МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ




ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Учитывая сложность системы правового регулирования воздействия ДПС на процесс дорожного движения, рассмотрим административно-правовой инструментарий, предоставляемый для данной службы действующим законодательством. В зависимости от целей, оснований, характера правовых ограничений, порядка применения и последствий совокупность разрешенных воздействий ДПС можно подразделить на меры организации дорожного движения, убеждения и принуждения.

Меры организации дорожного движения

Для выполнения ПДД участниками дорожного движения необходимо предварительно создать определенные условия. При этом важно не только обеспечить соответствующую подготовку водителей, пешеходов и должностных лиц, обустроить дороги и добиться допуска к эксплуатации только технически исправных ТС, но и определенным образом организовать безопасное взаимодействие элементов системы дорожного движения. Подразделения ДПС как совместно со специализированными службами ГИБДД, так и самостоятельно выполняют функцию оперативной организации дорожного движения путем его регулирования, координации работы светофорных объектов и многопозиционных дорожных знаков, введения реверсивного движения, ограничения проезда определенных видов ТС, установления временных дорожных знаков, указателей, а также другими методами и способами.

2.2 Меры убеждения

К мерам убеждения относится комплекс приемов и способов побуждения граждан к соблюдению установленного порядка поведения на улицах и дорогах. Это могут быть: беседы, лекции, статьи в печати, радио- и телепередачи. посвященные разъяснению ПДД и других нормативов, действующих в сфере БДД, конкурсы профессионального мастерства водителей, викторины, мероприятия по распространению передового опыта, пропагандистская работа в учебных заведениях и детских дошкольных учреждениях, встречи с различными категориями населения, поощрение участия граждан в работе по предупреждению ДТП, а также непосредственные контакты сотрудников ДПС с участниками дорожного движения.

Меры принуждения

Следуя принятой в административном праве классификации, все воздействия принудительного характера, применяемые сотрудниками ДПС, можно подразделить на меры предупреждения, пресечения, обеспечения административного производства и административные взыскания.

Меры предупреждения. В целях предупреждения возможных правонарушений, преступлений и их вредных последствий сотрудникам ДПС предоставлено право применять следующие меры:

1) остановка ТС;

2) проверка технического состояния ТС;

3) проверка документов, предусмотренных ПДД;

4) освидетельствование лиц, имеющих признаки опьянения, болезненного или утомленного состояния;

5) временное запрещение или ограничение движения транспорта и пешеходов;

6) использование транспорта и средств связи, принадлежащих предприятиям, организациям, общественным объединениям, фирмам и гражданам;

7) приглашение граждан для оказания содействия в выяснении обстоятельств ДТП и правонарушений.

Особенностью указанных мер является то, что они могут применяться ко всем участникам дорожного движения не только при нарушении установленных правил, но и при наступлении определенных последствий, предусмотренных соответствующими нормативными актами. В определенных обстоятельствах (при осложнении дорожных условий, стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий, возникновении ДТП, введении запрета на въезд в лесные массивы из-за повышенной пожарной опасности, блокировании преступников на местности и т. д.) это может быть необходимым для обеспечения общественной безопасности.

1. Конкретные условия, при которых применяются остановка ТС и проверка документов у их водителей, установлены ведомственными нормативными актами МВД РФ. В частности, остановка ТС допускается только в следующих случаях:

- нарушение водителем и пассажирами ПДД;

- наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

- нахождение ТС в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

- необходимость опроса водителей и пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

- выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении дорожного движения;

- необходимость привлечения водителя или ТС для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции.

При этом превентивная проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на ТС и перевозимый груз должна производится на стационарных постах ДПС. Указанные меры не допускаются только в отношении ТС специального назначения и оперативных служб, когда на них включены особые световые и звуковые сигналы, установлены государственные регистрационные знаки особого типа, а также отсутствует какая-либо информация об использовании их в преступных целях.

Практика показывает, что первостепенными объектами применения данных мер становятся ТС, характер движения которых вызывает сомнение в способности их водителей к безопасному управлению транспортом, когда ТС имеют признаки причастности к ДТП или технической неисправности, а также когда на них неправильно размещены пассажиры и перевозимые грузы. Применение остановки ТС возможно и тогда, когда необходимо проинформировать об осложнении или изменении условий дорожного движения. При проверке документов, предусмотренных ПДД, сотрудникам ДПС следует руководствоваться принципом целесообразности. Например, остановку маршрутного городского автобуса и разбирательство с его водителем желательно проводить на конечных остановочных пунктах, исключая задержки пассажиров и нарушения графика движения.

2. Перед получением водительского удостоверения водители ТС обязаны пройти медицинское освидетельствование, а в дальнейшем, по истечении установленных сроков, периодическое переосвидетельствование.

Так, лица в возрасте до 55 лет проходят освидетельствование один раз в три года, старше 55 лет - один раз в два года (женщины старше 50 лет - один раз в два года). Направление на освидетельствование и контроль сроков его прохождения осуществляются не только администрацией предприятий, организаций, фирм и автотехнической инспекцией ГИБДД при проведении государственных технических осмотров, но и сотрудниками ДПС, которые следят за состоянием водителей непосредственно в процессе дорожного движения. При обнаружении у водителей психофизиологических недостатков и медицинских противопоказаний, препятствующих их допуску к управлению транспортом (в том числе признаков опьянения), они подлежат направлению на освидетельствование в соответствующие медицинские учреждения.

3. Временное запрещение или ограничение движения ТС и пешеходов применяется только тогда, когда создается угроза безопасности движения на участках улиц и дорог во время стихийных бедствий, при повреждении дорожных сооружений, возникновении ДТП или других помех движению, при следовании по участку автомобилей, подающих специальные звуковые и световые сигналы, а также в период проведения всевозможных массовых мероприятий и спортивных соревнований, связанных с использованием проезжей части дорог. В данных случаях основанием для применения административно-предупредительных мер являются не правонарушения, а наступление особых, предусмотренных правовыми нормами условий, не связанных с действиями участников дорожного движения. При этом сотрудники ДПС обязаны принять все меры к тому, чтобы в кратчайший срок восстановить движение.

4. Для выполнения служебных задач, связанных с выездом на места происшествий и стихийных бедствий, доставкой пострадавших в лечебные учреждения, сбором личного состава ОВД по тревоге, преследованием и доставкой лиц, совершивших преступления, а также транспортировкой ТС, поврежденных при ДТП, сотрудники ДПС могут использовать транспортные средства и средства связи, принадлежащие любым юридическим и физическим лицам, за исключением ТС дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств, международных организаций и автомобилей специального назначения. В случаях, не терпящих отлагательства, Закон предоставляет право работникам милиции лично управлять указанными ТС. Разумеется, при этом они должны иметь водительские удостоверения соответствующей категории и опыт управления данным видом транспорта, а также привлекать только те типы транспорта, которые в наибольшей степени соответствуют выполняемой задаче. Воспользовавшись транспортными средствами, работник милиции обязан произвести соответствующие записи в путевом листе или выдать справку водителю ТС с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения и точного наименования подразделения, в котором он проходит службу.

В целях пресечения противоправных действий участников дорожного движения сотрудникам ДПС предоставлено право применять сле. меры:

1) прекращение неправомерных действий граждан и должностных лиц;

2) принудительная остановка ТС путем применения специальных средств и огнестрельного оружия;

3) доставление нарушителя в ОВД или общественные объединения;

4) запрещение производства ремонтно-строительных работ на улицах и автомобильных дорогах.

1. Требование прекратить неправомерное действие предъявляется к лицам, допустившим нарушения ПДД в форме, как действия, так и бездействия. Например, инспектор ДПС может потребовать от водителя автомобиля устранить неисправность рулевого управления, прекратить движение со скоростью, превышающей установленную, запретить пешеходу переход улицы и т. д. Отметим, что пресечение правонарушения не всегда сопровождается последующим наложением административного взыскания.

2. В случае, когда водитель не выполняет требование об остановке, работникам ДПС предоставляется право применять специальные средства (типа «Еж-Диана», «Гарпун» и др.) для принудительной остановки ТС. Если же действия водителя создают реальную опасность для жизни и здоровья людей и при этом он отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования об этом, то для остановки ТС может применяться огнестрельное оружие.

3. Доставление граждан в дежурную часть подразделения ДПС, ОВД или в представительства общественных формирований по охране общественного порядка проводится, если эти граждане:

а) не имеют при себе документов, подтверждающих право управления, распоряжения данным ТС и перевозки находящихся на нем грузов;

б) управляют ТС, на которых имеются признаки причастности к ДТП или иным преступлениям;

в) управляют ТС с поддельными: регистрационными знаками, номерами узлов и агрегатов, водительскими и регистрационными документами;

г) совершают правонарушения, связанные со злостным неподчинением законному распоряжению или требованию работника милиции либо представителя общественного объединения;

д) не предоставляют документов, удостоверяющих личность, и сведений, необходимых для составления протокола по факту совершенного ими правонарушения.

По факту доставления правонарушителей в дежурную часть составляется рапорт в двух экземплярах, один из которых после регистрации у дежурного, возвращается сотруднику ДПС.

4. Производство ремонтно-строительных и других работ на улицах и автомобильных дорогах допускается только по письменному согласованию с органами ГИБДД. При этом устанавливаются способы ограждения места работ, расстановка дорожных знаков и другие условия обеспечения БДД.

Ликвидацию аварий в инженерных сетях аварийно-технические и коммунальные службы могут вести без такого согласования, однако о характере, времени и месте производимых работ они обязаны предварительно сообщить в территориальный орган ГИБДД. Если должностные лица, ответственные за производство работ, не выполняют установленных для них требований, то сотрудники ДПС, обнаружившие какие-либо недостатки, имеют право запретить или приостановить ведение работ, доложив об этом дежурному по подразделению ДПС или начальнику ГИБДД.

Меры обеспечения административного производства

Для установления личности правонарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела, а также исполнения постановления по делам об административных правонарушениях сотрудникам ДПС предоставляется право применять следующие меры:

1) изъятие документов;

2) отстранение от управления транспортным средством;

3) задержание ТС;

4) административное задержание правонарушителя;

5) досмотр ТС и перевозимого в нем груза.

Согласно ст. 239 КоАП их принято относить к мерам обеспечения административного производства.

1. Изъятие водительского удостоверения производится в случаях, когда водитель совершает административные нарушения, за которые в соответствии с КоАП может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления ТС (кроме военнослужащих и лиц, на которых штраф налагается на месте).

При сомнении в подлинности номеров узлов и агрегатов ТС, регистрационных документов ТС (свидетельств, технических паспортов, талонов технического паспорта, договоров залога ТС и водительских удостоверений) эти документы также могут подлежать изъятию, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении и во временном разрешении на право управления ТС, которое имеется у водителей или выдается им в установленном порядке.

2. Отстранение от управления транспортным средством применяется к лицам, которые имеют признаки опьянения, болезни или утомления; не обладают правом управления данным видом ТС либо лишены такого права;

не имеют при себе документов, предусмотренных ПДД; управляют транспортом, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления и тягово-сцепного устройства (для автопоездов), управляют зарегистрированными ТС, но не имеющими государственных регистрационных знаков на прицепах грузовых автомобилей либо с подложными знаками.

Под отстранением от управления ТС понимается не формально вынесенное запрещение лицу управлять им, а реальные действия работников ДПС, не позволяющие этому лицу привести ТС в движение. Предполагается изъятие ключей от замка зажигания и предложение водителю покинуть транспортное средство, вплоть до применения к нему физической силы или специальных средств. Что касается неисправностей ТС, при которых допустимо отстранение водителя от управления транспортом, то они могут быть определены как по внешним признакам, так и при помощи контрольно-диагностических приборов.

3. Задержание ТС (запрещение эксплуатации) производится в случаях, когда его водитель:

- не имеет при себе документов, предусмотренных ПДД;

- управляет транспортом, не зарегистрированным в установленном порядке (включая отсутствие или подложность регистрационных знаков на ТС);

- своевременно не представил ТС на государственный технический осмотр либо использует ТС, имеющее неисправности, при наличии которых его эксплуатация запрещена Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации.

Запрещение эксплуатации троллейбусов и трамваев осуществляется при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами их технической эксплуатации.

Задержание ТС может сопровождаться помещением его на специальную охраняемую стоянку, определенную местными органами исполнительной власти, о чем составляется особой формы протокол в двух экземплярах, один из которых выдается водителю, а второй приобщается к протоколу о нарушении ПДД. При отсутствии охраняемой стоянки транспортное средство может быть доставлено и сдано по акту в дежурную часть соответствующего ОВД, подразделения ДПС, на стационарный пост и в другие места, определенные для этой цели.

По устранении причин задержания ТС (вытрезвление водителя, предоставление документов, наличие лица, имеющего право на управление данным ТС, устранение неисправностей и т.д.) оно немедленно возвращается водителю или владельцу.

Задержанное ТС может передаваться по акту в таможенный орган, если установлены следующие данные:

а) оно незаконно оставлено на территории РФ после выезда за границу его владельца;

б) у водителя отсутствует документ о регистрации ТС в стране выезда и документ, оформленный таможенными органами РФ;

в) истек срок действия документа, оформленного таможенным органом;

г) у водителя отсутствует регистрационный документ ТС, ввезенного на территорию РФ;

д) истек срок действия документов, выданных в подразделении ГИБДД.

4. Административное задержание правонарушителя на срок до 3 ч применяется только для выяснения личности нарушителя, обстоятельств допущенного им нарушения и в целях пресечения неправомерных действии, когда другие меры не оказывают должного эффекта. Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя в подразделение ДПС, ОВД или иное учреждение, где возможно установление его личности и составление протокола. При этом в срок административного задержания включается только время фактического нахождения в данном органе с момента доставления до момента освобождения. Если задержанный находится в нетрезвом состоянии, то срок задержания исчисляется со времени вытрезвления, но не должен превышать 24 ч. Лица, оказавшие злостное неповиновение сотрудникам ДПС, могут быть задержаны до рассмотрения дела судьей.

Административное задержание используется при наличии обстоятельств, препятствующих составлению протокола на месте нарушения, например, при отказе нарушителя предъявить документы, удостоверяющие его личность, уплатить штраф на месте, необходимости оформления материалов по факту совершенного нарушения или ДТП, а также подозрении в причастности задержанного к совершению какого-либо правонарушения.

Административное задержание необходимо отличать от задержания подозреваемого в совершении преступления. Задержания граждан в административном и уголовно-процессуальном порядке представляют собой самостоятельные правовые институты, разграничение которых является обязательным условием строгого соблюдения законности и гарантий обеспечения неприкосновенности личности в соответствии с Конституцией РФ. Уголовно-процессуальное задержание применяется исключительно к лицам, подозреваемым в совершении преступления, которое наказывается лишением свободы, и только при наличии оснований, указанных в ст. 122 УПК.

Существенно различаются и сроки рассматриваемых видов задержания. Например, при уголовно-процессуальном задержании 24 ч отводится для сообщения прокурору, 48 ч. для принятия решения прокурором о заключении задержанного под стражу. Общий срок уголовно-процессуального задержания не должен превышать 72 ч.

Об административном задержании в обязательном порядке составляется отдельный протокол, а задержанным разъясняется, за совершение какого правонарушения они задержаны, какие в связи с этим они имеют права и обязанности (в том числе право требовать проверки прокурором правомерности задержания). Об этом требовании немедленно сообщается прокурору.

5. Досмотр ТС производится в следующих случаях:

1) при подозрении, что водитель или пассажиры используют его в противоправных целях;

2) при наличии основания полагать, что на нем находится незаконно перевозимый груз;

3) когда водитель или пассажиры застигнуты в момент совершения административного правонарушения или непосредственно после его совершения;

4) при наличии признаков правонарушения в виде следов на их одежде или вещах;

5) когда очевидцы прямо укажут на водителя и пассажиров как на совершивших правонарушение;

6) когда имеются показания соответствующих технических средств контроля;

7) когда досмотр прямо предусмотрен законодательством (например, ст. 23 Закона РФ «О чрезвычайном положении» и п. 23 ст. 11 Закона РФ «О милиции» предписывают производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилищ и ТС, если имеются данные о наличии у них оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств или психотропных веществ, для ношения и хранения которых нет законных оснований).

О проведении досмотра ТС и досмотра груза в обязательном порядке составляется протокол либо делается отметка об этом в протоколе об административном правонарушении. При обнаружении правонарушений, предусмотренных ст. 173 и 174 КоАП, сотрудники ДПС вправе изъять огнестрельное оружие, а также боевые припасы до рассмотрения дела. Об этом производится запись в протоколе с указанием марки, модели, калибра, серии и номера изымаемого оружия, количества и вида боевых припасов.

Досмотр транспорта, перевозящего опломбированный груз, и вскрытие пломбы осуществляются, как правило, на стационарных постах ДПС в присутствии водителя или лица, сопровождающего груз, и двух свидетелей и, при необходимости, представителей таможенных органов. По окончании досмотра проводится повторное опломбирование груза. Обнаруженные в процессе досмотра вещи или предметы, свидетельствующие о совершении противоправных действий, доставляются в дежурную часть соответствующего территориального ОВД.

Соотношение мер пресечения и обеспечения административного производства. Сравнивая меры пресечения и обеспечения административного производства, можно легко прийти к выводу о единстве их целей. Обе рассматриваемые группы мер объединяет и то, что они применяются в отношении лиц, совершивших правонарушения, направлены на предотвращение возможных вредных последствий этих правонарушений, но при этом не носят характера административно-правовой репрессии.

Меры административного предупреждения и пресечения могут применяться как независимо, так и в сочетании друг с другом. Например, инспектор ДПС, остановивший автомобиль за превышение установленной скорости движения, устанавливает, что тормозная система не обеспечивает равномерного торможения колес и вызывает занос автомобиля. В ходе беседы с водителем выясняется, что он имеет признаки алкогольного опьянения и отказывается предъявить регистрационный документ на ТС. В этом случае инспектор вправе применять несколько мер пресечения: изъять водительское удостоверение, запретить эксплуатацию транспорта, отстранить водителя от управления ТС и произвести его административное задержание для установления принадлежности автомобиля.

Административные взыскания

В соответствии с КоАП на лиц, совершивших нарушения ПДД и других нормативов, действующих в сфере БДД, могут налагаться следующие административные взыскания:

а) предупреждение;

б) штраф;

в) лишение права управления ТС;

г) административный арест.

В отличие от мер предупреждения и пресечения меры взыскания носят репрессивный характер и их основные функции заключаются в наказании виновных, предупреждении последующих правонарушений и правовой защите общественных отношений, складывающихся в сфере БДД.

1. Предупреждение в качестве меры взыскания может налагаться за правонарушения, предусмотренные чч. 2 и 3 ст. 114; чч. 1 и 8 ст. 115; ч. 1 ст. 122 КоАП. Оно всегда выполняется в письменном виде, и его не следует путать с устным замечанием участнику дорожного движения или должностному лицу. Замечание не влечет для правонарушителя никаких правовых последствий, хотя имеет важное профилактическое значение.

2. Штраф в размере от 0,1 до 20 минимальных размеров оплаты труда может налагаться при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 114-124, 126', 131, 134, 134' КоАП.

3. Лишение права управления ТС на срок от 3 месяцев до 3-х лет применяется к водителям, управлявшим транспортом в состоянии опьянения, передавшим управление ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст. 117), причинившим в результате нарушений ПДД легкие телесные повреждения (ст.118), а также злостно не повиновавшимся законному требованию или распоряжению работника милиции, самовольно оставившим место ДТП или уклонявшимся от прохождения освидетельствования (ст.165 КоАП).

Указанные взыскания могут налагаться командирами и заместителями командиров подразделений ДПС (ст. 114-124, 126', 131, 134, 134'), госавтоинспекторами дорожного надзора (ст. 131, 134, ч. 1 ст. 134'), другими сотрудниками ДПС, имеющими специальное звание (чч. 2, 3, 4 и 6 ст. 114; чч. 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 ст. 115; ст. 122), а также судьями (ст. 165 КоАП).

4. Исправительные работы или административный арест могут применяться за злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, а также военнослужащего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка невыполнение законного требования работника милиции об остановке ТС оставление водителями в нарушение Правил дорожного движения места ДТП или уклонение от прохождения освидетельствования на состояние опьянения.

 


3. СПОСОБЫИ ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ

ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Эффективность контроля за соблюдением установленных правил в сфере БДД, выявление и своевременное пресечение правонарушений на улицах и дорогах во многом определяются правильностью выбора приемов (способов) несения дорожно-патрульной службы, форм ее организации, а также соответствующих вариантов расстановки имеющихся сил и средств. Исходя из принципиального единства содержания данной службы как таковой, вне зависимости от внешних обстоятельств (за исключением чрезвычайных ситуаций и особых условий), рассмотрим ее основные методы и формы организации.

3.1 Способы ДПС

К важнейшим способам дорожно-патрульной службы принято относить следующие:

1. Наблюдение за дорожным движением.

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.

4. Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.

5. Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

I. Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всех последующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов ДИ на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока (интенсивность, скорость, состав, распределение, но участку патрулирования и т.д.) и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

Наблюдение ведется как визуально, так и посредством технических средств (оптических приборов, телемониторов, датчиков и т.д.). Информация, полученная в ходе наблюдения, используется для выработки управленческих решений как общего (оптимизация условий и режима движения), так и частного порядка (применение мер административного воздействия к отдельным участникам дорожного движения).

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного (за счет систематических перемещений) нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов. Для усиления «эффекта присутствия» и личной безопасности личный состав обеспечивается специальной форменной одеждой и снаряжением, изготовленным из световозвращающих материалов, а также транспортными средствами, окрашенными в соответствии с цветографическими схемами, предусмотренными для автомобилей и мотоциклов ДПС.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним. Например, при образовании гололеда на дорожном покрытии инспектор может предостеречь участников движения путем включения соответствующих указателей на автомобильной дороге, обратиться посредством СГУ к лицам, намеревающимся перейти улицу в опасном месте, сделать соответствующую предупреждающую запись в путевых документах водителя, перевозящего тяжеловесный или крупногабаритный груз и т. п.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых ими документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения. В ходе контроля основное внимание уделяется выявлению наиболее опасных для данного участка видов нарушений ПДД. В зависимости от условий и характера дорожного движения контроль может быть открытым, скрытым и смешанным.

Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование, предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов. При ведении открытого контроля сотрудники располагаются в местах, где они хорошо видны участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений. При определенных условиях, например, в зонах вынужденной концентрации транспортных потоков (мосты, переправы, горные перевалы и т. п.) открытый контроль бывает весьма эффективным для выявления и профилактики правонарушений, не связанных с движением ТС (например, отсутствие водительских, регистрационных и путевых документов у владельцев и водителей ТС, технические неисправности ТС, с которыми их эксплуатация запрещена, нарушение правил перевозки людей и грузов, обнаружение которых возможно при осмотре остановившегося ТС).

Скрытый контроль ведется сотрудниками ДПС в гражданской одежде и на автотранспортных средствах обычного исполнения, оборудованных радиостанцией и оперативно-техническими средствами. В большинстве стран мира он признается главным и чрезвычайно эффективным способом пресечения и профилактики так называемой динамической группы нарушений в сфере БДД (превышение установленной скорости движения, неправильный обгон, несоблюдение дистанции и т. п.), которые являются причинами более 80 % ДТП с тяжкими последствиями. Скрытый контроль не только благоприятно сказывается на состоянии транспортной дисциплины участников дорожного движения, но и позволяет меньшими силами достигать относительно высоких результатов в предупреждении динамических нарушений ПДД. Как показывает практика, систематическое скрытое патрулирование отдельных участков автомобильных дорог и улиц позволяет за сравнительно короткий период (от 3 до 7 месяцев) добиваться существенного снижения числа и тяжести ДТП. Однако в данном случае следует иметь в виду, что значительная доля участников дорожного движения достаточно быстро начинает распознавать автомобили скрытого контроля. Поэтому для повышения эффективности их работы необходимо принимать меры по маскировке установленных на них излучателей радарных установок, антенн, видео- и фотокамер и т. п., а также производить регулярную смену номерных знаков, легко различимых декоративных деталей и дополнительного оборудования (например, багажника на крыше).

Применение скрытого контроля «в чистом виде» целесообразно ограничивать светлым временем суток, поскольку в ночных условиях участники дорожного движения не всегда могут правильно оценить намерения сотрудников ДПС. Следует отметить, что приемы скрытого контроля традиционно подвергаются критике со стороны общественности, средств массовой информации и даже в некоторых научных публикациях, посвященных деятельности ГИБДД. В связи с этим их реализация должна сопровождаться соответствующей разъяснительной работой среди водителей ТС и других слоев населения.

Личный состав, привлекаемый к работе в гражданской одежде, обязан иметь нагрудные знаки работников ДПС, жезлы и световозвращающие диски для подачи сигнала остановки ТС, а имеющиеся в его распоряжении автомобили должны обеспечиваться проблесковыми маяками с магнитными креплениями, позволяющими установить их на крыше ТС в течение 2-3 с.

Устранению возможных недоразумений и инцидентов, связанных с применением скрытого контроля, а также расширению его временных рамок способствует использование смешанного контроля, сочетающего в себе достоинства названных выше методов.

Смешанный контроль ведется инспекторами в форменной и гражданской одежде, соответственно использующими ТС специального и обычного исполнения. Сотрудники, несущие службу в гражданской одежде, занимаются выявлением и фиксацией правонарушений, а также передают информацию о них обычным нарядам ДПС, которые производят остановку ТС и принимают к нарушителям предусмотренные меры воздействия. В необходимых случаях к разбирательству привлекаются инспектора, обнаружившие то или иное правонарушение.

Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения. К проведению мероприятий по восстановлению движения привлекаются соответствующие должностные лица, а также участники дорожного движения.

Посредством распорядительно-регулировочных действий устраняются задержки движения транспорта, принимаются меры по освобождению проезжей части от технически неисправных ТС, выпавшего груза и других посторонних предметов, организуются объезды мест ДТП и прочих опасных участков улиц и дорог, осуществляется реверсирование движения по определенным направлениям и полосам, обеспечивается беспрепятственный проезд ТС специального назначения и ТС, перевозящих опасные, крупногабаритные, тяжеловесные и ценные грузы, участники движения предупреждаются об осложнении дорожных условий.

Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц производится для предотвращения ДТП и других преступлений. В настоящее время данный метод должен быть доминирующим в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа ДТА и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод, вместе с тем, в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.

3.2 Формы организации ДПС

Совокупность форм организации контроля дорожного движения можно условно подразделить на две группы: мобильные и статичные. К первой из них относятся:

1. Пеший патруль (пост).

2. Автомобильный патруль (автопатруль).

3. Мотоциклетный патруль (мотопатруль).

4. Патруль



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: