Сравнительные возможности разных способов эксплуатации нефтяных скважин




Факторы, осложняющие эксплуатацию Оборудование для подъема жидкости из скважин
Штанговые Электроприводные Гидроприводные Газлифт
Плун­жерные Винтовые Центро­бежные Диафраг­менные Поршне­вые Струй­ные  
Море X X XX XX XXX XXX XX
Пустыня XX XX X X XX XXX XX
Городская зона   XX XX XX XXX XXX XX
Одиночные сква­жины XXX X X X XXX XXX  
Куст скважин X XX XX XX XXX XXX XXX
Большая глу­би­на X       XXX XXX XX
Низкое забой­ное давление XXX XX XX XX XXX X X
Высокая тем­пе­ратура XX       XX XXX XXX
Вязкая жид­кость X XXX     XX XX X
Коррозионная жидкость X X   XXX XXX XXX XX
Наличие песка X     XXX X X XX
Солеотложения X X X XX XX XX  
Опасность обра­­­зования эмуль­сии XX XX X X XXX   X
Высокий га­зо­вый фактор X X     X XX XX

 

Примечание. Оценка работы 0 — плохо, X — удовлетворительно, XX — хо­ро­шо, XXX — отлично.

 

К недостаткам этого способа можно отнести:

1. Неэффективность для небольших месторождений и оди­ночных сква­жин.

2. Плохую работу при добыче эмульсии и вязкой нефти

3. Низкую экономическую эффективность при обводненнос­ти продукции сква­жин более 85 %.

4. Необходимость персонала высокой квалификации.

5. Проблему безопасности из-за высокого давления газа.

6. Невозможность эксплуатации глубоких скважин до полного истощения.

В связи с вышеизложенным, область применения газлифта находится в зо­не высокодебитных скважин.

Анализ состояния дел в нефтяной промышленности Россий­ской Федера­ции показывает что в ближайшем обозримом буду­щем большая часть нефти бу­дет добываться механизированным способом, в первую очередь — с по­мощью скважинных насос­ных установок

В настоящее время на нефтяных промыслах страны работает большое ко­ли­чест­во скважинных насосных установок всевозмож­ных конструкций, выпус­кае­мых различными фирмами

Цель настоящего издания – ознакомить работников нефтя­ной промышлен­нос­ти и машиностроительных отраслей с совре­менными насосными установ­ка­ми для добычи нефти, их харак­теристиками и областями применения

 

ГЛАВА I.

УСТАНОВКИ СКВАЖИННЫХ НАСОСОВ С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

 

СКВАЖИННЫЕ ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ НАСОСЫ

 

Скважинные центробежные насосы являются мно­гоступенчатыми машина­ми. Это обусловлено в первую очередь малыми значениями напора, создавае­мым одной ступенью (ра­бочим колесом и направляющим аппаратом). В свою оче­редь небольшие значения напора одной ступени (от 3 до 6 — 7 м водя­ного стол­ба) определяются малыми величинами внешнего диа­метра рабочего колеса, огра­ниченного внутренним диаметром обсадной колонны и размерами при­меняемого скважинного обо­рудования — кабеля, погружного двигателя и т.д.

Конструкция скважинного центробежного насоса может быть обычной и изно­состойкой, а также повышенной коррозионной стойкости. Диаметры и сос­тав узлов насоса в основном одина­ковы для всех исполнений насоса.

Скважинный центробежный насос обычного исполнения пред­назначен для отбора из скважины жидкости с содержанием воды до 99 %. Механических при­месей откачиваемой жидкости долж­но быть не более 0,01 массовых % (или 0,1 г/л), при этом твер­дость механических примесей не должна превышать 5 бал­лов по Моосу; сероводорода — не более 0,001 %. По требованиям тех­ни­чес­ких условий заводов-изготовителей, содержание свобод­ного газа на приеме на­со­са не должно превышать 25 %.

Центробежный насос коррозионностоикого исполнения пред­назначен для работы при содержании в откачиваемой пластовой жидкости сероводорода до 0,125 % (до 1,25 г/л).

Износостойкое исполнение позволяет откачивать жидкость с содержанием ме­ханических примесей до 0,5 г/л.

Рабочим органом скважинного центробежного насоса служит ступень на­сос­ная (СН) с цилиндрическими (ЦЛ) или наклонно-цилиндрическими ло­пат­ками (НЦЛ), состоящая из рабочего ко­леса и направляющего аппарата (рис 1.1).

Рис. 1.1. Ступень ЭЦН

1 — направляющий аппарат; 2, 4 — кольцевые безлопаточные камеры; 3 — рабочее колесо; 5 — нижняя опорная шайба; 6 — защитная втулка; 7 — верхняя опорная шайба; 8 — вал.

 

Ступени с ЦЛ применяются на номинальные подачи до 125 м3/сут (вклю­чи­тельно) в насосах с наружным диаметром 86 и 92 мм, до 160 м3/сут в насосах с диаметром 103 мм и до 250 м3/сут в насосах с диаметром 114 мм.

Ступени с НЦЛ применяются в насосах с большей подачей. В области свое­го применения ступени с НЦЛ имеют более вы­сокий КПД и более, чем в 1,5 раза увеличенную подачу, чем ступени с ЦЛ в тех же диаметральных габа­ри­тах. Наружный ди­аметр ступеней 70, 80, 90 и 100 мм.

Ступени размещаются в расточке цилиндрического корпуса каждой сек­ции. В одной секции насоса может размещаться от 39 до 200 ступеней в за­ви­си­мос­ти от их монтажной высоты. Максимальное количество ступеней в насосах дос­тигает 550 штук.

Для возможности сборки ЭЦН с таким количеством ступеней и разгрузки вала от осевой силы применяется плавающее рабочее колесо. Рабочее колесо в насосе не фиксируется на валу в осевом направлении и удерживается от про­во­ро­та призмати­ческой шпонкой. Колесо может свободно перемещаться в осе­вом направлении в промежутке, ограниченном опорными по­верхностями направ­ляю­щих аппаратов.

Колесо опирается на индивидуальную для каждой СН осевую опору, сос­тоя­щую из опорного бурта направляющего аппарата предыдущей ступени и антиф­рикционной износостойкой шайбы, запрессованной в расточку рабочего ко­леса; при этом утечка через переднее уплотнение колеса практически равна ну­лю. Но механический КПД ступени с плавающим рабочим колесом сни­жает­ся из-за потерь трения в нижней опоре колеса. Величина этих потерь в первом приб­лижении пропорциональна осевой силе, действующей на рабочее колесо ступени.

Относительная характеристика ступени насоса представлена на рис 1.2. Под относительной величиной понимается отноше­ние фактической величины к соответствующей величине на оп­тимальном режиме, при котором КПД дости­гает максимального значения [3].

На режимах, примерно на 10% превышающих подачу нуле­вой осевой си­лы, рабочее колесо СН может «всплыть», т.е. пере­меститься вверх вплоть до упо­ра, выполненного в виде верхней осевой опоры, состоящей из опорного бур­та на направляющем аппарате и шайбы, запрессованной в расточку рабочего ко­леса. Всплытие рабочего колеса сопровождается скачкообразным сни­жением на­пора, КПД и резким повышение потребляемой мощ­ности при увеличении по­да­чи. При уменьшении подачи от ре­жима открытой задвижки рабочее колесо мо­жет опускаться в нижнее положение при значениях относительной подачи q = 0,9 – 1,0.

Рис. 1.2. Относительная характеристика ступени:

1 — относительный КПД (h); 2 — относительный напор (Н); 3 — относительная осевая сила (Р ос); 4 — относительная мощность (N); q — относительная подача; Q — фактическая пода­ча; Q о — оптимальная подача, соответствующая максимальному КПД.

 

Наиболее распространенный в настоящее время способ раз­грузки колеса от осевой силы в ступенях с НЦЛ — создание при помощи выполненного у ко­ле­са второго верхнего уплотнения камеры за ведущем диском колеса, в ко­то­ром давление с помо­щью отверстий в ведущем диске уравнивается с давлением у входа в колесо (рис. 1.3, а). Разгрузка рабочего колеса позволяет существенно сни­зить осевую силу. Такие ступени по сравнению с аналогичными ступенями с неразгруженными рабочими колеса­ми имеют ряд преимуществ: повышенный ре­сурс работы инди­видуальной нижней опоры рабочего колеса, увеличенный КПД ступени.

Рис. 1.3. Конструкции ступеней:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: