Да я согласен с утверждением Гегеля: «Есть лишь один только разум, поэтому философия только одна и лишь одной может быть».




Вариант №5.

 

Выполнил

 

3. Город

 

4. Код доступа –

Пароль -

 

 

Вопрос №1

Согласны ли Вы с утверждением Гегеля: «Есть лишь один только разум, поэтому философия только одна и лишь одной может быть»?

 

Да я согласен с утверждением Гегеля: «Есть лишь один только разум, поэтому философия только одна и лишь одной может быть».

Диалектический метод встречался в философии и до Гегеля. Первоначально термин "Диалектика" означал искусство ведения спора и разрабатывался преимущественно в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта). Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую совершенную форму.

Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия, как единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей. Противоречие понимается здесь как мотор, внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к конкретному, ко всему более полному, истинному результату.

С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы современной ему культуры. На этом пути он всюду открывает напряженную диалектику, процесс постоянного отрицания каждого понятного, достигнутого состояния духа следующим, вызывающим в его недрах состоянием в виде конкретного ему противоречия.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал три основных закона диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Количество определял как внешнюю для бытия определенность. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера - это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу.

Все действительное, по Гегелю, разумно, постижимо средствами логики, т.е. постижимо в понятиях (такая концепция называется еще панлогизмом). Философская система Гегеля состоит из трех частей:

1. Логики

2. Философии природы

3. Философии духа.

Логика понимается Гегелем совершенно иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени существования этой науки (т.е. начиная с Аристотеля). По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная – учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи (мирового Духа, Бога).

Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» Абсолютной идеи. (Тем самым философ – идеалист разделяет религиозный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога). Как «среднее звено» системы, природа опосредует связь между Богом и человеком, человеческой историей и культурой.

Философия духа – это есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа:

1. Субъективный дух – индивидуальное сознание.

2. Объективный дух – воплощение («Объективацию») духа в мировой истории и гражданском обществе.

3. Абсолютный дух – общественные формы сознания (искусство, религия, философия).

Мировое развитие, по Гегелю, есть нечто иное как самопостижение, самопознание Абсолютной идеи – от абстрактного бытия до сотворенных ею высших субъективных форм (самая совершенная из них философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт – сознание Идеей самой себя. Гегелевская философия, в глазах мыслителя, выполняет такую сверх природную, сверх физическую роль.

Богатство Гегелевской философии отнюдь не сводится к ее формальной схеме. Гегелевская «Энциклопедия философских наук» поражает не только грандиозностью замысла – рассмотреть материальный и духовный мир в его саморазвитии, - но и конкретностью своего содержания. Труды философа («Наука Логики», «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по истории философии», «Лекции по эстетике» и др.) и ныне представляют собою энциклопедию гуманитарного знания.

Самое ценное философское достижение Гегеля – диалектика, диалектический метод. Гегель открыл и доказал, что противоречивость разума – не слабость его (как полагал еще Кант), а признак мощи, силы. Ибо из противоречий «соткан» весь мир. Диалектика познания воспроизводит диалектику познаваемого.

 

Диалектическая философия Гегеля, считавшего своей главнейшей задачей создание диалектики как науки, как системы, как логики. Не только для решения, но и для постановки такой грандиозной задачи Гегелю понадобилось охватить мыслью все сферы и грани человеческого знания, всю мировую культуру, войти, и весьма основательно, в самые различные области современной ему науки. Кроме того, ему пришлось для этого проявить исключительное историческое чутье и большую интеллектуальную смелость, подвергнув острой и глубокой критике.

Общий вывод гегелевской философии состоит в признании разумности мира. «Все действительное - разумно, все разумное – действительно». Однако разумен, истинен не результат развития (сам по себе); истинно, разумно само развитие, включающее в себя и свой результат. Зло и несовершенство мира могут и должны быть преодолены, ибо неразумие должно быть преодолено разумом. Философия Гегеля оказала огромное воздействие на сознание. Она отвечала общему умонастроению эпохи.

 

Вопрос №2

В чем суть субстанциональной и реляционной концепции пространства времени:

 

Пространство – одна из форм существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.

Время – одна из форм существования бесконечно развивающейся материи – последовательная смена ее явлений и состояний.

Человек, со времени своего появления, привык воспринимать окружающий мир при помощи органов чувств. Однако с их помощью удается познать не все. Есть вещи, доступные только умозрительному восприятию и анализу. Пространство и время были первыми абстракциями, при помощи которых стало возможно рассуждать о строении окружающего мира.

Выделяются две основные концепции в понимании сущности пространства и времени – субстанциональная и реляционная. Обе они возникли еще в Древней Греции и сохранили свою актуальность до нашего времени.

Реляционная концепция (от лат. relatio – «соотношение»), была выдвинута в работах Аристотеля. Она отрицает самостоятельную сущность пространства и времени, рассматривая их как особый вид отношений между материальными объектами.

Субстанциональная концепция (от лат. substantia – «сущность»), берет начало от пифагорейцев (Пифагор, Архит Тарентский и др.), а также элеатов (Ксенофан из Колофона, Парменид, Зенон Элейский) и первых атомистов (Левкипп и Демокрит). Данная концепция рассматривает пространство как самостоятельную физическую категорию – некую фоновую реальность, вместилище всего сущего, которое может быть или абсолютно пустым, или заполнено неосязаемой субстанцией (эфиром).

Идея мирового эфира была существенно развита в Новое время. Сначала Галилей признал эту концепцию несостоятельной, открыв возможность пустоты. Затем уже Декарт вновь обратился к эфиру, определив его как среду, в которой передаются механические воздействия.

Затем Ньютон опроверг такой «механический» эфир, создав концепцию абсолютного пространства-времени. По Ньютону, пространство и время не зависят от реальных процессов. Пространство Ньютона – пустое неограниченное вместилище тел, в котором происходят физические процессы и через которое могут передаваться физические воздействия. Время протекает одинаково во всех точках абсолютного пространства и во всех используемых системах отсчета. Таким образом, концепция абсолютного пространства-времени Ньютона – яркий пример субстанционального подхода к пространству и ко времени.

Противоположный, реляционный подход отстаивали Лейбниц и Мах. Лейбниц считал пространство видом отношений между материальными объектами.

И наконец, Эйнштейн, создав частную теорию относительности и изменив представление о пространстве и времени, утвердил субстанциональную концепцию пространства и времени, рассматривающую как основополагающую субстанцию именно пространство-время, а не материю.

Но и реляционная концепция пространства-времени также продолжает существовать по сей день (Френкель, Фейнман).

 

Вопрос №3

Философские аспекты эволюционной теории Дарвина:

В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции – борьба за существование и естественный отбор. При создании эволюционной теории Ч.Дарвин многократно обращается к результатам селекционной практики. Он пытается выяснить происхождение пород домашних животных и сортов растений, вскрыть причины многообразия пород и сортов и выявить методы, с помощью которых они были получены. Дарвин исходил из того, что культурные растения и домашние животные по ряду признаков сходны с определенными дикими видами, а это невозможно объяснить с позиции теории творения. Отсюда вытекала гипотеза, согласно которой культурные формы произошли от диких видов. С другой стороны, введенные в культуру растения и прирученные животные не остались неизменными: человек не только выбрал из дикой флоры и фауны интересующие его виды, но и существенно изменил их в нужном направлении, создав при этом из немногих диких видов большое количество сортов растений и пород животных. Дарвин показал, что основой многообразия сортов и пород является изменчивость – процесс возникновения отличий у потомков по сравнению с предками, которые обусловливают многообразие особей в пределах сорта, породы. Дарвин считает, что причинами изменчивости являются воздействие на организмы факторов внешней среды (прямое и косвенное, через «воспроизводительную систему»), а также природа самих организмов (так как каждый из них специфически реагирует на воздействие внешней среды). Определив для себя отношение к вопросу о причинах измеичивости, Дарвин анализирует формы изменчивости и выделяет среди них три: определенную, неопределенную и коррелятивную.

Определенная, или групповая, изменчивость – это изменчивость, которая возникает под влиянием какого-либо фактора среды, действующего одинаково на все особи сорта или породы и изменяющегося в определенном направлении. Примерами такой изменчивости могут служить увеличение массы тела у всех особей животных при хорошем кормлении изменение волосяного покрова под влиянием климата и т.д. Определенная изменчивость является массовой, охватывает все поколение и выражается у каждой особи сходным образом. Она ненаследственна, т.е. у потомков измененной группы при помещении их в другие условия среды приобретенные родителями признаки не наследуются.

Неопределенная, или индивидуальная, изменчивость проявляется специфично у каждой особи, т. е, единична, индивидуальна по своему характеру. При неопределенной изменчивости появляются разнообразные отличия у особей одного и того же сорта, породы, которыми в сходных условиях одна особь отличается от других. Данная форма изменчивости неопределенна, т.е. признак в одних и тех же условиях может изменяться в разных направлениях. Например, у одного сорта растений появляются экземпляры с разной окраской цветков, разной интенсивностью окраски лепестков и т.п. Причина такого явления Дарвину была неизвестна. Неопределенная, или индивидуальная, изменчивость имеет наследственный характер, т.е. устойчиво передается потомству. В этом заключается ее важное значение для эволюции.

При коррелятивной, или соотносительной изменчивости изменение в каком-либо одном органе является причиной изменений в других органах. Например, у собак с плохо развитым шерстным покровом обычно недоразвиты зубы, голуби с оперенными ногами имеют перепонки между пальцами, у голубей с длинным клювом обычно длинные ноги, белые кошки с голубыми глазами обычно глухи и т.д. Из факторов коррелятивной изменчивости Дарвин делает важный вывод: человек, отбирая какую-либо особенность строения, почти «наверное будет неумышленно изменять и другие части организма на основании таинственных законов корреляции».

Определив форму изменчивости, Дарвин приходит к выводу, что для эволюционного процесса важны лишь наследуемые изменения, так как только они могут накапливаться из поколения в поколение. Согласно Дарвину, основные факторы эволюции культурных форм – это наследственная изменчивость и отбор, производимый человеком (такой отбор Дарвин назвал искусственным).

Каковы же движущие силы эволюции видов в природе? Объяснение исторической изменяемости видов Дарвин считал возможным только через раскрытие причин приспособляемости к определенным условиям. Дарвин пришел к выводу, что приспособленность естественных видов, так же как и культурных форм, – результат отбора, но он производился не человеком, а условиями среды.

К факторам, ограничивающим численность видов (это значит, вызывающим борьбу за существование), Дарвин относит количество пищи, наличие хищников, различные заболевания и неблагоприятные климатические условия. Эти факторы могут влиять на численность видов непосредственно и косвенно, через цель сложных взаимоотношений. Очень большую роль в ограничении численности видов играют взаимные противоречия между организмами. Например, проросшие семена погибают чаще всею оттого, что проросли на почве, уже густо заросшей другими растениями. Эти противоречия принимают особенно острый характер в тех случаях, когда вопрос идет о взаимоотношениях между организмами, обладающими сходными потребностями и близкой организацией. Поэтому борьба за существование между видами одного рода жестче, чем между видами разных родов. Еще напряженнее противоречия между особями одного и того же вида (внутривидовая борьба).

В возникновения борьбы за существование, кроме перенаселения, Дарвин видел и другие причины. Самой общей ее причиной следует считать тот факт, что любой организм только относительно приспособлен к окружающей его среде, которая так или иначе не вполне соответствует его требованиям. Объясняется это тем, что физико-химические и тем более биотические условия среды всегда колеблются или изменяются в каком-либо определенном направлении. Это колебания температуры, количества влаги, солнечного света, состава и концентрации соленого раствора в водоеме, колебания количества пищи, численности и активности врагов, скорости размножения паразитов и т. д.

Естественным результатом противоречий между организмами и внешней средой является истребление части особей видов. Если часть особей каждого вида погибает в борьбе за существование, то остальные оказываются способными преодолеть неблагоприятные условия.

Выживание наиболее приспособленных особей Дарвин называл естественным отбором. Под ним не следует понимать какой-то выбор, так как здесь мы имеем лишь естественное следствие гибели менее приспособленных. Естественный отбор реализуется через действие естественных факторов среды (температура, влажность, свет, паразиты, конкуренты, враги, трудности добывания пищи и т.п.). Естественный отбор действует через сохранение и накопление мелких наследственных изменений.

Отбор происходит непрерывно на протяжения бесконечного ряда сшедующих друг за другом поколений и сохраняет главным образом те формы, которые в большей мере соответствуют данным условиям. Естественный отбор и элиминация части особой вида неразрывно связаны между собой и являются необходимым условием эволюции видов в природе.

Схема действия естественного отбора в системе вида, по Дарвину, сводится к следующему:

1. Изменчивость свойственна любой группе животных и растений, и организмы отличаются друг от друга во многих различных отношениях.

2. Число организмов каждого вида, рождающихся на свет, больше того числа, которое может найти пропитание и выжить. Тем не менее, поскольку численность каждого вида в естественных условиях постоянна, следует предполагать, что большая часть потомства гибнет. Если бы все потомки какого-либо вида выживали и размножались, то весьма скоро они вытеснили бы все другие виды на земном шаре.

3. Поскольку рождается больше особей, чем может выжить, происходит борьба за существование, конкуренция за пищу и место обитания. Это может быть активная борьба не на жизнь, а на смерть или менее явная; но не менее действенная конкуренция, как, например, при переживании растениями засухи или холода.

4. Среди множества изменений, наблюдающихся у живых существ, одни облегчают выживание в борьбе за существование, другие же приводят к тому, что их обладатели гибнут. Концепция «выживания наиболее приспособленных» представляет собой ядро теории естественного отбора.

5. Выживающие особи дают начало следующему поколению, и таким образом «удачные» изменения передаются последующим поколениям. В результате каждое следующее поколение оказывается все более приспособленным к среде обитания; по мере изменения среды возникают дальнейшие приспособления. Если естественный отбор действует на протяжении многих лет, то последние отпрыски могут оказаться настолько несхожими со своими предками, что их можно будет выделить в самостоятельный вид.

Может также случиться, что некоторые члены данной группы особей приобретут одни изменения и окажутся приспособленными к окружающей среде одним способом, тогда как другие ее члены, обладающие другим комплексом изменений, окажутся приспособлены иначе; таким путем от одного предкового вида при условии изоляции подобных групп может возникнуть два и более видов.

 

Вопрос №4

Факторы определяющие развитие общества:

 

1. объективные – это такие условия, которые не зависят от сознания и воли людей и определяют характер их деятельности

1.1 это природно-климатические факторы, влияющие на характер и уровень общественного производства, что конкретизируется в понятии способа производства. Это – одно из ключевых понятий марксистской концепции сущности общества, понимаемое как единство производительных сил и производственных отношений в ходе создания материальных благ. Динамика способа производства состоит в том, что производительные силы на определенном этапе развития общества перерастают рамки существующих производственных отношений. Это приводит к социальному взрыву, революции, насильственному изменению отношений собственности и власти. Идея смены способов производства, определяющей в основном ход истории, породила дискуссию о соотношении формационного и цивилизационного подходов. Понятие цивилизации плодотворно для объяснения хода истории прежде всего тем, что позволяет синтезировать объективный подход и субъективный фактор, связанный с деятельностью человека. В понятии «человек цивилизованный» пересекаются два типа исторического времени – линейное и циклическое. Если при формационном подходе на первый план выходят четыре человека, связанные с господствующем способом производства и вытекающими из него отношениями, то во втором случае каждый человек предстает как плод одной из ветвей древа культуры своего народа.

 

2. Субъективный фактор – это деятельность отдельных людей, их групп, классов, партий. В истории нужно указать на самую существенную особенность социального действия как своеобразной «клеточки» социального организма.

Она состоит:

2.1 Адаптивно-адаптирующем характере деятельности человека, с помощью которой он активно изменяет среду в соответствии со своими целями и потребностями, образуя «вторую природу», мир культуры или «неорганическое тело человека». Эта искусственная среда обитания характеризует любую из историко-культурных форм, а ее создание является итогом творческого развития орудийного характера деятельности.

2.2 Орудийная деятельность резко стимулирует становление и развитие сознания, придает ему целенаправленный характер, в отличие от животной целесообразности.

2.3 На этой основе формируется субъективность человека, которая возможно только в процессе совместной, коллективной деятельности, появляются солидарность и альтруистическое поведение. Можно сказать, что одной из закономерностей истории является то, что в XIX-XX вв. возрастает социальная активность человека в смысле идентификации его с определенной общностью. Это относится к национальному и классовому самоопределению, где наряду с объективными основами детерминации имеет немалое значение субъективный фактор. Обеспечивая человеку мощную социальную поддержку и защиту, общность может в тоже время жестко регламентировать жизнедеятельность человека, подавляя его свободу и индивидуальные особенности.

На рубеже XX-XXI вв. субъективный фактор истории все более и более смещается в сторону национальных интересов, взаимодействия и соперничества религии и цивилизации, что находит отражение в соответствующих типах идеологии. В то же время не снижается острота социальных противоречий, особенно по линии «богатый Север – бедный Юг».

 

Как известно, развитие общества может быть устойчивым, если оно характеризуется необратимым, направленным и закономерным увеличением эффективности и масштабов общественного производства, повышением уровня жизни людей. При этом имеется в виду саморегуляция взаимоотношений человека с окружающей средой и обеспечение удовлетворения потребностей нынешнего поколения без ущерба для будущих поколений.

 

Непременным условием устойчивого развития общества является безопасность человека и окружающей среды, их защищенность от воздействия вредных техногенных, природных, экологических и социальных факторов.

Безопасность и устойчивость развития общества - два взаимосвязанных понятия, имеющих важное значение при выборе ориентиров и путей достижения высокого материального и духовного уровней жизни людей.

В общем случае под безопасностью, включающей техногенные, природные и экологические аспекты, обычно понимается состояние защищенности человека, общества и окружающей среды от чрезмерных вредных воздействий техногенных, природных и экологических факторов.

Безопасность крупного города, по нашим представлениям, является собирательным понятием, отражающим защищенность жизненно важных интересов всех категорий его населения, промышленно-хозяйственных систем, жилищных ресурсов, материальных и духовных ценностей, а также всей системы управления и жизнеобеспечения от широкого спектра внешних и внутренних, различных по своей природе угроз, включая политические, экономические, техногенные, экологические. Уровень безопасности промышленного региона, города определяется состоянием общественного развития, научно-техническими и экономическими возможностями по созданию и внедрению во всех сферах хозяйственной и иной деятельности технологий, исключающих или снижающих до приемлемого уровня возможность возникновения аварий и катастроф и не представляющих опасность для окружающей среды.

Уровень безопасности, удовлетворяющей общество, выбор стратегии ее обеспечения с учетом путей развития экономики, инвестиционных намерений на тех или иных территориях, в регионах, в том числе в крупном городе, осуществляется исходя из определенных принципов. На основе анализа международной и отечественной практики может быть названо несколько таких принципов:

- принцип безусловного примата безопасности и приоритета сохранения здоровья над любыми другими элементами качества жизни;

- принцип приемлемой опасности и риска, в соответствии с которым устанавливаются нижний допустимый и верхний желаемый уровни безопасности, и в этом интервале, с учетом социально-экономических и других соображений, выбирается приемлемый уровень безопасности и риска;

- принцип минимальной опасности, в соответствии с которым уровень риска устанавливается настолько низким, насколько это реально достижимо, исходя из допущения, что любые затраты на защиту человека и окружающей среды являются оправданными;

- принцип последовательного приближения к абсолютной безопасности, т.е. к нулевому риску, а также другие принципы, представляющие собой сочетание или развитие вышеприведенных.

Устойчивое развитие общества характеризуется постоянным ростом среднестатистической ожидаемой продолжительности предстоящей жизни. При этом оптимизация темпов роста ожидаемой продолжительности жизни предусматривается, исходя из интересов как настоящего, так и будущего поколений, и проводится с учетом прогнозируемых техногенных, экологических и других нагрузок на объекты биосферы, а также социально-экономических соображений.

Стоимость увеличения ожидаемой продолжительности предстоящей жизни определяется двумя основными видами расходов:

Ø расходами на медицину, питание, жилье, транспорт, отдых, культуру, разным образом влияющими на ожидаемую продолжительность жизни;

 

Ø расходами на предотвращение и компенсацию отрицательного влияния техногенной деятельности и опасных природных явлений на ожидаемую продолжительность жизни. Уровень безопасности существенно зависит от структурной и инвестиционной политики в развитии экономики и, в известной степени, является индикатором социально-экономического благополучия региона и государства. В связи с этим важное значение имеет принятая за основу концепция размещения производственных и других объектов, являющихся источниками техногенной опасности.

Вопрос №5

Проблема истины в философии:

 

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это правильное отражение действительности. Если конечной и опосредованной целью познания является практика, то непосредственная его цель - истина и она всегда связана со своей противоположностью – заблуждением.

Основные свойства истины:

1)объективность - это первый признак истины, которая обусловлена реальной действительностью, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей;

2)истина есть процесс:

2.1 абсолютная истина – элемент знания, который никогда не может быть опровергнут в будущем,

2.2 относительная истина – выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

3)истина всегда конкретна – истинное знание всегда определяется в своем содержании условиями места, времени и другими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно точнее.

 

Проблема критерия истины: каким образом можно ограничить истину от заблуждения? В истории философии предлагались разные критерии, наиболее адекватно и содержательно этот вопрос разработан в диалектико – материалистической философии. В качестве решающего критерия истины здесь считается общественная практика во всем объеме своего содержания и форм, а также в целостном историческом развитии. Дополнительным, вспомогательным, производным от практики является логический, теоретический критерий истины.

 

В философии на сегодняшний день можно указать наличие по крайней мере, следующие концепции истин. Все они имеют как позитивные, так и негативные стороны:

 

1. Классическая теория истин. Истин - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.

2. Когерентная концепция рассматривает истину соответствие одних знаний другим.

3. Прагматическая концепция. Это концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то что полезно для человека.

4. Конвенциальная концепция. Истин - это то, что считает большинство.

5. Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, с другой человек самоволен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир.

6. Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина это божее откровение.

 

Истина - декватное отражение объект познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мир в диалектике ее развития. В идеалистических систем ха истин понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его природными формами (К нт). По Гегелю, истин есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризм состоит в понимании истинности как соответствии мышления ощущениям субъект или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успех (прагматизм), либо, как наиболее простой взаимо согласованности ощущений.

Общая черта различных концепций истины в современной западной философии - отрицание объективности содержания знания.

Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенции листских трактовок и различных форм релятивизм.

На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно дек ватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мир и бесконечностью процесс его познания. Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим объективным содержанием включается в последующие этапы познания.

 

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, с учетом реальных условий, конкретной обстановки. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъект, заключается в практике.

Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок теоретических построений.

 

Вопрос№6

Проблема формирования человека:

 

Проблема формирования человека как личности является традиционной и одновременно актуальной. Проблемными считаются и сами понятия «личность» и «развитие».

Личность – в самом общем виде – это индивид, как субъект отношений и сознательной деятельности, который обладает устойчивой системой социально значимых черт, сознанием и самосознанием.

Под развитием личности понимают 2 типа явлений:

1. Биологическое развитие, т.е. органическое созревание мозга и анатомо-биологических структур. Это развитие происходит спонтанно, не зависимо от человека.

2. Психическое развитие, т.е. определенная динамика умственного и волевого развития.

Эти 2 вектора развития происходят одновременно, но не параллельно.

Результаты исследований указывают на то, что лич­ность человека в единстве ее социальных, нравственных и психологических свойств и признаков формируется в про­цессе всей его жизни и деятельности.

Формирование лич­ности — сложный, противоречивый и в то же время зако­номерный процесс, находящийся под влиянием 2 групп факторов: биологических и социальных.

Соотношение биологического и социального в форми­ровании личности еще не раскрыто во всех своих тонких; взаимосвязях. С одной стороны, в процессе формировавния личности в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий (сюда относится образование, воспитание, социальные условия жизни, культура, традиции, обычаи и т.д.) С другой стороны, при этом действуют и биологические (даже генетические) факторы— такие, как особенности нейродинамических процессов, безусловные реакции, инстинкты, темперамент и др.

1. биологический фактор:

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками. Носителями наследственности в природе выступают гены. Данные генетической науки убедительно свидетельству­ют о том, что наследственных социальных программ по­ведения человека не существует; речь может идти лишь о наследственных биологических программах, хранящих информацию о свойствах организма. Наследственные программы включают в себя все общее, что делает человека человеком: расположенность к интенсивной социально жизни, к трудовой деятельности, к задаткам речи и мышления.

От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной системы и патологические свойства.

В воспитательном плане биологический фактор представляет серьезную проблему. Некоторые ученые (Торндайк) утверждают, что биологические факторы являются определяющими в процессе формирования личности, другие считают, что доминирующими выступают социальные. В действительности очень нелегко отличить изменчивость, возникающую под влиянием воспи­тания, образования, всего комплекса социальных усло­вий, от влияния генотипа. Например тот факт, что дети воспроизводят формы поведения родителей, еще мало говорит о роли биологиче­ской наследственности, поскольку родители регулируют воспитание детей, а те сами подражают родителям, ис­пытывая при этом влияние семейной среды.

В современной генетике намечается тенденция взаимопроникновения, т.е. индивидуальные личностные свойства человека определяются взаимодействием генетической системы (биологического фактора) и внешних условий (социального фактора). Утверждается, что оба они не отменяют и не исключают друг друга, а находятся в тесном взаимодействии.

2. социальный фактор:

Множество ученых, среди которых особняком выделяются просветители, утверждают, что на 9/10 человек стал человеком благодаря социальному влиянию. («Воспитание может все…»)

 

Вопрос №7

Проблема соотношения природного и технологического мира:

 

Появление в 30-е гг.XX в. теории информации, а затем и кибернетики, как науке об управлении и связи в животном и машине резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило в корне изменить произ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: