Бхава-маха-дава-агни-нирвапанам.




Что же это за иллюзия?

Все мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя на самом деле находимся в тисках ее строгих законов. Если слуга пытается изображать из себя всемогущего господина, всем ясно, что он берет на себя слишком много. Мы пытаемся эксплуатировать ресурсы материальной природы, но на самом деле все больше и больше запутываемся в ее сетях. Мы ведем тяжелую борьбу с природой, стремясь ее покорить, но в результате попадаем в еще большую зависимость от нее. Эта бесплодная борьба с материальной природой прекращается лишь тогда, когда мы возрождаем в себе свое истинное сознание – сознание Кришны.

Маха-мантра – трансцендентный метод возрождения изначального сознания. Произнося трансцендентные звуки Святого Имени, мы освобождаем свое сердце от страха. В основе всех страхов, терзающих человека, лежит ложное представление о том, что человек является господином своей жизни. Сознание Кришны – изначальное, естественное сознание живого существа. Когда мы слышим трансцендентный звук мантры Харе Кришна, это сознание пробуждается. Это простейший метод медитации рекомендован для нынешнего беспокойного века.

Можно убедиться на практике, что повторение маха-мантры, которую называют также великой песнью освобождения, позволяет ощутить трансцендентный экстаз. Придерживаясь материальных представлений о жизни, мы пытаемся удовлетворять свои чувства, уподобляясь неразумным животным. Человек, разочарованный постоянными поисками чувственных наслаждений, занимается эмпирическим философствованием, надеясь таким образом вырваться из материальных оков. Но действительно разумный человек быстро минует этот спекулятивный уровень и пытается обнаружить высшую причину всех причин внутри и вне всего сущего. Достигнув уровня духовного понимания, он поднимается над сферами чувств, ума и интеллекта.

Повторение маха-мантры является духовной деятельностью, поэтому звуковая вибрация выходит за рамки низших уровней сознания: чувственного, умственного, интеллектуального. Поэтому для того, чтобы воспевать маха-мантру, не нужно прилагать каких-либо интеллектуальных усилий. Принять участие в воспевании мантры может любой человек, даже не обладающий какими-либо особыми качествами. Предполагается, конечно, что на более высокой духовной ступени человек, воспевающий Святое Имя, не должен совершать оскорблений.

Слово ХАРА – форма обращения к энергии Господа, а КРИШНА и РАМА – формы обращения к Самому Господу. Эти имена – Кришна и Рама — символизируют высшее духовное наслаждение, а ХАРА – энергию наслаждения Господа. В звательном падеже слова ХАРА звучит как ХАРЕ. Высшая энергия наслаждения Господа помогает нам приблизиться к Господу.

Материальная энергия, называемая майей, также является одной из многочисленных энергий Господа. Души, или живые существа, являются пограничной энергией Господа. Живые существа выше материальной энергии. Когда высшая пограничная энергия соприкасается с высшей энергией ХАРОЙ, она утверждается в своем исполненном счастья изначальном состоянии.

Эти три слова: Харе, Кришна и Рама – трансцендентные семена божественной маха-мантры. Воспевание мантры — это духовный призыв к Господу и Его энергии, способный защитить обусловленную душу. Воспевание Святых Имен Господа подобно плачу ребенка, который скучает по своей матери. Мать ХАРА помогает преданному помогает обрести милость Господа-отца, и Господь являет себя преданному, искренне воспевающему маха-мантру.

В эпоху раздоров и лицемерия никакие другие средства не являются столь же эффективными, как пение маха-мантры:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе

Слава Святого Имени

Святое Имя Кришны исполнено духовного блаженства. Оно дарует человеку высочайшие духовные благословения, ибо оно – Сам Кришна, источник всех наслаждений. Имя Кришны совершенно. Оно не соприкасается с материальной энергией и не уступает Самому Кришне Своим могуществом. Имя Кришны не осквернено материальными качествами, поэтому не может быть и речи о Его соприкосновении с майей. На Святое Имя не влияют законы материальной природы, потому что Имя Кришны и Сам Кришна неотличны друг от друга.

Сколько нектара содержится в двух слогах «Криш-на»! Когда произносишь Святое Имя Кришны, Оно танцует у тебя на устах. Чтобы воспевать Его, хочется иметь миллионы ртов; чтобы слушать Его, хочется иметь миллионы ушей. Когда Святое Имя танцует на лотосе твоего сердца, все чувства замирают.

Воспевание Святого Имени – весьма действенный метод развития любви к Богу. Оно не зависит от каких-либо внешних условий, ибо внимание Кришны можно привлечь только смирением и покорностью. Так утверждается во всех священных писаниях. Итак, тот кто ведет себя смиренно и покорно, может достичь лотосных стоп Кришны даже в эпоху Кали. Воспевание Святого Имени – венец всех великих жертвоприношений и подвижничества, ибо экстатическая любовь к Богу является высшим совершенством жизни. Поэтому любая деятельность, совершаемая в рамках преданного служения, должна сопровождаться воспеванием Святого имени Господа.

Святое Имя не отлично от Кришны, Верховной Личности Бога, и, кто бы не воспевал Его без оскорблений, Кришна тотчас лично является на языке этого человека. Поэтому преданный говорит:

Какой толк от всего лишь одного языка? Я хочу иметь миллионы языков. И какой толк от всего лишь двух глаз? С их помощью я могу охватить слишком малую часть трансцендентной природы Кришны. Я хочу иметь миллионы глаз.

Как подчеркивается в «Брихат-Нарадия пуране», воспевание Святого Имени не только чрезвычайно могущественный, но и наиболее подходящий для Кали-юги способ обретения духовного знания.
Это подтверждается и в «Кали-сантарана Упанишаде», где приводится диалог между Нарадой Муни и Господом Брахмой. Беседа эта произошла в начале Кали-юги.

Нарада Муни спросил Брахму:

Как падшим спастись в Кали-югу?

Брахма ответил:

Воистину, эта тайна, сокрытая в текстах ведических писаний. Человек, познавший ее, сможет переправиться через океан страданий Кали-юги. Чтобы обрести чистоту, следует воспевать Святые Имена Верховной Личности Бога, Нараяны.

Выслушав Брахму, Нарада Муни спросил:

Что же это за имена?

Брахма ответил:

Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эти 16 слов, состоящие из 32 слогов – единственный способ противостоять разрушительному воздействию Кали-юги. Изучив все Веды, я не нашел иного способа. Маха-мантра, состоящая из 16 слов, уничтожает грубые и тонкие материальные оболочки дживы. Всевышний Господь, Шри Кришна, явится перед душой, взывающей к Нему, подобно сверкающему солнцу, пробивающемуся сквозь тучи.

Шрила Санатана Госвами описывает воздействие Святого Имени следующим образом:

Слава, слава всеблагому Святому Имени Кришны! Оно побуждает преданных забыть религиозные обязанности, сосредоточенную медитацию и ритуальное поклонение. Если человек хотя бы раз произнесет Святое Имя Господа, оно дарует ему освобождение. Святое Имя Кришны — божественный нектар. Оно — моя жизнь и мое единственное богатство.

В «Брихад-Вишнупуране» утверждается следующее:

Воспевая Святое Имя Хари, грешник избавляется от большего количества грехов, чем он способен совершить за всю свою жизнь.

Святое Имя проявляет Свое могущество даже тогда, когда произносится неосознанно или ненамеренно. Этот момент прекрасно иллюстрирует история о мусульманине, у которого случилось сильное расстройство желудка от испорченного мяса. Он бросился в лес, чтобы справить нужду, однако после этого так ослабел, что не мог даже встать на ноги. За ним наблюдал дикий кабан, считавший человеческие испражнения деликатесом и с нетерпением ожидавший возможности полакомиться ими. В конце концов, не выдержав, он напал на беднягу и проткнул его своими клыками. Умирая, мусульманин воскликнул:

Харирама!

Харирама – это арабское слово, которое можно перевести как «проклятие ». В нем содержатся слоги Святого Имени «Рама », поэтому мусульманин, случайно произнесший это слово, обрел мокшу (освобождение). Таков результат неосознанного повторения Святого Имени. Исходя из этого, можно представить, насколько могущественно постоянное и осознанное воспевание Святого Имени.

В «Чайтанья-чаритамрите» сказано следующее:

Самым важным из 9 видов преданного служения является неустанное воспевание Святого Имени Господа. Если человек делает это, избегая оскорблений, он обретет сокровище любви к Богу.

До тех пор, пока мы находимся на стадии нама-апарадхи или нама-бхасы, воспевание не всегда будет приносить нам удовольствие. Тем не менее, продолжая воспевать Святое Имя, мы, несомненно, придем к соприкосновению с истинной природой Кришны.

Шрила Рупа Госвами сравнивал трудности этого периода с состоянием человека, страдающего желтухой:

Святое Имя, качества, игры и деяния Кришны трансцендентны и сладки, словно леденцы. Язык больного желтухой авидьи (невежества) не способен ощущать вкус сладкого, но если он будет внимательно повторять эти сладостные Имена, к его языку вернется способность наслаждаться сладким вкусом, и со временем болезнь отступит.

В «Брихад-вишну-сахасра-нама-стотре» перечисляется 1000 имен Вишну. Поскольку Господь имеет такое множество имен, может возникнуть вполне резонный вопрос о том, какое из них следует повторять.

По этому поводу Господь Шива сказал своей супруге, Дурге, следующее:

Я повторяю Святое Имя Рама, безмерно наслаждаясь его прекрасным звучанием. Святое Имя Рамачандры равноценно 1000 Святых Имен Господа Вишну.

В «Брахманда пуране» утверждается следующее:

Благие плоды троекратного произнесения 1000 Имен Вишну могут быть обретены одним упоминанием Святого Имени Кришны

Иными словами, Имя Кришны в 3 раза могущественнее Имени Рама, а одно Имя Рамы равноценно 1000 Имен Вишну. Это дает нам некоторое представление о том, насколько могущественны Имена Кришны и Рамы.

Смысл Святого Имени

Считается оскорбительным давать произвольные толкования Святому Имени, поскольку верное толкование уже было дано священными писаниями и Шрилой Прабхупадой. Харе Кришна маха-мантра состоит из 32 слогов и трех различных Имен: Харе, Кришна и Рама. «Кришна » переводится как «привлекательный для каждого ». Слог криш отображает аспект привлекательности Господа, а слог н а происходит от слова ананда, которое переводится как «духовное блаженство ». Таким образом, Святое Имя Кришны символизирует как аспект привлекательности Господа, так и аспект Его наслаждения.

В словаре «Нирукти» приводится следующее объяснение:

слог криш может переводиться как «приводить», либо как «все сущее», а слог на означает «прекращение». Таким образом, слово «Кришна» переводится также как «приводящий к себе обусловленные души» и «разрывающий цепь рождений и смертей».

«Рама» переводится как «духовное наслаждение». Это Имя Шри Баларама, а также Шри Рамачандры. По мнению великих вайшнавов, между Баларамой и Рамачандрой не существует разницы, поскольку оба являются воплощениями Господа. Таким образом, слово «Рама» равным образом относится и к Балараме, и к Рамачандре.

«Харе» – звательная форма слова «Хари», Имени Кришны, которое переводится как «дарующий освобождение ». Однако Имя «Харе» может относиться и к другой личности.

Когда Шукадева Госвами рассказывал «Шримад-Бхагаватам», он старался не произносить Имени Радхарани, ибо как только эти два слога – ра-дха – касались его слуха, он сразу погружался в трансцендентный экстаз. Произнося имя Шримати Радхарани, лучшей из всех гопи, Шукадева Госвами так погружался в мысли о Ней, что был не в состоянии продолжать беседу. Поэтому он только однажды упомянул слово арадхитах, которое переводится как «гопи, которая лучше всех служит Кришне». Это едтнственное упоминание о Шримати Радхарани в «Шримад-Бхагаватам».

Шукадева Госвами никогда не произносил Имя Радхи, поскольку, в противном случае, он не смог бы завершить свой рассказ, обращенный к Махарадже Парикшиту.

Хара – это одно из имен Радхарани, а слово Харе – звательный падеж этого Имени. Итак, слово «Харе» может равным образом относиться и к Господу Хари, и к Шримати Радхарани.

Маха-мантра олицетворяет собой следующую молитву:

О энергия Кришны (Харе, Радхе), о Кришна, пожалуйста, займите меня преданным служением.

Слова «Харе Кришна» нужно рассматривать как обращение: «О мой Господь, о энергия Господа ». Именно так объяснял смысл маха-мантры Шрила Прабхупада, и нам не следует выдумывать собственные толкования.

Благотворное воздействие Святого Имени

Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
Шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
Анадамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
Сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам

Да восторжествует слава Святого Имени Господа Кришны, которое очищает зеркало сердца от скверны и гасит пожар страданий материального существования. Святое Имя подобно растущей луне, дарующей белый лотос удачи всем живущим. Святое Имя Господа является смыслом и целью всех познаний – как материальных, так и духовных. Воспевание Святого Имени Господа увеличивает океан трансцендентного блаженства. Оно дарует надежду всем страждущим и позволяет им в полной мере наслаждаться духовным нектаром.

В приведенном стихе упомянуты семь духовных благословений, которые дарует воспевание Святого Имени Господа:

Чето-дарпана-марджанам.

Очищение сердца. Материальный ум подобен зеркалу, покрытому пылью многочисленных материальных впечатлений, которые накапливались в течение долгого времени. Подобные «накопления» препятствуют верному восприятию вечной природы души. «Пылинки», покрывающие зеркало ума, имеют весьма тонкую природу. Они состоят, главным образом, из желаний наслаждаться отдельно от Кришны, а также из дурных привычек, анартх.

Воспевание Святого Имени очищает ум от этой скверны, позволяя возродиться изначальной духовной природе ума. Освобожденный ум способен познать истинную сущность души.

Бхава-маха-дава-агни-нирвапанам.

Воспевание Святого Имени гасит пожар материального существования, избавляя живое существо от страданий. Пожар материального существования гасят божественные звуки Святого Имени, а Святое Имя мы получаем от духовного учителя. Шрила Прабхупада утверждал, что самое важное из наставлений духовного учителя – повторять ежедневно маха-мантру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: