политико-правовых учений




Исторически первой формой человеческого общества было перво­бытное общество. В этот период еще не существовало каких-либо по­литико-правовых концепций, что объясняется несколькими фактами. Во-первых, на данном этапе еще не было самого государства и права, а без предмета учения не бывает и самого учения. Во-вторых, созна­ние первобытного общества всецело опиралось на религиозно-мифи­ческие воззрения, в основе которых лежали фантастические представ­ления о мире.

Эпоха первобытного общества с примитивным сознанием, слабыми возможностями не была способна' к разработке политико-правовых учений.

История политико-правовых учений начинается в тот период, ког­да возникают первые государства в IV—III тысячелетиях до н. э. в го­сударствах Древнего Востока (Древний Египет, Месопотамия, Индия, Китай).

Однако учения первых государств о политике и праве еще не были самостоятельными, а выступали частью мировоззрения религиозных ве­рований, мифологии, мистики, поэтому исторически первой формой познания политики, власти, государства и права выступала религиозно-мифологическая.

Несмотря на общий мифологизированный характер, политико-право­вые взгляды каждой из древних цивилизаций несколько отличаются. Так, например, на Востоке древнеиндийские учения мифологичны и ре­лигиозны, а древнекитайские — более рационалистичны. Кроме того, специфика древневосточной политико-правовой мысли объясняется и тем фактом, что все эти государства по форме правления были деспо­тиями. Для таких форм правления характерна жесткая централизация власти и обожествление личности правителя. Поэтому в данный период в древневосточных государствах доминирующими были теологические и патриархальные теории государства, права, власти.

С развитием и совершенствованием государственных структур, а вместе ними политической власти и правотворчества появилось стремление людей познать истинную сущность политико-правовых процессов. Существенная рационализация и концептуализация поли­тико-правовой мысли произошла в Древней Греции и Риме. Благода­ря работам Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона политические и правовые учения обрели форму теорий, религиозно-мифологиче­ское объяснение политико-правовых процессов было вытеснено философско-этическим.

В Древней Греции активно развивались учения о совершенной поли­тической системе, проводились попытки осознать сущность государ­ственной власти, классифицировать формы государства и права. Древ­неримские ученые-юристы внесли неоценимый вклад в развитие юриспруденции в целом, а также в частное и публичное право в отдель­ности.

В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем тысячелетнюю эпоху (V—XVI вв.). Экономический строй, взаимо­отношения классов, государственные порядки и правовые институты, духовный климат средневекового общества являлись теми факторами, которые оказывали воздействие на содержание, дифференциацию, со­циальную направленность политике-юридических идей западно-евро­пейского Средневековья. Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция.

Первыйраннефеодальный (конец Vсередина XI вв.).

Феодализм только еще консолидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государ­ственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегриро­ванные в единое целое монархии, а потом распадается на конгломераты раздробленных политических образований.

Второй этаппора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина XIконец XV вв.).

Для этого периода типичны централизованные сословно-представи-тельные монархии.

Третийпозднее Средневековье (конец XVначало XVII вв.).

Полоса заката, упадка феодализма и зарождения капиталистических общественных отношений; государственность на этом последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная мо­нархия.

Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западно-евро­пейской политико-юридической мысли.

В эпоху Средневековья политические и правовые учения носили тео­логический характер. В Европе данный период отмечен распростране­нием христианской религии как официального мировоззрения и идеоло­гии. Центральное место в политических и правовых учениях этой эпохи занимала проблема соотношения духовной и светской властей. В сред­невековой Европе утвердилась религиозно-этическая форма познания, в основе которой лежала идея о Божественном установлении политиче­ской власти, государства, права.

На протяжении всей политической истории западно-европейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством, светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания ока­зался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная (церковь) или светская (государство).

В странах арабского мира в период Средневековья возникла религия ислама, который в отличие от христианства исходил из неделимости ре­лигиозной и светской власти.

Эпоха Возрождения и Реформации была ознаменована первыми бур­жуазными революциями в Голландии и Англии, а также становлением и активным развитием гуманизма. В политико-правовых исследованиях был установлен рациональный подход к изучению государства, права и политики.

В рамках мировоззрения гуманизма развивался индивидуализм, обосновывалось значение светской политической организации. Церковь и официальная христианская доктрина подверглись евангельской и ра­ционалистической критике.

Эпоха Просвещения положила начало классическому либерализму, идеям о правовом обществе, разделении властей, свободе личности, на­родном суверенитете как высшей политической власти в обществе и т. д.

Эпоха Просвещения вселила в людей убежденность во всесилии ра­зума и веру в «просвещенных» монархов.

Новейший период характеризуется плюрализмом подходов в изуче­нии государства, права и политики. В этот период произошло становле­ние и развитие самостоятельной политической науки, которая оказала заметное влияние на историю политических и правовых учений.

На политико-правовые учения Новейшего времени заметное влияние оказали неюридические дисциплины: социология, философия, психоло­гия. Юридический позитивизм уступил место социологическому пози­тивизму, открыв новые горизонты изучения государства, права и поли­тики.

С 90-х гг. XX в. в центре внимания оказались вопросы геополитиче­ского переустройства мира, а также глобальные проблемы человечества, прав человека, определив тем самым дальнейшие перспективы развития политических и правовых учений.

Вопрос 3

Развитие политико-правовой мысли

в государствах Древнего Египта и Древнего Вавилона

Возникновение учений о государстве, праве и политике, как уже го­ворилось выше, связано с возникновением самого государства и права. Первые государственные образования, пришедшие на смену первобыт­ному обществу, появились в IV—III тысячелетиях до н. э.

Наиболее привлекательными с политико-правовых позиций являют­ся учения Древнего Египта. В основе древнеегипетских представлений о государстве и праве лежит представление о Божественном порядке устройства общества и государства.

Наиболее древним египетским памятником государства и права мож­но считать «Мемфисский богословский трактат». Как и любой письмен­ный памятник древней эпохи, трактат являлся апологией Божественно­го начала земного правления. Здесь повествовалось о Божественном как о первопричине всех явлений и порядков, а также первопричине челове­ческой жизни.

Древнеегипетская мифология наделяла правителей (фараонов) качест­вами богов. Так, например, в «Гимне богу Ра» говорится, что он был ца­рем богов и одновременно царем Верхнего и Нижнего Египта. Но он не только царь обоих Египтов, но и владыка неба и земли, начало жизни.

Таким образом, мифология переносила на фараона-сына качества от­ца Бога, олицетворявшего истину и справедливость в обществе.

Весьма примечательно, что древние учения не только обосновыва­ли безграничную власть фараона, но также предписывали ему прави­ла справедливого, добродетельного повелителя. Так, например, в «По­учениях гераклеопольского царя Ахтая своему сыну» фараон давал наставления наследнику не делать ничего неправедного и противоза­конного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. Божественный характер власти, а также опора на умных совет­ников являлись согласно «Поучению Ахтая» основой законного по­рядка.

Мифологичность древних воззрений на государственное устройство обусловлена прежде всего слабостью и неструктурированностью общест­венного мышления, неспособностью объяснить многие явления окружаю­щей действительности и, как следствие, страхом перед неизвестностью, справиться с которым помогали только вера, мифы. А метафизичность древнего сознания отразилась прежде всего в повествовательности, кон­статирующем характере древнеегипетских политико-правовых учений.

Правовая культура Древнего Египта основывалась на понимании права как меры должного поведения, долга совершать действия и по­ступки, обусловленные социальным статусом и добродетельностью воз­зрений.

Исторически первыми правилами поведения людей являлись моно­нормы. В Древнем Египте среди всех мононорм особо прочное место за­нимали нормы ритуалов, погребальные культы, закреплявшиеся рядом письменных исторических памятников.

В «Книге мертвых» (XXV в. до н. э.) описывается судебный процесс в загробном мире. В загробном мире председательствовал Осирис — владыка двух истин (для земного и для загробного мира). Здесь же соби­ралась коллегия из сорока двух богов, каждый из которых ведал опреде­ленным грехом. Умерший представал перед коллегией Осириса с двумя речами в соответствии с двумя истинами. В них содержался перечень добродетельных дел, которые составляли законопослушное поведение. Нарушение тех или иных заповедей рассматривалось как смертный грех.

Значительный интерес с содержательной стороны для нас пред­ставляют разнообразные инструкции, судебные и административные, в которых были закреплены также принципы правосудия, такие как строгое соответствие закону, соразмерность наказания правонаруше­нию и т. д.

В начале III тысячелетия до н. э. в Шумере, расположенном на тер­ритории Двуречья, возник ряд городов-государств, в числе которых был Лагаш. Правителем его стал Урукагина. Он приступил к осуществлению государственных реформ, основным назначением которых стало форми­рование правовой базы.

Урукагина составил список, перечислявший предполагаемые рефор­мы. Начинается он с указания на то, что злоупотреблениям, имевшим дело в прошлом, противопоставляется «Божественный Закон». В соот­ветствии с ним повсюду были утверждены чиновники суда, упорядоче­ны сборы налогов, положен конец расхищениям знатью «имущества богов».

Одним из крупнейших памятников правовой мысли Древнего Восто­ка стали законы вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.).

Законы Хаммурапи были написаны на базальтовом столбе. Сам текст со­стоит из пролога, основной части, состоящей из 282 статей, и эпилога. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала.

Законы Хаммурапи носили чисто казуальный характер. Статьи за­конника сгруппированы по содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным здесь не прово­дится. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.

Расположение законов внутри групп и переход от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п. 1—5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «измене­ние» судебного решения судьей. Следующие статьи (п. 6—25) посвяще­ны охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей.

Последний параграф этого раздела касается противоправного завла­дения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п. 26—41), ка­сающийся имущества, полученного от царя за службу, начинается с па­раграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наемника, подлежит смертной казни (не за «дезертирство», как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользо­ваться, т. е. как бы за «кражу»). Последний параграф этого раздела каса­ется вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п. 42 (первый в следующей группе) — тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п. 42—88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, ка­сающиеся этого имущества.

Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

—п. 89—126 — торговые и коммерческие операции;

—п. 127—195 — семейное право;

—п. 196—214 — умышленные и неумышленные телесные поврежде­ния;

—п. 215—282 — операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилон­ские юристы рассматривали как один).

Законы закрепляли социальное, политическое и экономическое нера­венство как установленный Богом порядок. Нормы законов носили ярко выраженный устрашающий и очень жестокий характер, который осо­бенно наглядно проявлялся при регламентации видов наказаний.

В Законах Хаммурапи смерть предусматривалась за 30 видов (или около того) преступлений. Смертная казнь применялась не только в слу­чае умысла преступника, но и по его неосторожности.

Смертная казнь предписывалась в форме сожжения, утопления, сажания на кол. Впрочем, применялись и членовредительские наказания: отсечение рук, пальцев, отрезание уха, языка, в том числе по принципу талиона.

Законы Хаммурапи закрепляют следующие разновидности принципа талиона (принципа идентичности наказания совершенному деянию):

. простой талион по принципу «глаз за глаз»;

. символический талион (например; когда за грубое слово в адрес гос­подина рабу отрезают язык);

. зеркальный талион (например; когда в ответ на гибель сына хозяина под обвалившейся крышей казни подвергался не сам строитель, а его сын).

Эти наказания соседствовали с другими: обращением в рабство, из­гнанием из общины и семьи, штрафом (композицией), принудительным трудом, клеймением, битьем палками и т. п.

Штраф в виде взыскания многократной стоимости похищенного был равнозначен смертной казни.

Законы Хаммурапи являлись кодексом, отражающим право рабовла­дельческой эпохи. Законы Хаммурапи защищают интересы рабовла­дельца. Остальные статьи свидетельствуют об отношении к рабу, как к вещи или скоту, о жестоких наказаниях раба, отказавшегося повино­ваться своему господину.

Правовая мысль Месопотамии не достигла такого уровня развития, при котором стало бы возможным закрепление в законодательстве об­щинных принципов уголовного права, абстрактно сформулированных норм, касающихся таких понятий, как формы вины, обстоятельства, отягчающие или смягчающие наказание, соучастие, покушение и т. д. Но определенные упоминания об этих понятиях есть в Законах Хаммурапи, например понимание различий между умышленным и неу­мышленным преступлением (п. 206, 207), соучастия в форме пособниче­ства, подстрекательства, недоносительства или укрывательства, обстоя­тельств, отягчающих преступление.

 

 

Вопрос 4 Политико-правовая мысль Древней Индии

В период становления государства в Древней Индии политическую и идеологическую силу имела религия брахманизма. Свое закрепление брахманизм получил в Ведах (с санскрита — «знание», «ведение»). Ве­ды являлись религиозными сборниками, писаниями, закреплявшими ос­новные положения брахманской религии.

Наибольший исторический интерес представляют сборники Ригведа (собрание гимнов) и Атхарваведа (сборник заговоров и заклинаний). За­тем возникли комментарии (Упанишады), а также нормативные сборни­ки — дхармасутры.

Наиболее крупным и авторитетным памятником права в Древней Ин­дии являлась Манусмрити — «Законы Ману». Законы были составлены не ранее II в. до н. э. и приписывались богу Ману, закрепляли кастовость и социальное неравенство древнеиндийского общества. Для каждого сословия (варны) устанавливался разный набор прав и обязанностей, за­крепленных дхармой. Дхармы — правила поведения, состоявшие из культовых, общественных и семейных обязанностей, установленных для каждой из варн.

В Законах Ману говорилось, что варны произошли от мирового ду­ха — Пуруша. Из его уст родились брахманы, из его рук — кшатрии, из его бедер — вайши, а из ступней — шудры.

Для каждой из варн были установлены особые занятия. Для брах­манов — обучение, изучение жертвоприношения, раздача и получе­ние милостыни. Для кшатрий — охрана подданных, раздача милосты­ни, изучение (веды) и неприверженность к мирским утехам. Для вайший — пастьба скота, торговля, ростовщичество, земледелие. Для шудр — служение остальным варнам со смирением.

В Законах Ману закреплялось привилегированное, избранное положение брахманов: «Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, меж­ду одушевленными — разумные, между разумными — люди, между людьми — брахманы». Брахманы наделялись полномочиями толковать дхарму.

Неравенство варн закреплялось также при установлении наказания. Так, например, кшатрий, обругав брахмана, подлежал штрафу в сотню медных монет, вайшья — две с половиной сотни, а шудра — телесному наказанию.

Законы Ману регулировали вопросы брачно-семейных отношений, судебного процесса, а также вопросы справедливости наказания. Одна­ко все положения Законов Ману отличались казуальным характером, здесь отсутствовали теоретические формулировки (определение поня­тий преступления и наказания).

Размер и вид наказания определялся как в зависимости от варновой принадлежности, так и в зависимости от количества совершенных пре­ступлений: «При первой краже надо велеть отрезать у вора два пальца, при второй — руку и ногу, при третьей он заслуживает смерти».

Законы Ману послужили основой для многих других Дхармашастр и комментариев, например «Нарада — смрити» (Законы Ману в изложе­нии Нарады), содержанием которой являлось рассмотрение судебных процессов.

Особое место в политических учениях Древней Индии занимает трактат Артхашастра — трактат о политике, составленный советником царя Каутильей.

Трактат основан на трех Ведах:

—учении о праве, в котором исследовались вопросы законного и незаконного;

—учении о хозяйстве, в котором изучались проблемы пользы и вреда;

—учении о государственном управлении, в котором анализировались вопросы верной и неверной политики.

В Артхашастре центральной выступает идея о сильной, централи­зованной власти, сосредоточенной в руках царя, который должен блюсти благо всего государства. В управлении государством основ­ным считался принцип практической пользы (артха), а также праг­матизм правителя.

Приоритет светского над религиозным выражался при установле­нии иерархии источников (форм) права. Среди четырех форм законо­дательства — царского указа, священного закона, судебного решения иобычая — высшей силой обладал царский указ.

Артхашастра Каутильи сыграла важнейшую роль в становлении государственной идеологии и правового устройства индийского об­щества.

Реалии общественной жизни вызвали к жизни в VI в. до н. э. религию отрицания брахманизма — буддизм. С критикой ряда положений брах­манизма выступил принц Сидхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. Просветленным.

Политико-правовые идеи буддизма изложены в Джаммападе — сборнике буддистских изречений. В частности, в нем отрицалось Божествен­ное происхождение всякой власти, в том числе и кастовой структуры общества, все это — результат естественного развития общества, са­мой коллективной жизни людей с последующей дифференциацией, происходившей объективно. Однако вопросам государства и права в политической теории буддизма уделялось мало внимания. Это обус­ловлено тем, что буддизм акцентировал внимание на индивидуальном пути спасения и достижения духовного самосовершенствования лич­ности.

 

 

Вопрос 5 Политико-правовые учения Древнего Китая

Наиболее влиятельными политико-правовыми учениями Древнего Китая являлись конфуцианство, даосизм, моизм и легизм.

Родоначальником конфуцианства является великий китайский мыс­литель Конфуций (551—479 гг. до н. э.). Его мысли изложены в сборни­ке «Лунь юй» (беседы и высказывания), составленном учениками фило­софа в V в. до н. э.

При династии Хан (206 г. до н. э.) конфуцианство возобладало, и с тех пор его господство было постоянным.

Если попытаться выделить в учении Конфуция основные моменты, то всю его важнейшую проблематику можно разделить на три главные части:

—доктрина «цзюнь-цзы», т. е. совершенного мужа;

—доктрина гуманизма или гуманности «жэнъ»;

—доктрина надлежащих норм взаимоотношений между людьми (кате­гория «ли»).

Учение Конфуция в целом является моралистическим, так как осно­ву его составляют принципы добродетели, нравственности и человеко­любия.

Государством должны были управлять мудрецы, ученые мужи под началом государя, который считался сыном неба. Люди делились Кон­фуцием на высших и низших не по имущественному признаку или знат­ности, а по этическим качествам и знаниям.

Философ говорил, что благородный господин должен обладать любовью к людям, чувством долга и справедливости. Благо народа — главный пункт политической доктрины Конфуция.

Конфуций являлся сторонником патриархальной модели управле­ния государством. Государь должен был относиться к подданным, как к детям, — защищать их, заботиться о достатке продовольствия в стра­не и т. д. Народ же обязан проявлять сыновнюю почтительность к пра­вителям, подчиняться им беспрекословно.

Систему социального регулирования согласно конфуцианскому уче­нию составляли не правовые нормы, а правила ритуалов и нравственные заповеди.

Конфуций считал, что в том обществе, где отношения строятся на основе соблюдения традиций и ритуалов, нормативный закон не нужен. Мыслитель говорил: «Почтительность без ритуала приводит к суетливости; смелость без ритуала приводит к смутам; прямота без ритуала приводит к грубости».

Если ритуалы рассматривались Конфуцием как нормативно-право­вая основа взаимоотношений, то материальную сторону составляли нравственные нормы:

—правила человеколюбия («жэнь»);

—заботы о людях («шу»);

—почтения к родителям («сяо»);

—долга («и»).

Конфуцианство являлось самым крупным учением, став во II в. до н. э. официальной идеологией.

Даосизм основан мудрецом Лао-цзы, автором трактата «Дао дэ цзы» (книга «Дао и дэ») в VI в. до н. э. Основным положением даосизма являет­ся понятие китайской мифологии «Дао» — «Путь». «Дао» — предопреде­ленный богами путь народа в целом и человека в частности.

Дао — мировой дух, мировое начало всех начал, над которым не мо­жет быть ни воли земного владыки, ни воли народа в целом. «Дао» — не­прерывный круговорот изменения вещей, явлений, переходящих из од­ного в другое, рождающихся и умирающих.

Даосизм — учение, призывающее к пассивности, так как любое дея­ние не имеет смысла, все в мире определяется Дао. И если в жизни и существует несправедливость и страдание, то они являются следствием отхода, нарушения Дао.

Даосизм отрицательно относился и к позитивному праву как к праву, сотворенному людьми, предпочитая ему естественное право (обычаи, нравы, традиции).

Законом справедливости и добродетельности государственного управ­ления даосизм считал отказ от активных деяний, возврат к старому, жизнь в смирении с судьбой, определяя Дао высшим законом мироздания.

Основатель школы моистов Мо-цзы изложил основы своей полити­ко-правовой концепции в трактате Мо-цзы.

Политическая доктрина моизма основана на культе неба — «Тянь». Однако здесь в противовес даосизму Тянь рассматривается не с мифоло­гических, а с рационалистических позиций. Моизм отбрасывает идею предопределенности судьбы, так как в таком случае человеческие по­ступки не имеют смысла.

Мо-цзы считал необходимым назначать на государственные посты людей мудрых независимо от их социального статуса.

По мнению Мо-цзы, наследная аристократия вообще не должна при­нимать участия в управлении государством. Источником мудрости, по Мо-цзы, являлись не врожденные добродетели, не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.

В противовес конфуцианству в Древнем Китае было разработано учение легизма. Отцом его стал Шан Ян (390—338 гг. до н. э.).

В основе учения легистов лежит тезис о порочной природе человека. Школа легистов заняла позицию, согласно которой власть должна осно­вываться не столько на добродетели правящих (правлении людей), сколько на подчинении закону (правлении законов).

В противовес конфуцианству легисты утверждали, что обеспечить реальный общественный порядок можно только при помощи системы законов и жестких наказаний.

Взгляды легистов изложены в трактате, принадлежащем Хан Фэй-цзы. Он и другие легисты настаивали на необходимости постоянно действующих законов: правитель должен знать их, а подданные — строго исполнять.

Во главе образцового государства должен стоять умный и хитрый правитель, который не должен быть связан законами, а управлять при помощи устрашающих и карательных методов.

Вопрос 6 Развитие политико-правовых учений в Древней Греции

В Греции с VIII в. до н. э. начался процесс разложения первобытной общины и становления государств-полисов. Спарта стала олигархической республикой, Афины утвердились как демократическая республи­ка.

В истории политико-правовых учений Древней Греции традиционно выделяют три периода:

—предфилософский (XI—VI вв. до н. э.), в течение которого преобла­дали мифологические представления о политике, праве и государ­стве. На этом этапе стали известны имена таких мудрецов, как Го­мер, Гесиод, Солон, Гераклит, Пифагор;

—философский этап (классический) (VI—IV вв. до н. э.), в рамках кото­рого зародилась и достигла расцвета рационализация государственно-правовых явлений. Этот период связан с учениями софистов, Сокра­та, Платона, Аристотеля;

—эллинский период являлся периодом кризиса и упадка политико-пра­вовой идеологии (III—I вв. до н. э.) и был связан с именами Эпикура, стоиков и Полибия.

Наибольший интерес в изучении истории политико-правовых учений вызывает классический период, в котором произошла рационализация государственно-правового знания.

Политическая и правовая мысль рабовладельческой демократии по­лучила отражение в работах софистов (софос — «мудрый») — фило­софов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать пуб­лично. Однако после критики Платона, который заметил, что софистам «нет никакого дела до истины, важна только убедительность», термин «софистика» приобрел негативный смысл.

Различают два поколения софистов: старшие развивали демократи­ческую традицию (Протагор, Горнит, Гиппий и др.), а младшие отдава­ли предпочтение аристократии и тирании (Фрасимах, Калликл, Лико-фрон и др.).

Характерными чертами учения софистов стали релятивизм (отрица­ние абсолютной единой истины), скептицизм, агностицизм (абсолютное отрицание объективного знания о мире).

Одним из наиболее ярких представителей софистики стал Протагор. Его политико-правовые взгляды изложены в работах «Антилогии», «О государстве».

Согласно Протагору человек первоначально отличался от животного только умением обращаться с огнем, которому его научил Прометей. Люди овладели ремеслами, но еще не умели жить в сообществе, собира­ясь вместе, они враждовали.

Тогда боги наделили людей стыдом и правдой, и каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству. Никакое госу­дарство не устоит, если политическим искусством будут владеть не­многие, в управлении же государством должны участвовать все граждане.

 

Софисты первыми предложили деление права на право естественное («физис») и право позитивное, условное («номос»). Также они выступа­ли основоположниками современной теории прав человека, опираясь на естественно-правовую теорию.

Закон, по мнению софистов, — это выражение высшей справедливости и истины, на которую не может претендовать ни один человек. Закон, по Протогору, — совместное установление граждан, выражение согласован­ной взаимной справедливости. Таким образом, софисты внесли в право­вую теорию учение о законе как договоре, соглашении, объединившем граждан.

Воплощением идеального мудреца в древнегреческом мире стал Сок­рат (469—399 гг. до н. э.). В противоположность софистам Сократ пред­ложил этико-антропологическое обоснование природы государственно-правовых явлений. Он считал, что поведение человека обусловлено существованием объективных моральных норм, которые делают разли­чия между добром и злом не относительными, как у софистов, а абсолют­ными.

По Сократу, государство — нравственная общность людей, ассо­циация добродетельных граждан, созданная для достижения счастья и справедливости. Оно является продуктом человеческого разума, его знаний.

Сократ не высказывал своей приверженности тем или иным полити­ческим порядкам, но он сугубо отрицательно относился как к тирании, так и к крайней демократии. Реально возможной и благоприятной фор­мой государства он считал умеренную форму правления, сочетающую компетентность правящих и справедливые законы. Самой худшей фор­мой правления он считал тиранию.

Нравственную основу и сущность государства, по мнению Сократа, составляют хорошие законы. Они — воплощение справедливости, кото­рая выступает критерием законности в государстве.

Сократ оказал большое влияние на своих учеников, первым из кото­рых был Платон (428—348 гг. до н. э.), родоначальник философии объективного идеализма. Его взгляды изложены в работах «Государ­ство», «Политик», «Законы».

В диалоге «Государство» Платон изложил свой проект идеального го­сударства. Платон уподобляет идеальное государство человеческой ду­ше. В душе человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее.

В идеальном государстве разумному началу соответствует совещатель­ное начало, яростному — защитное, вожделеющему — деловое. Эти нача­ла воплощены в деятельности разных сословий: философов, воинов, про­изводителей.

Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом: править должны философы, защищать должны воины, которые подчиняются философам, философы и воины вместе должны управлять производителями.

Платон считал тиранию единственно возможной формой правления для перехода к идеальному государству.

Идеальное государство, по Платону, — смешанное государство, состоящее одновременно из двух противоположностей: монархии и демократии. Идеальное государство состоит из 5040 граждан, к числу которых относятся только владельцы земли, причем собственность на землю государственная, а владение землей — частное. В состав граж­дан идеального государства не входят ремесленники и торговцы, а также в нем существует запрет на ростовщичество.

Управление идеальным государством осуществляется на основе сочетания монархического и демократического элемента. Монархичес­кий компонент составляют 37 стражей закона, демократический компо­нент — совет 360 человек и народное собрание.

Платон называл неправильными те законы, которые установлены не ради общего блага всего государства в целом.

Платон говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение го­сударства и все блага, какие могут даровать государству боги».

Аристотель (384—322 гг. до н. э.) — величайший древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики и полити­ческой науки. Основными работами Аристотеля являлись: «Политика», «Никомахова этика», «Афинская полития».

Государство Аристотель рассматривал как общение, которое являет­ся наиболее важным из всех общений людей. Как и другие общения, оно организуется ради достижения блага и представляет собой естественное явление.

Государство для Аристотеля — совокупность граждан, а гражданами он считал тех, кто участвует в суде и народном общении.

Философ выделял шесть форм государственного правления: три пра­вильные и три неправильные. Правильные — монархия, аристократия и полития. Неправильные — тирания, олигархия и демократия.

Идеальной он считал политию — смешанную форму правления, воз­никающую из двух неправильных форм — олигархии и демократии. Фактически полития — это государство, в котором правит средний класс и существует экономический строй с преобладанием собственно­сти средних размеров.

Правовая теория Аристотеля подчинена тем же идеологическим це­лям, что и учение о государстве. Право он отождествлял с политической справедливостью. Право — мерило справедливости, регулирующая форма политического общения.


Общество не может существовать без законов и права. Аристотель различал естественное и позитивное право. Под позитивным правом фи­лософ понимал изменчивые человеческие постановления, которые мо­гли быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом Аристотель понимал неизменные веления природы, которые не зависят от воли законодателя. Естественное право, по мнению филосо­фа, предписывает разделение людей на рожденных повелевать и пови­новаться, а также рабство.

Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н. э. греческие полисы потеряли свою независимость и по­пали сначала под власть Македонии, а затем Рима.

Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

По своим философским воззрениям Эпикур (341—270 гг. до н. э.) был продолжателем атомистического учения Демокрита. Он был авто­ром таких работ, как «Правило (канон)», «О природе», «Письма», «О ко­нечной цели».

Природа, по мнению Эпикура, развивается по своим собственным за­конам, без участия богов, а возникновение и становление человека, об­щества и государства является составной частью естественного процес­са всеобщего развития. Данный процесс представляет собой движение атомов в пустоте.

Учение Эпикура о власти было основано на идее договора об общей пользе. Главная цель государственной власти и основания политическо­го общения, по Эпикуру, состоит в обеспечении взаимной безопасности людей, преодоления ими взаимного страха, непричинения ими друг дру­гу вреда. Настоящая безопасность достигается лишь благодаря тихой жизни и удалению от толпы. Исходя из этого государство и закон трак­туются Эпикуром как результат договора людей между собой об их об­щей пользе — взаимной безопасности.

Учение Эпикура, отличалось проповедью отстранения от политиче­ской деятельности. Счастье философ видел в отсутствии страдания, в полной невозмутимости и безмятежности духа. Для достижения этой Цели Эпикур предлагал устраниться от общественных дел, обрести неза­висимость от общества и посвятить жизнь моральному самоусовершен­ствованию. Этим Эпикур выражал полное безразличие к политике.

Основателем стоицизма был Зенон Киттийский (ок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: