Хвала Преодолевшему обыденность-мир




Нагарджуна

 

Кланяюсь вечно-юному Манджушри, Красноречивому!

[- воплощению мудрости ]

 

1.

Поклоняюсь Тебе,

который ведает всё

исконно-знанием отъединенным,

который обыденность-мир преодолел,

Тебе, который для блага существ

по своему состраданью

длительно тяготы претерпевал.

 

2.

Ты наставлял, что не бывает существ,

кто были б свободны

от простых совокупностей [тела и психики].

И ради блага тех же существ,

чтобы высшее им принести,

Муни, Великий Мудрец,

[в мире] ты пребывал.

 

3.

Тех, кто разумен,

так в совершенстве Ты обучал:

"Вы, о разумные!

Эти ваши [пять] совокупностей тоже

с иллюзией схожи иль миражом,

с городом духов волшебным,

иль сновиденьем".

 

4.

Все, возникающее из причин,

- это отсутствует,

не существуя,

поэтому сходствует

с отраженьями.

Ну, как же вам этого

ясным образом не признать?!

 

5.

Если "произошедшее", или "стихии",

не можем глазом схватить,

так, как же сможет [оно] для глаза быть сущим?

Так полностью опровергнув,

что собственно зримая форма, иль тело,

[в восприятии] может схваченной быть,

об этой форме, иль теле, так Ты говорил.

 

6.
Без ощущаемых форм-объектов,

раз ощущаемого

не существует,

то ощущения сами бессущностны,

те ощущенья поэтому также

не существуют в их самосути.

В этом Ты наставлял.

 

7.

Имя с предметом коль не различны,

значит, "огонь"

рот будет жечь вам.

Или, если иначе, –

тогда не будет и мысли.

Вот что [нам], истинно-говорящий,

Ты показал.

 

8.

"Деятель – тот, что сам независимый,

так же, как действие-карма,

условно

обозначаются", - обучал Ты.

"Но ведь установлены, –

Ты наставлял –

они как зависящие друг от друга".

 

9.

Деятель не существует.

И деятельность не существует.

И добродетель – не это:

зависимо-связано возникает.

"Что ж возникает зависимо, -

не возникает", -

так, о Владыка всех слов,

Ты изрекал.

 

10.

При сознающем, кто не существует,

нет сознаваемого объекта.

А при отсутствии этого –

нет и первосознания.

Так что сознание и объекты,

все познаваемое, - говорил Ты, -

сами как сущее не существуют.

 

 

11.

Характеристика с характеризуемым

если разные вещи, - получится,

характеризуемое характеристикой

не обладает.

И если они не различны,

то тоже не существуют.

Ты этому с ясностью обучал.

 

12.

"Характеристик с характеризуемым

что лишено совершенно, - то полностью

будет избавлено от выражения

в слове", - так Ты своим оком

исконнознания подвигал

существ всех

[блуждающих] этих к Покою.

 

13.

Сущее, собственно существующее, – не родится.

Также и не-существующее – не родится.

И не родится,

что существует и не существует.

Ни от себя, ни от другого,

ни от обоих, –

но как же родится?!

 

14.

Для существующего пребывать –

хоть и логично как будто, однако

не будет тогда

оно разрушаться.

И так как логично не пребывать

такому, которое не существует,

разрушиться тоже не сможет оно.

 

15.

И если нет логики в том, чтоб результат

как от причины своей возникал от того,

что разрушено было,

так нет ведь и в том,

чтобы – от неразрушенного возникал.

"Рождение на сновиденье похоже", -

так Ты наставлял.

 

16.

Так от причин [своих] возникают

при разрушении и не-разрушении

все результаты.

Возникновение это

подобно тому,

как иллюзии возникают.

"И ведь все таково", - так Ты говорил.

 

17.
Поэтому-то существа

от того, что тотально примыслено, возникая,

даже хоть возникают

тем, что вполне познается,

но ни рождения не имеют, -

так Ты говорил, -

ни прекращением не обладают.

 

18.

И круговерть не существует

вечно, иль постоянно,

но и не существует

непостоянною круговерть.

Ты же – тот высший,

кто ведает таковость,

рек: "Круговерть – похожа на сон".

 

19.

Сами ли от себя

производны страданья,

иль от другого,

иль от обеих сторон,

или они беспричинны, –

как логики полагают, –

Ты же сказал: "Обусловлено возникают".

 

20.

Что связано-обусловлено возникает,

Об этом Ты наставлял

как о пустом.

"Сущие вещи независимые

не существуют", –

вот бесподобный

Твой львиный рык.

 

21.

Так все построения мысли устранены.

И вот, когда Ты

преподнес [нам]

нектар пустоты,

если кто-нибудь станет

пристрастен-привязан к нему,

к такому в критике ты беспощаден.

 

 

22.

Все, что вещественно,

то от другого зависит,

значит, - пустое. Словно иллюзия,

при [каких-то] условиях возникает.

Ты же, Владыка,

сделал известной [для нас]

всех феноменов-дхарм нереальность.

 

 

23.
Даже и мизерной малости

Ты не произвел,

и ничего не прекратил [в этом мире].

Как было раньше,

как все будет и впредь,

- Ты эту таковость

своим духом постиг!

 

24.

То, что святые [нам] показали:

без пребывания в созерцании,

разве беззнаковость сможет когда-то

сделаться полностью первосознаньем?

И Ты изрекал ведь, что не бывает

при не-вступлении, не-пребывании

в беззнаковости – и Освобождения.

 

25.

Вот потому-то Ты обучал

именно этому

во всех учениях

без исключения -

в Махаяне,

Великой традиции.

 

26.

Той добродетелью,

что я обрел

хвалою Тебе,

о сосуд восхвалений,

пусть существа все, до одного,

из уз, плена знаков

освободятся!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: