Коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста средствами артпедагогики»




 

Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, является важнейшим аспектом формирования личности.Проблема развития эмоциональности у детей дошкольного возраста актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, его поведения в целом.Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, “читать” эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы, особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие, имеющих худшие адаптационные возможности.Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения, тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - повышенная возбудимость, раздражительность, гиперактивность, недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность. Актуальной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми является психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевой сферы, куда включаются снятие агрессивности и тревожности, нормализация мышечного тонуса, преодоление лабильности настроения, развитие коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, тренировка выдержки, упорства, усидчивости, формирование адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражения и победы сверстников.

В последние годы широкое применение получило использование методов арттерапии в качестве социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей. Они могут помочь ребенку устранить эмоциональные нарушения и смоделировать свой образ поведения. Данные методы имеют широкий спектр: рисунок, музыка, танцы, игры, сказки и хорошо сочетаются с первой деятельностью ребенка – игрой, в процессе которой он приобретает навыки и умения. Методы арттерапии всё больше приобретают социально-педагогическое направление. В педагогической интерпретации арттерапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Имеется в виду “социальное врачевание” личности ребенка, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Социально-педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции. Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арттерапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с детьми, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. Научная новизна социально-педагогической коррекции эмоциональной сферы детей методами арттерапии, состоит в том, что данный метод позволяет не только получить информацию о психическом состоянии и развитии ребенка, а и подобрать соответствующую методику, использовать, например, в игровом варианте и сказку, и рисунок, и музыку одновременно. Комплексный анализ поведения ребенка во время проведения коррекционного занятия полезен в оценке его психического состояния.

Сам термин “арттерапия” (буквально - терапия искусством) был введён А. Хиллом в 1938 году, и является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. Ведь, перенося свои проблемы из реальной жизни в выдуманные сказки или на лист бумаги в виде рисунка – можно совершенно по-другому посмотреть на себя и ситуацию, найти выход. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира. Упражнения с элементами арттерапии способствуют:

  • формированию представлений о себе;
  • изучению и выражению своих чувств и эмоций;
  • формированию позитивного самовосприятия;
  • развитию коммуникативных навыков;
  • снятию психоэмоционального напряжения;
  • развитию способностей к различным видам творческой деятельности.

В арттерапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. В результате легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. Это особенно значимо в работе с детьми. Психика ребенка крайне неустойчива, эмоциональная сфера чрезвычайно лабильна.

Сущность артпедагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется авторами крайне разнообразно, что часто приводит к подмене понятий, возникновению неточностей, трансформации смысла, смешению содержания и функций различных областей научно-практической деятельности. До сих пор не существует устоявшегося термина для обозначения области знаний, определяющей природу, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных задач в сфере педагогики. В одном ряду используются такие словосочетания, как “арттерапевтическая педагогика” (Л. А. Аметова-Давыдовская), “эстетопедагогика или психопедагогика искусства” (В. П. Анисимов), “арт-педагогический подход” (О. С. Булатова) и др. В некоторых работах современных авторов понятия “артпедагогика” и “арттерапия” используются как взаимозаменяемые.

Принципы артпедагогической деятельности: принцип опоры на положительное в человеке (принцип педагогического оптимизма); принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей личности; личностной ориентации; развития личности в деятельности; координации усилий всех участников (субъектов) артпедагогического процесса; эмоциональности; единства артпедагогического и диагностического процессов.

Основные механизмы aртпедагогического воздействия:

1.Искусство позволяет в особой символической форме воссоздать конфликтную травмирующую ситуацию и реконструировать ее в процессе изобразительного творчества.

2.Воздействие артпедагогики тесно связано с природой эстетической реакции, позволяющей, согласно Л. С. Выготскому, изменить действие “эффекта от мучительного к приносящему наслаждение”. (Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л. С. Выготским в работе "Психология искусства": "Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство".)

В системе социальной работы проведение арттерапевтической работы с детьми имеет широкий спектр показаний, в том числе:

1.Негативная “Я концепция”, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самопринятия.

2.Трудности эмоционального развития, снижение эмоционального тонуса, импульсивность эмоциональных реакций, повышенная тревожность, страхи, агрессивность.

3.Переживание эмоционального отвержения, чувство одиночества, стрессовые состояния, депрессия.

4.Неадекватное поведение, нарушения отношений с близкими людьми, конфликты в межличностных отношениях, неудовлетворенность в семейной ситуации, ревность, враждебность к окружающим.

Значение aртпедагогики:

  • Создает положительный эмоциональный настрой в группе.
  • Облегчает процесс коммуникации со сверстниками, педагогами, другими взрослыми; участие в артпедагогическом процессе способствует созданию отношения принятия, эмпатии.
  • Укрепляет культурную идентичность ребенка, способствует преодолению языкового барьера.
  • Позволяет обратиться к реальным проблемам, которым по каким-либо причинам затруднительно обсудить вербально.
  • Даёт возможность экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выстраивать их в социально-приемлемой форме. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
  • Развивает чувство социального и внутреннего контроля. Создает условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулирует развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающего за интуицию и ориентацию в пространстве.
  • Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков и художественных способностей в целом.
  • Повышает адаптационные способности человека к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
  • Эффективно в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
  • Позволяет выстраивать отношения с ребенком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их отсутствие в родительском доме.

Более подробно хочется остановиться на музыкотерапии. Музыкотерапия - один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка, где музыка пользуется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка. Основная цель музыкотерапииприменительно к ребенку с проблемами в развитии эмоционально-волевой сферы состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано это с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности. Влияние музыки на развитие и коррекцию психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения), формирование произвольности, целенаправленности процессов подтверждается исследованиями С. М. Миловской, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведевой. В работах Е.А. Медведевой, Л.Н. Комиссаровой, И.Ю. Левченко отмечается, что коррекционное воздействие музыкотерапии может реализовываться в нескольких направлениях:

  • коррекции психосоматических нарушений (функций сердечно-сосудистой деятельности, психомоторики, вегетативной системы, дыхания и т. д.);
  • коррекции отклонений в психоэмоциональной сфере;
  • помощи в преодолении сложностей в социально-адаптационных проявлениях (коммуникативно-рефлексивных процессах);
  • активизации творческих процессов, повышения художественно-эстетических потребностей ребенка как пути самореализации.

Профилактический, лечебный и коррекционный эффект музыкотерапии заключается в возможности невербального реконструирования психотравмирующей для ребенка ситуации, моделирования его положительного эмоционального состояния, настроения, “поднятия” над своими переживаниями, страхами, трудностями общения, помощи в преодолении этих проблем. В качестве коррекционного механизма рассматривается процесс творчества, познание его новых сторон, создание продукта как источника новых позитивных переживаний ребенка, связанных с изучением и реализацией возможностей в творческой экспрессии, рождение новых художественно-эстетических, креативных потребностей и способов их удовлетворения и через это познание своего “Я”. По сравнению с другими видами искусства, музыка оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональную сферу человека: изменяет его настроение, снижает тревогу и напряжение. Доказано, что музыка может повышать психический тонус, снижать раздражительность и агрессивность, являясь одним из самых эмоциональных видов искусства. Музыка близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается сила ее воспитательного воздействия. Под влиянием музыки развивается художественное восприятие ребенка, богаче становятся переживания. Музыкотерапия всегда предполагает катарсис, который осуществляется в процессе музыкального восприятия, представляющего сложнейшую работу чувств, мыслей ребенка, слушающего музыку. И, естественно, что не все дети подготовлены к осуществлению такой работы. Применение той или иной формы музыкотерапии как психокоррекционной методики определяется прежде всего вариантом и характером имеющегося у дошкольников нарушения, коррекционными задачами и возможностями ребенка. Неадекватное использование музыкотерапии может оказать не коррекционное, а психотравмирующее воздействие. Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому анализ возможностей дошкольников в восприятии музыки, умение эмоционально откликаться на музыку является важным диагностическим показателем, определяющим эффективность применения музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками.

Работу по коррекции эмоционально-волевой сферы детей следует проводить планомерно и поэтапно. Целями диагностического этапа являются:

· Первичное обследование уровня сформированности и особенностей эмоциональной сферы детей. (Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности).

· Выявление детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (тревожность, агрессивность, гиперактивность, страхи)и причин, обуславливающих эмоциональную нестабильность.

· Выяснение и уточнение основных проблем ребёнка и нахождение путей наилучшего их решения.

· Определение тех психологических особенностей ребенка, которые могут влиять на реализацию последующей коррекционной деятельности, связанной с основной проблемой.

· Привлечение специалистов, способствующих решению проблем ребёнка (психолог, дефектолог, психиатр и т.д.)

После анализа данных диагностического обследования ребёнка, необходимо определить пути коррекционного маршрута. Использование арттерапевтических приемов позволяет работать над развитием эмоционально-волевой сферы детей по следующим основным направлениям:

  • Расширение спектра эмоций ребенка и развитие навыков адекватной вербальной и невербальной передачи ребенком собственного эмоционального состояния, используя различные выразительные средства; переключение с одного эмоционального состояния на противоположное.
  • Осознание ребенком своих желаний и эмоций и выражение их социально приемлемыми способами.
  • Обучение способам эффективной работы со своими эмоциональными состояниями и чувствами, возникающими в трудных ситуациях.
  • Развитие способности сопереживать,обучение эффективным способам взаимопомощи (таким, как внимательно слушать, не перебивать, не оценивать, не критиковать).
  • Обучение общению в социальных группах, умение самостоятельно и ответственно принимать решения, чувствовать себя уверенно в независимости от окружающих условий.
  • Развитие умения сосредоточения на определенной работе.

Достигнуть результатов в решении поставленных задач возможно при следующих условия:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: