертикальная прямые.) Найдите точку пересечения линий 2 и 8.

Упражнение 2

Материал: рисунок на доске.

Задание: сколько треугольников на каждом чертеже?

Показывая треугольник, ученик обводит его указкой.

Упражнение 3

Материал: счетные палочки.

Задание: возьмите четыре палочки. Какую фигуру можно сложить из четырех палочек? Из пяти? (Треугольник, четырехугольник.) Из семи? Из шести?

Упражнение 4

Задание:

а) сложите два треугольника из пяти палочек;
б) сложите три треугольника из семи палочек.

Упражнение 5

Задание: а) сложите два квадрата из семи палочек; б) сложите четыре квадрата из 12 палочек.

Упражнение 6

Задание: cложите квадрат и треугольник из шести палочек.

Упражнение 7

Способ выполнения: игра "Внимание".

Упражнение 8

Задание: используя палочки и пластилин, дети конструируют модель куба, при этом разбирают и повторяют вопросы:

– Сколько вершин у куба?
– Сколько отрезков (ребер)?
– Сколько понадобится палочек, чтобы сделать куб?

Модель куба учитель накрывает салфеткой. Дети работают по представлению. Если кто-то из учеников не может работать без образца, ему разрешается подойти и посмотреть еще, а затем желательно работать без опоры.

Задание 60*. Дорисуй флажок и шарик, сохраняя закономеронсть.

Задания 61–68 используют для индивидуальной работы в тетрадях.

УРОК 2

Тема: "Геометрические фигуры".

Цели: уточнить представления о треугольнике и четырехугольнике; развивать конструктивные умения.

Упражнение 1

Материал: рисунок на доске.

Задание: одна из фигур лишняя. Какая? (Фигура 4, она незамкнутая.)

Фигуру 4 стирают. Учитель просит детей снова выбрать одну лишнюю фигуру. (Круг – у него нет углов.) После того как исключили круг, снова можно выбрать лишнюю фигуру – это треугольник.

– Как можно назвать все оставшиеся фигуры одним словом? (Четырехугольники.)

Упражнение 2

Способ выполнения: учитель возвращает на доску треугольник и круг и просит учеников запомнить фигуры. На запоминание дается 5–6 сек. Затем рисунок на доске закрывается, и дети по памяти рисуют все пять фигур. Рисунок выполняется от руки (набросок). Успешно справившимся считается тот, кто нарисует все пять фигур, и они будут узнаваемы.

Упражнение 3

Материал: циркуль, цветная бумага, ножницы, клей.

Задание: можно ли сделать из палочек круг? (Нет.). Какой нужен инструмент, чтобы начертить круг? (Циркуль.)

Детям демонстрируется аппликация "Заяц" или любая другая из задания 80 в тетради. Оставшаяся часть урока посвящается ее изготовлению.

Примечание: не следует задавать радиусы: дети в процессе анализа должны отметить, что туловище – больше, голова – меньше, мордочка и лапки – одинаковы; чтобы сделать уши, надо начертить такой же круг, как для головы, разрезать его пополам и т. д. Самостоятельное решение проблемы выбора радиусов помогает формировать глазомер и самоконтроль.
Аппликация крепится на картон клеящим карандашом. Морковку и хвост дорисовывают фломастером.
Дети могут по желанию делать разные аппликации из задания 80 в своих тетрадях. Для индивидуальной работы учитель использует любые оставшиеся задания в тетради.

УРОК 3

Тема: "Треугольник".

Цель: обобщить представление о треугольнике.

Упражнение 1

Материал: рисунок на доске.

Задание: найти лишнюю фигуру.

Упражнение 2

Материал: лист бумаги в клетку.

Способ выполнения: дети работают на листе в клетку, на котором обозначена красная точка.

– Найдите красную точку. Отсчитайте две клетки вниз и три клетки вправо. Поставьте точку. Соедините точки красным карандашом. Отсчитайте шесть клеток вниз, поставьте точку. Соедините точки синим карандашом. Соедините первую и последнюю точки зеленым карандашом. Какая фигура получилась? Что о ней можно рассказать?

Упражнение 3

Задание: измерьте красную сторону, зеленую сторону, синюю сторону. Повторяется техника работы с линейкой.

Упражнение 4

Задание: закрасьте внутреннюю часть этого треугольник красным карандашом. Используя рамку, начертите второй треугольник так, чтобы у этих треугольников была общая сторона. Обозначьте общую сторону синим цветом. (Ответы могут быть разные.)

Упражнение 5

Материал: рамка, карандаши.

Задание: начертите произвольный треугольник (используя рамку). Проведите в нем отрезок так, чтобы этот треугольник был разбит на два треугольника.

Упражнение 6

Задание: начертите такой же треугольник еще раз. Проведите в нем отрезок так, чтобы этот треугольник был разбит на треугольник и четырехугольник.

Упражнение 7

Материал: несколько геометрических тел, среди которых есть конус, пирамиды (с разными основаниями), призмы (в том числе с треугольным основанием).

Задание: выберите из этих фигур такие, в которых вы видите треугольники.

Фигуры рассматривают с разных сторон, треугольники на них обводят пальцем. Обращают внимание на конус, в котором издалека можно вроде бы увидеть треугольник (фронтальная проекция), но если взять его в руки, то видно, что треугольника нет.

Примечание: если ребенок видит треугольник в конусе, то это проективное виRдение, значит, здесь педагогу следует быть очень аккуратным при обсуждении этого вопроса. Нельзя говорить категорично: "Нет треугольника". Следует уточнить, что в самой фигуре треугольников как таковых нет. Чтобы убедиться в этом, надо взять ее в руки, ощупать гладкие поверхности, ощутить ладонью отсутствие ребер (конус – это тело вращения, его поверхность гладкая, но не плоская). Но в то же время если смотреть на конус с некоторого расстояния, то сбоку и спереди мы действительно видим треугольники. "Так нам видится, так видят наши глаза. Поэтому если я спрошу, что вы видите, вы, конечно, ответите: треугольник. Потому что я спросила, что вы видите. Но если я спрошу, можно ли на конусе найти и показать треугольник, вы мне скажете: нет".
Ребенку довольно сложно ориентироваться в данной ситуации, так как здесь происходит разделение двух позиций: стереометрической и проективной. Если этот вопрос не возник на уроке, специально его можно не обсуждать.

Упражнение 8

Материал: две объемные фигуры.

(Конус и правильная пирамида с треугольным основанием – тетраэдр; эти термины не для детей, а для педагога.)

Задание: сделайте модели этих фигур из палочек.

Примечание: здесь неизбежно возникает вопрос, затронутый ранее, и в процессе его обсуждения педагог подводит детей к выводу, что модель конуса сделать из палочек невозможно, а пирамиды – можно.
Используя палочки, дети делают модель пирамиды. Затем подсчитывают и определяют по модели число и положение вершин и ребер, показывают треугольники (грани), обводя их пальцем.
Для индивидуальной работы учитель использует любые оставшиеся задания в тетради.

УРОК 4

Тема: "Окружность и круг".

Цель: обобщить представление детей о круге и окружности.

Упражнение 1

Материал: модели фигур на фланелеграфе.

Задание: найдите лишнюю фигуру. (Все фигуры – это части круга, 4 – целый круг, поэтому она лишняя.)

Упражнение 2

Материал: модели недостающих частей фигур из упр. 1.

Задание: среди данных кусочков найти недостающие части фигур 1–6 и достроить их до кругов.

Не следует помогать выбору соответствием цвета, то есть выбор должен идти не по цвету, а по форме. Среди этих кусочков должны быть и похожие, но неподходящие, то есть их должно быть больше, чем фигур.

Упражнение 3

Материал: циркуль, бумага, ножницы.

Задание: каким инструментом можно нарисовать окружность? Удобно ли делать это от руки?

– Начертить циркулем большую окружность на листе плотной бумаги (повторяется техника работы с циркулем, зависимость размера окружности от "раствора" циркуля). Вырезается круг.

Упражнение 4

Задание: возьмите в руки фигуру, которую вы вырезали. Можно ли назвать ее окружностью? (Нет.) Как ее правильно назвать? (Круг.) Чем же отличается окружность от круга? (Окружность – граница круга.) Обведите окружность пальцем. Будет ли она замкнутой? (Да.)

Упражнение 5

Материал: образец аппликации, цветная бумага, ножницы, клей.

Задание: сегодня мы представим себе, что у нас есть аквариум. Пустим в аквариум рыбок.

Педагог демонстрирует аппликацию "Рыбки".
Круги для рыбок рисуем на цветной бумаге циркулем и вырезаем. Хвосты и плавники дорисовываем фломастером. "Воду" подкрашиваем, можно акварелью. Водоросли можно дорисовать или приклеить. Для рисования маленьких кругов можно использовать рамку.

Можно изготовить рыбок в технике оригами.

УРОК 5

Тема: "Квадрат".

Цели: уточнить представление о квадрате; развивать геометрическое видение и конструктивные умения.

Упражнение 1

Материал: рисунок на доске.

Задание: разделите фигуры на две группы.

При разделении фигур на группы дети не могут еще оперировать терминами "ромб", "прямой угол". Но интуитивно они обычно правильно разделяют фигуры на группы, говоря так: это квадрат, а это не квадрат.

Примечание: обобщение в данном случае опирается на интуитивное представление, на мыслительный образ. Не следует добиваться каких-то определений, поскольку в 1-м классе работа идет на дологическом уровне. Цель этого упражнения – узнать квадрат (проверка адекватности мысленного образа).

Упражнение 2

Материал: счетные палочки.

Задание: сложите четырехугольник из четырех палочек. (Учитель просматривает результаты.) Обязательно ли должен получиться квадрат? Какая другая фигура может получиться? (Ромб.) Дети могут и не знать это название, но чаще всего они сами говорят "ромбик". Термин дается не для запоминания, а для введения в активный словарь ребенка.

– Чем похож ромб на квадрат? (У него стороны тоже равной длины.)

Примечание: не следует спрашивать, чем отличается ромб от квадрата, так как ребенок еще не владеет понятием прямой угол.

Упражнение 3

Материал: лист цветной бумаги.

Задание: можно ли сказать, что этот лист (лист цветной бумаги стандартного размера) имеет форму квадрата? Почему? (Стороны разной длины.)

– Мы с вами уже учились получать квадрат из такого листа и учились делать забавных зверят из квадратика бумаги.

Учитель показывает собачку в стиле оригами. (Хорошо, если учитель сделал заранее 2–3 различные композиции на тему "Собачка": такие аппликации очень нравятся детям.)

"Собачку" дети делают, повторяя действия педагога. При желании можно дополнить аппликацию дорисовкой.

Если в школе есть конструкторы, то проводятся уроки 5 и 6 из раздела "Работа с конструктором" (уголковые соединения и план). Если конструкторов нет, оставшиеся часы посвящаем работе с циркулем, выполнению заданий из тетради и упражнениям с объемными фигурами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: