Пантеизм был формой перехода от догматического, религиозного мировоззрения к научному пониманию природы.
46. Идеи гелиоцентризма Н. Коперника
Гелиоцентризм - (от греч. helios - солнце) - концепция, согласно к-рой солнце является центром, вокруг к-рого обращаются планеты, в т. ч. и земля
47. Социально-политическая философия Н. Макиавелли. Цель оправдывает средства – основной тезис учения Н. Макиавелли.
Ему принадлежит обоснование необходимости светского государства, которое создаст необходимый порядок в обществе, обуздав изначальное зло человеческой природы. Идеи Макиавелли о возможном использовании для усиления государственной власти и достижения своих политических целей антигуманных средств получили название макиавеллизм.
48. Социально-утопическая философия Т. Мора. «Утопия».
«Утопия» (англ. Utopia) — книга Томаса Мора (1516), название которой стало нарицательным. Автор озаглавил свой труд следующим образом: «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
49. Наукоцентризм как основная черта философии Нового времени.
Наукоцентризм - тип мировоззрения, ориентирующийся на науку как основу конструирования мировоззренческой системы.
50. Ф. Бэкон – основоположник эмпиризма Нового времени. «Знание – сила».
Эмпиризм (греч.опыт) - учение в теории познания, считающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается в опыте и посредством опыта.
51. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».
Декарт (1596 - 1650) - французский математик и философ. Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук. Исходя из теории рационализма, предполагал наличие в человеческом уме, врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания.
52. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».
«Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» — название сочинения английского философа Т. Гоббса, посвящённого проблемам государства. Левиафан — библейское чудовище, изображённое как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»).
Война всех против всех (лат.Bellumomniumcontraomnes) — понятие социальной теории Томаса Гоббса, описывающее естественное состояние общества до заключения «общественного договора» и образования государства.
53. Сенсуализм Д. Локка.
Сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания.
54. Идея «tabularasa» («чистая доска») Дж. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах».
Tabularasa (лат.) — чистая доска. У Локка — сознание до всякого опыта.
55. Географический детерминизм Монтескье.
Географический детерминизм — концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.
56. Философия И. Канта – основоположника немецкой классической философии: основные понятия – «вещь в себе», «ноумен», «феномен», «априоризм»
Вещь в себе (нем. Dingansich; англ. thing-in-itself; фр. choseensoi; лат. cosainse), но́умен (греч.νούμενον «постигаемое» от νοέω «постигаю») — философский термин, обозначающий явления и объекты умопостигаемые, в отличие от чувственно постигаемых (данных нам в объективной реальности) феноменов; вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.
Согласно И. Канту, Феномен – всё, что может быть предметом возможного опыта; Феномен противостоит ноумену, или "вещи в себе".
Априоризм - учение Канта, полагающее время и пространство не зависящими от человека, а существующими изначально
57. Два вида знаний по И. Канту: априорное (доопытное) и апостериорное (полученное в результате опыта).
Под априорным знанием Кант понимал всеобщие и необходимые, не зависящие от опыта понятия, под апостериорным знанием — все опытное знание, которое случайно и единично.
58. «Категорический императив» - основной закон этики И. Канта. «Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом».
Категорический императив — высшее предписание этики канта (прежде всего, в «критике практического разума») - не основан на опыте, его часто называют априорным моральным законом, а саму этику канта — априорной этикой.
Суть его в следующем:
· Поступай так, чтобы правило твоей воли могло иметь силу принципа всеобщего законодательства; такое правило должно распространятся на всех, в том числе и на тебя;
· Относится к другим людям надо также, какого отношения ты ждешь к своей персоне;
· К человеку нельзя относится как к средству для решения своих интересов.
59. Разработка основных законов и категорий диалектики с позиции объективного идеализма.
Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:
1. закона единства и борьбы противоположностей;
2. закона перехода количественных изменений в качественные;
закона отрицания отрицания.
60. Антропологический материализм Л. Фейербаха – «философия будущего» - учение о человеке.
Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии.