Нагарджуна
Кланяюсь вечно-юному Манджушри, Красноречивому!
[- воплощению мудрости ]
1.
Поклоняюсь Тебе,
который ведает всё
исконно-знанием отъединенным,
который обыденность-мир преодолел,
Тебе, который для блага существ
по своему состраданью
длительно тяготы претерпевал.
2.
Ты наставлял, что не бывает существ,
кто были б свободны
от простых совокупностей [тела и психики].
И ради блага тех же существ,
чтобы высшее им принести,
Муни, Великий Мудрец,
[в мире] ты пребывал.
3.
Тех, кто разумен,
так в совершенстве Ты обучал:
"Вы, о разумные!
Эти ваши [пять] совокупностей тоже
с иллюзией схожи иль миражом,
с городом духов волшебным,
иль сновиденьем".
4.
Все, возникающее из причин,
- это отсутствует,
не существуя,
поэтому сходствует
с отраженьями.
Ну, как же вам этого
ясным образом не признать?!
5.
Если "произошедшее", или "стихии",
не можем глазом схватить,
так, как же сможет [оно] для глаза быть сущим?
Так полностью опровергнув,
что собственно зримая форма, иль тело,
[в восприятии] может схваченной быть,
об этой форме, иль теле, так Ты говорил.
6.
Без ощущаемых форм-объектов,
раз ощущаемого
не существует,
то ощущения сами бессущностны,
те ощущенья поэтому также
не существуют в их самосути.
В этом Ты наставлял.
7.
Имя с предметом коль не различны,
значит, "огонь"
рот будет жечь вам.
Или, если иначе, –
тогда не будет и мысли.
Вот что [нам], истинно-говорящий,
Ты показал.
8.
"Деятель – тот, что сам независимый,
так же, как действие-карма,
условно
обозначаются", - обучал Ты.
"Но ведь установлены, –
Ты наставлял –
они как зависящие друг от друга".
9.
Деятель не существует.
И деятельность не существует.
И добродетель – не это:
зависимо-связано возникает.
"Что ж возникает зависимо, -
не возникает", -
так, о Владыка всех слов,
Ты изрекал.
10.
При сознающем, кто не существует,
нет сознаваемого объекта.
А при отсутствии этого –
нет и первосознания.
Так что сознание и объекты,
все познаваемое, - говорил Ты, -
сами как сущее не существуют.
11.
Характеристика с характеризуемым
если разные вещи, - получится,
характеризуемое характеристикой
не обладает.
И если они не различны,
то тоже не существуют.
Ты этому с ясностью обучал.
12.
"Характеристик с характеризуемым
что лишено совершенно, - то полностью
будет избавлено от выражения
в слове", - так Ты своим оком
исконнознания подвигал
существ всех
[блуждающих] этих к Покою.
13.
Сущее, собственно существующее, – не родится.
Также и не-существующее – не родится.
И не родится,
что существует и не существует.
Ни от себя, ни от другого,
ни от обоих, –
но как же родится?!
14.
Для существующего пребывать –
хоть и логично как будто, однако
не будет тогда
оно разрушаться.
И так как логично не пребывать
такому, которое не существует,
разрушиться тоже не сможет оно.
15.
И если нет логики в том, чтоб результат
как от причины своей возникал от того,
что разрушено было,
так нет ведь и в том,
чтобы – от неразрушенного возникал.
"Рождение на сновиденье похоже", -
так Ты наставлял.
16.
Так от причин [своих] возникают
при разрушении и не-разрушении
все результаты.
Возникновение это
подобно тому,
как иллюзии возникают.
"И ведь все таково", - так Ты говорил.
17.
Поэтому-то существа
от того, что тотально примыслено, возникая,
даже хоть возникают
тем, что вполне познается,
но ни рождения не имеют, -
так Ты говорил, -
ни прекращением не обладают.
18.
И круговерть не существует
вечно, иль постоянно,
но и не существует
непостоянною круговерть.
Ты же – тот высший,
кто ведает таковость,
рек: "Круговерть – похожа на сон".
19.
Сами ли от себя
производны страданья,
иль от другого,
иль от обеих сторон,
или они беспричинны, –
как логики полагают, –
Ты же сказал: "Обусловлено возникают".
20.
Что связано-обусловлено возникает,
Об этом Ты наставлял
как о пустом.
"Сущие вещи независимые
не существуют", –
вот бесподобный
Твой львиный рык.
21.
Так все построения мысли устранены.
И вот, когда Ты
преподнес [нам]
нектар пустоты,
если кто-нибудь станет
пристрастен-привязан к нему,
к такому в критике ты беспощаден.
22.
Все, что вещественно,
то от другого зависит,
значит, - пустое. Словно иллюзия,
при [каких-то] условиях возникает.
Ты же, Владыка,
сделал известной [для нас]
всех феноменов-дхарм нереальность.
23.
Даже и мизерной малости
Ты не произвел,
и ничего не прекратил [в этом мире].
Как было раньше,
как все будет и впредь,
- Ты эту таковость
своим духом постиг!
24.
То, что святые [нам] показали:
без пребывания в созерцании,
разве беззнаковость сможет когда-то
сделаться полностью первосознаньем?
И Ты изрекал ведь, что не бывает
при не-вступлении, не-пребывании
в беззнаковости – и Освобождения.
25.
Вот потому-то Ты обучал
именно этому
во всех учениях
без исключения -
в Махаяне,
Великой традиции.
26.
Той добродетелью,
что я обрел
хвалою Тебе,
о сосуд восхвалений,
пусть существа все, до одного,
из уз, плена знаков
освободятся!